Кунгираты в восточном Дешти-Кипчаке в 13-15 веках

Жаксылык Сабитов
Кунгираты в восточном Дешти-Кипчаке в 13-15 веках.
Опубликовано в Вестнике Евразийского национального университета. № 3(88). 2012. С.121-124.

Данный вопрос не становился предметом отдельного исследования в научной литературе. В данной статье предпринята попытка начать изучение истории племени кунгират в 13-15 веках в Восточном Дешти-Кипчаке. Кунгираты в 13 веке в письменных источниках локализируются в трех местностях в улусе Джучи. Судя по Рашид ад-Дину к кунгиратам относились и были близки следующие подроды: икирас, олхонут, каранут, кунлиут, элджигин, куралас [Рашид ад-Дин, 1-1, 161].
1. Кунгираты и потомки Орда-джена: как известно Орда-эджен родился от Сартак из племени кунгират [ИКПИ, 94]. Муизз ал Ансаб называет ее как Саркаду [Муизз, 38]. У самого Орда-эджена все три жены были из рода кунгират [ИКПИ, 94-95] Целый ряд же потомков Орда-эджеа были из рода кунгират: у Сартактая (сын Орда-эджена) и Тимур-бука (внук Орда-эджена) были женаты на сетрах Худжийан и Байалун, чья сестра Кутуй-хатун была женой Хулагу. Также у Тимур-Буки первая жена была из племени кунгират и была дочерью Тесу-нойона [ИКПИ, 100]. Можно предположить, что этот Тесу-нойон был известным Тесу-нойоном, сыном Гараки-нойона эльджигина (подрод кунгиратов) и отцом Булаган-хатун, жены ильхана Газана [Рашид ад-Дин, 1-1, 166]. У Коничи, сына Сартактая 2 из 4 жен были из племени кунгират [ИКПИ, 95]. У Баяна, сына Коничи 2 из трех жен были из племени кунгират [ИКПИ, 96]. У Кули, сына Орда-эджена одна из трех жен была из племени кунгират [ИКПИ, 98]. Можно заметить очень тесные брачные связи кунгиратов с правителями улуса Орда-эджена (Орда-эджен, Коничи, Баян, Тимур-Бука). Можно предположить, что одна из ветвей кунгиратов проживала в улусе Орда-эджена и играла там не последнюю роль. Один из четырех эмиров Джучи был из племени кунлиут: Кетилтай кунлиут [Муизз, 39], вполне возможно, что кунгираты из улуса Орда-эджена были его потомками.
2. Кунгираты в Джулате (Кавказ). Согласно Таварихи Гузидайи Нусрат-наме предок Али-бека кунгирата был одним из нукеров Шибана, сына Джучи [Мустакимов, 231]. На основе дастана о Шибане нами была выдвинута версия, что эмиры, указанные в том дастане получили 3 улуса, в Западной части улуса Джучи: Бурулдай кият получил улус Кара улак, Тук-Буга улус Крым, а предок Алибека кунгирата получил улус Джулат [Сабитов, 61]. Данное известие подтверждается легендой о происхождении эмира Нангудая: его дед знаменитый нойон или царевич Ногай, отец Акхадай (Агадай) правил вилаетом Булгар в течение 22 лет и совершал походы против русских и черкесов. Агадай погиб в 713 году хиджры (1312-13) от рук мангыта Сонкор-мирзы. Его сын Нагдай (Нангудай), правитель черкесов, стал беклярбеком при Узбек-хане [Зайцев, 14]. Видимо его хорошие взаимоотношения с Узбеком основаны на том, что свое детство и молодость согласно Утемыш-хаджи, Узбек провел среди черкесов, подданных Нангудая и его отца Агадая. Здесь можно высказать предположение, что Акхадая и «знаменитого» Ногая можно отождествить с Золотоордынским темником Ногаем и Актаджи (сын дочери Тугулджи) [ИКАИ, 99]. Тугулджа позже вышла замуж за Таза, сына Мунджука [ИКАИ, 100], что вкупе со взрослым сыном говорит о том, что она уже была один раз замужем за отцом Актаджи. Кроме совпадения двух имен и эпитета знаменитый (Ногай действительно был известен, про другого «знаменитого» Ногая мы не знаем ничего), есть некоторые параллели в биографиях, оба погибли насильственной смертью, один в Крыму (от рук ), другой в битве с мангытом Сонкор-мирзой. Кроме того подходит хронология событий (Актаджи умер в 1298-99 годах, а «легендарный» Агадай в 1312-13 годах). Таким образом можно предположить, что один из шибанидских нойонов из племени кунграт был женат на дочери Ногая Тугулдже, от которой у него остался сын Актаджи (Агадай), который погиб в Крыму в 1298-99 годах. Актаджи был отцом Нангудая, который при Тохте не был известным, но при Узбеке, Нангудай стал одним из четырех эмиров Узбек-хана. Также стоит отметить, что географическая идентичность места правления деда Алибек кунгирата (эмир Тохтамыша) и Нангудая, может служить косвенным свидетельством родства этих двух персонажей.
3. Кунгираты в Хорезме. «Дай-нойон имел брата по имени Даритай; у него было четыре сына: Ката, Буюр, Такудар и Джуй-кур.6 Большинство их и их детей брали девушек из рода Чингиз-хана, а в его (род) давали [своих]. Их ранг [мансаб] был таков, что они сиживали выше сыновей [Чингиза] и все были эмирами левого крыла. В настоящее время также на службе каана и во владениях [улус] Угедея, Чагатая и Джочи из их прямых потомков имеется много зятьев. Салджиутай-гургэн, отца которого называют Булаган-нойон, сватавший когда-то Калмыш-ака, дочь Кутукту, и Эбугэн-гургэн, который прибыл в качестве гонца из улуса Токта, -- принадлежат к той же кости» [Рашид ад-Дин, 1-1, 161]. Исходя из этого отрывка понятно, что Салджидай-гурген и Эбуген-гурген были потомками Даритая, дяди Борте-фуджин или Дай-нойона, отца Борте-фуджин. Если исходить, из того, что Салджитай был дедом Тохты, а Кельмиш-ака его бабушкой, то можно предположить, что они примерно по поколениям соостветсовали поколениям джучидов. Таким образом, Тукан (дед Тохты и внук Джучи), Кельмиш-ака (внучка Толуя) и Салджитай были ровесниками и отстояли на равное количество поколений от Чингиз-хана и детей Даритая и Дай-нойона. Следовательно, Салджитай был правнук детей Даритая или Дай-нойона, а его Булаган был правнуком  Даритая или Дай-нойона и внуком одного из их сыновей.
Как известно, Салджитай-гурген и Эбуген-гурген имели в своем подчинении 5 тысяч [Рашид ад-Дин, 1-2, 271]. Согласно Рашид ад-Дину юрт Сальджитая находился близ Хорезма [ИКПИ, 123-124]. Исхаков Д.М. и Измайлов И.Л. высказывали также идею, что известный эмир Узбек-хана Кутлук-Тимур был из племени Кунгират. Как известно он сам был сыном дочери Менгу-Тимура и его сын Харунбек был женат на дочери Узбек-хана [Исхаков, 154]. С учетом того что улус Кутлук-Тимура был расположен в Хорезме, как и улус Салджитая кунгирата, можно согласиться с этой точкой зрения.
Дальнейшая история кунгиратов связана в основном с потомками Нангудая. Согласно шежире Бердаха у Нангудая (Нагадай) было 30 сыновей [Жданко, 53]. Согласно казахским шежире у Нангудая (Наганай) было три сына: Мелде-бий, Орын-бий и Жыгал-мирза. У Жыгал-мирзы (по другим данным Мелде-бия) было два сына Кудайберген (Котенши) и Танирберген (Коктын улы), которые стали предками казахских коныратов [Халидуллин, 78]. Согласно другим данным Мелде-бий, Орын-бий и Жыгал-мирза были единоутробными братьями (сыновья Нангудая от Калампыр) [Кукашев]. Дочь Нангудая Каак была замужем за Узбек-ханом [ИКАИ, 221]
Нангудай погиб только во время великой замятни от рук лже-Кельдибека [ИКПИ, 255].
Его сын Хусейн Ак Суфи фактически основал отдельное государство в Хорезме, не зависимое от Золотой орды, где в это время разворачивалась великая замятня. Его дочь Тугди-би была замужем за эмиром Тимуром [Муизз, 116], другая дочь Хан-зада была замужем за Джахангиром, сыном Тимура  другая дочь Хан-зада была замужем за Джахангиром, сыном Тимура [Муизз, 133] и Миран-шахом, сыном Тимура [Муизз, 141]
Позже Тимур проводил экспансию по отношению к Хорезму и династия Суфи утеряла власть там. Юсуф Суфи, брат Хусейна Ак-Суфи воевал с Тимуром, а Сулейман Суфи бежал от Тимура и стал служить Тохтамышу. В первом столкновении Тохтамыша и Тимура в 1391 году на стороне Тохтамыша были Али, Сулейман Суфи и Науруз кунгираты. В 1395 году появился еще Давуд Суфи, зять Тохтамыша. Исхаков Д.М. и Измайлов И.Л. предположили, что этот Али и есть Али-бек кунгират [Исхаков, 148], но судя по первоисточнику Али-бек уже отошел от дел и тот Али был Йасури [ИКПИ, 357]. Также можно предположить, что Давуд суфии был кунгиратом на основе его окончания имени –Суфи. Можно предположить, что али-бек кунгират был сыном или внуком Нангудая.
При Едиге в 1408 году был проведен поход на Москву, где участвовал ряд князей. По нашему предположению участвовавший в походе Юсуп, сын Сулеймана [Селезнев, 120], является сыном Сулейман-суфи кунгирата.
Далее можно отметить, что в истории Восточного Дешти-Кипчака 15 века незаслуженно мало места уделяется Мухаммед-беку кунгирату. Согласно Таварихи Гузидайи Нусрат-наме он был из потомков Алибека кунгирата [Мустакимов, 234]. В Муизз ал Ансаб упоминается великий эмир племени Кунгират Манклай Мухаммед-ходжа, которого можно отождествить с Мухаммед-беком, служившим Абулхаир-хану. Манклай Мухаммед-ходжа согласно Муизз ал Ансаб был братом матери Хаджи-Мухаммед-хана [Муизз, 42]. Вполне возможно участвовавший в походе на Москву 1408 года Мухаммед является как раз таки Манклай Мухаммед-ходжой из племени кунгират.
По нашему мнению он не идентичен Мухаммед-беку, сулжившему Абулхаир-хану. Согласно Тарихи абулхаир-хани среди сподвижников Абулхаир-хана известно всего три кунгирата: Мухаммед-бек, Йаглы-ходжа и Урус. Согласно Бинаи Инак-Йаглы-ходжа и Урус были братьями [МИКХ, 97], при этом Масуд Кухистани об этом не сообщает. Можно предположить, что Мухаммед-бек также являлся братом Урусу и Йаглы-ходже. Данные трое кунгиратов впервые встречаются при воцарении Абулхаир-хана и в его битве с Махмуд-ходжа-ханом. С учетом известия о том, что Махмуд-ходжа воевал с туменами кунгратов и сальджиутов вполне можно предположить, что после поражения от Махмуд-ходжа-хана кунгираты во главе с Мухаммед-беком присоединились к Абулхаир-хану и выступили против Махмуд-ходжа-хана. Мухаммед-бек позже участвуют почти во всех мероприятиях Абулхаир-хана кроме похода на Ахмада и Махмуда, но при этом в том походе участвует Йаглы-ходжа. С учетом того что данный поход мог иметь место в 1460-х годах, мы вполне можем предположить, что Мухаммед-бек к тому времени уже скончался.
В Муизз ал Ансаб приведены генеалогии тех кунгиратов, которые служили Хусейну Байкаре. Хусейн Байкара после битв с Мустафой-ханом (сын Гияс ад-Дина, сына Шадибека) направился в Адак по приглашению кунгиратского эмира Ак-Суфи и пробыл там до середины 1460-1461 года [Ахмедов, 143]. Из списка эмиров присоединившихся к нему мы можем увидеть: Ак-Суфи, его сыновей Даулат-Суфи и Шах-Суфи, брата Хасана Суфи, Искандера кунгирата, Артук-Суфи, а также Мухаммед-Суфи, сына Мирак Ак суфи [Муизз, 188]. Здесь стоит отметить, что у Андо Широ данный эмир указан просто как сын Ак Суфи [Широ, 196]. Вполне возможно Мирак это неправильное написание эмир-ака (старший эмир). Таким образом, можно предположить, что Мухаммед-бек, приближенный Абулхаир-хана и Мухаммед Суфи, сын Ак Суфи это одно и тоже лицо. С учетом того что сам Мухаммед Суфи далее не упоминается, а упоминаются его дети, можно предположить, что Мухаммед-бек (он же Мухаммед Суфи) умер непосредственно вскоре после прихода в Адак Хусейна Байкары. Чуть позже Усман кунграт, сын Мухаммеда Суфи в союзе с Якуб-огланом (брат Махмуда и Ахмада) свергли Мустафу-хана и выгнали его из Вазира на Мангышлак [Ахмедов, 143]. Позже Усман кунграт присягнул Хусейну Байкаре у переправы на берегу реки Амударья [Муизз, 188], а его брат Афак присоединился к Хусейну Байкаре после второго захвата Астрабада и до захвата Герата [Муизз, 189]. Также среди жен Хусейна Байкары указана Тулак-бигим, дочь Хасана Суфи и сестра Амира Юсуфа [Муизз, 187]. Также у Хусейна Байкары третьим хранителем большой печати в дни казачества был Бухлул Суфи [Муизз, 191], чья генеалогия неизвестна, но который на основании приставки –Суфи может являться представителем династии Суфи. После воцарения хранителем большой печати стал Назар Суфи, сын Юсуфа Суфи [Муизз, 192]. После воцарения Хусейна Байкары и до 1505 года правителем Хорезма стал Чин-Суфи [Ахмедов, 146].
В данной статье также не была затронута личность Хайдара (Айдара) кунгирата, беклярибека в Западной части улуса Джучи в первой половине 15 века. Довольно трудно будет идентифицировать его генеалогию при столь малом количестве источников.
В итоге среди кунгиратов бывшего улуса Джучи можно выделить три генеалогические линии:
1. Линия Орда-эдженовских кунгиратов, которые имели тесные связи с домом Орда-эджена. Предположительно они относились к кунгиратскому подроду кунлиут и были родственниками Кетилтая кунлиута.
2. Линия Салджитая, потомков Дай-нойона или Даритая в Хорезме. Представители данной линии проявили себя особенно активно в эпоху правления Тохта-хана и Узбек-хана. К этой лини принадлежали Булаган, Салджитай, Яйлак и Эбуген. Также скорее всего к данной ветви принадлежали Кутлук-Тимур, его братья Сарай-Тимур и Мухаммед-ходжа [ИКАИ, 361], которого можно отождествить с Мухаммед-ходжой аль-Хорезми, начальником Таны и Азака, упомянутым в указе Узбека 1331 года [Элита, 136], а также Харун-бек сын Кутлук-Тимура.
 3. Линия Нангудая, который был сыном Акхадая, которого мы отождествляем с Актайджи, внуком Ногая. Представители данной линии попали в улус Джулат вместе с одним из Шибанидов. Один из представителей данного клана породнился с Ногаем, женившись на его дочери, таким образом, в их родовой легенде появился «знаменитый нойон или царевич Ногай». Нангудай при Узбек-хане смог достичь власти, его многочисленные потомки правили де-факто независимо Хорезмом, периодически служа ханам улуса Джучи. Его дети Хусейн Ак Суфи и Юсуф суфии правили независимо Хорезмом. Его потомки Али-бек Сулейман-Суфи и Науруз служили Тохтамыш-хану. Юсуф, сын Сулейман Суфи (данное утверждение представлено в качестве рабочей гипотезы), участвовал в походе 1408 года на Москву. Другим кунгиратом в эту эпоху был Манклай Мухаммед-ходжа, дядя Хаджи-Мухаммеда, который также мог быть Мухаммедом, участником похода на Москву 1408 года.
Мухаммед-бек, сын Ак Суфи начал свою политическую деятельность, поддерживая Абулхаир-хана в его войне с Махмуд-ходжа-ханом. Около 1460 года он присягнул Хусейну Байкаре и вскоре скончался, этим объясняется его отсутствие среди эмиров Абулхаир-хана, воевавших с Ахмадом и Махмудом. Усман, сын Мухаммед-бека, поддержал Якуб-оглана, брата Ахмада и Махмуда и сверг Мустафу-хана, но позже он ушел и подчинился Хусейну Байкаре. Большая часть кунгиратов с того периода подчинялась Хусейну Байкаре и была правящей верхушкой в Хорезме.

Литература:

1. Ахмедов Б.А. Государство кочевых узбеков. Москва. Наука. 1965. 194 с.
2. Жданко Т.А. Очерки исторической этнографии каракалпаков. Москва. 1950. 172 с.
3. Зайцев И.В. «Астраханское ханство». Москва. Восточная Литература. 2006. 303 с.
4. История Казахстана в арабских источниках. Т.1. Алматы. Дайк-Пресс. 2005. 711 с.
5. История Казахстана в персидских источниках. Т.4. Алматы. Дайк-Пресс. 2006. 620 с.
6. Исхаков Д.М., Измайлов И.Л. Этнополитическая история татар (III - середина XVI вв.). Институт истории АН РТ. Казань: Школа, 2007. 356 с.
7. Кукашев Р. Конраты. http://nomad-kazakhstan.kazakh.ru/nomad-kazakhstan/3705.php
8. Материалы по истории Казахских ханств XV-XVIII веков: (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). Алма-Ата. Наука. 1969. 650 с.
9. Муизз Ал Ансаб. История Казахстана в персидских источниках. Т.3. (Муизз ал Ансаб) Алматы. Дайк-Пресс. 2006. 672 с.
10. Мустакимов И.А. «Сведения таварихи Гузидайи Нусрат-наме о владениях некоторых джучидов»//Тюркологический сборник. 2009-2010. Москва. 2011. С. 228-248
11. Рашид ад-Дин «Сборник Летописей» т.1 ч. 1. Москва. 1952. 198 с.
12. Рашид ад-Дин «Сборник Летописей» т.1 ч. 2. Москва. 1952. 281 с.
13. Сабитов Ж.М. Улусы джучидов в 1242-1266 годах// Национальная история татар: теоретико-методологические проблемы. Выпуск 2. Казань. 2011. С. 46-63.
14. Селезнёв Ю.В. Русско-ордынские военные конфликты XIII–XV веков. Справочник. Москва. 2010. 224 с.
15. Селезнев Ю.В. «Элита Золотой Орды». Казань. Издательство Фэн АН РТ. 2009. 232 с.
16. Халидуллин О.Х. Конырат. Алматы. 2005. 220 с.