MBA школы. Мысли выпускника

Заур Дзахмишев
Написано в июле 2012 года

На тот момент (2003 год) лучшие рекомендации по выбору школ были в адрес Высшей Школы Бизнеса МГУ и ИБДА. Я выбрал бренд МГУ.

Основной причиной получения степени MBA было желание повысить компетенции в сфере управления, желание зарабатывать больше денег, удовлетворить свои карьерные амбиции, получить контакты высокого уровня.

Сразу замечу, что нахождение в среде профессионалов топового уровня в течение длительного уровня – это, по-моему, самое лучшее приобретение.

До настоящего времени испытываю дефицит общения с такими людьми. Это из разряда «почувствуйте разницу», сравнивая их с коллегами из родной компании. Полученные связи «сработали» неоднократно и помогли.

По окончании школы я был приятно удивлен стремительным карьерным ростом, повышением зарплаты. Этот курс систематизировал опыт и знания в целостную систему, придал моим мыслям стратегический размах, а также дал четкое понимание о том, что делать, как делать и кто  должен делать.

Единственное, что не радовало в процессе обучения: разношерстность группы – были и «топы» высокого полета и 25-летние, без  особого опыта.

На мой взгляд, в бизнес-школах нужно установить возрастной ценз – от 30 лет. Очень важен хороший опыт межличностных коммуникаций, минимальный управленческий опыт – от 3 лет. Только тогда однокурсники будут общаться на одном языке.

Уже позднее в компаниях, в которых я работал и в проектах, на которые меня приглашали, имел большой опыт подбора топ-менеджеров со степенью MBA. Очень разочаровали выпускники многих школ. Не понимаю, как они учились и чему их обучали. Возможно, многие школы просто «бабки срубали».

Но, все равно, лидеры держат марку: ВШБ МГУ является одной из самых лучших бизнес-школ в России однозначно. Кроме своей школы, в России я бы выделил ИБДА РАНХ и ГС и НИУ «Высшая Школа Экономики». Среди западных бизнес-школ: Stanford Graduate School of Business, Harvard Business School, INSEAD.

Мое обучение по специализации «общий менеджмент» длилось 1,5 года (1030 часов, 4 раза в неделю: в будни 3 раза с 18.00 до 21.00, в субботу с 09.00 до 17.00). Список дисциплин стандартный: макро и микроэкономика, стратегическое управление, финансовый менеджмент, управление стоимостью компании, управление проектом и т.д.

Естественно, лучшие бизнес-школы мира в США, на их исторической родине. Российские школы еще только на начальном пути в развитии MBA – образования.

Тем не менее, MBA помогло мне сделать карьеру, но при этом, оно, конечно, не играет решающую роль.

Для эффективного  управления карьерой необходимы следующие качества:

Предприимчивость, проницательность, интеллект и гибкий изобретательный ум, оперативность в принятии, возможно, нестандартных решений;

Умение доводить до окружения свои мысли, управленческие решения простым, понятным языком, без «понтов» и специфической терминологии;

Способность мыслить в трехмерном пространстве и трансформировать мысли в реальные дела.

На мой субъективный взгляд, MBA – образование для «наемников», которые переходят из одной компании в другую и набираются межотраслевых и иных компетенций. Им, в отличии от собственников, постоянно нужно что-то доказывать, убеждать, достигать, побеждать и держать себя в оптимальной форме.

Собственники же лишены возможности набираться опыта в разных компаниях, конкурировать на рынке труда и это мешает им для профессионального развития.

«Запала» после окончания школы бизнеса хватает года на 3-4, если же не заниматься самообразованием и не повышать свои компетенции – все это «застаивается», а иногда и нивелируется.

Отличие «наемников» от собственников в том, что первые лучше понимают, как эффективно управлять бизнесом, а вторые  - как лучше заработать деньги, имея предпринимательское чутье.