Специфика патриотического воспитания в России

Максим Гуреев
     Специфика патриотического воспитания в России. Морально-нравственный аспект.

Патриотическое воспитание представляет собой сложный процесс целенаправленного и ценностно-ориентированного комплексного воздействия на формирование личности. В орбиту системных действий по выработке целостного мировоззрения полноценного гражданина конкретной страны неизменно входит национальная, семейно-родовая и моральная идентификация. Примечательно, что в России Любовь к Родине отображает не только специфическую жизнедеятельность социума, но и предстаёт в качестве ключевой проблемы становления и развития государственности, защиты независимости и самостоятельности консолидированного сообщества от внешней экспансии, а также реализует духовно-нравственные ориентиры жизни. Практически вся история культуры и цивилизации нашего Отечества достаточно наглядно репродуцирует то обстоятельство, что во все периоды её развития национально-патриотическая идея являлась одним из доминирующих факторов, обеспечивавших консолидацию и позволявших преодолевать обществу самые проблемные кондиции.

Следует отметить, что, помимо комплексности, российское патриотическое воспитание подразумевает также актуализацию критерия внетемпоральности или бесконечно развёрнутой темпоральности. Череду официально значимых событий, мероприятий, акций, либо субъективированных нравственных актов и личностно решаемых ситуаций невозможно даже теоретически заключить в какие-то конкретные хронологические рамки. Элементом, перманентно включённым в системы семейного и государственного воспитания, а также превосходящим таковые, является самовоспитание. Оно продолжается всю сознательную жизнь, и только на основании его проявлений возможно профессионально судить о наличии или отсутствии патриотизма у конкретных граждан. Любая ангажированность способна обнажить нелицеприятный конформизм, корыстную заинтересованность в коммерческом или символическом поощрении. Истинная Любовь к Родине, как и Любовь вообще, бывает только искренней, либо её не бывает вообще. Помимо всего прочего, патриотизм максималистичен по своей природе, что предполагает и некоторую жертвенность.

Невозможно научить патриотизму «манкурта» – того, у кого обрезана архетипическая национальная память; нереально заставить полюбить образцы чуждой культуры (первый провальный опыт реформ Петра Великого); в корне неверно делать государственный заказ на патриотизм (далеко не каждый советский гражданин был хорошо знаком с маленьким по объёму, но значимым по содержанию текстом «Морального кодекса строителя коммунизма»; а нынешние так называемые молодёжные политические движения России занимаются ничем иным, как коммерческой профанацией национальной идеи).
Современные реалии социализированной жизни в нашей Стране фиксируют не только феномены острой борьбы с международным терроризмом, но и внутриструктурные противоречия, отображающие, в частности растущий уровень классовой дифференциации. Соответственно, патриотизм и патриотическое воспитание российских граждан в очередной раз идентифицируются политиками и учёными как важнейшие категории, непосредственно влияющие на общественную и государственную безопасность. Нравственное развитие социально активной личности молодого человека, способного выработать готовность к самореализации не только для достижения субъективно трактуемого благополучия, но и в целях социального прогрессивного развития, вновь становится в достаточно острых формах необходимым фактором, влияющим на успешное развёртывание социокультурных и политико-экономических преобразований в стране.

В настоящее время в соответствии с различными программными документами осуществляется более или менее системная работа по совершенствованию патриотического воспитания молодёжи в России, принципиальной координации активности общественных объединений и организаций в интересах комплексного полноценного развития детей и молодёжи, совершенствованию научно-методологических основ таковой работы, обеспечению информационной поддержки разных регионов и субъектов страны. Утверждена и функционирует, например, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», в которой оговорен механизм реализации такового и даже зафиксирован конкретный объём финансирования (777,2 млн. рублей) [1]. Однако многие социокультурные и психолого-педагогические вопросы так и остаются нерешёнными.

Например, достаточно дискуссионной темой в связи с проблемой патриотического воспитания является отсутствие комплексной культурной цензуры. Если у ненормативной лексики, как частного проявления девиантного поведения, достаточно мало шансов обрести «свой микрофон» в рамках школьно-академического пространства, то в пространстве коммерциализированных СМИ (в частности, в Интернете) каждый реципиент без каких-либо серьёзных возрастных ограничений или образовательных барьеров имеет возможность не просто выплеснуть накопившийся слой негативной частной энергии, но и сознательно или бессознательно, беспринципно транслировать образцы полностью асоциального демонтажа здоровых идей и ценностей. Более-менее действенной до сих пор остаётся цензура политическая, не пропускающая в широкие тиражи открытую и резкую критику современной партийной номенклатуры, но что касается разрушения морального облика любого другого гражданина, то в силу разных причин оно остаётся почти безнаказанным или даже поощряемым (ни для кого не секрет, на какие аморальные способы решаются «журналисты» так называемой жёлтой прессы ради привлечения внимания к своему изданию).

Постепенное вступление российского общества в информационное пространство постиндустриального мира, эпохальные глобализационные трансформации спровоцировали необходимость глубокой рефлексии в связи с оформлением новых культурных констант современного патриотизма. Высокая культура Любви к Отчизне, прежде всего, выявляет духовную сущность отношения личности к своей Родине и всему человечеству в целом. Такой патриотизм включает в свою структуру мировоззрение, основанное на подлинно гуманистических идеалах и ценностях. В силу того, что советский патриотизм, во многом основанный на коммунистической идеологии (которая всегда предполагает некоторую штампованность фактов сознания), по вполне естественным причинам утратил свою актуальность, многие современные исследователи и морализаторы выдвигают задачи обновления методологического инструментария по формированию патриотического сознания граждан.

В данном контексте вдвойне актуальной становится нравственная дифференциация реципиентов. По всей видимости, нет смысла притягивать за уши то, чего нет и, в принципе, никогда не будет. Гораздо целесообразнее определиться с кругом конкретных лиц, которые способны самосовершенствоваться.


Примечания:

1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» // Материалы сайта Федерального архивного агентства. – Режим доступа: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml.



Впервые опубликовано в:

Гуреев М.В. Специфика патриотического воспитания в России. Морально-нравственный аспект // Ребёнок в современном мире. Дети и Родина: материалы международной молодёжной конференции (г. Киров, ВятГГУ, 14-15 мая 2012 г.) [Электронный ресурс]. – Киров: ООО «Коннектика», 2012. – 1 электрон. оптич. диск (CD-ROM диск). ISBN 978-5-905755-02-6. - (0,2 п.л.).