Теорема о трех перпендикулярах

Бегущий Поворот
Отрывок из романа "Дети перекрестка"
Моим дорогим учителям школы №79 и СУНЦ и одноклассникам посвящается

Кажется, Артем Петрович, наш преподаватель геометрии, среди всего прочего произнес  «завтра на контрольной», отчего я сразу же проснулся. Когда я присмотрелся, оказалось что он выводил теорему о трех перпендикулярах.
Я стал рассматривать своего учителя: Артем Петрович был не столько в клетчатой рубашке и маленьких круглых очках, сколько в самой математике, целиком и полностью.   Еще неискушенный теоремой Ферма, неделю назад я добавил бы, что он молод и кудряв. Но теперь, после прошлой контрольной я не стану этого утверждать: а вот что верно наверняка, так это то, что он хитер на задачки и не прощает арифметических погрешностей, никому и никогда. Говорит, что на вступительных не прощают, вот и он прощать не будет. Почему-то после последней контрольной Артем Петрович стал пугать меня больше, чем вступительные.
Мой сосед, Вовка Соколов, последний раз написал контрольную лучше меня, что не могло меня не беспокоить. В то же время зевал он не меньше моего.  А когда Артем Петрович пригласил нас в удивительный мир планиметрии, спроецировав все нарисованные им фигуры на сечение параллелограмма, Вовка просто нырнул головой в парту, и, блаженно улыбнувшись, задремал.
-Если рассмотреть две диаметрально противоположные точки окружности… ,- продолжал Артем Петрович. Он остановился и, кажется, собирался обернуться.
Я стал толкать Вовку под партой, чтобы он проснулся  и в этот момент краем глаза я заметил какое-то движение на плоскости доски: я стал присматриваться ...  на окружности Артема Петровича друг против друга двигались два нарисованных мелом перпендикуляра. Они говорили друг с другом. И я, удивленный, стал прислушиваться к их бормотанию.

Первый перпендикуляр:- Волнуешься... Ты ждешь?
Второй перпендикуляр:- Я испытываю дискомфорт, поскольку пребываю в неопределенности
Первый перпендикуляр:- Потому что полюбил?
Второй перпендикуляр:- Я увлечен. В этом как раз нет неопределенности.
Первый перпендикуляр:- Ты страдаешь?
Второй перпендикуляр:- То, что я ощущаю, моя психика интерпретирует как недомогание.
Первый перпендикуляр:- Ты дрожишь... Тебе холодно? Одиноко?
Второй перпендикуляр:- Я теряю энергию. Температура вокруг не оптимальная.
Первый перпендикуляр:- Тебе одиноко!
Второй перпендикуляр:- Я не похож ни на замкнутую тучную окружность, ни на стремительных вечно спешащих в бесконечность векторов, ни на тупых ограниченных отрезков.У них свои координаты — у меня свои. Я уникален, а не одинок. Одиночество сочинили поэты, как и твою любовь, кстати говоря.
Первый перпендикуляр:- Любви нет?
Второй перпендикуляр:- Конечно. Ее придумали поэты, чтобы им было на что есть.
Первый перпендикуляр:- Зачем ты отрицаешь все, что не выводится из твоей Евклидовой геометрии? Почему отказываешься верить?
Второй перпендикуляр:- Я отказываюсь верить в чудо, чтобы вывести его.
Первый перпендикуляр:-Как это?
Вротой перпендикуляр:- Поймаю как дикого зверя, будто бы я зоолог позвоночных, раскручу в центрифуге на  элементарные составляющие как биохимик, умом впитаю как писатель и лишь затем не стану отрицать. Да, я сам открою чудо. Я не верю, чтобы веране уничтожила радость моего открытия.
Первый перпендикуляр:- Какая неевклидовая геометрия у твоей философии ...

Я очнулся оттого, что Вовка тряс меня за плечо. Артем Петрович снова обернулся на нас. Прежде чем я понял, что происходит, я инстинктивно  уставился на доску прилежно, но в тоже время уныло, будто бы давно уже смотрю, и вовсе не спал, и честно говоря, уже и подустал, но все равно слушаю. Я всегда так делал на уроках.
-Понятно? - спросил Артем Петрович.
Я ответил
-Да!
-Хорошо, значит, идем дальше, - и Атрем Петрович снова повернулся к доске.
-...теперь мы возвращаемся в трехмерное пространство и записываем условие задачи, - здесь он понизил голос,- (кто решит – получит конфету): сечением призмы является параллелограмм. Доказать…
-А конфета шоколадная? –переспросила Наташа Кротова, моя голубоглазая одноклассница с первой парты. Почему Наташа вдруг решила поговорить о конфетах, я не понял. Но интуиция подсказывала мне, что все это должно быть связано с кудрявостью Артема Петровича. Наташка тоже была кудрявая, и очень жаль, что она недавно коротко постриглась. Теперь придется ждать, пока ее кудри отрастут, потому что сейчас ее нельзя дернуть за хвост, и приходится просить ластик в лоб, как дурак: "Наташка, дай ластик".
Артем Петрович улыбнулся Наташке и протянул нараспев
-Шоколаааааднаяяяя, доа...«Мишка»называется.
Мне Артем Петрович не улыбался, потому что я еле-еле вытянул на трояк, а вот у Наташки за последнюю контрольную пятерка. Она поступит на мехмат. А вот я...в каких-то облаках все время.
-Артем Петрович, - вдруг перебил Илюха с задней парты,- а параллелограмм пишется с одной или двумя «м» ?
Артем Петрович повернулся чтобы ответить, потом вдруг замер, уставился в потолок, несколько раз что-то сосредоточенно проговорил и, наконец, раздраженно отрезал:
- Ну посмотрите в учебнике, Илья!

-Дрыхнешь? -спросил меня довольный Вовка, - еще и дергаешься, что тебе там снится, а?
-Да, мне снятся перпендикуляры...- согласился я, - и .. и.. они того...разговаривают.
-Классно, - кивнул Вовка и стал вырисовывать параллелограмм, - мне вот вчера снились танцующие гистерезисы.

-Народ, особенно девушки, боритесь! Боритесь с пространственным кретинизмом. Сделайте над собой маленькое усилие, и вместо плоской окружности вы увидите сферу, и тогда, по теореме о трех перпендикулярах… - говорил Атрем Петрович.

И я прищурился, нарисовал сферу и напряженно посмотрел на нее. Потом опустил два перпендикуляра с соответствующих плоскостей параллелограмма. И снова они заговорили.

Первый перпендикуляр:- давай поднимемся с окружности на перпендикуляр к ее центру
Второй перпендикуляр: - это будет мистика, это невозможно
Первый перпендикуляр:- это не мистика, это третье измерение
Второй перпендикуляр:- ничего себе чудеса
Первый перпендикуляр:-давай вывернем шар наизнанку
Второй перпендикуляр: - все ползет куда-то. Что это за сумасшедшая пирамидка?
Первый перпендикуляр:- это четырехмерный тетраидер. Он проходит сквозь трехмерные сечения
Второй перпендикуляр: - так какой он? Я не пойму? Такой какой секунду назад, или такой, какой сейчас?
Первый перпендикуляр:- и такой, и такой одновременно, и еще, кстати, вот такой, смотри, смотри, что вытворяет

От вида четырехмерного тетраидера я проснулся сам. Недостойный Наташки троечник, я вдруг почувствовал, что не испытываю никакого ужаса от предстоящей контрольной. Все, о чем я мог думать, это красота четырехмерной фигуры, а точнее возможность мыслить о ней, о той, которую никогда не увидеть глазами, которую возможно видеть только мыслью.
-Артем Петрович, Артем Петрович, - вдруг закричал я на весь класс, - а как себе представить четвертое измерение? -спросил я.
Геометр аккуратно положил мел, развернулся, удивленно посмотрел на меня, как бы пытаясь удостовериться, я ли это задаю ему вопрос. Ребята посмотрели на меня, потом на Артема Петровича.
-Да... никак. Собственно, время — это и есть четвертое измерение, - ответил мне Артем Петрович, - у нас мало времени, народ, давайте продолжим, по теореме о трех перпендикулярах...
Артем Петрович снова повернулся к доске, а я  стал опять куда-то проваливаться.

Первый перпендикуляр:- если время — это четвертое измерение,то заморозим его.
Второй перпендикуляр:- и тогда четырехмерные люди, все все,от Адама до Экмана расположатся во времени-пространстве. И они одновременно будут и маленькими детьми, и серьезными взрослыми, и седобородыми стариками. И все, что когда-то было  в этом пространстве-времени всегда, и все, что будет, тоже расположится в этом пространстве времени. Ничего не исчезнет, всякое мгновение будет длится вечно в этом  времени-пространстве. И Сократ жив. И я смогу закрыть глаза и пожать ему руку. Омут памяти - четырехмерное пространство.

-Сева,- услышал я сквозь сон голос Артема Петровича,- Сева, понимаете, как бы вам..гм.. вобшем,  просто так здесь не сидят. Здесь либо работают, - Артем Петрович посмотрел на Наташку, -либо делают вид,что работают, вот как Иванов, - Артем Петрович кивнул на Миху Иванова, который периодически посматривал с умным и преданным видом на доску, одновременно подгоняя на коленках лабораторную работу по физпраку. А физпрак у нас был следующей парой,- кстати, Иванов, гистерезис у тебя неправильный,- продолжал геометр, уже смотря на доску и обводя синим мелом сечение сферы,- посмотри у Тани, - Таня вздрогнула от неожиданности и быстро захлопнула физпрак.-Почему, Сева, прямая CD принадлежит сечению ABFG?

Я растягивал звук "Э" и одновременно пытался отыскать эти буквы на плоскости доски. Наташка что-то бормотала, я не мог разобрать.

- Правильно подсказывают, потому, что если две точки прямой принадлежит плоскости, -продолжал геометр, прорисовывая прямую, - это значит, что вся прямая принадлежит плоскости так что...
Артем Петрович обернулся и посмотрел на нас. Он посмотрел как-то строго и не стал разворачиваться обратно к доске. Вместо этого он сел за стол, несколько раз пролистнул журнал,  выдержал чеховскую паузу, а потом сказал так.
-Ладно, народ, хватит тут у меня спать. Я удваиваю ставки: тот, кто решит задачу, получит не конфету, а пятерку.

Наташка тут же принялась за ручку, но ребята сзади меня продолжали подгонять физ.прак, тихо ругаясь что не сходится. При этом Жека довольно громко объяснял Вовке,что ничего не чертил мелом на его спине. А Леха вообще слушал плеер, щелкая в такт пальцами и напевая «Ariels».
Артем Петрович продолжал смотреть на нас молча, с пытливым интересом, смешанным с какой-то непонятной мне горечью. Через какое-то время руки подняли Таня и Наташка.
-Один человек, два человека.. Так, два человека за 10 минут, - говорил себе под нос Артем Петрович.
-Значит так, народ, ставки утраиваются, - сказал  вдруг Артем Петрович схватив ручку с опасной решительностью,- кто не решит задачу через 15 минут, получит «2».
Я вздрогнул и услышал как позади меня захлопываются тетради по физпраку. Леха выключил плеер, Макс полез за линейкой, Жека попросил у меня Наташин ластик. И стало напряженно и тихо. Только ручки о бумагу. Атрем Петрович грустно вздохнул, отложил журнал и стал за нами наблюдать:  моя мечтательность быстро прошла, я схватил линейку и стал вписывать сферу в параллелограмм. Когда я обернулся, чтобы снова взять у Лехи Наташин ластик, я увидел, что пол класса уже подняло руки.
-Два, четыре, шесть... одиннадцать человек за 3 минуты, - говорил себе под нос Артем Петрович - Илья, давайте к доске, остальные записываем условие новой задачки!