Авось и небось

Зоя Кудрявцева
Пришла бабка Дуня из города, принесла новостей три короба. До вечера по деревне разносила, до дыр лапти износила. Если люди врут, то и я соврала,такие вот дела.

Жили, не тужили братья Небось и Авось, по-деревенски они просто Авоськой и Небоськой звались. Дурачками деревенскими слыли, да повсюду у бедноты в  почёте и уважении были. Редко, но случаи припоминали, как братья выручали и помогали, про них  даже сказки слагали.

 Как задумает мужик за какое важное дело браться, будет долго сомневаться,  в затылке зачешет и заскребёт, скажет: «Авось, пронесёт». Авось  и проносил, а Небось помогал! Богатые им  не верят, а бедным-то только на Авось и Небось надёжа - не на царя же надеяться.

Хоть и близко в городе царь-батюшка живёт, а народ его видит только в церкви по великим праздникам. Рядом с царицей-матушкой стоит он со свечечкой среди простых верующих, усердно Богу молится. Видать,  как у нас, грешных, тоже просьбы у него есть к Творцу, хотя ему-то, при царской жизни, чего просить, кроме наследника?

И по будням царь не бездельничает,  сидит на троне во дворце белокаменном, с бумагами важными работает. Чтобы никакой лиходей не помешал,  вокруг дворца забор из кирпича красного. Ох, и высок забор – выше колокольни. Ни перелезть его, ни камнем перекинуть. Нет простому смертному за тот забор ни дороженьки, ни тропиночки. День и ночь правитель о народе думает, пряники медовые кушает, да новости  про Авось и Небось слушает.

 И страсть, как захотелось царю на мужиков тех глянуть, за жизнь деревенскую поговорить. Про жизнь  за границей он всё из газет знал,  там даже в доме  деревенском чистый и тёплый сортир имеется, а как у нас-то в деревне, узнать хочется. Кого на поиски отправить, не ошибиться - решить надобно.
 
 Умных во дворце - что грязи на улице. Сплошные от них проблемы, а с дураками веселее и  легче жить. От своего небольшого ума за всё дурень берётся, всё ему удаётся. Это он  жар-птицу  поймал, в ухо коню влез дурнеем,  а вылез умным. Дурак и на рожон влезет, коли рубаху красную посулить, а кто из умных на это согласен?  Ищи, свищи умного – не полезет, потому, как -  умный он. Это всяк знал.

Был среди придворных мудрецов умник из народа, Кембридж закончил. Умом всех достал,  разговорами задурил. Единогласно придворные  решили просить царя этого умника подальше послать, тех мужиков искать. Нет, не туда, куда вы подумали, а на Кудыкину гору.  Трудное это дело – найти  дурака, если карты местности нет, фотография  дурака  отсутствует, а  он царю срочно требуется.

Просил мудрец, да не дали ему  карету золочёную - лошадь запрягать разучились. Была в государстве телега самокатная, вроде, сломалась она, или царь поскупился, мудрецу посоветовал: - Пешочком шагай, телегой народ не пугай, соляркой в дороге не воняй, хорошо слушай, зорче гляди. Примечай, что видел в пути. Для верности и прокорму вот тебе горсть монет, с ними всё найдёшь, в месте любом не пропадёшь и отыщешь дорогу к дому.

Куда идти, сколько до Кудыкиных  гор пути – никто не ведает. Смеются все,  в разные стороны указывают. Плюнул мудрец на бестолковых пошёл, куда глаза глядят. Может неделю, может, целый месяц с утра до вечера  шагал, пришёл в деревушку среди поля ржаного, а  гор  Кудыкиных  не видать.

 Сидит дед древний на завалинке,  то ли бородой сивой, то ли мхом зарос. Одет по-зимнему: шапка облезлая заячья, на голое тело шубёнка, меха непонятного. Валенки ещё прадед носил - не износил, правнуку оставил. Не мёрзнут летом ноги в тех валенках, хорошо деду на завалинке.

Долго мудрец деду в ухо кричал, втолковывал, что ищет он  горы Кудыкины,  где живут   братья Авось и Небось. Вся деревня про то слыхала, у виска пальцем крутила. Только дед  плохо видит, худо слышит, не вспомнил,  где такое место. Послал внука за  бабкой Дуней, она всё  помнит и  знает : что есть, что было,  чего не было, но скоро станет.

С охами, да вздохами баушка мудреца выслушала: - Я, милок, второй век живу, голова с дырой, всё в нёё влетает и обратно вылетает – не задёрживается. Кабы ту дыру чем заткнуть, – может что и вспомнится.

Заткнулась дыра, вернулась к бабе Дуне память, как дал ей мудрец две денежки серебряные,  спросил: - Нет ли, бабушка, в деревне вашей дурака? Царь  сказку о нём слыхал, а живого   не видал,  поглядеть хочет.
 
- Как, мил человек, дураку в деревне не  быть? Такого добра  - полны короба. Только дурак – дураку  - рознь. Наши- то дураки – не бог весть каки, а чужие дураки - загляденье, каки.  Настоящие дураки везде перевелись, только в  Кидалове и Пропадалове остались.
 
Смекнул, наконец, дед, о чём речь идёт, шамкает: - Ходил я, молодым, туда к девкам. Припомнил  дорогу. За  денежки могу  показать,  за так, не вспомню.
Спрятал, довольный, халявные  денежки в шапку, припоминает: - Иди-ка ты, мужик, сначала к  Чёрту на Кулички, это болото за ручьём так зовётся.

 А дорога-то, вон она: - Как свернёшь с тропки за ручьём на леву руку - на праву сторону, увидишь две деревеньки.  Это - Кидалово, да Пропадалово, туда тебе надо.
- Худо деревни называются, прямо идти туда страшно – задумался мудрец.
   - Дедами  деревни так  названы, место  там пропащее, люди часто  пропадают, а дураки  водятся.
Всё баба Дуня разложила, как по полочкам: - Вода в  колодце  дурная,  развелись дураки, что после дождя слизняки, да всё меньше их, по - дурному гибнут.

 В  Пропадалово намедни случай был: мужик в ведре утоп. Стал в наклон  пить, перевясло перекинулось на затылок,  он в ведро сунулся и утоп. Так, горемышного, с ведром и похоронили, снять нет кому. Жалко, хорошее ведро было.

Через валежник, грязь и колдобины пришёл мудрец в деревушку на лесной опушке.  Стоят хоромишки - домишки, словно битые  горшки. Двери раскрыты, окна разбиты, стены пирогом подпёрты, крыши блином покрыты.

Поверил мудрец: такое место как раз и годится, чтобы  дуракам водиться. 
Выходит из открытой  двери,  качается мужик,  не то, что  тверёзый он, но, вроде, и не выпимши,  разодет по моде пропадаловской:   пугало - пугалом. Следом за ним другой, в точь такой, ковыляет: грудь нараспашку, язык на плечо. Одна нога в сапоге, другая – в лапте, кабы третья была, не знаю, как бы и пошло.

- А не скажите ли, господа, где тут братья Авось и Небось живут? Дело у меня к ним.
- Господ таких не знаем, тут мы с братом живём. Небоська я, а это брательник, Авоська. Тутошний был и папашка наш, Додон, сын Спиридов,  да преставился, избушку нам оставил.
 
- И что это, братья, народ в деревне суетится, колготится, из дома в дом слоняется, непонятным делом занимается. Что случилось-то?
-  Да девка потерялась. На той  неделе ушла за рыжиками в лесок на бугорок,  видать, заблудилась, иль лешак уволок.

- Так искать девку надо!
- Искали всей деревней, кричали,  из ружья палили  - нет девки.  Это надо  исхитриться, в трёх берёзах и двух соснушках заблудиться. Да у нас не впервой такое случается, частенько  девки теряются.

- Надо опять поискать, поспрашивать, может, видел кто!
 - Я сам увижу, как третий глаз откроется.
Уже ничему не удивлялся мудрец. Ну, что с дурака возьмёшь, да интересно:- - И как же третий глаз у тебя откроется?

 - Да ты полтину дашь, приложу её  к темечку, враз,  откроется глаз,  увижу,  где девка.
- Да ты, Небоська,  и без полтины хорош!
 Ещё красивше буду, как полтинник получу. Небось, думаешь, что пьяный, а я трезвёхонек. Перегаром и  чесноком не пахну, иди, дыхну!

Авоська подтвердил: - Ты, мужик пьяных не видал. Не тот пьян, что двое ведут, а третий ноги переставляет. А тот пьян, кто лежит – не дышит, собака ему рыло лижет, а он слышит, да «цыть» сказать не  может.
- Дай мужик, полтину, девку надо найти.

Отчего не дать, коли девку надо сыскать? Не попадало ещё серебро мужику в руки. Долго Небоська деньгу рассматривал, пальцами тёр, ломал,  на зуб пробовал, сомневался, настоящая ли.

- Ты полтину-то не крути, говори, где девка, – торопит мудрец.
Завздыхал Небоська, приложил полтинник к темечку, где у него глаз третий имелся, тёр долго полтинником темечко, пока  монета не исчезла: - Открылся глаз, вижу девку!
-  Ты фокусы не показывай, где девка-то?

  Небоська показывает в сторону Пропадалова: - Да известно, где: на сеновале она у Федьки- пастуха.
- А домой почему не идёт?
-  Любовь у неё с Федькой приключилась,  а Федькина родня ещё не знает, что у них девка на сеновале, вот и ищут все.
 
- Часто на сеновале  в Пропадалове девки наши пропадают, - подтвердил Авоська слова брата.- И понятно: такое доброе там сено, что хоть попа им корми.
 Послали мальца к Федьке на сеновал, тот сообщил: - Верно,  пропавшая девка у пастуха на сеновале. Там жениха нашла. калач грызёт, домой не идёт, замуж хочет, так и сказала.

Вот и поверишь в сказку про третий глаз, тут мудрец царский и задумался: - Посмотри,  Небось Додоныч, где ларец  с казной царской? Из- под трёх замков во дворце пропал, обыскались, как у вас девку, а найти не могут.

- Это не по моему талану, я только девок могу найти, а деньги глаз мой не видит.
Не пошли братья к царю, заупрямились: - Где это видано, чтобы ясли к лошади ходили? Пускай царь сам приходит, коли у него в нас нужда есть.

Нашёл мудрец за плату малую мужика  с лошадью и телегой,  приехал, радостный, во дворец. Доложил царю, что нашел дураков, да там их деревня целая, честно всё рассказал.
 Не гоже царю к мужикам идти. Порешили мудрецы царские, что всю деревню надо поближе к столице перевезти, пусть живут, народ честной забавляют. Так и сделали.

Как прознали в странах заграничных про  диво такое «деревня дураков» – валом в страну нашу повалили.
Дурак - повсюду редкость большая.  Только у нас они сохранились, не перевелись – экология для них хорошая. У них-то дураков нет, - не живут, а так на них поглядеть хочется!

Не жаль – смотрите, да за погляд деньги платите.
Наши дураки – загляденье каки! Так то!


В сказке использованы пословицы из сборника В. Даля