Джабиров И. Динамичные мазки лаконичного портрета

Зура Итсмиолорд
       Признавая аксиологическое первенство культуры, человек разумный отдает ей приоритет в качестве предмета познания. Поэтому она и является основным предметом философского размышления. Это не просто совокупность высоких понятий и ценностей. Культура не существует вне человека и его общественных отношений.  Предметы, окружающие нас являются лишь внешними формами культуры. Со временем они становятся памятниками культуры, но ни самой этой культурой. И суть кризиса культуры состоит в смене ценностей, которые еще совсем недавно были очевидны. Ценности культуры не погибают. Они становятся другими. Все явственнее проступают черты духовного кризиса человечества. Имеет ли человеческая жизнь (и вместе с ней человеческая  история) разумный смысл? Насколько необходим язык для познания действительности? Как взаимосвязаны специфический уклад жизни и способ мышления? Как познание связано с воспитанием? И почему добро без свободы оборачивается злом?
        И это всё вопросы психологии и философии, истории и культурологи, литературы и живописи.
  Удивительно, но все эти науки тесно взаимосвязаны в контексте удивительной по задумке, познавательной по содержанию работы Ибрагима Джабирова «Под небом Северной Пальмиры».
      Если до сих пор, дорогой читатель, Вы слышали о нем, как о талантливом журналисте и мастере кисти и холста,  то после прочтения этого фундаментального труда, он предстал глубоким исследователем не только живописи, но и души человеческой. Я в легком замешательстве. Никак не могу понять, почему данный труд не выставлен на защиту, как работа ученого.
      Ни для кого не секрет, что состояние государства зависит, прежде всего, не от наличия товаров и денег, а от нравственности его граждан. Джабиров - лицо чеченского народа. К таким, как он, тянутся люди. И Ибрагиму есть чем поделиться. То,  что создано автором, влияет на общество и преображает его. Не буду говорить о своем интересе к творчеству Петра Захарова - академика живописи. Материальное творение художника-портретиста, несомненно, - творение высшего разума.
      Благодаря зоркости видения и умения запечатлеть мелочи,  автор показал нам внутренний мир Петра Захарова. Мы учимся у Джабирова видеть колористическое и композиционное единство работ художника. Он раскрывает ведущую роль портретного жанра (поворот от общечеловеческого к индивидуальному началу). И художник слова заостряет свой карандаш на человеческих качествах, которые кажутся ему главными.
      Широкими динамичными мазками, избегая мелких подробностей, разными жанрами, художник слова нарисовал портрет мастера, подчеркивая самое характерное в его облике, раскрыл его внутренний мир. Приоткрыл завесу тайны межличностных отношений и показал глубину переживаний, силу ностальгии и размытые границы между добром и злом. Конечно, гармония и симметрия цветовых пятен ведет к единству тонального решения картины посредством строго продуманной цветовой перспективы. Развитие событий, цепь повествования ведет нас к определенному умозаключению. Мы переживаем за юного Петрушу, пытаемся подставить плечо в трудные для него часы. И не можем смириться с его ранней смертью.
     Духовное наследие Джабирова, равно, как и Петра Захарова, значительно и разнообразно. Будет правильным по прочтении данного труда заняться исследованием творчества Ибрагима Джабирова.
 Аллах нам всем в помощь!