Оксана 57-58-59

Виктор Шель
57.
Оксана вертела в руках новенький паспорт. Непривлекательная серая книжка, а какая важная. Без неё ни на работу не поступишь, ни замуж не выйдешь. Недаром же говорят: «Без бумажки ты букашка, а с бумажкой человек». 
- Я предлагаю, - сказал Лёня, - отпраздновать паспорт походом в загс. Пойдём и подадим заявление.
- Лёня, может сначала в военкомат?
- Какой интерес в военкомате? Они подождут, а вот загс не ждёт. Вся семья, весь наш род ждёт нашего похода в загс.
- Ты, что боишься, что я от тебя убегу?
- Запросто можешь. У тебя же две здоровые ноги. Ты от одноногого легко убежишь.
- Хватит шутить. Если бы хотела убежать, я бы не добивалась бы этого паспорта. В колхозе и без паспорта принимают. Пошли в загс.
Заполнение анкет в загсе заняло несколько минут.  Основной вопрос, который ребятам предстояло решить, был вопрос о фамилии Оксаны после брака. Лёня бы хотел, чтобы Оксана приняла его фамилию, но он справедливо оценил, что все наградные документы выписаны на Коваленко. Если будут какие-то вопросы, придётся предъявлять брачное свидетельство, доказывая, что Шпильман в девичестве была Коваленко. Решили, что каждый сохранит свою фамилию после брака.  Дежурная проверила правильность заполнения, проверила паспорта и назначила церемонию на воскресенье. На обратном пути домой зашли в военкомат. Оксана сдала документы, полученные при увольнении из армии. Дежурный офицер оформил бумаги и велел прийти за военным билетом через неделю. Все запланированные дела были выполнены, и ребята удовлетворённые вернулись домой.
- Теперь надо думать о работе. Может и вправду пойти на ночные смены в травматологию? Буду по ночам работать, а днём заниматься.
- А когда ты будешь меня любить? – полушутя полусерьёзно спросил Лёня.
- И на это время найдётся.
- Я против. Так ты подорвёшь своё здоровье. 
- Ладно, даю отсрочку себе от работы пока не поступлю в институт. Вот поступлю, тогда и вопрос с работой решать буду.
- Это мне больше нравится. Я решил поступить в Политехнический.  Завтра поеду подавать заявление. Я твёрдо решил получить образование и тогда работать. Я ведь только наводить пушки умею, и больше ничего. Тебе хорошо, что медсёстры не только на войне нужны. Можешь пойти на работу, а я? Мне определённо надо пойти учиться.
- Мне тоже. Медсестра это начальная ступень в здравоохранении. Я хочу быть врачом, хорошим врачом, таким как Евгений Миронович.
- Это тот, что мне ногу отрезал?
- Он самый. Он замечательный врач.
- Какой замечательный, если мою ногу не спас.
- Он сам переживал, что пришлось ампутировать.
Дома их ждала записка от Ривы. Рива сообщала, что она обсудила вопрос свадьбы с Романом Ильичом. Он согласен на то, чтобы свадьба была организована в его квартире, но ставит условие, чтобы было не более тридцати гостей. Все расходы по подготовке праздничного стола он берёт на себя. Остаётся назначить день и пригласить гостей. Рива рекомендовала совместить свадьбу с празднованием нового 1946 года. Тогда можно будет гулять поздно и не вызвать недовольство соседей.
Вечером ребята доложили Марии Ароновне о результатах дня. Марию Ароновну смущало ограничение в тридцать гостей. Семья была большая, и она не хотела никого обидеть. Прикинули, кого надо пригласить. Получалось, что не меньше чем тридцать восемь гостей, включая семью Ступиных, необходимо пригласить. Мария взяла на себя этот вопрос. Придётся ей встретиться с Романом и показать ему список. Пусть сам укажет, кого он не хочет видеть в своём доме. 
- Понимаешь, Оксана, это важно всех пригласить. Люди будут обижены на всю жизнь, если их не пригласить. Я так не могу.
- А если кто-то из приглашённых не придёт, вы тоже обидитесь на всю жизнь?
- Ну, что ты, Оксаночка, разве можно обижаться? У людей могут быть разные обстоятельства.
- Вот и у вас свои обстоятельства. Вы устраиваете в чужой квартире. Хозяева квартиры поставили вам условия, и вам надо их выполнять.
- Это разные вещи. Люди будут обижаться не потому, что я их не пригласила, а потому, что я дала предпочтение другим родственникам. Чем они хуже тех, кого пригласили? 
- Сложная логика. Я это не пойму.
- Тебе и не надо. Это моя забота.
Пока разговаривали, Лёня сел на диван и стал снимать протез. Оксана подошла к нему, желая помочь. Лёня нехотя разрешил Оксане снять его протез. Оксана осмотрела ногу и определила, что протез натирает в одном месте. Придётся обращаться к протезному мастеру, чтобы исправил протез.  Лёня не хотел идти к мастеру. Он считал, что можно пару дней не надевать протез, дождавшись, чтобы потёртое место зажило. Он предполагал, что нога натёрлась по его вине - спешил утром за Оксаниным паспортом и не очень плотно затянул протез. Его рассуждения показались логичными, и Оксана согласилась. Она планировала утром поход в институты. Пора оформляться на учёбу. 
 
58.
Лёня окончил школу на все пятёрки. Это его избавляло от вступительных экзаменов. Лёне хотелось изучать электричество. Ему казалось, что за электричеством будущее. В Политехническом институте был электрофак. Был в Одессе ещё один институт, который нравился Лёне. Это был институт связи. Лёня долго не мог отдать предпочтение, куда пойти. Перевесило желание работать в индустрии, как Сергей Ступин, муж Ривы. В Политехническом институте выпускники имели более широкий выбор места работы, а выпускники Института Связи должны были работать в подразделениях министерства связи. Лёня подал документы в Политехнический. Его приняли на электротехнический факультет. Лёня должен был приступить к занятиям в институте во второй половине января. 
Оксане пришлось сдавать вступительные экзамены. За два года войны, она немного подзабыла тригонометрию и химию. Все эти хлопоты с паспортом и оформлением в институт заняли время, и на подготовку к экзаменам времени практически не осталось. Оксана купила учебники и читала их и днём и ночью. Лёня старался ей помочь и вместе с ней повторял математику.   
В один из дней, когда ребята сидели за решением очередной тригонометрической задачи, пришла Рива Ступина. Она сообщила, что всё согласовано, и все тридцать восемь гостей будут приглашены. Ребята сообщили ей дату церемонии в загсе. До церемонии осталось два дня.
- В чем же ты, Оксана, пойдёшь на церемонию? Я надеюсь, не в кителе.
- Я не вижу ничего страшного, если она пойдёт в кителе, – сказал Лёня. – Я, например, тоже собираюсь надеть китель.
- Да что вы, ребята? Нужно срочно придумать что-то. Невеста должна быть в белом платье. Знаешь, Оксана, у меня осталось моё свадебное платье. Я тебе его дам, только надо будет немного расширить. Я девушкой была тоненькая, как тростинка. Это после родов я раздалась в бёдрах.
Лёня с удивлением посмотрел на Риву. Худая, с тонкой талией, Рива совсем не выглядела, как женщина, которая раздалась в бёдрах.
- Не гляди на меня так, Лёня. Восемь лет назад, когда мне было двадцать, я была намного тоньше. Я ведь была городская девочка, не знавшая физического труда. Я больше всего в школе не любила физкультуру. Ну, хватит обо мне. Я лучше расскажу вам, как это получилось, что моё свадебное платье сохранилось. В эвакуации мы продали почти все наши вещи. Свадебное платье было кандидатом на продажу. Я пошла на базар продавать платье. Стою и держу моё платье в руках. Подходит пожилой кавказец. Долго смотрит на меня и на платье. Потрогал платье и спрашивает: «Ты это платье для себя готовил, дэвушка?». Я отвечаю: «Для себя». « Чего продаёшь?». « Кушать надо» - отвечаю. «Возьми двести рублей за это платье, я покупаю». Я отдаю ему платье, а он его возвращает мне. «Такой красивый дэвушка. Я хочу, чтобы ты это платье на свадьбу одел. Я для тебе купил». Вот и осталось это платье у меня. Второй раз относить его на продажу рука не поднялась.
- А теперь вы хотите, чтобы я его одела?
- Такой красивый дэвушка! Я хочу, чтобы ты это платье на свадьбу одел, – с кавказским акцентом и улыбкой сказала Рива.
- Вы нас балуете, Рива.
- Мне приятно вас баловать. Я всю войну была в тылу, а вы оба воевали. Я чувствую долг перед вами. Ведь вы, по сути, совсем ещё дети. Сколько тебе лет, Оксана?
- Скоро двадцать один.
- Я старше тебя на целых восемь лет. Поверь мне, это были нелёгкие восемь лет. Для меня это были очень тяжёлые годы. Меня перед войной в детстве баловали. Серёжа отправил меня в эвакуацию в первые дни войны. Тогда Андрюше было три месяца. В дороге я намучилась одна с ребёнком на руках. Я даже не помню, как я справлялась с Андрюшей и чемоданом одновременно. Мы застряли в Донбассе, наивно полагая, что немцев так далеко вглубь страны не пустят. Оказалось, что надо было бежать дальше на восток. С трудом устроились в поезде с эвакуированными.  Люди озверели от опасности, не хотели пускать в вагон. С трудом уговорила пустить на пару дней. В Ростове они меня высадили. Мне повезло. На вокзале, в Ростове я встретила знакомого Романа Ильича, моего тестя. Он распорядился отправить меня с ребёнком в Куйбышев. Там меня нашёл Серёжа и привёз в Стерлитамак. Вот с платьем случай был в Куйбышеве, ещё до того, как Серёжа меня нашёл.
- Стерлитамак? Это же Башкирия, – сказала Оксана.
- Мы прожили там всю войну. Мы не знали, что тётя Маша тоже в Башкирии. Мой муж работал там, на станкостроительном заводе, который они привезли из Одессы.
- Были совсем близко. Жаль, что не нашли Марию Ароновну.
- Тебе-то чего жалеть? Тогда бы ты не встретила своего Лёню.
 
59.
Около загса собралось довольно много людей. Пришли Дора с мужем, Анна Ароновна, Рива с Андрюшей. Доктор Мирошнюк не пришёл, был занят в больнице. Зато пришла младшая дочь Мирошнюков, Зоя с мужем и двумя детьми. Напрасно пришли. Помещение загса не было приспособлено для большой компании, и в зал регистрации, так пышно называлась небольшая комната, где проводилась церемония, пустили только новобрачных, Марию Ароновну и Риву, которая выступала в качестве свидетеля. Церемония прошла скучно. Не было ни музыки, ни торжественности. Это потом, когда в Одессе отстроили Дворец Бракосочетаний, церемония бракосочетания стала проводиться с музыкой и шампанским. В декабре сорок пятого важно было провести церемонию быстро. С войны вернулись солдаты, и многие из них спешили вступить в брак.  Желающих расписаться было много, а помещение было маленькое.
После церемонии все пошли прогуляться на Приморский бульвар. Дул сильный ветер и прогулка ограничилась походом от Пушкинской до Карла Маркса. Все были рады свернуть на улицу, где ветер был тише. В квартире Шпильманов отогревались за стаканом чая. Не было даже разговоров о церемонии. Гости расходились разочарованные. Оформление брака это серьёзный шаг в жизни. Его хочется провести особо торжественно. А получилась сухая бюрократическая церемония, на которую практически никого не пустили.
Оксана была сильно разочарована обыденностью церемонии. Всё проходило так, как будто подписывали ордер на дрова в колхозе, а не заключали союз на всю жизнь. Рива почувствовала настроение Оксаны и, желая утешить, сказала:
- Церковный брак, конечно, проводится торжественно. Но мы же современные люди, мы не пойдём в синагогу или церковь. Мы сделаем свадьбу торжественной. Считайте, что в загсе сегодня было просто оформление вашего союза для властей. У нас дома будет для души и для родных. Можешь ли ты, Лёня, хоть какое стихотворение сочинить к свадьбе?
- Ты считаешь, что это необходимо?
- Это не обязательно, но делает торжество более привлекательным. Особенно если это будет звучать, как клятва на вечную верность супруге.
- Я постараюсь.

Приёмные экзамены Оксана сдала не очень хорошо. По сочинению она получила четыре, математику сдала на пять, а химию на тройку. Волновалась, примут ли её.  Оказалось, что её приняли. Увидев на доске объявлений в списках принятых свою фамилию, Оксана обрадовалась. «Теперь, - подумала девушка, - можно с чистой совестью праздновать свадьбу».  Она была так возбуждена, что ушла, не поинтересовавшись, когда начинаются занятия. Она спешила поделиться своей радостью с Лёней. 
У выхода из здания института Оксана столкнулась с Соломоном Давыдовичем. Старик обрадовался, увидев Оксану.
- Поздравляю с поступлением в институт. Я сам проверил список. Желаю тебе успехов в учёбе. Как дела у Лёни?
- Лёню приняли в Политехнический. Теперь мы оба будем студентами.
- Очень рад за вас. Не забудь моё предложение работать по ночам в травматологии.  Нам по зарез нужны люди, а ты, мне кажется, разрешила все свои проблемы.
- Я хочу, чтобы начались занятия в институте. Я посмотрю, справляюсь я или нет. Если я почувствую, что справляюсь с учёбой, тогда буду решать вопрос об устройстве на работу. Мария Ароновна считает, что мы с Лёней должны все силы отдать учёбе. Она не хочет, чтобы я работала.
- Пожалуй, Маша права. Я бы на её месте так же рассуждал. Но если надумаешь работать, обязательно приходи к нам в травматологию.
-  Соломон Давыдович, я всё время встречаю вас около института. Вы работаете в институте?
- Имею честь. Доцент кафедры травматологии. А в больнице я работаю по совместительству. Там все врачи мои бывшие студенты. Знаете, иногда возникают ситуации, когда нужно провести консилиум, когда сложную операцию нужно провести. Вот тогда я подключаюсь. Основная моя работа в институте.
- Я надеюсь стать вашей студенткой.
- Буду очень рад.
Оксана поспешила попрощаться и побежала домой сообщить свою новость Лёне. Она застала Лёню озабоченным. Оказалось, что кожа на ноге натёрлась, стала красной. Лёня был вынужден снять протез. Оксана обработала его кожу. Не все проблемы решены – надо срочно довести протез до ума. Взяв протез под мышку, а мужа за руку, Оксана решительно отправилась на протезный завод. У ворот дома они остановили такси. Путь до завода занял не более пяти минут.
Моисей Израилевич внимательно осмотрел ногу. Потом он осмотрел протез.
- Не волнуйтесь. Протез требует небольшой доделки. Я через пару минут вам его верну. 
Он вернул протез через полчаса. Натянул Лёне на ногу. Лёня почувствовал, что протез сидит более плотно. Моисей Израилевич показал Лёне, как надо одевать и закреплять протез, чтобы нога не тёрлась. 
- Весь секрет в том, чтобы нога не тёрлась, заключается в том, чтобы протез сидел плотно, чтобы не двигался относительно ноги. 
Лёня несколько раз снял и надел протез под наблюдением мастера. Поупражнявшись, Лёня попросил Оксану понести протез, намереваясь дать ноге отдых от протеза. 
- Ни в коем случае, - запротестовал Моисей Израилевич. – Надевайте протез и отправляйтесь домой.
- Мне болит. Я лучше подожду, когда заживёт.
- Это неправильно. Надевайте протез и идите. Придётся перетерпеть боль. Иначе не привыкните к протезу.
Лёня, нехотя подчинился. По дороге домой он к своему удивлению обнаружил, что нога практически не болит. Мастер был прав - надо к протезу привыкнуть. Протез теперь часть Лёниной жизни, хочет он этого или нет.