Юрий Рерих - человек и учёный. К 110-летию

Юлия Владова
16 АВГУСТА – 110 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Ю.Н. РЕРИХА


Истинно чудесно, поистине прекрасно среди водоворота нашей жизни, среди волн неразрешенных социальных проблем видеть перед собою сияющие Светочи всех веков.
                (Н.К. Рерих. «Семь Святых»)

Юрий Николаевич Рерих как человек был даже ещё более велик, чем Юрий Николаевич Рерих как учёный.
                (Нирмал Сингх, директор института тибетологии в Гангтоке, Индия)



Масштабы личности Ю.Н. Рериха ещё не во всей полноте осознаны нами. Единственный из всех Рерихов вернувшийся в СССР, он, в силу своей скромности и той внутренней духовной жизни, которой жил, а также стоявших перед ним задач, как бы оставался в тени.

Больше всего мы узнаём о Юрии Николаевиче как об учёном и человеке из воспоминаний его близких, учеников и сотрудников. Работая в институте востоковедения в Москве, Ю.Н. Рерих воспитал плеяду молодых учёных, пополнивших ряды востоковедов, весьма поредевшие во время репрессий 1937 года, и возродил отечественную школу классической индологии. Он вернул Родине имена своих великих родителей, передал не только полотна Н.К. Рериха, но и свои научные труды.

Юбилейные даты Ю.Н. Рериха широко отмечаются в России всеми, кому он близок как носитель высочайшей культуры, претворивший в жизни заветы Живой Этики, как выдающийся учёный и Учитель. В 100-летие Юрия Рериха в Москве в Международном Центре Рерихов прошла конференция, материалы которой были опубликованы (фрагменты некоторых из них приводятся в данной статье). Состоялась также масштабная выставка «Юрий Рерих – учёный, путешественник и художник». Впервые были изданы на русском языке его научные труды, двухтомник писем.

Индийский учёный Нирмал Сингх так сказал о Ю.Н. Рерихе: «Он выковал золотое звено связи не только между Индией и Россией или между Востоком и Западом, но и между всеми народами всех стран и времён».


На картине Н.К. Рериха «Звезда героя» (1936 г.) изображён герой, готовый к несению подвига, и комета на ночном небосводе – знак, что пришла пора действовать. Николай Константинович посвятил эту картину своему старшему сыну – Юрию Рериху, зная о его миссии...

Юрий Николаевич говорил, что родители «подвигнули его на стезю науки и с детства вдохнули в его душу жажду новых открытий и исканий». В 21 год он окончил лучшие школы востоковедения трёх университетов: в Лондоне, Гарварде и Париже. Одновременно получил экономическое, юридическое, а также специальное военное образование. Благодаря знанию Юрием Рерихом языков и местных наречий, смогла состояться Центральноазиатская экспедиция (1923-1928 гг.), руководимая его отцом. Юрий был и бессменным переводчиком, и начальником военной охраны экспедиции, которая умело отражала атаки местных банд.

В книге «По тропам срединной Азии» Юрий Николаевич ярко описывает один из опасных эпизодов: «...Всадники неслись наперерез тропе, плато гудело под копытами лошадей. В их руках были винтовки и сабли, а у некоторых пики. Наш монгольский проводник, бледный, размахивая руками, бросился к реке и закричал: «Аранган, аранган!» («Грабители!»). Он был единственным, кто струсил; все остальные проявили необычайную выдержку.

Николай Константинович Рерих приказал нам занять позицию на гребне холма... Столкновение казалось неминуемым. Мы прицелились и ждали команды, чтобы открыть огонь. Но всадники, кажется, дрогнули. Подняв лошадей на дыбы, они остановились, и мы увидели, как несколько человек спешились и стали совещаться. Видимо, грабители поняли, что из их затеи ничего не выйдет. Вскоре мы разговаривали с их парламентёрами. Никогда ещё мне не приходилось видеть таких злобных, изуродованных жестокостью лиц. Большинство в банде составляли молодые люди, но главарём был седобородый старец. Превосходство нашего вооружения заставило его изменить намерение...»

Ю.Н. Рерих около 30 лет прожил вместе с родителями в Индии; на протяжении 10 лет он возглавлял Институт гималайских исследований «Урусвати». Учёный-востоковед с мировым именем, автор блестящих научных трудов, полиглот, знающий более 30 языков, историк, философ, искусствовед, знаток религий и национальных культур Востока, Юрий Николаевич, как и его родители, хотел работать для России. Но все они тщетно хлопотали о документах на возвращение. И только во время визита Н.С. Хрущева в Индию Юрий Рерих получил лично от него разрешение вернуться на Родину. К тому времени Рерихов-старших уже не было в живых...

В августе 1957 г. Ю.Н. Рерих возглавил сектор в Институте востоковедения Академии наук СССР. За неполных 3 года, в сложнейших условиях, он возродил отечественное востоковедение и сделал невероятно много для пробуждения духовной культуры. Выполняя наказ родителей, учёный привёз в дар русскому народу более 400 картин Н.К. Рериха, огромную библиотеку, часть рукописного архива Н.К. и Е.И. Рерихов, старинные иконы семьи, коллекцию произведений искусства Востока. Юрий Николаевич организовал выставки работ Н.К. Рериха в Москве, Ленинграде, Киеве, Тбилиси. Пробудился массовый интерес к творчеству Н.К. Рериха, и Ю.Н. Рерих много выступал с лекциями. Он добился того, чтобы публиковалось литературное наследие Н.К. Рериха, издавались альбомы, репродукции. По сценарию Юрия Николаевича был снят фильм о Н.К. Рерихе, вышли передачи на радио и телевидении.

Велик был магнит личности Ю.Н. Рериха. Он не пропагандировал, а нёс в себе и применял в жизни высокие принципы Учения Живой Этики, поэтому к нему тянулись люди, и общение с ним приносило им духовную радость и заряд энергии.

К.А. Молчанова, председатель Эстонского Рериховского общества, встречавшаяся с Юрием Рерихом в Москве, вспоминает: «В тишине молчания встречи Юрий Николаевич ответил на мой безмолвный вопрос о смысле жизни. Его душа улыбнулась улыбкой понимания, а моя – оказалась на Солнце в лучах тепла и Света. Мой дух обогатился знанием огненной основы, разлитой во всей Природе. Учёный – Иерарх Знания дал мне лучшее из того, что имел, – улыбку Истины. ...Он отвечал бережно и с доброй улыбкой. Стройность внешнего облика Юрия Николаевича сочеталась с душевной гармонией. В нём не было ничего, что не соответствовало бы его внутреннему содержанию. Я наблюдала воплощение совершенного Человека, в котором господствовал синтез духа и сердца, проявлялась удивительная чуткость в общении.

Влияние личности Юрия Николаевича распространялось, как мощная незримая сила. Поэтому можно утверждать, что в лице этого Учёного наука не была отделена от высших Основ Бытия. Он владел искусством знания жизни и человека, культурой духа и мысли. Только такой учёный мог беззвучно ответить на незаданный вопрос о смысле жизни. Юрий Николаевич показал мне возможности человеческого организма, научные возможности будущего, Великим Вестником которого он был» (из материалов конференции к 100-летию Ю.Н. Рериха. М, МЦР, 2002).

Академик РАН Г.М. Бонгард-Левин, ученик Ю.Н. Рериха, утверждает: «Юрий Николаевич прошёл через всю мою жизнь, и я безмерно благодарен за это судьбе» (Там же).

О своём учителе монгольский академик Шагдарын Бира говорит: «Я встретился с учителем, который помог мне найти то, что я искал и чему мечтал посвятить  энергию   своей  молодости  и впоследствии всю жизнь. 
Я был свидетелем того, каким  огромным  научным авторитетом он пользовался у научной молодежи, да и не только у молодежи, но у всей советской творческой интеллигенции, хотя находились и такие люди, которые относились к нему настороженно, с недоверием и даже мешали ему в работе...» (Там же)

С.Н. Рерих в «СЛОВЕ О БРАТЕ», к 60-летию Ю.Н. Рериха направленном в институт востоковедения АН СССР, писал: «Трудно в нескольких скудных словах передать многогранный, глубокий, сложный и в то же время такой простой и прекрасный образ моего брата Юрия Николаевича.

Образ человека, отдавшего каждый момент своей жизни любимой науке, всегда старавшегося всё сделать как можно лучше, как можно правильнее. Посвятившего себя на служение ближним. Истинно, светлый образ. Всегда отзывчивый, добрый, заботливый и в то же время мужественный и сильный. Исключительной чистоты и честности.

...Юрий Николаевич – это образ истинного вдохновенного учёного, мыслителя, человека исключительной духовной гармонии. Он прекрасно понимал, что высшее достояние человека лежит в самоусовершенствовании личности, что только постоянно работая над самим собой и развивая в себе качества, присущие человеку стремящемуся к более совершенной жизни, он мог всесторонне обогатить свою специальность и поднять её над уровнем повседневности.

...Он был истинным, глубоким патриотом, всем сердцем любившим свою Родину.
...Его глубоко радовали кадры молодых учёных, которые росли на Родине, и он мечтал передать им всё, что им было накоплено.

Его многочисленные труды – драгоценный вклад в сокровищницу науки, его светлая жизнь – пример молодым, идущим на смену...»


Юрий Николаевич считал главной задачей жизни самоусовершенствование и называл его труднейшим подвигом. Каждому человеку, искренне желающему стать лучше, полезны его «Советы на каждый день»:

«Надо забыть всё прошлое, не надо думать о причинённых тебе обидах, лишь бы можно было сотрудничать. Также и народ должен забыть о своих прошлых обидах. Будущее светло, надо всё принести ему.

Надо перекинуть мост в будущее, не надо оглядываться назад. Если ты совершил ошибку, подумай, как надо было поступить, и в следующий раз так и поступай. Не надо жалеть прошлого…

Каждый день для развития мышления надо брать какой-либо вопрос и рассматривать его со всех сторон и сопоставлять с другими вопросами. Советовать это и другим.

Надо следить, чтобы каждое действие, даже малейшее, было сознательно. Если я беру книгу или протягиваю руку, надо, чтобы это происходило сознательно.

Надо построить свой внутренний устав или правила поведения, чтобы знать, чем руководствоваться.

Самое главное — выдержка во всём. Мы многое хорошее начинаем, но не кончаем.

Самая сердечная беседа — это с глазу на глаз. Так любят беседовать на Востоке...

Надо путём науки, искусства, морали воздействовать на окружающее и поднимать энтузиазм и героизм. Надо во всём и всегда поддерживать энтузиазм, если он направлен на Общее Благо.

Западные философы говорят высокие слова, но живут обыденной жизнью. А оттого Запад не преуспевает. Напротив, Восток сразу применяет в жизни.
Вряд ли западным путём можно освободиться от своих ошибок. Запад советует раскаяние, но это — не цель. Восток же не думает об ошибках, но сразу, всем существом, старается жить так, как надо».

Незадолго до ухода из жизни Юрий Николаевич сказал близким друзьям, что свою миссию он выполнил. Воистину, он принёс Родине новые духовные ориентиры, новое мировоззрение и новую науку, и огнём своего сердца осветил путь искателям Общего Блага. Культурное наследие семьи Рерихов стало достоянием народа.