Мудрость махараджи и Ян Чжу и его братец Ян Бу

Алексей Богословский
Мудрость махараджи

Великий Махараджа всех махараджей, Брахман всех брахманов, Воин всех воинов и прочая, прочая, прочая, короче, раджа небольшого княжества на юге Индии решил испытать своих подданных и попросил описать свои качества.

Целый день министры и полководцы изощрялись в лести. Раджа узнал, что он самый мудрый, самый сильный, самый храбрый, самый проницательный. От министра ирригации он узнал, что воды рек жаждут ему служить. От министра финансов узнал, что подданные просто пляшут от радости, когда приходит пора платить подати. Даже когда брахманы начали уверять раджу, что Боги давно приняли его в качестве учителя и наставника, раджа не удивился и не изменил выражения лица. Под вечер раджа с благосклонной улыбкой распустил двор на отдых и удалился в свой гарем. Пройдя через комнаты гарема, он переоделся, юркнул в потайную дверь, вышел за стены дворца, с кем-то встретился и вернулся обратно.

На следующее утро он принял визиря с докладом о маленьком отряде англичан, перешедшим границу княжества и наступающим на столицу. Лицо визиря было решительно, доклад полон патриотических комментариев.

- Меня очень волнует состояние нашего войска, - сказал раджа, - как бы чего не вышло!
- Почему? – воскликнул визирь. – Наши воины-львы рвутся в бой и уничтожат врага!
- Львы ли они? – задумчиво покачал своей головой раджа. – Вчера я узнал о себе много хорошего и подумал, что, раз лучше меня нет никого в княжестве, то наши войска не столь хороши, как они о себе говорят. Хотя мудрецы учат нас, что нехорошо судить о людях и мире по себе. А ты как думаешь, мой друг?
- Что вы?! Солнце всех солнц, правитель всех правителей, мудрецы так говорят о простых смертных, а истинный махараджа это мерило Вселенной! – воскликнул визирь. – Не сомневайтесь в нас, я сам готов повести войско вместе с первым полководцем и бросить трупы врага к вашим ногам.
- Спасибо, мой верный слуга, ты развеял мои сомнения, - ответил раджа, - выступай и дай бой.

Визирь вышел к войску, раджа постоял у окна и посмотрел на шествие слонов, конницы и пехоты, подумал и вызвал летописца. Летописец записал с некоторыми добавлениями пересказ разговора раджи с визирем и стал ждать продолжения. Раджа улыбнулся.

- Раз ты хочешь продолжения, то придется тебе остаться во дворце под стражей дня три. Вся штука в том, что ни визирь, ни первый полководец, ни министры не знают, что их посланцы к англичанам с предложениями об измене перехвачены и казнены. Войско с визирем пусть идет в бой, а ты сегодня и завтра будешь записывать мои слова о раскрытии измены среди министров против меня, визиря, первого полководца и государства. Сообщения о казнях предателей достигнут ушей визиря и полководца раньше, чем войско вступит в бой. Это подымет боевой дух воинов.
- О ужас, - воскликнул летописец, - если визирь и первый полководец предатели, то казни министров ничего не решат.
- Не волнуйся, мой друг, - решительно сказал махараджа, - англичане уже знают мои условия сдачи. Это разгром банды предателей, именуемой моим войском. Пусть выбирают между мной как легитимным подчиненным и визирем, который вместе с министрами давно надоел всей стране. Впрочем, англичанам, наверно, важнее возможность пограбить после победы и вознаграждение из моей казны. – Лицо раджи вдруг стало резким и волевым – Если не услышу о победе англичан, вывезу всю казну к соседям. Англичане это знают и не осмелятся не победить.
- Море крови, море крови, - заволновался летописец. – Неужели вам не жалко подданных?
- Да, море крови предателей и трусов, - кивнул раджа и спокойно продолжил, - история нашего княжества кончается не завтра. За это в ответе я и ты. Дав врагу бой, мы получим героическое прошлое, а, когда англичане устанут руководить таким народом как наш и предпочтут уйти, как делали все наши враги в прошлом, это великое, героическое прошлое откроет нам путь в ничуть не менее великое и героическое будущее. Короче, изложи мой замысел для потомков на бумаге как нечто уже само собой случившееся и останешься в живых. Но сперва ты мне напишешь речь в честь прибытия победителей. 


Ян Чжу и его братец Ян Бу

Ян Чжу работал философом-моралистом и имел неплохой доход со своих трудов. Чиновники и народ уважали Ян Чжу, ученики приходили со всех сторон и платили за обучение. Зато его братец Ян Бу оказался неспособным хоть как-то усвоить плоды просвещения. Днем он торговал на рынке тапочками, а после работы вел непристойный, разгульный образ жизни. Он напивался вдрызг, шастал к проституткам, играл до утра в мацзян. Водку Дун Бу пил дешевую, закусывал солеными овощами, достойными разве что стола простолюдина. Проститутки были примитивными и необразованными. Ни одна не умела толком подать чай или прочитать хоть один стих Ли Бо перед сексом. Парнеры по игре в мацзян работали с Дун Бо на рынке и кроме мацзяна признавали из развлечений только петушиные бои.

Соседи Ян Бу на его вечную привычку возвращаться домой пьяным и горланить песни среди ночи. Однажды они так насели на Ян Бу, что он не выдержал и объяснился:

- Если б я не пил и не гулял, то я был бы просто бедным лавочником в полном соответствии с учением моего братца. Кто бы тогда у него учился бы добродетели и много платил бы за обучение? Если бы я вдобавок мучил бы себя  иероглификой и древними трактатами, стал бы просто пародией на добродетель. Да и сам брат лишился бы стимула шарахаться от меня и скрываться от общения за письменным столом и работой.  . Сейчас же он видит, что получать мало, как я и не выпивать, а бесплатно читать морали просто глупо. Чем больше он работает, тем больше цену себе набивает на радость нашим родителям. Вот и обречен я пить, гулять, веселиться, выглядеть полным дураком и теперь даже не знаю, то ли я жертва его учености, то ли он награда мне за моё чувство долга.