Планета Иринара

Борис Виленский
                Планета «Иринара»

  Среди ныне живущих женщин-прозаиков я не могу вспомнить более яркую творческую личность, чем Ирина Ракша. Ещё в молодости я зачитывался её рассказами, следил за её новыми публикациями и даже представить себе не мог, что когда-нибудь с ней познакомлюсь. Тогда мне, молодому поэту, она казалась небожителем. Но её творчество стоит ногами прочно на этой земле. И это русская земля – земля, подарившая миру столько талантов, что ни одному народу такое и не снилось. Язык не поворачивается произнести слово «юбилей», хотя бы потому, что слово это мужского рода и к этой женщине не относится. Хотя сама Ирина Ракша не делает из своего возраста никакой тайны и избегает обычного женского кокетства. Её года – её богатство: это и большой творческий багаж, и духовный мир, в котором она обитает, и те люди, которые соприкасались с её произведениями и с самим автором. Многие известные поэты второй половины ХХ века несли к её ногам свои посвящения. Но она была музой только одного человека - талантливого русского художника Юрия Ракши. Господь щедро одарил Ирину Ракшу и красотой, и умом, и талантом, и… друзьями. В её гостеприимный, по тем временам небогатый, дом были вхожи люди, являвшие собой лучшее из советской эпохи: Шукшин, Пастернак, Тарковский, Светлов, Носов, Астафьев, Лихоносов, Высоцкий, Казаков, Воробьёв, Гамзатов, Симонов, Кулиев, Карим, Соломин. И ещё большой ряд известных имён, в том числе, Акира Куросава.
 Творчество Ирины Ракши не случайно было отмечено Российской Академией наук – в её честь одна из малых планет Солнечной системы получила имя «Иринара» (Ирина Ракша). Другая планета «Ракша», в честь её мужа-художника Юрия, также кружится между орбитами Марса и Юпитера. Творчество Ирины Ракши умещается не только в полвека, но и в сотни книг и публикаций, сценариев. Это вам не рафинированная москвичка, как некоторые пишущие дамы, а человек хорошо знающий жизнь, людей и цену слову. Её трудовая биография начиналась на целинных землях, в бескрайних и безводных степях, где она… работала на тракторе. Сейчас в порядке вещей охаивать всё советское прошлое, коммунистов, комсомольцев… Но куда девать наших фронтовиков, которые вынесли на своих плечах страшную войну и вернулись с Победой, или тружеников тыла, которые работали не за скудный паёк, а за своих сыновей, мужей, отцов, а куда девать тот молодой задор целинников, строителей городов, плотин, заводов? Или это тоже всё можно списать и вычеркнуть из русской истории? За свой труд Ирина Ракша в 1956 году была награждена медалью «За освоение целинных земель», её фотография даже попала на обложку в то время элитного журнала «Советский Союз». Ей довелось работать в Туве, Хакассии, Красноярске. Она скакала на лошадях, ездила по пыльным дорогам в грузовиках, тряслась на грузовых платформах по железной дороге. Обширная география нашей страны хорошо прослеживается в её рассказах, а люди, с которыми её свела судьба, стали навек героями этих произведений. Кто-то сказал, что жизнь всегда богаче авторских вымыслов. И это правда. Вот только не каждому дано подмечать в жизни самое интересное, да ещё талантливо поведать об этом читателю. Наиболее ценное в писательском труде то, что он расширяет горизонты читателя, формирует его мировоззрение и приводит его в духовный мир. Даже не имея возможности побывать в дальних краях, читатель может увидеть многое глазами писателя. Это для писателя выше правительственных наград и литературных премий, потому что духовный багаж не имеет цены – он бесценен, это то, с чем мы приходим к Создателю в конце жизни.
 
  Яркий талант Ирины Ракши на протяжении многих лет находился в соседстве с другим талантом – этим талантом был её муж, русский художник Юрий Ракша. Они не подавляли друг друга, не затеняли, а, скорее, дополняли. Это ли не редкость? Она была его музой, женой, матерью его дочери. Многие исторические образы в его картинах были списаны именно с жены – глубоко, проникновенно.
О творчестве Ирины Ракши было написано немало статей. Убийственно ироничный Михаил Светлов тоже попал под очарование её личности и светлой простоты её рассказов, он даже написал такие строки:
                Откуда ты взялась такая?
                Где ты жила, где ты росла?
                Твоим желаньям потакая,
                Природа всё тебе дала.         
 Её публикации появлялись в самых популярных журналах СССР – «Смена», «Молодая гвардия», «Юность», «Огонёк», по её сценариям снимались фильмы, а статьи о её творчестве были подписаны очень известными литературными именами: Нагибин, Стаднюк, Дангулов, Борщаговский. Её герои легко узнаваемы, потому что окружают нас в повседневной жизни и никому не придёт в голову сказать, что автор всё придумал. Правда жизни. Её тонко чувствует народная душа, которую можно запутать с высоких правительственных трибун или обсчитать в магазине, но её нельзя обмануть в главном – искренность, участие, милосердие, вера.
Читая документальный рассказ Ирины Ракши «Пятое Евангелие», очень зримо представляешь себе события двухтысячелетней давности: улица Виа Долороза, скорбный и победный путь Христа. Скорбный потому, что люди не увидели, не поняли Того, Кто принёс им Любовь. Победный потому, что «смертию смерть поправ» указал путь к Спасению. Автор проводит читателя до самой Голгофы, отчего тот включается в эту реальность, словно переместившись в машине времени в начало новой эры.

   Герои Ирины Ракши – обычные люди, мимо которых мы скользим по жизни в поисках чего-то необычного, экстраординарного, забыв о простоте, о чужой боли, о трагических судьбах простых русских людей, о многострадальности нашей Родины. Я принадлежу к послевоенному поколению, но меня очень взволновал рассказ «Останкинские Дубки», где героиня, маленькая девочка, описывает своё голодное военное детство, почти нищенское существование. И так жили многие. Кажется, что тебе передаётся это ужасное вечное чувство голода. В 50-е мы жили ненамного лучше – детские вещи шили из отцовских шинелей, кителей, бабушкиных старых платьев. Но даже это тяжёлое детство невозможно сменять ни на какое другое, потому что оно наше. В рассказе звенит такая щемящая нота, что впору заплакать. И это не стыдно. Можно много рассказывать о героях Ирины Ракши, но лучше взять книгу в руки и окунуться в мир вечной доброты. В документальной прозе Ирины Ракши оживают наши современники – не так давно ушедшие Василий Шукшин и Юрий Ракша, а также более удалённые по времени: художник Левитан и блестящая русская певица Надежда Плевицкая. Здесь возникает сопричастность к русской культуре прошлого и новое восприятие наших современников. И это очень важно именно сегодня, когда агрессивная западная среда надвигается на наше духовное поле, стремясь не только завладеть огромными богатствами России, но и подчинить себе её душу. Очень хотелось бы, чтоб молодёжь доросла, наконец, до русской классики, до книг Ирины Ракши, до осознания русской истории и чтобы перестала глотать «литературную жвачку» окололитературных дам и скандальных писателей, которые кропают по десять книг в год.

   Ракша человек многогранный. Она неплохо знает психологию людей, что помогает ей выстраивать характеры героев своих произведений. Она искренне радуется успехам своих коллег и это не поза. У неё особое отношение к животным, как она говорит: «У меня перед животными постоянное чувство вины за жестокости человечества». На даче она подкармливает то собак, то кошек,  брошенных там хозяевами.
Ирина Ракша не только блестящий прозаик, но и хороший организатор: в наше непростое, весьма меркантильное, время ей удалось устроить выставку художественных работ мужа к его юбилею в 2007 году, снять о нём и его    творчестве документальный фильм «Я завещаю тебе». Это ли не лучшая память о замечательном русском художнике Юрии Ракше, чьи полотна украшают один из залов Третьяковской галереи.
 И ещё. Юбилей – не подведение итогов, не почивание на лаврах, а новая ступень для творческой личности. Пока человек творит, он продлевает свой век. Не так давно Ирина Ракша была награждена «Орденом Дружбы». Хочу поздравить Ирину Евгеньевну с этим событием и пожелать ей здоровья и творческого долголетия.

                Борис Виленский