Печёркины. предисловие

Наталия Овчинникова -Печёркина
Святая связь времен утрачена
Нас больше нету, господа,
Плывем, распяты, расказачены
Из ниоткуда в никуда.
                (Из стихотворения Жданова-Луценко)



 

Эх, Россия, ты Россия! Что с  тобой случилось? Занедужила, хромаешь, вязнешь по колено в грязи. Что делать? Извечный вопрос. Одни,что пожестче, поухватистее, на деньгу молятся; все готовы продать, все купить – лишь бы барыш получился. Только одного понять не могут, что как человек имеет деньги, так и деньги имеют человека. Другие, что душой помягче, но без деловой хватки , в рюмку заглядывают. Опустил нос чуть поглубже, и вот она, водочка, ухватила за обе ноздри – не вырваться.
У третьих зараза новая, пострашнее ,лет двадцать как появилась – наркомания, все больше и больше народа губит. Четвертые в разврате купаются- мужики бабам уподобляются; девки продажные почетным караулом вдоль дорог стоят. Ребятишек беспризорных столько в войну не было, сколько сейчас их бедует. И  снова спрашиваешь: где выход и что делать? Так может, для начала вспомним, кто мы и откуда; как жили наши отцы, деды и прадеды, и что мы потеряли, не сумев сберечь?!
Мне довелось испытать многие беды - и нищету и предательство, но всегда  источником жизненных сил и примером для подражания был для меня мой род. Это помогло выжить, не растерять себя.
 Я - малый осколок Оренбургского казачьего племени, земли которого были раскинуты когда-то  на территории современной Челябинской и Оренбургской областей и граничили с Казахстаном. А Казахстан  был  всего лишь частью Российской империи. Его коренное население называли кыргыз-кайсаками. Вели они кочевой образ жизни и часто совершали набеги на крестьянские села и казачьи станицы, угоняли скот, воровали девок. Это было настоящим бедствием, и боролись с ним казаки. Кто же такие казаки? Долгий спор ведут историки об их происхождении – одни считают, что это обрусевшие половцы, другие – что беглые каторжники и крепостные, сбивавшиеся в разбойничьи ватаги. Наверное, правы и те и другие.
      Казачество всегда было вольницей, жившей по своим законам – сами выбирали себе атаманов; а казачий круг был и правительством  и судом и полицией одновременно. Казаки были первопроходцами, заселяли неосвоенные земли, строили там форпосты, потом станицы. Бок о бок  с оренбургскими казаками жили татары и башкиры. Не меняя вероисповедания , они могли стать приписными казаками. Среди георгиевских кавалеров первой мировой немало выходцев из татаро-башкирского населения.В оренбургском войске служили также нагайбаки, принявшие крещение еще при Иване Грозном.
 Казачье войско было уникальным по своей сути, так как само себя кормило, одевало и вооружало.Самые отчаянные порой и караваны "шерстили".Тряхануть богатого купчишку грехом не считалось.С особым шиком носили казаки шелковые бухарские халаты,добытые в этих налетах.Верблюды были обычной живностью на казачьих подворьях. Екатерина II поняла всю бессмысленность борьбы с казачьей вольницей и даровала казакам в вечное пользование земли, освободив их от податей и налогов. Казаков обрядили в единую форму и обязали нести службу по защите рубежей от набегов кочевых соседей.
     С трех-пяти лет казачёнка приучали к седлу, оружию. К 21 году, к призыву, это был настоящий воин- кавалерист ,хорошо стреляющий, владеющий холодным оружием. Ежегодно в казачьих войсках устраивали состязания по стрельбе, джигитовке, рукопашному бою – казачьему «прикладу». «Приклад» передавался от отца к сыну и в каждой семье были свои особые секреты. Нравы в казачестве были строгие: за пьянство и хулиганство, проштрафившихся казаков по решению круга пороли  прилюдно на площади. КазАчки не знали вкуса спиртного, свято берегли девичью честь и достоинство. Особым почетом пользовались старики. Каждый воскресный день было принято посещать родителей. В любой станице обязательно имелась церковь, и казак должен был, хотя бы, раз в неделю посещать храм вместе с семьей, если, конечно, находился дома, а не в походе или на сборах-учениях. Но весь этот строгий и стройный жизненный уклад рухнул в одночасье в 1917 году.
    Казачество, как и все российское общество раскололось на два лагеря-красных и белых. Братоубийственная гражданская война острой шашкой прошлась по многим казачьим семьям. Сословия были отменены, и казаки лишились всех прежних привилегий, земель, оружия и исконных занятий.Новой власти  воины-пахари, охраняющие границы и внутренние сторожевые линии, стали не нужны, потому как многие оставались враждебно настроенными, а стало быть опасными. Казаки   рассеялись с обжитых мест, кто заграницей, кто по России. Сложно было приспосабливаться. Казак всегда жил от природы, добывая свой хлеб насущный. Работать умел, а уж на гулянье душу отвести… Правду-матку в глаза резали, петли подковёрные не плели. Ссорились, бывало, до мордобоя, до рубки. Но и прощать умели и мириться. Шолохов воспел Донское казачество. Я же попробую рассказать, как умею, об Оренбургском,сформированном,в основном из яицких или яикских казаков-переселенцев, на  примере моего материнского рода казаков Печёркиных. Перескажу, ничего не придумывая, то, что слышала в детстве от деда моего любимого Алексея Николаевича, которому я и посвящаю свои записки, а также от матери и теток.
Алексей Николаевич – последний казак в роду Печеркиных, а мы его дети, внуки и правнуки – осколки казачьего рода, разлетевшиеся по всей России.