Кое-что из автобиографии

Андрей Ярошенко
               
                Учеба. От шести классов - до кандидатской, а затем член Российского союза писателей.               
               
   Часто приходится слышать от молодежи, от их родителей нелепость, что призыв на службу в армию,  лишает юношу возможности получить высшее образование.  Решил  для молодежи рассказать, как мне пришлось проходить свои «университеты». В книге «Судьба родовая» моя прожитая жизнь изложена более подробно, а здесь только кратко, об образовании. Как я карабкался по каменистым тропам науки. Для краткости все побочные моменты опускаю. 
      
   В первый класс сельской школы я пошел в 1936 году, когда мне шел девятый год отроду. Это были годы начала жестоких репрессий в нашей стране, чего мы, дети, тогда не понимали. Первым моим учителем был молодой, еще не женатый человек – Василий Иванович Иващенко. Высокий, красивый, высокой нравственности, исключительно внимательный и заботливый учитель. Затем он ушел на войну и вернулся без ноги, но я его после школы уже никогда не видел.
   
   Жилье наше располагалось в трех километрах от школы, на окраине деревни Мохнатый Лог (Мохнатка), в виде хуторка. Там жили в основном украинцы и потому эту часть Мохнатки называли Украиной. Зимой, когда были сильные метели и холода, Василий Иванович пользуясь тем, что школа располагалась рядом с конторой колхозного правления, выпрашивал у руководства колхоза повозку, и нас развозили по домам. Но это как исключение. Со второго по шестой класс школа была за пять километров, но мы уже были «взрослые», да и Василия Ивановича уже рядом не было. Добирались туда и обратно  самостоятельно в любую погоду.

      В 1941 году началась Великая Отечественная война, старшего брата Михаила призвали в Армию, и я после шестого класса учебу в школе закончил. Работал в колхозе до 1944 года, а в 1944 году тоже ушел служить в Вооруженные силы.

    Солдатская служба оказалась очень длинной, с участием в войне с Японией, и только в 1951 году я возвратился в гражданку. Однако, солдатская служба была такой АКАДЕМИЕЙ в моей жизни, какая обогатила и мое мышление, и мою силу воли на всю жизнь. Я встречался с такими людьми, каких потом уже никогда не встречал в своей жизни (подробно в моей книге "Судьба родовая").

    В гражданке пришлось быть не долго, всего год и несколько месяцев. Начал готовиться к учебе в вечерней средней школе. Но, будучи  в запасе, без моего ведома и согласия, Министром Обороны мне было присвоено воинское звание- «лейтенант» и  в 1952 году я вновь был призван в Армию. Теперь уже на двадцать лет!

   С первых дней службы цель была одна – получить среднее образование. В селе Тоцкое, Оренбургской области, где стояла наша воинская часть - отдельный батальон химзащиты, (село известное по Тоцким военным лагерям, там испытывали атомную бомбу), была вечерняя школа, и мне командование разрешило ее посещать.

    В год получения аттестата зрелости пришел приказ: всем офицерам, кто не имеет военного образования сдать экстерном за общевойсковое военное училище. На следующий год еду в город Уфа для сдачи экстерном экзаменов и получения диплома.
Но… прибыло нас 150 человек, а счастливчиками оказались только 50. Я в том числе.
После получения  общего среднего и среднего военного образования – диплома «Общевойсковой командир», возникает новая цель, новый прилив сил – достичь высшего образования. А у меня уже семья и трое детей!

    Не буду подробно о различных препонах при учебе офицеров в гражданских вузах, но  я получил возможность сдавать экзамены в одном из ведущих в то время вузов страны  – Саратовском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского. Увидев огромные красивые корпуса университета, обнесенные красивой фигурной  железной изгородью, побывав в читальном зале, какого я до того никогда еще в жизни не видел, мне казалось, что все это сон. Но пришлось поверить, что это наяву. Начались экзамены.

    Набранных балов хватило для зачисления меня студентом этого государственного университета, на исторический факультет, где мне, к великому сожалению, пришлось учиться только три года. И все - таки я не верил, что я уже студент, пока не получил студенческий билет, а затем и зачетную книжку. Через некоторое время меня по службе переводят в Калининградскую область, в ракетные войска стратегического назначения,  а затем в Белоруссию, в город Пинск. Ездить в Саратов и дорого, и много занимало  времени. Перевожусь в Белорусский государственный университет,  который  успешно закончил и получил диплом о высшем образовании.

    Хоть обучение было и заочным, но по чужим конспектам не учился. Два факта. 1. Еще до сих пор можно пользоваться моими университетскими конспектами по Истории искусств. 2. Однажды я получил задание на контрольные работы по истории, где были указаны первоисточники для ее выполнения,  пришлось обратиться городской библиотеке через МБА в библиотеку им. Ленина (ныне главная российская  государственная библиотека) и запросить те первоисточники. Но работать в библиотеке у меня не было времени, и я обратился в ленинку с просьбой выдать мне те книги на дом, что совершенно не мыслимо. Но моя просьба была столь убедительна, что мне было разрешено получить книги на дом. Вот копия их ответа в городскую библиотеку на  форменном бланке, что немало удивило работников библиотеки:

 «Разрешаем Вам, только в виде особого исключения и единственный раз, выдать на дом читателю В/библиотеки т…высланные нами по МБА книги: (перечислены). Срок пользования этими книгами мы продляем до 20 апреля с.г. Просим вернуть их в срок.
     Тов… просим обеспечить полную сохранность книг. Зав. Отделом абонемента…».
(В моей книге «Судьба родовая» ксерокопия этого документа).
   
    Как говорится: аппетит приходит во время еды. И я сразу же, после получения диплома о высшем образовании начал готовится к сдаче кандидатских экзаменов. Срок службы шел к концу, выслуги лет было достаточно. Уволился в запас и поступил работать в вуз ассистентом на кафедру истории. Экзамены были сданы, началась работа над диссертацией.
   
    Успешно защитив диссертацию, начал готовить монографию для поступления в докторантуру. Но… началась перестройка и моя учеба прервалась. Теперь продолжается только практика.
    
    В активную литературную деятельность вступил поздно, в 80-летнем возрасте, но кое-чего добился. А недавно получил удостоверение члена Российского союза писателей.
            
                Не в рюмке хмельного искал я покой,
                Не в граммах дурманного зелья.
                В познании мира я счастье искал,
                И помнил про род свой и племя.

     Желаю молодежи кое-что позаимствовать из моего жизненного опыта. И только вперед!