Немаленькие трагедии

Валерий Донсков
Волошинскому конкурсу 2012 и его номинации "ЖЗЛ" посвящается.


Действующие лица:
Пушкин, Высоцкий, Данзас с подвязанной рукой, Наталья Николаевна, слуги, доктор Задлер, врач Федотов, Аркадий – сын Высоцкого, 18 лет, доктор Арендт, Друг Высоцкого, Князь, Барыня, дети Пушкина – Маша и Саша, Туманов, Соседи, Оксана, Врачи из Склифа 1 и 2, в белых халатах, Священник, два Космонавта в форме военных лётчиков.


Часы без стрелок. Справа и слева от часов две двери, одна стандартная с современной дверью, другая высокая со шторами – старинная и красивая. Стоит тахта.
Звучит выстрел. Слышен скрип саней по снегу, цокот копыт, стук кареты, слышна суета и крики. Появляется Наталья Николаевна.

Наталья Николаевна (прислушивается).   Нет-нет! Только не это….

Входит Данзас, рука подвязана.

Данзас.   Наталья Николаевна? Вы-ы??? Вы… разве дома? Простите за столь внезапное вторженье. Ваш муж… Александр Сергеевич стрелялись с Дантесом. Хотя и ранен, но… легко! Да. Очень…. Легко. Не стоит даже беспокойства.

Наталья Николаевна вскрикивает. Четверо слуг, суетясь, вносят раненного, стонущего Пушкина. Данзас пытается его закрыть. Наталья Николаевна бросается к нему.

Слуга.   Тихо, тихо барыня! Испачкаетесь. Осторожно!

Пушкин (жене).    Прошу, уйдите! Вовсе не опасно. Сейчас уложат, я вас позову.

Пушкина заносят в старинную дверь.

Наталья Николаевна.    О, Боже! Горе, горе мне! (Уходит.)

Данзас.    Я за доктором! (Уходит.)

Из современной двери, с голым торсом выбегает Высоцкий, руки исколоты, в синяках, лицо бледное.

Высоцкий.    Владимир я. Высоцкий! (Смотрит по сторонам.) Что-о??? (Кричит.) Н-не похож? Зато живой! Из кости, плоти. Н-нервов! И не-ре-зиновый! (Хватается за бок, стонет.) О-ох! Пока ещё. У-ух! Как больно ж мне. А-а-а! Но сделайте хоть что-нибудь!

За ним выбегает Федотов.

Федотов.    Тих, тих, Володя! Что ты, что ты?! (Пытается увести.)

Высоцкий.    А??? Есть что…?

Федотов.    Что ты! Откуда??? Олимпиада же кругом! Глянь! Но нам, же…. Уже его совсем не надо, так ведь? Но если что, всё сделаем. Достанем.

Высоцкий кивает и дает себя увести в современную дверь, стонет. Входят Данзас с Задлером, Задлер оглядывается, Данзас ведет, показывает рукой, заходят в старинную дверь.

Звенит электрический звонок. Из современной двери выходит Федотов, в руках коробка из-под лекарств. Появляется Аркадий.

Федотов.    Тебе чего?

Аркадий (неуверенно).    К отцу. Я на вступительных в физтех не добираю баллов. Поможет или нет?

Федотов. Ну, хорошо. Останься…. Только вряд ли!

Аркадий.    Что так?

Федотов.    Плох очень. (Кивает на дверь.) Спит сейчас. Так…. Если так? Ты - остаешься, я - пока уйду. (Уходит.)

Аркадий нерешительно подходит к современной двери, заглядывает внутрь, заходит. Из старинной двери выходит Задлер с Данзасом.

Задлер (вытирая полотенцем руки).    Компресс наложен…. (Задумался.) Пиявки надо ставить!

Данзас.    Опасна ль рана, доктор?

Задлер.    Пока ещё ничего нельзя сказать….

Уходят. Появляется Арендт со Слугой. Арендт на ходу засучивает рукава и направляется к современной двери.

Арендт.    Ну? Где же? Где? Где он?

Слуга.    Сюда вам доктор! (Показывает на старинную дверь.) Барин, Вам сюда! (Заходят.)

Из современной двери выходит Аркадий, смотрит на часы, садится на тахту. Пауза. Из современной двери показывается Высоцкий, он спросонья с голым торсом, смотрит на Аркадия.

Высоцкий. Ты??? Аркаша?

Аркадий (встает).    Да папа. Это я.

Высоцкий возвращается в современную дверь, выходит с рубашкой с коротким рукавом, не обращая внимания на сына, начинает надевать.

Аркадий.    Вот… слышал… из театра ты уходишь?

Высоцкий надел рубашку, и, не застегнув, смотрит на свои руки.

Высоцкий.    Мне надо в Дом кино. Ки-но.

Аркадий.    Пап…, пап… не надо. Ничего не надо. Останься папа! Подожди! Давай, я сам схожу? Тебе… шампанского иль водки?

Высоцкий.    Не-ет! (Ложится на тахту.) Уж лучше потерплю тогда. О-ох! А-а-а! Какие муки!

Аркадий идет к современной двери открывает, возле двери телефон - берет трубку, набирает номер, ждет, набирает новый номер.

Аркадий.    Алло! Мне нужен Золотухин. Нет? А Смехов? Где ж все?

Высоцкий.    Кин-н-о-о… важнейшее из…. Нет. Цирк ещё…. Вся наша жизнь как цирк…. И мы в нем клоуны, иль канатоходцы. О-ох!

Высоцкий встает, проходит мимо Аркадия в современную дверь, закрывает её.
Появляется Данзас он торопливо проходит в старинную дверь.
 
Из современной двери, не закрыв её за собой, возвращается Высоцкий с лекарствами, жгутом и шприцем, садится на тахту, перетягивает жгутом руку, ломает ампулу, трет иглу себе о кончик носа, набирает из ампулы в шприц жидкость, выдавливает вверх до появления капли из иглы, пытается попасть себе в вену. У Аркадия при виде всего это паника, он набирает номер за номером, но ему нигде не отвечают.

Аркадий.    Ну…, ну, же…. Алло! Баб, я у папы. Он очень плох….

Высоцкий.    Чёрт! Не могу попасть. (Встает, уходит в дверь.) Как больно! А-а-а! Всего ломает.

Аркадий.    Да нет тут никого! Один он. Как??? Мне… уехать? Нет, не могу. И не просите даже. Смените же меня! Ну, кто-нибудь скорей! Не удержать его мне и не бросить….

Из старинной двери выходит слуга. Аркадий прикрывает современную дверь. Слуга вытирает слёзы, и, не закрыв дверь, уходит. Виден только стоящий Арендт.

Пушкин (за сценой, слабым голосом).    Скажите… откровенно ваш ответ…, каким бы он ни был, – меня уже не испугать. Но нужно точно знать…, чтобы успеть… вы знаете… и распорядиться.

Арендт.    Ну, если так, то должен Вам сказать, что рана ваша - весьма опасна, и к выздоровлению вашему надежд… почти я не имею.

Пушкин (за сценой, слабым голосом).    Благодарю… за откровенность…. Жене… не говорите лишь… жене. Молю вас всех!

Арендт.    И по обязанности своей я…, знаете ли…, должен доложить всё государю. (Кланяется.)

Пушкин (за сценой, слабым голосом).    Да-да…, конечно. Передайте просьбу государю…, чтоб не преследовали секундантов. Молю, прошу…. Жду слова царского, чтоб умереть спокойно.

Арендт (кланяется).    Всё передам. (Выходит из двери.)

Пушкин (за сценой, слабым голосом).    Данзас…. (в двери появляется Данзас) Мой друг, пришла пора…. Священника мне нужно. Кто ж знал…, но есть моменты в жизни, которые…. Пора!

Данзас кланяется, вслед за Арендтом выходит из старинной двери, навстречу им спешит Наталья Николаевна, они смотрят на неё, она заходит в дверь, закрыв её за собой.

Арендт (Данзасу).    Штука скверна! Он умрёт…. (Молчит.) Сейчас нам нужен только опий. Чтоб боль унять и больше ничего. Бессильна медицина к сожаленью!

Арендт и Данзас уходят. Звенит звонок. Входит Друг Высоцкого. Открывается современная дверь, слышен стон Высоцкого, Аркадий вешает трубку, выходит, но в двери его опережает Высоцкий.

Высоцкий (кричит).    Ну??? Есть что! Хоть что-нибудь?!

Друг Высоцкого протягивает свернутую в кулек газету. Высоцкий хватает её, из газеты на пол просыпается белый порошок. Высоцкий садится на тахту, делает из края газетки трубочку и носом вдыхает через неё. Аркадий в шоке смотрит на всё это, на Друга Высоцкого, который отворачивается и медленно уходит.

Высоцкий (закончив).    О, мама… кока! (Аркадию.) О?! Аркаша! Ты ли? Сынок, пойдем, я подарю тебе такую штуку! (Встает, тянет за собой.)

Аркадий.    Пап, да не надо мне….

Высоцкий.    Давай-давай! Тебе сейчас сыграю я, вещь новую. Её ещё никто не слышал…. (Смотрит вверх.) Не понимаю, - откуда что берется? (Входят в современную дверь, оставив её приоткрытой.)

Слышен шум толпы. Сквозь неё слышно как Высоцкий пытается спеть песню, но связной игры на гитаре не получается, бой рваный, он не попадает в аккорды, текста не разобрать.
Появляются слуга с Князем, Барыней и детьми Пушкина - Маша идет впереди, Саша позади всех.

Слуга.    Вам князь сюда! (Проводит в старинную дверь, заходит.)

Саша задерживается, смотрит на современную дверь, слушает. Слуга выходит обратно, заводит Сашу, закрывает за ними дверь, сам уходит.
Из современной двери выходит Высоцкий с гитарой, за ним Аркадий. Аркадий вновь звонит по телефону. Слышен шум толпы.

Высоцкий.    Какой-то шум всё время слышу…. Неистовство толпы. (Кричит.) А-а-а, больно как! (Хватается за правый бок.) Вот точно я умру. Сегодня… не иначе. (Подходит к старинной двери, останавливается, прислушивается.)

Аркадий.    Алло! Алло! Приедете? Я жду! Ему в больницу надо…. Срочно! (Бросает трубку выбегает к Высоцкому.) Стой папа! Ты куда? Туда нельзя! Пойдем домой.

Высоцкий.    Да-да Аркаша, я хочу домой. Всего ломает. Ка-а-ак!

Высоцкий заходит в современную дверь, Аркадий останавливается. Из старинной двери выходит Саша, его глаза заплаканы. Аркадий оборачивается. Они смотрят друг на друга. Пауза. Саша плача убегает. Высоцкий подходит к телефону долго набирает номер.

Высоцкий.    Здравствуй, это я…! Как там в Парижске? У меня билет и виза…. Через неделю…. Скажи, что примешь ты меня ещё, любимая…. Спасибо и до встречи…! До скорого…! (Кладет трубку.)

Звенит звонок заходит Туманов. Высоцкий прикрывает дверь. Аркадий бежит к Туманову. Высоцкий ревёт от боли за дверью.

Аркадий (показывает на старинную дверь).    Мне, кажется…, ему там дали выпить и….

Туманов.    Вот сволочи! (Обнимает Аркадия.) Сам видишь…. Какая гадость…, - эта водка!

Аркадий.    Водка…??? Больной он человек. Ему в больницу надо.

Туманов.    Поверь мне, так и будет. Уже пытались, но отец сбежал…. Теперь иди и больше не волнуйся. Всё переменится, и мы его спасем.

Аркадий уходит. Высоцкий, ревёт за дверью. Туманов спешит туда. Шум толпы усиливается.
Появляется Арендт с чемоданчиком.
Звенит звонок, входит Федотов с кейсом-дипломатом.
Они останавливаются по обе стороны тахты, глядя друг на друга. Федотов хмыкает. Арендт гордо поднимет голову. Каждый заходит в свою дверь. Высоцкий стонет. Пушкин ахает.
Звенит звонок, появляется Оксана у неё в руках баночка с клубникой. Высоцкий ревёт.

Высоцкий (кричит за сценой).    Ну, сделайте, хоть что-нибудь…! Не ждите, не смотрите безучастно мучения мои как представленье. Отдал бы всё, чтоб соскочить с крючка. Но что осталось…? Душу???

Слышен глухой методичный стук.

Соседи (за сценой приглушенно).    Прекратите же орать! Когда-нибудь нам выспаться дадите?! Вот дал же Бог… и ордер нам соседей!

Из современной двери навстречу к Оксане выходит Федотов и Туманов.
Высоцкий ревет.

Федотов (на баночку).    Эт… что?

Оксана.    Клубника. Он просил.

Федотов.    Клубника??? Как всё просто!

Туманов.    Ну что ж иди…. Попробуй…. Покорми….

Оксана заходит в современную дверь и рёв Высоцкого прекращается. Туманов и Федотов в недоумении смотрят на дверь, друг на друга.

Туманов.    Себя он износил, свой организм и мозг…. А как все от него устали?

Федотов.    Да. Есть такое.

Звенит звонок, появляются врачи из «Склифа», с носилками, в белых халатах. Высоцкий выглядывает в современную дверь, на груди салфетка, на губах сливки.

Высоцкий (кричит).    Не дай вам Бог! Отправите меня в больницу. – Всё между нами! - Всё кончено! Запомни! (Захлопывает с силой дверь.)

Врач из «Склифа» 1.    Нам надо что-то делать!

Врач из «Склифа» 2.    Его мы забираем! В Склиф! К себе!

Врачи идут грудью на Федотова, Федотов расставив руки, не пускает, начинают толкаться, идет борьба.

Федотов.    Тих-тих! Куда? Без разрешения родителей я не отдам. (Толкаются.) Так у него ж через неделю самолет! (Толкаются.) Я справлюсь сам! (Толкаются.)

Врач из «Склифа» 2.    Как справишься? (Толкаются.) Практически… ты ухайдакал мужика!

Из комнаты выходит Оксана включается в борьбу. Туманов наблюдает.

Федотов.    Но-но… фильтруй базар! (Толкаются.) А по какой же схеме его лечить собрались вы?

Врач из «Склифа» 2.    По самой современной. (Толкаются.) На аппарате с искусственным дыханьем…. Минуя наркоту!

Федотов.    Ну…, снимите физически. (Толкаются.) Подлечим. (Толкаются.) А психика? Зависимость…? Её как снять???

Врач из «Склифа» 1 (останавливается, товарищу).    А если… он у нас умрет во Склифе??? Зачем нам эта наркота?! Ответственность тупая? И правосудия безжалостный слепой топор? Он же… с другим диагнозом у нас лечился? Причем – всегда.

Врач из «Склифа» 2 (Оксане).    Так! Где он? Пойду, взгляну. (Бросает носилки, идет в современную дверь.)

Оксана.    Он в спальне, там.

Федотов (обнимая Врача 1).    Послушай брат, давай дня через два…? Возьмем ваш аппара-ат. На да-ачку…. Там подлечим…. Не за бесплатно, это ж факт. Сейчас снотворным просто перебьёмся? А?

Врач из «Склифа» 2 (выходя).    О, ужас! Я даже не знаю, как назвать всё это? Наркоз с асфиксией…. Он там не задохнулся чуть!  Безграмотность, халатность… иль убийство! (Кричит.) Быть иль не быть?! Спасти! Любой ценой спасти! (Пауза.) Иль отказаться? От всякой помощи больному. Покорившись злой воле не-прос-того пациента…. Всех подчинившей! И требующей лишь одного. - Смертельной дозы, Человеку! – Вот вопрос. Лежит на сердце он, и давит словно камень.

Врач из «Склифа» 1.    Так может…, пока не поздно, удалиться? С достоинством. Сохранив всем репутацию и чистоту свою. Что ж может быть тактичней? Благородней? Всё! Умываем руки. Уходим. Мы уже уходим.

Федотов (врачу из Склифа 1, показывает два пальца, и трет их о большой палец).    Дня через два. (Провожает врачей.) Пока я справлюсь сам.

Врачи из Склифа уходят. Федотов, Туманов и Оксана входят в современную дверь.
Появляется Данзас со Священником и Слугой. Шум толпы усиливается. Снова слышен рёв Высоцкого.

Данзас.    …Хотел он застрелиться…, но не дали.

Священник (крестится).    Спаси и сохрани! А что за рёв? О, Господи! Фельдмаршал умирал, я помню…. Народу было меньше. (Данзасу на его перевязанную руку.) А это… Вас зацепило тоже? На дуэли?

Данзас.    Нет-нет, что Вы…. Только что… с Кавказа я вернулся. С гор…. Там - неспокойно.

Они подходят к старинной двери, из неё выглядывает Наталья Николаевна.

Наталья Николаевна. Морошки попросил он….

Слуга.    Морошки??? Сию минуту барыня! (Убегает.)

Священник входит, Данзас растерянно смотрит вслед слуге, затем на современную дверь и тоже входит.
Из современной двери выходят Оксана, Туманов и Федотов. Оксана плачет.

Федотов.    Ну, что ты плачешь? Иди, поспи. Я справлюсь.

Оксана.    А ты не будешь спать? Вчера… хотел он броситься с балкона. С трудом я удержала.

Федотов.    Да что ты…! Что ты? Отдохни! Пойди!

Оксана уходит. Звенит звонок входят Космонавты.

Туманов.    Вы кто?

Космонавты (говорят хором).    Мы космонавты!

Федотов.    Из космоса???

Космонавты (говорят хором).    Нет, мы из ЦУПа. У нас сегодня - прямая связь…. Ребята на орбите ждут. Володя должен петь. Мы договаривались….

Туманов разводит руки, не зная, что сказать.

Федотов.    А-а… а он в больнице. Вот только что забрали…. (Показывает в сторону, потом на себе.) Н-нерв!!!

Космонавты смотрят друг на друга.

Космонавты (говорят хором).    Что ж жаль! Ему желаем мы выздоровленья! И будем в гости ждать всегда.

Туманов (смотрит на Федотова).    Нет, это невозможно.

Космонавты переглядываются, отдают честь и уходят. Туманов жмет руку Федотову.

Федотов.    Укол снотворного. Сейчас должен уснуть.

Туманов уходит. Федотов заходит в комнату с современной дверью.
Появляется Слуга с вазочкой морошки, и горящей свечой, он спешит и заходит в комнату со старинной дверью. Шум толпы усиливается.

Федотов выходит из современной двери, в руках шприц, он вынимает из нагрудного кармана маленькую железную коробочку, складывает в неё шприц, прячет в карман, садится на тахту, зевает.

Федотов.    Ну, сколько он проспит? Час? Два? Три? Семь…? Нет, семь вряд ли. (Потягивается.) Весь день был на работе… и… так тяжко, что нет мочи спать хочу! В таком режиме уже…? Год? Два…? Всё слилось, перепуталось, смешалось всё в один сплошной аврал….

Федотов плавно ложится на тахту набок, поджав ноги, и засыпает.
Шум толпы становится невыносимым и на самой высокой ноте, вдруг обрывается, наступает тишина.
Из старинной двери не закрыв её за собой, медленно выходит плачущий слуга, в руках пустая ваза и погасшая свеча.

Слуга.    Всё…. Солнце наше… закатилось.

Ваза падает из его рук и разбивается, плача медленно уходит. Долгая пауза.

Из открытой старинной двери медленно выходит смертельно бледный Пушкин, он в нижнем белье, босиком, на правом боку его кровавое пятно от колена и до груди. Он держится двумя руками за бок. Смотрит на разбитую вазу, на спящего Федотова, проходит вперед.

Из современной двери выходит Высоцкий, он босиком и в джинсах с голым торсом, держится за правый бок, иногда трёт сердце, хватается за горло, задыхается. Выходит вперед, садится на корточки.

Пушкин отнимает руки от своего бока, смотрит себе на бок, там кровавая дырка в белье, потом на Высоцкого.

Высоцкий.    Как больно мне! Да помогите ж, черти…! Вот изверги! Хоть кто-нибудь!

Пушкин (говорит очень слабо).    Уже не больно…. И чертей не торопите.

Высоцкий отнимает руку, смотрит на неё, затем на Пушкина.

Высоцкий.    Ай да… сукин сын! Уж… - глюки. Пушкин мне привиделся. Вот только что…. Да-да. В мечтах своих частенько, я говорил с ним, спорил, убеждал….

Пушкин.    Я знаю…, я всё слышал…, только…, нет. Убедите Вы меня едва ли. Но Ваше общество милее мне, чем многих остальных…. Хотя напор Ваш и давленье порой невыносимы право никому…. И с Богом Вы не…

Высоцкий.    Вот тут взаимно…. И вспыльчивость, напор… - туда же! Дантес же Вам… - свояк???

Пушкин.    Довольно! Что теперь…. О современниках? Они вокруг не видят…. Не о пророках речь. Всё жить спешат, толкаются локтями. (Показывает в сторону.) Сейчас познаем всё. (Улыбнувшись.) Там не бывает опозданий…. Ведь время там остановилось навсегда. Да, кстати…. (Смотрит на Высоцкого, качает головой.) Всё исправят. Блестеть мы будем как икона… иль яйцо… пасхальное. Да, - оба!

Высоцкий.    Исправят??? Кто? (Оглядывается.) Эти? Вот сволочи! Нет ничего святого…. Как, опозданий? Стоп! Нет-нет! Нет, что Вы! Ошибается… поэт поэтов! Я не спешу… совсем. Меня он оживит. (На Федотова.) Вот эскулап мой. Факир и маг! Колдун!

Пушкин.    Каким нет счету. Похоже, что проспал он в этот раз…? Всё тщетно. Не поможет. Жа-аль… Лукоморья больше нет. Пойду искать по свету. (Собирается уходить.)

Высоцкий (толкает Федотова).    Федотов! (Кричит.) Федотов! (Встает, пинает Федотова, кричит.) Мать, твою! Федотов!

Федотов поднимает голову, оглядывается. Садится с ногами на кушетку, на согнутые колени кладёт руки, на них голову!

Высоцкий (пинает кушетку, кричит).    Проснись, Федотов!

Федотов поднимает голову, потягивается, оглядывается на часы, протирает глаза, бьет себя по щекам, садится на край кушетки, опять начинает клевать носом, и вдруг, с криком вскакивает и стремглав бежит в современную дверь, не закрыв её за собой. Оттуда начинают доноситься беспорядочные звуки, звон падающих медицинских инструментов, звон упавшей гитары. Там - паника.

Высоцкий (с надеждой).    Ну, вот.

Пушкин (оглядываясь).    Да-да. Настал момент…, когда последние вдруг станут первыми. Нет-нет, всё это очень интересно…, рекомендую Вам. Мгновенья эти не пропустите. Узнаете так много нового. О близких и не очень. Народную любовь. А я пойду, пожалуй…, вот здесь неподалёку меня нагоните. Есть нечто…, что хотел вам изъяснить. Да, и поспорить. (Улыбается.) Раз-бе-рёмся! Возможно ль творчество, без этих… отклонений? И без страсти. Без пагубной, смертельной. Себя мы разменяли. Ну, и что??? Прожили б лет до ста…. Творили бы, творили.

Федотов (за сценой, кричит).    А-а-а! А-а-а! Проспа-ал! Скотина я! Скотина! Себе я не прощу! А-а-а! А-а-а!

Пушкин смотрит на Высоцкого и медленно уходит.

Федотов (кричит, за сценой).    Всего лишь миг - и все надежды разлетелись прахом! И жизнь, которая была легендой, оборвалась. Инфаркт, инфаркт, инфаркт! Во сне инфаркт!

Высоцкий испуган. Высоцкий бежит в раскрытую современную дверь. Навстречу ему выбегает Федотов. Высоцкий скрывается за дверью.

Федотов (падает на колени).    Я виноват! Меня судите. Проснитесь все! Поэтов больше ...нет!

Занавес