Фирдоуси

Константин Рыжов
 Поэт, взявший себе псевдоним «Фирдоуси» (что означает «райский»), жил и творил в восточном Иране, который входил в те далекие времена в состав государства Саманидов (http://www.proza.ru/2018/07/29/1135). В период господства этой династии (иранской по происхождению) возрождается интерес к персидским древностям. Образованные люди записывали сказания, собирали старые материалы, соединяли в своды отдельные повести и легенды. Появляются  сборники легенд и преданий на  фарси о мифических и легендарных  богатырях, а также о царях, живших до арабского нашествия. Эти своды обычно назывались «Шах-наме» («Книга о царях»). В общей сложности в течение Х века  было составлено три или четыре прозаических свода «Шах-наме». Великая эпопея Фирдоуси стала гениальным завершением этой долгой и кропотливой работы.

О жизни Фирдоуси до нас дошли лишь самые скудные сведения.  Он родился где-то около 934 г. в Тусе, в семье обедневшего дехканина. Молодость Фирдоуси совпала с расцветом  державы Саманидов. После отца поэт унаследовал небольшое имение, но не стал заниматься хозяйством, а посвятил себя собиранию эпоса. Он разыскивал списки легенд, слушал  сказителей преданий, сличал древние мифы и перелагал их в стихи. Когда ему было 35 лет, Фирдоуси приступил к работе над «Шах-наме». Пока он трудился над поэмой, хозяйство его пришло в совершенный упадок, так что поэту в полной мере пришлось испытать и голод, и холод, и жестокую нужду. Он сам пишет о тяжелых условиях, в которых протекала его работа:

«Померкла луна, собрались облака,
Снежинки несутся белей молока,
И реку и степи окутала мгла,
Вороньего в небе не видно крыла.
Не хватит солений, нет дров, ячменя,
До жатвы не будет хлебов у меня,
День мрака настал, разоренье и вой,
Земля же бела, словно шар костяной».

Впрочем, все это не сильно удручало Фирдоуси, который полагал, что вознаграждение за титанический труд обеспечит ему в старости заслуженный отдых. Труд же его, казалось, и в самом деле превосходил человеческие возможности. Даже в чисто количественном отношении он не может не вызывать изумление, ведь общий объем огромной эпопеи Фирдоуси – 60 тыс. бейтов (120 тыс. стихотворных строк; для примера – в «Евгении Онегине» чуть более 5 тыс. строк).  В 994 г. поэт окончил первую, еще неполную редакцию своего произведения, над которой неустанно трудился более двадцати лет. Между тем оказалось, что поэму его некому оценить. К этому времени Саманидское государство уже находилось в глубоком кризисе. В 999 г. Бухару заняли тюрки-Караханиды. Фирдоуси пишет:

«В стране назревала в те годы война,
Сулила невзгоды разумным она…
Не видел тогда я кругом никого,
Кто был бы достоин труда моего».

Тем не менее поэт приступил ко второй редакции по объему почти вдовое превосходившую первую. Она была закончена в 1010 г. К этому времени Саманидов в качестве правителя Хорасана и части Средней Азии сменил могучий правитель Газны, основатель государства Газневидов султан Махмуд Газневи (999-1030). Ему-то и преподнес Фирдоуси свою семитомную поэму, в которой впервые были сведены воедино все мифы, легенды и исторические предания иранского народа.

«ШАХ-НАМЕ». В поэме излагается история Ирана с древнейших времен до завоевания его арабами. Всего она включает в себя описание пятидесяти царствований, начиная от легендарных шахов и кончая личностями историческими. Однако большинство из упоминаемых в поэме царей – образы, по сути, второстепенные.  Подлинными героями «Шах-наме» (не смотря на ее название) являются легендарные иранские богатыри, и самый великий из них – Рустам. Персонажи «Шах-наме» действуют в рамках языческих, доисламских представлений. Над их миром царит доброе божество – Яздан. Ему подчинены небеса, светила, люди и животные. Яздану противостоит злобное божество Ахриман, которому подвластны дивы, колдуны и злые духи. Яздан и Ахриман постоянно  борются между собой за господство, но не в силах окончательно победить один другого.

Борьба добра и зла выражается прежде всего в бесконечных войнах  иранцев против туранцев, которые есть порождение Ахримана. Для Фирдоуси Туран – это среднеазиатские степи, населенные кочевниками-тюрками. Главной опорой иранцев становится могучий Рустам, в котором воплотились лучшие черты иранского народа. Образ этого богатыря в поэме гиперболизирован. Уже в чреве матери он так могуч и велик, что причиняет ей ужасные страдания. После появления на свет десять кормилиц с трудом выкармливают младенца. А вскоре он начинает есть хлеб и мясо за пятерых взрослых мужчин. За один присест он съедает целого онагра. И даже когда он сидит, Рустам выше всех богатырей-великанов. Его конь Рахш подобен горе и под его копытами сотрясается земля. Он могуч и страшен, и может за короткое время преодолевать огромные расстояния. Стрелы Рустама больше любого корья. Рустам любит повеселиться и пображничать. Он не злопамятен, великодушен, однако по отношению к врагам – жесток и беспощаден. Он верен шахам, выручает их из беды, но при этом знает себе цену и не терпит от них унижений.

Поведав о седой богатырской старине,  Фирдоуси пересказывает затем иранские легенды о великом завоевателе Искандаре  (Александре Македонском, подлинный облик которого совершенно исчезает в тумане легенд). На этом кончается героическая часть «Шах-наме» и начинается историческая. Правда Фирдоуси посвятил только несколько стихов парфянским Аршакидам, царствовавшим в Иране более четырех веков. Но зато богатая история национальной династии Сасанидов (правившей в 222-651 гг.) изложена во всех подробностях.  В этой части поэмы много точных исторических деталей, но легенда по-прежнему играет решающую роль. Фирдоуси подробно останавливается только на тех царствованиях, где есть простор его творческой фантазии. Наибольшее внимание он уделяет трем шахам: Варахраму V Гуру (420-438), Хосрову I Ануширвану (531-579) и Хосрову II Парвизу (590-628), которые уже в древности стали героями многих поэтических сказаний. Здесь упомянуто и сведено воедино множество сюжетов, разрабатывавшихся потом многими мусульманскими поэтами (например, история романтической любви шаха Хосрова Парвиза и прекрасной христианки Ширин).

Создание «Шах-наме» стало великим человеческим подвигом. Нет сомнения, что эмиры из национальной династии Саманидов вознаградили бы его по достоинству. Но могла ли понравиться поэма Фирдоуси тюрку Махмуду, потомку тех самых туранцев, над которыми одерживают победы иранские богатыри? Существует предание, что Махмуд поначалу обещал Фирдоуси 60 тыс. золотых динаров – по одному динару за каждое двустишье. Но в действительности Фирдоуси получил всего 20 тыс. серебряных дирхемов. Рассказывают, что деньги принесли в тот момент, когда поэт подходил к бане. Раскрыв мешок, Фирдоуси увидел, что там лежит не золото, а серебро. Обиженный столь незначительной оплатой, поэт не взял себе ни одной монеты и поровну разделил деньги между банщиком, продавцом щербета и гонцом. В ту же ночь он бежал из Газны в Герат.

О последних годах жизни Фирдоуси известно мало. Существует легенда, что султан раскаялся в своей скаредности и послал поэту 60 тыс. дирхемов, однако тот умер раньше, чем успел получить их. Когда караван с золотом въезжал в одни ворота Туса, в другие будто бы выносили гроб с останками Фирдоуси. Дочь поэта, которая одна из всех детей пережила отца, отказалась принять деньги. На них построили рибат – пограничный пост в степи и место остановки путешественников. Как считают, поэт скончался между 1020 и 1026 гг.

Популярность «Шах-наме» в последующих веках была огромна. Несмотря на свой колоссальный объем, поэма во все века оставалась живым, волнующим и востребованным произведением. Свидетельство тому – тысячи дошедших до нас списков, - от роскошных рукописей, украшавших библиотеки шахов и князей, до базарных копий, которые раскупались простым народом. Сам Фирдоуси прекрасно сознавал значение своего творения. Он писал:

«Я замок высокий воздвиг из стихов,
И он не боится дождей и ветров.
Над этою книгою годы пройдут,
И светлый умом прочитает мой труд».

Восточная культура в Древности и Средневековье  http://proza.ru/2013/07/11/270