Снова, да ладом!
отклик на статью Максима Контора «Тень культуры» в «Эксперт.ру»
Интеллигенция совесть нации, или не совесть? И есть ли у интеллигенции вообще совесть? И что такое совесть? Вот Гегель в своей работе «Философия права» так сказал о совести: «Совесть в отличие от законов бесправна в государстве; ведь если человек взывает к своей совести, то у одного может быть одна совесть, а у другого - другая. Если совесть правильная, то она есть нечто признанное государством при условии, что государство представляет собой нравственное устройство общества».
Говорить о совести плотников, фермеров, банкиров, депутатов – значит сотрясать воздух по-пустому! Совесть есть у тебя – имярек, у меня – имярек, но нет совести у социальной страты! У каждого своя совесть в зависимости от наследства душевного и духовного, в зависимости от воспитания, и даже от того, в каком государстве родился! Нравственное устройство у государства, или безнравственное?
Процитирую в который раз Ивана Ильина: «Право и государство возникают из внутреннего духовного мира человека, создаются именно для духа и ради духа и осуществляются через посредство правосознания».
Очевидно, что нравственное государство создает свое правовое поле в области, скажем – бюджетной политики, вовсе не для удобства сбора налогов и последующего (эффективного) перераспределения собранного, а для того, чтобы это распределение соответствовало внутреннему духовному миру народа, или народов составляющих государство!
Иначе на любое решение суда будет одна реакция: «осудили по закону, но не по справедливости»!
В этот разрыв, между духом народа и законами государства, влезает преступление, потому как соблюсти законное означает в таком государстве, пойти против собственного правосознания!
А интеллигент бывает всякий и разный, в том числе и абсолютно с развратной совестью!
Константин Симонов дал определение «трем сортам» интеллигенции: «Есть три сорта людей: первый сорт людей это те, кто в подлые времена ведет себя подлым образом, а во времена нравственные, ведет нравственный образ жизни. Второй сорт людей это такие люди, которые ведут себя подлым образом какие бы времена небыли. И третий сорт людей, которые во все времена были и остаются порядочными».
Верующий человек и застенки ведет себя порядочно, так как над ним Бог! Об этом и Солженицин вспоминал в «Архипелаге Гулаг».
И нет более дикой лжи, чем утверждение о том, что верующий человек – раб! Вот только где он – верующий человек?!
Потому что… и опять процитирую Георга Гегеля: «... вера в бога в своей простоте - нечто совсем иное, чем утверждение: я верю в бога; последнее уже связано с рефлексией и сознанием, что вере (во мне самом – А.М.) противостоит другое (неверие – А.М.), в упомянутом утверждении проступает потребность в самооправдании, резонерстве, полемике. («Философия религии».)
У нас часто верующий – это тот, кто регулярно ходит в церковь и причащается!
Но 2\3 русского народа в год революции ходили в церковь и что?
«Православие создало дух русского народа, но оно же и сожгло русский народ. Неправда, что русский народ сожжен большевизмом; он сожжен Православием, он сделался недостойным причастником Святыни Полноты веры, и эта Святыня опалила его»
Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской)
Из статьи «О православных в сектантстве и о сектантах в православии».
Где корень всего? Почему так?
Думается мне прав профессор М.М. Дунаев: «Причина слабости православной апологетики — фанатическое невежество и невежественный фанатизм «защитников» Православия. При таком уровне "защиты" Православие обречено на небытие в умах несведущих людей, зараженных к тому же предубеждением против Православной Церкви. Им негде почерпнуть подлинные знания (а значит, и понимание), вероучительных православных истин».
Вот и скачут по нашим духовным просторам пара сомнительных, если не бесовских лошадок: обрядоверие и суеверие!
Это особенно заметно, после массового открытия церковных приходов и монастырей!
Как тут не вспомнить предупреждение святителя Брянчанинова, что погибель православию придет из монастырей! Добавим от себя – рассадников богословского невежества!
Прокопьевск июль 2012
© Copyright:
Михаил Анохин, 2012
Свидетельство о публикации №212072901310