Рассказы о Пушкине. С чем же я остался?

Асна Сатанаева
    Всю зиму 1826-27 года в Москве Александр Сергеевич только и занимался, что Катериной Ушаковой: на балах, на гуляньях он говорил только с ней, а когда случалось, что её почему-то нет, то он « сидит целый вечер в углу,задумавшись, и ничто уже не в силах развлечь его!»...

Уезжая в Петербург 16 мая 1827 года, он написал в альбом Екатерине грустные строчки:

В отдалении от вас
С вами буду неразлучен,
Томных уст и томных глаз
Буду памятью размучен;
Изнывая в тишине,
Не хочу я быть утешен,—
Вы ж вздохнете ль обо мне.
Если буду я повешен?

       «Он уехал в Петербург, может быть, он забудет меня; но нет, нет, будем лелеять надежду, он вернется, он вернется безусловно! Держу пари: читая эти строки, ты думаешь, что твоя дорогая сестра лишилась рассудка; в этом есть доля правды, но утешься: это ненадолго, все со временем проходит, а разлука — самое сильное лекарство от причиненного любовью зла... Город почти пустынен, ужасная тоска (любимые слова Пушкина). Прощай, дорогой брат, надеюсь получить от тебя такое же длинное письмо. В ожидании этого удовольствия остаюсь навсегда преданная тебе, послушная, ленивая, безумная и любящая Катичка, называемая кое-кем Ангел» - писала она брату .
      
       Екатерина оказалась права: разлука стала действительно лекарством..., но для Александра Сергеевича.В Петербурге он увлекся Анной Олениной, сватался, получил отказ…
 
       В марте 1829 года, вернувшись в Москву, Александр Сергеевич бросился к милой Екатерине. Но при первом же посещении дома на Средней Пресне, где жили Ушаковы, узнал плоды своего непостоянства: Екатерина была помолвлена с князем Долгоруким.
        - С чем же я остался? – вскрикнул уязвленный поэт .
         Бывшая невеста не растерялась:
        - С оленьими рогами.
 
        Но Пушкин собрал сведения, порочащие Долгорукова и упросил отца барышни не  выдавать Екатерину за него. И доказательства о женихе, добытые им, оказались такими, что свадьба действительно расстроилась, а Александр Сергеевич продолжал ездить к Ушаковым до самой своей свадьбы с Натали,продолжая дружить с сестрами,  шутя и разыгрывая их.
         В альбомах обеих барышень остались рисунки, стихи, шуточные посвящения, карикатуры… Вот, например, на Оленину и Пушкина:

        Как поймаю рыбочку
        Я себе на удочку,
        То-то буду рада,
        То-то позабавлюсь,
        То-то разгуляюсь!

       Под другим рисунком с мужской фигурой, с длинными вьющимися волосами и бакенбардами,что, несомненно, выдает Пушкина, следующая подпись:

       Прочь, прочь, отойди!
       Какой беспокойный!
       Прочь, прочь! Отвяжись,
       Руки недостойный!
 Это  та же Оленина, которая подает руку другому молодому человеку.

       Так шутница мстила непостоянному поэту…
       Екатерина Николаевна Ушакова до самой своей смерти любила поэта и хранила  его письма к себе. И лишь когда умирала, приказала дочери подать шкатулку с письмами Пушкина и, несмотря на её просьбы, сожгла их, говоря:
      -Мы любили друг друга горячо, это была наша сердечная тайна: пусть она и умрет с нами…