Тайная специальная операция Голубое солнце Блю сан

Евгений Костарев
Тайная специальная операция  "Голубое солнце" ("Блю сан") спецслужб США в Охотском море в 1976 году недалеко от Сахалина.

Весной 1976 года командование американских ВМС в Японии (в Токио) получило разведсводку от японской системы северного сектора ПВО "Сейдж" (на о-ве Хокайдо),в котором сообщалось,что один из советских стратегических бомбардировщиков Дальней Авиации ТУ-95М потерпел катастрофу в южной части Охотского моря у побережья восточного Сахалина. Этот самолет нёс боевое дежурство в воздухе в ответ на американские полёты по программе "Гигантское копьё".Эта информация срочно была передана в штаб-квартиру американской военно-морской разведки и РУМО.В указанных разведорганах была проведена скурпулезная аналитическая работа на основе данных японской системы ПВО,службы радиоперехвата АНБ,американской космической разведки,а также других источников информации.Итогом её стал вывод о том,что советская сторона отказалась от дальнейших поисков и подъёма затонувшего бомбардировщика,на борту которого могло находится ядерное оружие.По информации 1-го заместителя начальника разведки КТОФ ВМФ СССР контр-адмирала Анатолия Тихоновича Штырова,советская Дальняя Авиация  о катастрофе никого не информировала. Принцип ведомственных барьеров...Руководство РУМО (директора РУМО в 1976 году: январь-май (исполняющий обязанности) генерал-лейтенант ВВС Тиге,Юджин Ф.,младший (Tighe,Eugene F);май 1976-август 1977-генерал-лейтенант Уилсон Сэмюэл В.(Wilson,Samuel V.) не могло не воспользоваться представившейся благоприятной возможностью...Американская дизель-электрическая подводная лодка "Грейбэк" (USS Grayback (SSG-574);"Grayback"-"Серая спина";прозвище в ВМС США-"Северотихоокеанский яхт-клуб",за частое пребывание в море),50-х гг. постройки,предназначенная для обеспечения решения транспортно-десантных и разведывательно-диверсионных задач (ранее использовалась,как ракетная подводная лодка- носитель самолетов-снарядов "Регулюс"),вышла из японской ВМБ Йокосука под командованием кэптена Фила Бикона и его первого помощника Колпера и успешно выполнила поставленную задачу.С помощью своей аппаратуры обнаружила место катастрофы советского самолета,но не в том районе,где это ранее предпологалось,а к юго-востоку от о-ва Сахалин,и к тому же в советских территориальных водах-в заливе Терпения у села Взморье.Обломки самолета были разбросаны на морском дне на площади в полмили.Это значительно осложняло задачу,но тем не менее,необходимо было обследовать обломки бомбардировщика на предмет нахождения на его борту ядерного оружия.Боевые  пловцы спецназа SEAL ("морские котики" или "тюлени") с американской подводной лодки,используя подводные буксировщики и спецаппаратуру,тщательно осмотрели место падения и обломки самолета.Дно ровное,удаление от Сахалина-12 миль.Сил советского флота и пограничных войск КГБ в районе нет.Итогом их поиска стало обнаружение на морском дне,на глубине 40 метров,двух советских ядерных авиабомб.Как говорится,слов из песни не выкинешь:"Кто-то теряет,а кто-то находит..."Американцы нашли бомбы,имея в своём распоряжении специальные силы и средства...Сенсационные результаты похода "Грейбэк" были доложены руководству военно-морской разведки,РУМО,а также сообщены в Совет национальной безопасности,ЦРУ и госдепартамент.На самом высоком уровне было принято решение о необходимости доставить обнаруженные советские ядерные бомбы в США для последующего изучения.Для его реализации в РУМО был разработан план операции под условным наименованием "Голубое солнце" ("Блю сан").При этом в нём главная роль отводилась снова подводной лодке "Грейбэк".Для участия в операции были отобраны 10 лучших боевых пловцов под командованием капитана Майкла Гранта.В их распоряжение были предоставлены более мощные,специально сконструированные подводные буксировщики с гидравлическими подъёмными устройствами.Кроме того,учитывая результаты замеров радиоактивности в первом походе,водолазы поверх резиновых костюмов надевали свинцовые "майки" и "трусы".Авиабомбы были достаточно быстро обнаружены подводными пловцами,т.к. в первом походе их местонахождение было достаточно точно зафиксировано относительно основных обломков самолета.Далее их доставили на борт подводной лодки,и затем в её ракетных ангарах они были перевезены на ВМБ Йокосука,куда прилетел главнокомандующий ТОФ США адмирал Томас Х.Мурен.После чего ядерные авиабомбы были доставлены в США.Таким образом "кража без взлома" была осуществлена успешно.За её проведение из 73 членов экипажа подводной лодки "Грейбэк" 67 были награждены орденами и медалями.Случай сам по себе уникальный в американской военной истории.Правда,трое боевых пловцов (капитан Майкл Грант,лейтенант Дрю Вуд,мастер-сержант Дэвид Пирсон) потом в течение полугода лечились от лучевой болезни,которую они заработали за свою самоотверженность.Но что стоят три человеческие жизни по сравнению с "интересами национальной безопасности Великой Америки!"Эта спецоперация в советских территориальных водах была проведена тайно."Грейбэк" нашла,подняла и перевезла в США советские ядерные бомбы,а также секретный авиационный блок "свой-чужой"...До сих пор нет никаких открытых советских и российских данных о том,какой военный самолет и чей экипаж-Морской Авиации или Дальней Авиации погиб тогда над бушующими водами Охотского моря.Известно только то,что примерно в том же районе,но ранее-19.09.71 г.,произошла катастрофа экипажа майора Татарчука Е.Г., советского бомбардировщика ТУ-16 из авиагарнизона Воздвиженка,Приморского края (444-й ТБАП 326-й ТБАД 37-й ВА).Тогда,при полете строем на предельно малых высотах-60,85,110 м.(фактически высота была на 28 м. меньше из-за неправильно выданного минимального приведенного давления над уровнем моря),в развороте с креном 15 градусов,этот самолет задел левой плоскостью воду,перевернулся,взорвался и затонул.Экипаж-6 человек,погиб...В том же районе,но чуть далее на северо-восток,и позднее-20.04.1984 г.,над центральной частью Охотского моря из-за отказа техники во время учебно-тренировочного полета погиб экипаж Ту-142 Морской Авиации ВВС КТОФ (Монгохто,Каменный Ручей,310 ОПЛАП) подполковника Зубкова В.И. (выпускник ОВВАКУЛ).Весь экипаж этого самолета-9 человек,погиб...Родственники же членов экипажа советского стратегического бомбардировщика,который обнаружили американцы,до сих пор не имеют официальных документов от Министерства Обороны России о гибели своих близких для оформления пенсионного обеспечения...

Источники:

Е.А.Байков,Г.Л.Зыков "Тайны подводного шпионажа.",М.,"Вече",2002 г.,серия "Особый архив",глава 2 "Разведывательные операции по поиску и подъёму затонувших образцов техники,вооружения и их фрагментов",в части "Они "УВОЗИЛИ" наше оружие",на стр.171-175.
Пыхалов И.В.,"Спецслужбы США".-СПб:"Издательский Дом "Нева"";М.:"ОЛМА-ПРЕСС",2002 г.
"Подводные лодки:Свыше 300 подводных лодок всех стран мира."М.:ООО "Издательство АСТ",2001 г.,Энциклопедия военной техники.
Зонтаг Ш., Дрю К."История подводного шпионажа против СССР".-М.:ООО "Гея итэрум", 2001 г.
идр.

Интернет:

http://www.agentura.ru/culture007/history/submarines
http://www.dive-tek.ru/archiv/2006/1/92-93.html
http://www.odrap.ru/
http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница
http://www.bookol.ru/nauka_obrazovanie/istoriya/4838.htm
http://www.librius.net/b/3363/read
http://flot.com/history/branches/sub/seadevils.htm
http://www.atc.az/forum/showthread.php?t=10584&page=2
http://war.airdisaster.ru/