О Володе Высоцком...

Горовой Геннадий
О Володе Высоцком я песню придумать решил...

Эти слова Булата я поставлю эпиграфом к моему рассказу- крику души и исповеди. Мне было 6 лет, когда я открыл для себя песни Кумира. Был далекий 81 год, после ЕГО смерти. Все началось с песен "Жираф" и Кук. А потом пошло-поехало. На тот момент у нас не было магнитофона, "Электроника-302" появился намного позже. Так что все было на гибких пластинках и бобинах, которые мы слушали у знакомых. Записи, мягко говоря, не самые лучшие. Но крик души можно было почувствовать уже тогда.

Позже появилась серия пластинок, где были собраны почти все песни Высоцкого. Их было штук 16, и день выхода новой был для меня целым событием. В основном я их покупал в универмаге "Беларусь", на другом конце Минска. Помню, как в 8 классе поехал туда сразу после экзамена. Это была лучшая награда и подарок самому себе. Особенно запомнился день, когда мы пошли к знакомому на всю ночь смотреть "порнуху", если "Греческую смоковницу" можно так назвать. И песни Высоцкого были нашими верными спутниками. От "Ты меня не дождешься, петля", до "З/К Васильев и Петров З/К". Ведь в 8 классе хотелось почувствовать себя "бывалыми". Вспоминаю это с улыбкой.

Позже пришло понимание второго дна величайших песен. На тот момент любимыми стали "Спасите наши души", "Мирррррррррррр Вашему дому" и другие военные песни. А слова " Но плевать я хотел на обузу пррррррррримет, у него есть пррррррррррределлллллл- у меня его нет"- это смысл и девиз моей жизни. Понятно, что почти все песни я знаю наизусть и с удовольствием ору при первой же возможности. И часто в беседе с новыми знакомыми вставляю цитаты. И когда человек отвечает тем же- понимаешь, что мы на одной волне.

У Володи есть много песен, которые невозможно понять, как он их написал, ведь человек должен что-то испытать, прежде чем описать. А ОН описывает в таких подробностях- что понимаешь, что Высшие силы ему подсказывали. "Врежут там- я на этом, врежут здесь- я на том". Как человек, не прошедший лагеря, может ТАК написать? Загадка. Можно тысячи раз рассказывать про Вадима Туманова, КоханоЙского и других приятелей и друзей, которые жили в Магадане и были "там", но это не приблизит отгадки. Это не только мурашки по телу, а дрожь, причем и после тысячного прослушивания песни. Как Человек, не бывавший на войне, может петь от имени истребителя "Мирррррр Вашему дому", или с горечью и болью просить прощения за "Я случайно вернулся, вернулся, вернулся, вернулся... Ну а Ваш не сумел". А про подводников? Только Розенбаум может сравниться по силе и напору, а также мастерству. И от "Спасите наши души" я дрожу так же, как от Розенбаумовской "Чтоб друзей спасти, мы себя задраим намертво, это знают все, кто глубинам клятву дал".

Моей настольной книгой была книга Марины "Владимир, или прерванный полет", которую я зачитал до дыр. Потом появилась куча скандалов вокруг этой книги и самой Марины, но "Я жив, 12 лет тобой храним"- объясняет все. Ведь это она дала Володе возможность посмотреть мир и ездить на "Мерсах". От путешествий по миру до запоев. От дружбы и до интервью японцу после ЕГО смерти, которое Марина описывает в конце книжки. Как я представлял себя на Таганке... Как мне хотелось быть шестидесятником. Я даже получил книжку с подписью "Гене- от Вени". Как я дрожал над ней. Эта книга была о НЕМ. А Смехов был одним из близких друзей Володи. Как и Золотухин. Понятно, что Личность такого масштаба не могла не вызывать сплетни и зависть. И понятно, что отношения между актерами Таганки были не идеальными. Но все это сходит на нет через столько лет. Мне очень нравятся Володины посвящения Любимову. 
Пей, атаман! Здоровье позволяет,
Пей, куренной, когда-то - Кошевой.
Таганское казачество желает
Добра тебе! Спасибо, что живой!

А Демидова своей бестактной шуткой очень взбесила Володю в последние дни его жизни. Ставлю цитату как она есть:
—   А слабо, ребятки, сыграть еще раз.
Никто даже не улыбнулся, только Володя вдруг остро посмот­рел на меня:
—   Слабо, говоришь? А ну как — не слабо!
Понимая, что это лишь «слова, слова, слова...», но, зная Воло­дин азарт, я, на всякий случай, отмежевалась:
—   Нет уж, Володечка, успеем сыграть в следующий раз — 27-го ...» НЕ УСПЕЛИ...
 
"Прерванный полет"- одна из мощнейших его песен. "И ту, которая одна, недолюбил, недолюбил, недолюбил, недолюбил..." И "Памятник", который был написан в 1973, за 7 лет до смерти. Поэт-пророк. И тут же сам себе противоречит "Пророков нет в Отечестве своем, да и в других Отечествах не густо". Тема смерти проходила красной нитью через его произведения, любой поэт о ней думает. "За упокой души Высоцкого, блаженной памяти Дассена..."- очень трепетная песня Вадима Егорова- тонкого лирика, которого я уважаю. У меня тоже были такие чувства, когда в 37!!! впервые побывал на Ваганьково, где ЕГО рукой и написал свой шедевр. Самое интересное, что во второй раз я вспоминал очень редкие песни, которые не слушал довольно долго. А самые известные отошли на второй план. Что-то ОН мне хотел сказать этим. Надо понять- что.

Было очень жалко отдавать всю коллекцию пластинок перед отъездом в Израиль, но выбора не было, ведь багаж ограничен. Так же, как 8 альбомов марок, значки и кучу всего дорогого и ценного. В Израиле я учился в "олимовском", то есть иммигрантском классе, и записи Высоцкого переписал очень быстро, так как многие привезли с собой кассеты. А когда записался в библиотеку- сразу купил там двухтомник Кумира, и проверял разные варианты песен, отмечая карандашиком неточности, или разные варианты одной и той же песни.

Все эти годы я мечтал побывать на Ваганьково, и до сих пор не могу простить тетке, что в 90 в Москве не дала возможности там побывать, несмотря на мои чуть ли не мольбы. И поэтому я лелеял эту мечту все годы. И когда сейчас, в свои 37, впервые в жизни туда попал- это было что-то... Как будто обрел смысл жизни и тяжкий груз свалился с плеч. Ощущение абсолютно мистическое. Особенно меня шокировало, что у могилы почти нет людей, да и цветов мало. Понятно что это не 25 января или июля, но все-таки... Мы гуляли по кладбищу часа 3, всматриваясь в лица на памятниках и любимые имена- от Леонида Филатова до Георгия Вицина и других, и вспоминали все светлое, что связано с этими людьми, оставившими свой такой глубокий след в жизни любого русскоязычного человека, где бы он ни жил.

Но даже и здесь не обошлось без улыбок. Мы шли по кладбищу и спросили двух ребят, как пройти к могиле Миронова. Оказалось, что это "братаны" из Иваново, которые шли к памятнику Соньки Золотой Ручки и просили ее благословение в "делах". Понятно, что они нам налили. И мы выпили за память Володи, расстались вполне мирно и даже получили приглашение в Иваново.

А после этого пошли в клуб Высоцкого на Таганке, где покушали очень вкусно, разумеется, с водкой и не чокаясь. Меня очень сильно шокировало то, что в его клубе не ставят Володины песни. Понятно, что в душе они всегда звучат, но именно в клубе владельцы просто обязаны чтить память о Человеке-Легенде, которого будут помнить еще тысячи лет. Такое невозможно понять. В тот день не удалось попасть в музей, обязательно это сделаю в ближайшем будущем. Подводя итог, это просто мое путешествие к себе и балансу в жизни. Не ожидал, что в Москве так быстро его найду. Действительно, стены помогают. Следующий пункт моего путешествия- Арбат и Булат. Так что, до встречи и новых рассказов. А это- то самое стихотворение- крик души, которое было написано ночью после этого дня. Точно ОН водил моей рукой. Очень сильное и мощное стихотворение, на много уровней выше моего обычного уровня. И как после этого не верить в высшие силы и души?

Ваганьково

Сегодня были у Володи,
И тяжелее стало вроде-
Ведь водка нас не пробирает,
И даже слез не убирает.

Мне 37, то возраст лучших,
Ушедших в Вечность тех могучих-
От Пушкина и до Рембо,
И как они писать слабо.

Но дань свою отдать пытаюсь,
И от души пишу стихи-
Чтоб им на небе сладко спалось,
И нам простили все грехи.

Ведь мы душою чище стали,
И пили,плакали-рыдали,
Молились за людей хороших
И за Фатьянова Алешу.

И Влада видели, Сережу,
Что в Константиново родился,
И про Федота почитали,
И режиссеров вспоминали.

Миронов там и Енгибаров,
Таланты долго не живут...
Но на душе так тяжко стало-
Ведь ценишь их безумный труд...

Букеты и венки там были,
Петра Фоменко хоронили.
Была могила та свежа-
По сердцу лезвие ножа.

А на могиле у Володи
Цветов немного мы нашли,
Людей там было очень мало,
Мы с чувством тяжести ушли.

Мне 37...давно хотел
Попасть туда, где был сегодня.
И мир стал чуточку светлей,
Как в светлый праздник новогодний.

Всегда мы будем слушать песни-
Ведь все они о жизни, чести,
О мире, о Любви, насилье...
Володя не любил бессилье.

Я всем советую пойти
И навестить могилы эти,
Тогда наш будет мир другим
И меньше войн на этом свете.

Теперь на сердце стало легче,
Ведь помянули мы ЕГО,
И сверху ОН на мир наш смотрит,
Не забывая никого.

Цветы всегда и толпы будут,
Кумира люди не забудут,
Мечтаю только я о том,
Чтоб спал Володя мирным сном.