Чернобыль и кино

Александр Анайкин
Сейчас, когда проходит олимпиада в Лондоне, я, как и многие, смотрю в основном передачи из Англии. Но, перещёлкивая каналы, случайно набрёл на начало фильма «Неотправленное письмо» режиссёра Михаила Калатозова. Мне показалось, что я уже видел его в далёком детстве. В принципе, вполне возможно, хотя полной уверенности у меня и не было. Когда фильм появился на наших экранах в 1959 году, мне было одиннадцать лет. Если я смотрел тогда этот фильм, то мне он вряд ли понравился. Но, по прошествии пятидесяти пяти лет, я совсем по-другому взглянул на картину. И дело не в звёздном составе артистов. А в фильме задействованы на главных ролях такие актёры, как Татьяна Самойлова, Евгений Урбанский, Иннокентий Смоктуновский, Василий Ливанов. Нет, фильм привлёк меня совсем другим.
Прежде чем пояснить, чем именно, скажу коротко о сюжете. А он прост. Группа геологов из четырёх человек забрасывается весной в тайгу на поиски алмазов. Разумеется, они эти алмазы находят. Но вот ведь незадача, группа попадает в полосу лесного пожара, где один из геологов гибнет. Гибнет в огне не только человек, но и рация. Так что пробираются бедолаги к людям самостоятельно. Наступает осень, простужается и уходит в тайгу, чтобы не задерживать группу молодой геолог. Оставшиеся двое продолжают идти к людям. Наступает зима, но они идут. Нет уже ружья, кончились припасы провизии, но они идут вдохновлённые не святым духом, но идеями партии. В конце концов погибает и женщина. Но мужественный начальник экспедиции всё идёт и идёт. И весной, когда уже вскрылись реки, всё-таки выходит к людям и передаёт карту с обозначенным местом россыпей алмазов.

Когда я смотрел этот фильм, то невольно вспомнил о том, что заключённые, уходя из таёжных лагерей в побег, брали с собой и какого-нибудь бедолагу на съедение. А что ещё в тайге кушать неподготовленному человеку без ружья, без каких-либо припасов?

Но я всё же обратил внимание на фильм не из-за абсурдности сюжета. Естественно это просто фантастика, чтобы человек в тайге год смог находится, почти что год, без ничего, причём пережил зиму, сибирскую зиму. А ведь он не залегал в берлогу вместе с медведем.

Но, как я уже сказал, не из-за абсурдности сюжета я обратил внимание на фильм и, даже, досмотрел его до конца. Просто я сегодня знаю события, предшествующие выходу в свет фильма. А ещё, в своём немолодом возрасте я знаю методы советской пропаганды. И когда я увязал одно с другим, то у меня нарисовалась любопытная картина. А чтобы и у читателя нарисовалась та же картина, я напомню, что предшествовало появлению фильма. А предшествовала фильму «Каштымская авария», которая случилась в 1957 году в засекреченном городе Озёрске на комбинате «Маяк», выпускающем начинку для атомных бомб. В зоне радиоактивного заражения по официальным данным оказались сотни тысяч человек. Но, дело то в том, что мы в 1957 году, напрочь опровергали ту атомную катастрофу, хотя она на тот период была самой крупной в мире и даже затрагивала территории прилегающих государств. Она и сейчас на втором месте после Чернобыля. Но ту Каштымскую аварию мы скрывали более тридцати лет. Лишь в конце восьмидесятых мы признались в той катастрофе. Но в те года это была государственная тайна. Людям даже лучевую болезнь не диагностировали. В больничной карте могли написать что угодно, но не диагноз «лучевая болезнь».

Но не только местные жители пострадали от атомной катастрофы, естественно, пострадали и ликвидаторы. А ещё были группы геологов, которых засылали в тайгу, чтобы выявить зону заражения. Естественно, людям не говорили о сути экспедиций. Им просто необходимо было взять образца грунта и воды в обследуемых районах. Сколько людей погибло в таких экспедициях, мы не говорим и до сих пор.

Меня, конечно, спросят: «А фильм Калатозова тут при чём?».
А чтобы это читателю стало понятно, я напомню основные методы пропагандисткой машины коммунистов. Эти методы просты до наглости. Замалчивай и отрицай всё негативное, касающееся советского образа жизни. Это и было сделано с аварией на комбинате «Маяк». И хотя нам иностранцы говорили, что скрывать столь крупную аварию не имеет смысла и даже глупо, но для коммунистов «хоть ссы в глаза, всё божья роса».
Итак, один из методов  - замалчивание негатива. Естественно, какой же негатив может быть у советской власти?

А что ещё? Да обыкновенная ложь, чудовищная по своей наглости ложь. Здесь используется метод противоположностей. Надо говорить на белое, что это чёрное, а на чёрное, соответственно, что это белое. Но повторять это надо как можно чаще и как можно наглее.

Конечно, в инструментарии советской пропаганды не только эти два метода имеются, которые, кстати, так успешно перехватил в своей работе Геббельс. Но я не буду останавливаться на остальных методах, ибо наиболее полно в фильме использован именно второй метод.

Ведь что было в реальности с теми людьми, которые советской властью использовались втёмную. Геологи приезжали, в основном это были небольшие группы из студентов, брали пробы грунта с заражённой поверхности, брали пробы воды из рек и вскоре, получив запредельно-смертельную дозу радиации попросту погибали. Но что мы видим в фильме?
Люди живут долгие месяцы, чуть ли не год. Даже сибирскую зиму переживают. А как люди радуются дождю? Просто как дети пляшут под дождиком, хотя в заражённых областях в районе заражения, выпадение радиоактивных осадков должно вызывать не танцы, а слёзы, ибо эти осадки несут смерть.

В общем, в фильме много таких «мелочей», вывернутых на сто восемьдесят градусов. И именно это даёт мне право утверждать, что сам фильм является заказным. Фильм появился по заказу «партии и правительства», для сокрытия «Каштымской трагедии».

Между прочим, весьма интересен и подбор актёров для фильма. Давайте сами посмотрим и убедимся.
Евгений Урбанский – сын второго секретаря Казахстана, репрессированного в 1938 году.

Давайте вспомним, что такое Казахстан тридцатых годов, где первым секретарём партии был палач, как мы его сейчас вполне официально называем, Голощёкин. А почему мы вынуждены так называть расстрелянного у нас в Самаре, на даче НКВД, товарища Голощёкина. Да потому, что ещё одним основным методом советской пропаганды является «представлять характерные черты советской системы», как частное деяние одного нехорошего человека – «врага народа». Это может быть кто угодно. В данном случае это все работники партийных органов и даже НКВД Казахстана, которые «коварно пробрались в ряды честных тружеников и патриотов Родины». Это может быть даже Иосиф Сталин, из которого сделали «козла отпущения», лишь бы не замарать самой советской власти.

Впрочем, не суть важно, насколько был палачом папа Евгения Урбанского и насколько он действовал не по принуждению. Куда им, партийным работникам, было деваться, когда они проводили в жизнь линию партии. А эта линия никак не согласовывалась с кочевым образом колхозного крестьянина. Ведь каждая семья в Казахстане вела кочевой образ жизни, перегоняя свои стада, численностью от нескольких сот голов, до нескольких тысяч, с места на место. Но, разве допустимо, чтобы одна семья владела таким количеством скотины? Конечно, нет. Вот и отобрали у людей всю скотину. Но от таких реквизиций, от такого раскулачивания погиб не только скот, которого просто нечем было кормить на одном месте. Нет, от такого раскулачивания стали погибать и люди. По сути дела всё население республики вымерло в короткий срок от голода. Куда там гауляйтеру Украины Эриху Коху до Голощёкина. Естественно, партия не могла взять на себя вину за такие злодеяния. Так что папа Евгения стал одним из козлов отпущения. Конечно, после смерти великого Сталина, большинство партийных работников пришлось реабилитировать. Нельзя же такое количество советских чиновников признать врагами? Нет, разумеется, это жертвы культа личности. Но, кем бы они ни были, они, даже после реабилитации, остаются жертвами советской власти. А жертва, это уже человек третьего сорта. Хотя, внешне, чисто формально, они являются полноценными гражданами. Таким полноценным гражданином и был Евгений Урбанский, которому пришлось очень несладко в жизни после ареста папы.

В фильме занято всего четыре артиста. Основной состав, главные роли. Первого – Урбанского, мы прояснили.
Следующий? Иннокентий Смоктуновский. Мало кто знает, что настоящая фамилия Иннокентия Смоктунович. Чисто польская фамилия, хотя Иннокентий всю жизнь и уверял всех, что к полякам не имеет никакого отношения. Его понять можно. Быть поляком в многонациональной семье народ было хуже, чем быть евреем. Быть поляком, это всё равно, что быть преступником. К чему их вообще упоминать? Тут мы старались рьяно скрывать расстрел польских солдат, офицеров, да и просто депортированных из Польши буржуев органами славного НКВД. Так что лишняя польская фамилия если будет мелькать, то это просто безобразие. Тем боле, что этот Смоктунович ещё и в плену находился, недаром же ему было запрещено проживать в тридцати девяти крупных городах славного СССР. А Иннокентий и не проживал. Его ведь послали работать после года учёбы в театральном училище аж в Норильск, где в трупе местного театра зачастую играли заключённые, например Георгий Жжёнов. А семья Иннокентия? Сбежали из колхоза. Они видите ли не хотели голодать. А жена Смоктуновского? Это же ужас? Эта еврейка вообще имела наглости родиться в Иерусалиме. А что это значит? Да то, что и родственники этого подозрительного Смоктуновича проживают за границей и не где-нибудь, а в Израиле. Ужас!
Как видим, со вторым главным героем тоже далеко не всё в порядке.

А как с остальными?
Да тоже не всё чисто.
Эта смазливая Таня Самойлова оказывается дочь польской еврейки, которая посмела выжить. Не мудрено, что её дочку потом не снимали в кино. Поляки есть поляки. У них и в армии на командных должностях находились наши, советские офицеры.

Самый благонадёжный из всей четвёрки артистов, конечно, Василий Ливанов. Недаром, папа у него лауреат аж пяти Сталинских премий. И, тем не мене, и он не совсем чист, ибо  мама то у него полька. Это пусть Пушкин восторгается польками, а в НКВД люди менее романтичные. И если уж я заговорил об НКВД, то невольно возникает вопрос, а случайно ли Василий сорвал голос на съёмках фильма? Ведь его, бедолагу, заставляли кричать на сорокаградусном морозе пока он не сорвал окончательно голос. Именно поэтому впоследствии он и работал в основном на озвучивании мультипликационных фильмов. Их он озвучил несколько сот. Хотя Ливанову младшему всё же удалось сыграть в популярном сериале Шерлока Холмса в преклонных годах.

Интересный состав труппы. Но сам состав артистов, по-моему, лишь доказывает заказной характер фильма. Да, фильм был призван замаскировать неудобную атомную аварию, случившуюся в СССР в 1957 году.

Времена, конечно, сейчас другие. Мы не стали выпускать фильмов, маскирующих Чернобыльскую аварию, ибо мы и не смогли её скрыть, умолчать, ведь она на несколько порядков крупнее Каштымской. Одних ликвидаторов по официальным советским данным в ней участвовало порядка миллиона человек. Одних шахтёров порядка десяти тысяч участвовало в ликвидации. Одних вертолётчиков погибло больше, чем за все десять лет Афганской войны.
Да, времена изменились, мы не выпускаем художественных фильмов способствующих замолчать Чернобыль. Но, вот ведь какая штука, мы и других фильмов о Чернобыле не выпускаем. Как будто это и не наша история, как будто все те вертолётчики погибли просто так. А может так оно и есть? Может для нас и сегодня человек вообще ничего не значит, как в былые, славные годы советской власти? Вот и выходят у нас одни стрелялки с милыми выпивохами милиционерами, прокурорами, ФСБшниками. Чего же нам делать героев из трагедийных персонажей.