Душа в многомирии

Аркадий Костерин
Опыт научной апологетики Ч.2.


1. Деятели Мультиверса.


   В предыдущей статье «Многомировая модель спасения» (2) мной были рассмотрены возможные модели понимания спасения души. Теперь, остановившись на третьей версии, как наиболее согласующейся со Священным Писанием и Святоотеческим Преданием, я могу продолжить развитие многомировой модели человеческого спасения. Но вначале потребуется более широкое и подробное описание человеческой души с позиции многомирия, для чего мне придётся изложить некоторые основополагающие понятия. Начну с космологии. Мироздание в эвереттике трактуется как неразделённая совокупность состояний всех объектов при всех вариантах их взаимодействий. Вся эта Полнота Бытия, созданная Господом, может быть представлена как Вселенская квантовая суперпозиция – Мультиверс\1\(см. сноски). Эта форма представления всего сущего считается единственной объективной реальностью. Вся же остальная реальность является частной и относительной, она возникает в связи с выявлением отдельных фрагментов суперпозиции.
   Все частные реальности выявляются из всеобщей суперпозиции выбором деятелей. Деятели – это неделимые, простые сущности, их можно определить как центры духовной активности Мироздания, нематериальные и вечные  субъекты\2\. Они обретают материальное и временное существование, выбирая свою реальность из Полноты, сотворённой Богом. Деятели – это создания Божии и им дана возможность выбора реальности, т.е. средства для реализации их воли в форме конкретного бытия. (3) Реализуя свою волю, деятели выбирают индивидуальные  варианты существования из психической и соотнесённой с нею материальной суперпозиции и создают бытийные тела. Бытийные тела деятелей – это любые цельно проявляющиеся объекты Мироздания, например: элементарные частицы, атомы, молекулы, микробы, растения, животные, люди и т.п.
   Выбирая конкретный способ своего существования, деятели разворачивают физические и психические измерения, по которым они взаимодействуют между собой. Все относительно самостоятельные объекты во Вселенной являются воплощениями деятелей. Взаимодействуя, они формируют всё немыслимое богатство форм и отношений в Мироздании. Свобода деятелей по-разному выглядит, в зависимости от их уровня развития (сложности). Можно условно разделить деятелей по уровню развития на группы: физическую, биологическую и психическую. Тогда удаётся охарактеризовать их свободный выбор реальности следующим образом: для физических деятелей – как случайный; для биологических – как поведенческий (т.е. последовательно направленный на выживание, но неосознанный); для психических – как целеустремлённый и осознанный (в разной степени) способ достижения приоритетных целей.
   Каждый частный выбор реальности, осуществляемый деятелем из суперпозиции, – это фиксация определённого состояния квантовой системы Мультиверса, т.е. выбор целой Вселенной. Ясно, что такой грандиозный акт может быть осуществлён только с позволения (попущения) Бога и Его средствами. То есть Бог присутствует во всех делах, по меньшей мере, как Свидетель. На самом же деле, роль Его активна. Насколько мы можем её трактовать – это формирование Совершенства. На этом положении я впоследствии специально остановлюсь. Модель присутствия Бога в бытии деятелей была рассмотрена мною в предшествующих статьях (5) на основе «Монадологии» Лейбница. Суть этой метафизической концепции в том, что деятели могут общаться и взаимодействовать между собой только через посредство Бога. (6)      


   Как можно представить себе выбор реальности деятелями? Активность деятеля опосредуется через психическую суперпозицию. Деятели спонтанно или целеустремлённо (в зависимости от уровня развития) разворачивают те или иные измерения взаимодействий из потенциально бесконечного набора возможностей, предоставленных им Творцом. Тем самым они определяют тип своей будущей реальности. Выбор определённого варианта из психической суперпозиции для простых деятелей – это, по сути, выбор законов природы, физических констант, темпа и интенсивности взаимодействий. Можно также сказать, что это выбор пространства-времени. Естественно, всем вариантам психической суперпозиции для простых деятелей однозначно соответствуют определённые варианты физического существования.
   Поскольку духовный полюс простейших деятелей не сопоставим по уровню с человеческой психикой, будем называть его психоидным. Его функция – просто выбор конкретной реальности относительно несложных материальных объектов. Но деятель всегда обладает определённой свободой выбора, т.е. в любой ситуации он выбирает, по меньшей мере, из нескольких вариантов. У простых деятелей, из-за отсутствия развитой психики, свобода выбора осуществляется в форме случайности, а исходное состояние для выбора обусловлено «памятью», т.е. материальным состоянием объекта. Все невыбранные варианты реальности (параллельные миры) остаются в суперпозиции и могут выявиться при другом выборе. Попав в определённое пространство-время, деятель сразу получает запросы на взаимодействие от других подобных деятелей, или сам инициирует взаимодействия. В результате, через посредство памяти он оказывается вовлечённым в причинно-следственные связи в некоем коридоре миров, который является для него актуальной реальностью.
   Итак, бытие деятеля сводится к выявлению тех или иных вариантов психических и  соответствующих им материальных состояний, которые заключены в Полноте Бытия. Как уже говорилось, материальные состояния деятелей фиксируют их выбор, в этом смысле, они являются памятью деятелей. Благодаря наличию этой памяти, существование деятелей приобретает последовательный, линейно-причинный характер. Деятели развиваются в соответствии с выбранными ими взаимодействиями. Важнейшим свойством деятелей является их стремление к повышению качества бытия, которое обобщённо может быть охарактеризовано объёмом информации, подконтрольной деятелю. Избирая различные пути своего развития, деятели обретают всё более сложные формы (бытийные тела) и реализуют эволюцию духовного и материального мира.
   Разумеется, память простейших деятелей имеет мало общего с человеческой памятью. Это просто одна из функций их материального бытия. Но, поскольку деятелям свойственно развиваться, то и память их совершенствуется, она становится иерархической. Это соответствует объединению деятелей в систему вследствие взаимодействий. Развитая структура памяти объединяет и хранит не только материальные, но и породившие их психоидные состояния множества деятелей системы. Психоидные состояния, характерные для системы деятелей становятся всё сложнее, по мере разрастания иерархии, они обретают всё больше новых измерений. Наконец, во главе системы появляется деятель, развернувший психические измерения и это знаменует качественный скачок. Деятель становится живым, его существование определяется поведением. Память разделяется на оперативную и наследственную – генетическую. Выстраивается последовательность психических состояний, связанных с материальными, и общая память системы главного деятеля превращается, чем далее, тем более, в память о психических состояниях\3\.
   На определённом уровне сложности психической структуры происходит ещё один качественный скачок и во главе системы становится деятель, обладающий измерениями абстрактных взаимодействий. Это и соответствует появлению человеческого сознания и началу формирования личности. Соответствующее развитие получает и память. Она развивается и становится памятью осознанных психических состояний. На этом уровне генетическая память становится уже не двухъярусной, а трёхъярусной. Генная структура человека является входом в психические состояния, которые, в свою очередь, «сцеплены» посредством высших измерений с духовными реальностями. Духовные реальности с соответствующими им высшими измерениями существуют в контексте духовных традиций, религий, или гностических течений. Так складывается психическая сознательная структура, и деятель постепенно обретает черты личности. А миры, выбираемые таким деятелем, чем дальше – тем более, характеризуются не только физическими и психическими измерениями, но и духовными. Качественные скачки при возникновении жизни и сознания инспирированы Божественным вмешательством.


2. Душа как мультивидуум.
   
   Теперь, опираясь на изложенные представления о субъектах многомирия, можно попробовать представить себе в этом контексте человеческую душу. Душа – это, несомненно, деятель, она цельна, но, вместе с тем, она явно представляет собой иерархическую систему деятелей меньших рангов, подчинённых главному деятелю. Мы не будем сейчас рассматривать функциональные части души, такие, как разум, память, совесть и другие, которые представляют деятелей, входящих в иерархию личности. Рассмотрим структуру души в многомировом аспекте. Такой подход выявляет её многослойность, поскольку в неё входят все варианты жизни личности. То есть, для деятелей сознательного уровня психическая суперпозиция – это и есть душа, а форма реализации её – биологический субъект, человек. Чтобы выявить многомировую структуру души, разберём, как происходит выбор реальности человеком.
   Всякое принимаемое нами решение имеет альтернативные варианты, их, по меньшей мере, несколько. Мы стараемся выбрать наилучший вариант, т.е. наш выбор определяется представлениями нашего разума о пользе, о том, что для нас лучше или хуже. Кроме того мы руководствуемся нашей памятью о подобных ситуациях, т.е. накопленным опытом, оцениваем наши  физические и духовные возможности и соотносим их с целями. Однако оптимальный выбор не всегда удаётся, и это приводит нас к необходимости анализировать альтернативы. В зависимости от наших оценок, альтернативные варианты имеют большую или меньшую вероятность для того коридора реальностей, в котором мы привычно существуем. Мы выбираем в каждом такте осознания один вариант, а все прочие так и остаются для нас альтернативами.
   Каждый альтернативный вариант является частью некоей конкретной действительности, т.е. другой линии нашей жизни, входящей в суперпозицию. Хотя эти альтернативные реальности не реализованы в сознаваемой нами действительности, но, с позиции многомировой концепции, все они считаются действительно существующими. В принципе, они могут, время от времени, выбираться и в сознательной нашей жизни, в соответствии с их вероятностью\4\. И эти реальности несомненно выбираются, тогда сознание включает их в формируемые «эклектические» причинно-следственные связи. В целом же эти линии остаются за порогом осознания. Однако, все варианты существования личности, в том числе и неосознанные существуют в многомирии слитно, как мультивидуум. Собственно, этот многомировой субъект и есть душа.
   Те альтернативные составляющие человеческой души, которые чаще выбираются – проявляются сильнее. К этому и сводится их актуальность, т.е. вес в составе бессознательного содержания психики. Таким образом, становится возможным рассматривать мультивидуум наукообразно, как квантовую систему а составляющим души присваивать весовые, т.е. вероятностные коэффициенты. Всякий выбор психической реальности при этом может быть описан как одно из состояний квантовой системы (души) с помощью волнового уравнения\5\. Но это уже тема для другой статьи, а наша задача состоит не в этом. Вернёмся к моделированию души.


   В психической суперпозиции выделяется наиболее весомый, доминирующий вариант –сознаваемая индивидуальность. По отношению к нему альтернативные индивидуальности существуют как комплексы в бессознательной области души. К.Г. Юнг определял их, как «частичные личности»(7). Спектр частичных личностей чрезвычайно широк, поэтому не удивительно, что они не «вмещаются» в единственную область биологического существования человеческого организма. Это связано с тем, что как биологический субъект, человек существует в намного более узкой, по сравнению с психической суперпозицией полосе вариантов\6\. Таким образом, на ширину психической суперпозиции может ложиться несколько (или даже много) биологических суперпозиций, т.е. телесных воплощений.
   Само собой разумеется, что биологические суперпозиции, причастные к одной психике не могут пересекаться, поскольку это привело бы к нарушению причинно-следственных цепочек, присущих коридору миров каждой биологической суперпозиции (телесного воплощения). Проще говоря, при этом наблюдалось бы несколько сознающих индивидуальностей в одном человеке, т.е. шизофрения. Это значит, что в нормальном случае, индивидуальные воплощения одной души являются параллельными и не совмещаются в одной биологической реальности. Биологические воплощения существуют внешне независимо друг от друга, при этом они должны быть разделены достаточно большими интервалами пространства-времени. Таким образом, приведённая модель показывает, что разные люди могут быть частями одной души, но это не имеет никакого отношения к метампсихозу (переселению душ)\7\.


   Опираясь на изложенные представления о душе, как мультивидууме, попробуем построить наглядную модель её существования. Однако при этом мы сталкиваемся с невозможностью использования причинно-линейной логики. Мультивидуум – это цельный многомировой объект, поэтому, рассматривая его существование как последовательное во времени, мы обнаружим нарушение причинно-следственных связей. (Например, будущее влияет на прошлое). Дело в том, что все варианты существования нашей личности, независимо от того, относятся ли они, по нашим представлениям, к прошлому, настоящему или к будущему, являются совершенно равноправными составляющими мультивидуума. Они существуют в многомирии, как бы, параллельно и взаимно влияют друг на друга. 
   Однако для наглядности, попробуем изобразить жизнь мультивидуума в некоем условном времени. Как будто, его многомировое существование со стороны наблюдает, т.е. последовательно воспринимает, некий индивидуум, временной масштаб которого намного больше человеческой жизни. Этот наблюдатель связывает изменения, происходящие в мультивидууме в последовательную причинную цепочку, т.е. он разворачивает свое специфическое временное измерение. Итак, сперва наблюдатель видит начальный период жизни мультивидуума, ещё не связанный с человеческим воплощением. Вначале существует духовный полюс элементарной частицы, атома, молекулы и полюс физических состояний. Это две соотнесённых суперпозиции.
   Затем следует бытие биологического микрообъекта, постепенно усложняющегося. Активируется суперпозиция простых вариантов зоологического существования, начинается развитие психики. Мы не включаем эти этапы в рассмотрение, потому что для человека они содержательно расположены в пассивной области бессознательного. Активной же областью бессознательного для человека является совокупность всех вариантов его человеческой действительности с присущими им специфичными биологическими состояниями. Этот отрезок эволюции деятеля мы рассмотрим подробно, потому что этот фрагмент параллельного существования мультивидуума и есть рассматриваемая нами душа. В нашей модели деятель воплощается в человека и проходит человеческую жизнь во всех возможных вариантах, как бы, параллельно.
   Как уже говорилось, душа представляет собой нераздельное единство всех вариантов индивидуального существования. Одни из них короче, другие длиннее, одни отражают развитие, другие – деградацию, одни благополучны, другие – несчастны, но все они взаимосвязаны и влияют друг на друга в любой момент существования. Хотя актуальное материальное существование всего одно, среди альтернативных вариантов, составляющих душу, есть и другие, кроме нашего, варианты, которые способны иметь телесные воплощения. Как уже говорилось, эти телесные воплощения должны быть достаточно далеко разнесены друг от друга в пространстве и во времени. Однако для нас, в нашем актуальном бессознательном, эти телесные воплощения не имеют никакого приоритета по отношению к чисто психическим составляющим.


3. Жизнь души после смерти индивидуума.

   Продолжим, однако, временное рассмотрение бытия мультивидуума. Господь забирает из жизни всякого человека во время, наиболее благоприятное для его спасения. Великий старец 19 века Амвросий Оптинский сказал: «Господь долготерпит. Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность, или же когда не видит никакой надежды на его исправление». (8) Я это понимаю так, что к моменту смерти возможности духовного роста человека исчерпаны и продолжение жизни ухудшило бы его шансы на благой переход к жизни вечной. Конечно, это не относится к святым подвижникам и праведникам, для которых продолжение жизни может быть, уже сковывало бы их деятельность во славу Божью.
   По окончании нашего актуального телесного существования в мультивидууме души могут оставаться другие, способные материализоваться воплощения, срок жизни которых дольше. Тогда одно из них становится актуальным материальным воплощением, и жизнь продолжается в другом теле, в другом времени и месте. Разумеется, сознание индивида не замечает перехода в новую актуальную реальность. В лучшем случае, оно фиксирует прохождение «развилки», как это было описано в моей статье «О гипотезе Тегмарка» (9). Жизнь индивидуума останется столь же полноценной, как и прежде, но её духовное наполнение изменится, в большей или меньшей степени. Это происходит потому, что при таком переходе неизбежно изменится состав актуальной области психики и центр личности сместится. Интуитивно мне представляется, что переход осуществляется к наиболее близкой по набору измерений реальности. Так, по-моему, в данном случае должен работать принцип наименьшего действия, универсальный для всей природы.
 
 Но, в конце концов, завершаются все варианты, связанные с материальным существованием. Материальный полюс суперпозиции сворачивается. Жизнь мультивидуума после этого практически полностью сосредотачивается в психической области, она происходит в духовных измерениях. Подчёркиваю, о духовных измерениях имеет смысл говорить лишь в контексте продолжения жизни, потому что переход к вечной смерти предполагает сворачивание всех, вообще, измерений. Вечная погибель – это коллапс, полная изоляция, стягивание в точку (чёрную дыру). Об этом я уже писал прежде (10), комментируя гипотезу о. Павла Флоренского «О рассечении душ» (11).
   Но почему мы считаем, что духовные измерения являются более долгоживущими, по сравнению с существованием тела? Из чего это следует? –  Очевидно, что такое представление связано с духовной преемственностью поколений, человеческих сообществ и духовных объединений. Мне уже доводилось рассматривать этот вопрос и разграничивать преходящие и долгоживущие составляющие души (5). Те составляющие души, которые соответствуют потребительским интересам индивидуумов, не являются долговечными. Эти реальности отражают существование личности в контексте человеческих сообществ, которые составлены механически, по внешней необходимости. Такие сообщества в эвереттике называются метавидуумами.
   Долговременными же являются варианты личности, продуцируемые и поддерживаемые мегавидуумами. Мегавидуумы – это многомировые сообщества деятелей, созданные и существующие в контексте духовных измерений. Примерами крупных мегавидуумов могут служить общности мировых религий. Мегавидуумы существуют на протяжении тысячелетий, в них участвуют деятели с различными статусами существования, ну например, мы, живущие сейчас и те, кого мы считаем умершими. В основе мегавидуумов лежат «вечные ценности», поэтому именно с ними мы можем связывать надежды на бессмертие наших душ. Не зря же сказано:
 «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.» (Мф.6:19,21).
   Следует, для справедливости, сказать, что мегавидуумы могут быть как позитивной ориентации, так и негативной. Негативные мегавидуумы инспирируются силами, которые восстают на Бога. Безумное это восстание на Творца обречено на провал. Этим фактом и определяется альтернативная перспектива вечной смерти души в геенне. Поэтому, переход души от «смешанного» бытия материальных и духовных реализаций, характерных для земного существования, имеет два возможных направления. Одно направление – одухотворение плоти и воспарение к жизни вечной. Другое же направление – умертвление духа и вечное умирание плоти в бесконечно сжимающейся воронке адских миров.
   Предполагаю, что построенная выше модель существования души навлечёт на меня обвинения в проповеди метампсихоза, т.е. переселения душ. В опровержение этого приведу наглядную модель развития мультивидуума души. Можно представить мультивидуум, как слоистую сферу, где концентрические слои изображают бытийные реализации деятеля. Они конечны и существуют параллельно, но имеют разное время существования. Это значит, что кратковременные реализации исчезают и вследствие этого внутренняя структура мультивидуума изменяется. Материальные воплощения уступают место чисто духовным.  Душа эволюционирует в соответствии со своей волей и Божьим Промыслом. Наглядно это можно изобразить так, что «сфера» души бесконечно растёт и просветляется. Но, где же тут метампсихоз? – Его нет и в помине. А эволюция божьих тварей, изменение человека и его души никаким догматам христианства не противоречат.
  Многомировая модель души приводит нас также к раскрытию понятия «коллективное бессознательное» К.Г. Юнга (12). Многие современные психиатры оспаривают само это понятие (13), считают его бессодержательным, называя его «мифом Юнга». Последовательное и логичное рассмотрение многомирового бытия души приводит нас к пониманию того, что всякий человек является вариантом существования первочеловека Адама. Всё человечество вкупе, жившее и живущее сейчас – это многомировая душа Адама, все мы составляем один гигантский мультивидуум. Таким образом, понятие коллективного бессознательного наполняется конкретным содержанием.
   Конечно, для каждого из нас коллективное бессознательное всего человечества актуально не в равной мере. Как я понимаю, содержание его не только огромно, но оно ещё довольно сложно структурировано. Возможно, что актуальность тех или иных разделов коллективного бессознательного связана для нас с конкретными телесными воплощениями нашей души, т.е. с теми метавидуумами и мегавидуумами, в которые она входила, имея в виду её временное развитие. При параллельном же рассмотрении души, что соответствует фактическому её существованию, все эти связи являются для неё актуальными.

   Может возникнуть вопрос – а почему грядущее спасение должно произойти в форме телесного воскрешения? Ведь если бессмертная душа придёт к благодатной духовной реальности, то, может быть, этого достаточно, зачем ей тело? Однако в христианстве личность рассматривается как духовно-телесное единство. И, кроме того, по-моему, телесное воскрешение, а вместе с ним и чудесное преображение всего материального мира необходимы для того, чтобы явить гармонию духовного и материального, в человеке и в окружающем мире. Говоря языком многомирия, гармония означает оптимальный вариант всех связей, независимо от уровня развития деятелей. Все деятели Вселенной должны обрести гармонию отношений по всем измерениям – духовным и физическим.
   Акт спасения человечества логично рассматривать симметрично акту падения. Не зря падение человека было сопряжено с падением всего окружающего мира. Гармония оказалась разрушенной не только в душах и телах первых людей. Аналогичное разрушение произошло во всех реальностях, которые выбирал падший человек. Точно так же и спасение человека, возвращение его к преображённому духовному и телесному бессмертию должно быть сопряжено с одухотворением всей окружающей природы. Каждый атом, каждая песчинка и цветок нового мира будут одухотворены в грядущем Царстве Божьем. При таком понимании намечается возможность синтеза 2й и 3й версии спасения, изложенных выше.
   Согласно Священному Преданию известно, что молитвы церкви могут улучшать положение обречённых  на вечную погибель грешников. Если сам грешник не смог выбрать устойчивую благую реальность во всё время своей жизни, то в этом ему могут помочь молитвы святых Заступников и всей Церкви. Ведь молитвы – это выбор реальности – тех, кто молится и тех, за кого молятся. Имеется в виду постепенное развитие всех несовершенных деятелей, спасшихся по 2й версии, и составляющих преображённую природу Царства Божьего. Это происходит вследствие молитв Церкви и вследствие покаяния самих грешников в сознательных вариантах их воплощения (по 3й версии). Результатом будет их переход к полной осознанной гармонии в Царстве Божьем.

4. Заключение.

   Как и было заявлено в начале статьи, построение модели происходило в русле христианских представлений о спасении. Для меня, как христианина не вызывает сомнений утверждение, что спасение души может осуществиться лишь в лоне истинной веры и Церкви Христовой. Значит ли это, что я исключаю возможность спасения иноверцев или неверующих людей? – Нет, конечно! Очень хорошо сказал об этой возможности прот. Дмитрий Смирнов: «Иная вера создаёт в душе человеческой пространство для Бога». (14) Как реализуется спасение иноверцев конкретно, нам не дано знать, но в контексте многомирия можно найти модель понимания. – Полагаю, что спасительные варианты существования для людей, не причастных к христианству должны эту причастность реализовать. То есть спасение возможно, если атеист или иноверец, в каком-то, пусть и очень маловероятном варианте своей души исповедуют Христову веру. Однако уточню, что речь идёт именно о спасении в христианском понимании.
   Здесь мы сталкиваемся с тем фактом, что разные мировоззрения основаны на разных наборах аксиом, от чего зависит представление о спасении. Для многомирия исключаются из рассмотрения только принципиально невероятные варианты действительности. Все же остальные, даже, несмотря на ничтожную вероятность их возникновения, рассматриваются как реальные. Что абсолютно невероятно в христианской системе координат? Ну, например, христианское мировоззрение, исходящее из определения Бога, как абсолютного Добра, совершенно исключает, что от Бога может исходить Зло. А для язычников это вовсе не исключается. Таково различие основных понятий, из которых вырастают другие догматы. И таких различий в разных вероисповеданиях множество. То есть жизнь представителей разных исповеданий проходит в разных духовных координатах. Это различные, абсолютно несовместимые миры, где и представления о спасении совершенно различны.
   Не стану, однако, навязывать свою веру иноверцам или атеистам. Они могут предполагать для себя другой духовный контекст спасения или посмертного продолжения своего существования. Могут и совсем его отвергать. Хочу только предостеречь от попыток натягивания одной веры на другую. Разные духовные системы могут раздельно присутствовать в бессознательной сфере (в многомировой душе), но они совершенно несовместимы в сознательном исповедании. Попытки такого совмещения приводят к потере веры, размыванию духовных основ души, к лицемерию и падению. То есть, это гибельный вариант. Верующий человек должен исповедовать свою веру искренне, безотносительно к веяниям века сего и без оглядки на другие веры. Так, по крайней мере, он обеспечит своё душевное и нравственное здоровье.

   В заключение хотелось бы сформулировать, как претворяется Промысел Божий о мире и человеке в контексте построенной модели спасения. Роль Господа по отношению к свободному выбору деятелей очевидна:
Бог – является Творцом совершенной Полноты Бытия, той Вселенной, «яже не подвижется». Он создал Мир, как Совершенную Реальность, а мы, выбирающие свои частные реальности, находимся как бы в моменте становления этого Царства Божьего\8\. Мы воспринимаем это во временном бытии так, как будто Царство это только ещё создаётся. В соответствии с этим, те элементы нашего выбора, которые соответствуют Божьему Замыслу, приобщаются к вечной жизни, а те которые не соответствуют – преходят, исчезают. Бог – это источник вечной жизни, и Его присутствие в нашем выборе ощущается как фактор, обеспечивающий вечную жизнь тем нашим делам и составляющим души, которые соответствуют Его Замыслу.



Список использованных источников.

1. Библия.
2. Костерин А.М. Опыт научной апологетики. Многомировая модель спасения. http://a-m-kosterin.narod2.ru/
3. Костерин А.М. Деятели Мультиверса.
4. Википедия. Квантовая суперпозиция. http://ru.wikipedia.org/wiki/
5. Костерин А.М. Формирование многомировой картины мира. Иерархический выбор реальности. http://www.everettica.org/art/Kost311011.pdf
6. Лейбниц Г.В. Монадология, Соч. в 4 томах, Т.1, изд-во «Мысль», М., 1982, 636 стр.
7. Юнг К.Г. Аналитическая психология. СПб., 1994.
8. Преподобный Амвросий Оптинский. http://azbuka.webzone.ru/amwrosiy.htm
9. Костерин А.М. О гипотезе Тегмарка. http://www.everettica.org/article.php3?ind=78
10. Костерин А.М. Размышления о рассечении душ. http://a-m-kosterin.narod2.ru/
11. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. 12. Юнг К.Г. Концепция коллективного бессознательного. http://oculus.com.ua/stat.php?id=53
13. Аллахвердов В.М Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. 2003г.
Издательство Речь.
14. Прот. Дмитрий Смирнов. Интервью Владимиру Познеру (2012.03.19). http://tvspas.ru/video/detail.php?ID=25805


Сноски.

\1\ Ква;нтовая суперпози;ция — это суперпозиция состояний, которые не могут быть реализованы одновременно с классической точки зрения, это суперпозиция альтернативных (взаимоисключающих) состояний. (4) То есть, Вселенная, созданная Богом, рассматривается как квантовая система, содержащая все возможные варианты всех взаимодействий.

\2\ Конечно, эта моя метафизическая трактовка не является частью расширенной многомировой концепции, но и не противоречит ей.  Она лежит в русле апологетики. Апологетика тем и отличается от науки, что ставит себе задачу свести все логические построения к единственной исходной точке – к вездесущему и всеведущему Богу.

\3\ Биологический уровень деятелей характеризуется появлением принципиально нового типа памяти –  помимо оперативной появляется наследственная – генетическая память. Генетическая память является уже не памятью физических взаимодействий, а памятью психических состояний. Т.е. звенья генома являются уже метками или «адресами» психических состояний деятеля. Т.о. геном является своеобразным редуктором физических структурных элементов в психоидные (впоследствии, психические) состояния.

\4\ Вероятность, с позиции здравого смысла, означает, что одни линии нашего существования будут выбираться чаще, а другие – реже.

\5\ Разумеется, здесь не идёт речь о том, что мы можем выявить все актуальные составляющие нашего бессознательного, да ещё и с весовыми коэффициентами. Но такой подход даёт возможность системного рассмотрения состояний психики и построения моделей выбора психической реальности.

\6\ Для пояснения этого положения можно воспользоваться понятием о масштабе реализации деятелей. Масштаб реализации характеризуется количеством развёрнутых в данной реальности измерений взаимодействия, т.е. сложностью и уровнем взаимодействий. Чем сложнее и богаче взаимодействия деятеля, тем больше набор вариантов его реализации. Так, набор реализаций у физического деятеля намного уже, чем у биологического, а у биологического – намного уже, чем у сознательного. Для наглядности, можно говорить о ширине суперпозиции (по аналогии с шириной спектра).

\7\ Не может быть, в принципе, никакого метампсихоза потому, что всякий деятель не создаёт новых форм, он просто познаёт мир. Он разворачивает имеющиеся у него измерения взаимодействия и эволюционирует во всех доступных ему реальностях.

\8\ Поэтому и сказано в Книге Бытия: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот хорошо весьма. И был вечер и было утро: день шестый». Для нас День Шестой ещё не кончился – мы его проживаем.