Чехов и графоманы 2

Наташа Александрова
Сложные отношения с литераторами возникли у Чехова в «Чайке».
Целых три сочинителя – Тригорин, Треплев и Сорин - создали напряженное поле взаимодействия, в котором непрерывно звучат почему-то почти неслышные выстрелы.

В «Чайке»  действуют  три поколения графоманов, но по сути дела, это не  разные люди, а ипостаси единого существа, представленного на  различных этапах своего  бытия.

Петр Николаевич Сорин, владелец имения, брат  Аркадиной и дядя Треплева, в молодости страстно мечтал стать литератором. И хотя Бог миловал, и  Сорин избежал этой злосчастной  планиды,  а   следовательно, и графоманом не стал, но к  писателям  всегда относился с   пиететом  и  даже со священным  трепетом.  Он,  сочинитель потенциальный, как бы зародыш графомана, собирается  отдать Треплеву сюжет для небольшой повести о  "человеке, который хотел", но не стал ни писателем, ни мужем. У каждого литератора в "Чайке" свой собственный роковой сюжет для небольшого рассказа. Сорин , как несостоявшийся кропатель  фатальных смыслов, сбывает свою интригу Треплеву.

Истинный графоман  - его племянник Константин Треплев, представитель младшего  поколения  писателей.   Он, как и  многие  молодые люди,  конечно же, отчаянный максималист, категоричный в своих  суждениях и  нетерпимый  ко всему старому; как ему кажется, отжившему  в искусстве свой век. Треплев -  революционер, ему совершенно необходимы новые формы (новые формы нужны, а если их нет, то лучше ничего не нужно), хотя он ещё пока  не знает, какое содержание  будет в них вкладывать. Но это его мало волнует -   для него  форма есть самоцель,  именно в ней  заключается, по его разумению,  автономный смысл искусства.

Треплев  –  сложный, противоречивый  человек:  ранимый  и самоуверенный, целеустремленный и слабый, тонкий  и грубый,  нежный и резкий,  внимательный  и   безразличный, погруженный в свои мысли и чувства.  Некоторые его высказывания и поступки выглядят алогичными.

Казалось бы, выросший в артистической среде, он должен был с детства впитать богемный дух и чувствовать себя на одной ноге с  окружающими его людьми искусства.

 Но нет, Треплев   состоит из всевозможных комплексов:  «Дядя, что может быть отчаяннее и глупее положения: бывало, у нее сидят в гостях сплошь все знаменитости, артисты и писатели, и между ними только один я - ничто, и  меня терпят только потому, что я  ее сын. <…> Так вот, когда, бывало, в ее гостиной все эти артисты и писатели обращали на меня свое  милостивое внимание, то мне казалось, что своими взглядами они измеряли мое ничтожество, - я угадывал их мысли и страдал от унижения...»

Ощущение  «сиротства при живой матери», с которой у  него сложились непростые отношения (эдипов комплекс?),  сочетается в  Треплеве  с чувством ущербности  недоучившегося студента,  и ему отчаянно хочется  доказать всем свою неординарность и значительность. Однако  он терпит сокрушительное поражение – пьеса его провалилась, Нина ушла к Тригорину.

 Была ли его пьеса бездарна? Вечный вопрос… Талантливы ли  стихи  Ленского?

 
Образ самого Чехова в «Чайке»  раздвоился, по-своему отразившись в Треплеве и Тригорине.  Во время  работы над  «Чайкой» Чехов уже вполне сложившийся писатель, автор широко известных произведений «Степь», «Скучная история», «Палата №6», «Бабы», «Княгиня» и др. Его рассказов ждала вся образованная Россия,  их  жадно читали, обсуждали –   в образе  популярного  беллетриста Тригорина  мы видим черты   самого автора  пьесы.  Но как драматург Чехов ещё не состоялся: в  активе писателя  небольшие  произведения, которые он называет шутками , и только с «Чайки» начинается путь в большую драматургию. Начало это было ярким, мощным и трагичным. Как и Треплев, Чехов предложил новые формы  и так же, как и незадачливый герой комедии, был отвергнут и тяжело переживал неудачу премьеры своего произведения.

Из письма от 11 апреля 1889 г. Антона Павловича Чехова (1860—1904) к своему брату Александру: «Ты написал пьесу? [...] Мой совет: в пьесе старайся быть оригинальным и по возможности умным, но не бойся показаться глупым; нужно вольнодумство, а только тот вольнодумец, кто не боится писать глупостей. Не зализывай, не шлифуй, а будь неуклюж и дерзок. Краткость — сестра таланта».  Интересные советы начинающему драматургу. Все равно кому - брату Александру, Треплеву или самому себе.


История первой постановки  "Чайки" парадоксально повторяет коллизии вокруг  пьесы Треплева. Казалось, Чехов методично и целенаправленно  конспектирует предстоящий  неминуемый провал своего детища.

Премьера «Чайки» состоялась 17 октября 1896 г. в Александринском театре в бенефис Е. И. Левкеевой. Сама бенефициантка в спектакле Чехова не участвовала, а должна была играть только в идущем в этот же вечер водевиле «Счастливый день». 

Итак, публика пришла на веселый водевиль – легкое развлекательное представление с необременительным сюжетом и пением куплетов.   После водевиля назначена комедия «Чайка». Великолепно! Зрители  готовы продолжать веселье  – они ждут банального фарса  и соответственно реагируют  на все, происходящее на сцене. 

Пьесу Треплева  тоже считают милой, ничего не значащей шуткой. Ах,   мальчику хочется ломать комедию?  - Аркадина готова над ней потешаться:  " Он сам предупредил, что это шутка, и я относилась к его пьесе, как  к  шутке".

 Подробное описание первого спектакля  «Чайки»  оставил его режиссер Е.П.Карпов: «Весело настроенную“ публику было трудно остановить. Она придиралась ко всякому поводу, чтобы посмеяться <…>  Выход Треплева с повязкой на голове — смешок в зале. Аркадина делает перевязку Треплеву — неудержимый хохот. Шум в зале. Шиканье...».
Присутствовавший на премьере Суворин записал в дневнике: «Пьеса не имела успеха. Публика невнимательная, не слушающая, разговаривающая, скучающая. Я давно не видел такого представления».


 Точно так же ведут себя зрители пьесы Треплева: они невнимательны, не скрывают скуки и пренебрежительного отношения к пьесе, отпускают обидные замечания:

  Сорин. Через двести тысяч лет ничего не будет.
  Треплев. Так вот пусть изобразят нам это ничего.
  Аркадина. Пусть. Мы спим.

   Аркадина (тихо). Это что-то декадентское.
   Аркадина. Серой пахнет. Это так нужно?
   Треплев. Да.
   Аркадина (смеется). Да, это эффект.
   Полина Андреевна (Дорну). Вы сняли шляпу. Наденьте, а то
   простудитесь.
   Аркадина. Это доктор снял шляпу перед дьяволом, отцом
   вечной материи.


 Из всех актеров, принимавших участие в первом  представлении "Чайки",  зрителям понравилась только В.Ф. Комиссаржевская, которая играла Нину Заречную. М.М.Читау, актриса Александрийского театра, писала в воспоминаниях.: «Исполнители погрузились во тьму провала. Но всеми было признано, что над ним ярким светом осталась сиять Комиссаржевская, а когда она выходила раскланиваться перед публикой одна, ее принимали восторженно». Правда, сам Чехов считал, что и Комиссаржевская "играла неважно".


В пьесе Треплева,  несмотря на  её полный провал , зрители восхищаются   Заречной:

     Аркадина. Браво, браво! Мы любовались. С такою
     наружностью, с таким чудным голосом нельзя, грешно сидеть
     в деревне. У вас должен быть талант. Слышите? Вы обязаны
     поступить на сцену!
    

     Нина (Тригорину). Не правда ли, странная пьеса?
     Тригорин. Я ничего не понял. Впрочем, смотрел я с
     удовольствием. Вы так искренно играли. И декорация была
     прекрасная».

 Конечно же, Аркадина лукавила (похвалив Заречную, она, пожалуй,  выступила в роли демона-искусителя, толкающего молодую девушку на сценическое поприще - из текста пьесы трудно сделать однозначный вывод о степени талантливости Нины).  Тригорин больше увлечен самой девушкой, чем   исполнением роли (одна рядом стоящая похвала насчет декорации чего стоит; к тому же он так невнимательно смотрел пьесу, что даже не заметил, что никакой декорации и не было), но,  тем не менее, только Нина удостоилась комплиментов после сорвавшегося показа спектакля.

Чехов признал полный провал своей пьесы и страшно переживал:

"Ко мне в кабинет, бледный, с растерянной, застывшей улыбкой, входит Антон Павлович...
— Автор провалился... — говорит он не своим голосом...» (Е. Карпов. История первого представления «Чайки» на сцене Александринского театра 17 октября 1896 г.)
На другой день с двенадцатичасовым поездом он уехал из Петербурга.

Треплев, не вынеся насмешек и небрежно-снисходительного отношения, останавливает представление:

     Треплев (вспылив, громко). Пьеса кончена! Довольно!
     Занавес!
     Аркадина. Что же ты сердишься?
     Треплев. Довольно! Занавес! Подавай занавес! (Топнув
     ногой.) Занавес!


 Отзывы о пьесе Треплева тоже соответствуют тем, что услышал Чехов о своей. Реакция прессы  на "Чайку" была резкой, грубой, несправедливой:

«Это просто дикая пьеса и не в идейном отношении только: в сценически-литературном смысле в ней все первобытно, примитивно, уродливо и нелепо» («Новости и Биржевая газета», 1896, 19 октября, № 289). «Это туманно, дико, но на сцене еще более туманно и дико» («Сын отечества», 1896, 19 октября). «И чего только нет в этой дикой „Чайке“ <...> Нельзя же о всяком вздоре подробно говорить с нашими читателями!» («Петербургский листок», № 289, 19 октября). «Общий сумбур речей, отношений, положений и действий» («Русские ведомости», 27 октября, № 297).

 Пьесу называли нелепостью, бессмыслицей и, наконец, "просто дичью".


  Аркадина высмеяла пьесу почти так же, как и невежественные критики, и почти в тех же самых выражениях. По её мнению, это декадентский бред, претензии на новые формы, на новую эру в искусстве, при том,  что "никаких новых форм нет, а просто дурной характер".

  Нина находит пьесу Константина Гавриловича странной:  в ней  нет живых лиц и мало действия. А главное  - в пьесе нет любви... 

Тригорин  подчеркнуто индифферентен  и ограничивается  нейтральным замечанием: «Каждый пишет так, как хочет и как может». Однако известная доля скрытой  иронии  в формулировке замечания все же  дает основания заподозрить писателя в отсутствии восторгов по поводу таланта  Треплева. Насмешливое дополнение - я ничего не понял (видимо, подразумевается, что  эту околесицу понять просто невозможно)- усиливает ощущение неприятия пьесы.

Однако  ни одному персонажу нельзя доверять в оценке пьесы Треплева, все они имели основания дать пристрастный и необъективный отзыв: Нина молода, наивна и уже влюблена в Тригорина,  Аркадина раздражена и опасается молодой соперницы,
 у самого Тригорина отношения со взрослым  сыном любовницы довольно натянуты и явно далеки от задушевных.

 
Поддержал  молодого человека только Дорн: " Константин Гаврилович, мне ваша пьеса чрезвычайно понравилась.Странная  она какая-то, и конца я не слышал, и все-таки впечатление сильное. Вы талантливый человек, вам надо продолжать".

 Чехова, соответственно,  поддержал только А.С. Суворин, издатель "Нового времени", друг и покровитель писателя. На следующий день после спектакля он выступил с большой статьей. «Сегодня день торжества многих журналистов и литераторов, — писал издатель „Нового времени“. — Не имела успеха комедия самого даровитого русского писателя из той молодежи, которая выступила в восьмидесятых годах, и — вот причина торжества <...> О, сочинители и судьи! Кто вы? Какие ваши имена и ваши заслуги? По-моему, Ан. Чехов может спать спокойно и работать <...> Он останется в русской литературе с своим ярким талантом, а они пожужжат, пожужжат и исчезнут. <...> За свои 30 лет посещения театров в качестве рецензента я столько видел успехов ничтожностей, что неуспех пьесы даровитой меня нисколько не поразил».


Впрочем,  Чехов тоже дал свою оценку пьесы  Треплева -  после  неудачного представления  все слушают  песню, напеваемую кем-то на другом берегу. «Как хорошо»,- говорит Аркадина.  Это «хорошо» относится  и к славному вечеру, и к песне, в которой  была правда жизни и истинного искусства, отсутствовавшая  в пьесе Константина Гавриловича.  Годом позже Чехов открыто использует этот  прием в «Ионыче».

  Есть и другое свидетельство, менее явное. Треплев говорит о своей пьесе: " Вот тебе и театр. Занавес, потом первая кулиса, потом вторая и дальше пустое пространство".  Ему вторит Нина в монологе : "Холодно, холодно, холодно. Пусто, пусто, пусто. Страшно, страшно, страшно".

 Театр Треплева и его искусство - это пока еще  пустое , холодное, безжизненное  пространство, декорации - формы, зияющие провалами содержания, а убранный занавес обнажает только незадачливость фокусника, которому не удался самый простой обман.

Творческое кредо Треплева -   «изображать жизнь не такою, как она есть, и не  такою, как должна быть, а такою, как она представляется в мечтах» – Чехову  все-таки  было  чуждо.
Поэтому истерикам  Треплева  он не сочувствовал и не доверял. 

«Я талантливее вас всех, коли на то пошло! (Срывает с головы повязку.) Вы, рутинеры, захватили первенство в  искусстве и считаете законным и настоящим лишь то, что делаете вы сами, а  остальное вы гнетете и душите!» - но и это признание Константина Гавриловича тоже не свободно от посторонних примесей и продиктовано  несчастной любовью и неудовлетворенным тщеславием. 

Сама попытка самоубийства очень похожа на театральное действо. Не в том смысле, что она была пафосна  и трагична, а в том, что показалась не настоящей, а разыгранной  писателем и персонажем   перед  доверчивым зрителем. Никакая повязка Косте не нужна, в порыве гнева он  стаскивает её без всяких неприятных последствий – раны-то и  нет.  Попытка самоубийства была символической – Треплев пытался уничтожить в себе  графомана.

 Чехов отчаянно открещивается от ненасытного демона графомании  всеми возможными способами:  бросает на растерзание пьесу Треплева, иронизирует над своими будущими драмами и их будущими критиками: "Когда поднимается занавес и при вечернем освещении, в комнате с тремя стенами, эти великие таланты, жрецы святого искусства изображают, как люди едят, пьют, любят, ходят, носят свои пиджаки; когда из пошлых картин и фраз стараются выудить мораль - маленькую, удобопонятную, полезную в домашнем обиходе; когда в тысяче вариаций мне подносят все одно и то же, одно и то же, одно и то же, - то я бегу и бегу..."

  И ведь в очередной раз все получилось: принесенные жертвы сработали безотказно: "Чайка" стала началом нового века в драматургии.

За два года, прошедших   со времени неудачной премьеры  его пьесы, Треплев  добился значительных успехов: его уже публикуют в  тех же самых журналах,  которые печатают  Тригорина, им интересуются поклонницы. Он наконец-то понял, что  совсем не в формах дело и что истинное искусство должно быть  всегда свободно, а может быть, даже и бесформенно: «Да, я все больше и больше прихожу к убеждению, что дело не в старых и новых формах, а в том, что дело человек пишет, не думая ни о каких формах, пишет, потому что это свободно льется из его души».

Он понял главное: писать невероятно трудно. Наивная попытка запечатлеть нечто, что волнуется в молодой груди, просто крикнуть во все горло – я существую, я необыкновенный; придумать вымученные  неживые образы с претензией на оригинальность – всего этого мало, чтобы стать настоящим писателем.

Каторжный труд, рабские галеры, постоянные  сомнения и недовольство собой, обивание порогов и знание жизни  -  об этом говорил Тригорин   Нине  Заречной, но Константин Гаврилович не слышал его монолога. Возможно, к лучшему, скорее всего, он просто не поверил бы, как не верила Нина, которой жизнь знаменитостей казалась истинным раем на земле. Теперь он понял все на собственной шкуре.  Она тоже.  Чтобы попасть в рай,  надо было пройти через ад. Или хотя бы через чистилище.

Удалось ли  Треплеву стать настоящим писателем? В газетах его ругают, Тригорин  говорит о его творчестве  отнюдь не лестно: « Все никак не может попасть в свой  настоящий тон. Что-то странное неопределенное, порой даже похоже на бред. Ни одного живого лица».

 Если судить по отзыву Тригорина,   Треплев  находится на стадии ученичества:  он  все еще не нашел своего, единственного, стиля, плохо знает жизнь и  неспособен создавать полнокровные образы.

Читал ли Тригорин произведения Константина Гавриловича, о которых так уверенно высказывается? По крайней мере, последний рассказ остался неразрезанным... И в этой нарочитой небрежности чувствуется непростое  отношение  к молодому коллеге. Уже убедился, что Треплев бездарен и не стал читать новый опус начинающего автора? Или почувствовал ревность к восходящей звезде соперника и не упустил возможности лишний раз уколоть  его?

Впрочем, и сам Треплев хорошо понимает, что до истинного мастерства ему ещё далеко.
"Афиша на заборе гласила… Бледное лицо, обрамленное темными волосами…трепещущий  свет, тихое мерцание звезд, далекие звуки рояля, замирающие в тихом ароматном воздухе…"

 Штампы, штампы, штампы.  Треплев страдает от  тотальной заштампованности  - своих произведений, жизни, сознания, отношений, любви. На всем жирный штамп  - бездарен. Это невыносимо.  Он не станет писателем, пока не убьет в себе  графомана. Первая попытка не удалась.  Результаты второй остались за рамками пьесы.

Часть 3

Треплев и Тригорин – одной крови, недаром и фамилии у них начинаются одинаково. Над обоими витает тень Гамлета, но не отца, а самого принца.

Перед началом  пьесы  Треплев в ответ на реплику Аркадиной   цитирует довольно грубые слова датского наследника. Аркадина, безусловно, спровоцировала сына, вообразив себя Гертрудой, но ситуация идеально повторяла гамлетовскую. Треплев  с удовольствием  обличил мать и на мгновение почувствовал свое родство со знаменитым  литературным героем.

 Позже он говорит о Тригорине  с издевательской насмешкой и с тайной завистью: « Вот идет истинный талант; ступает, как Гамлет, и тоже с книжкой. (Дразнит.) «Слова, слова, слова…»

Два русских Гамлета оказались щелкопёрами. Впрочем, в свое время   датский  тоже состряпал  самодельную  пьеску…

 А чего стоят его слова, обращенные к Офелии:

      Не верь дневному свету,
      Не верь звезде ночей,
      Не верь, что правда где-то,
      Но верь любви моей.

Разве это  не есть  чистейший образец самого высокого графоманства, которое плавно скатывается к китчу. Мне лично они напоминают стишки, которые школьницы во дни моей далекой юности писали в пухлые тетрадки и потом читали, млея и орошая чернильные строчки девичьей слезой...

Тригорин  -  самый матерый и самый интересный  графоман. Кого только не  видели в нем критики - от банального ремесленника до  самого Чехова и даже Мопассана.

Еще  Лев Толстой заметил чеховские «автобиографические черты» в образе беллетриста Тригорина. Ему Чехов отдает святая святых писателя - свои записные книжки. Свои избранные мысли.




  На фотографии:

 1898 год. МХТ. «Чайка».  В центре: Всеволод Мейерхольд –
 Константин  Треплев.