Коварство ночной Москвы

Генадий Леонов
               

            О Москве много слов сказано, много песен спето… 

            В них она «Город чудный, город древний» (Ф.Глинка),  «Дорогая моя столица, Золотая моя Москва»( И. Дунаевский,  М. Лисянский),  «Лучший город Земли» ( М. Магомаев)… И, конечно же, «Кипучая, Могучая, Никем не победимая» (В.Лебедев-Кумач, Дм. и Дан. Покрассы). 

            Но на фоне всеобщего апофеоза и ликования встречаются о Москве слова, подчеркивающие неоднозначность и сложность города, наличие в нем скрытой таинственной силы. 

            Еще более века назад В. Брюсов  писал о Москве: 

            «Но изменилось всё! Ты стала, в буйстве злобы,
            Всё сокрушать, спеша очиститься от скверн, 
            На месте флигельков восстали небоскребы, 
            И всюду запестрел бесстыдный стиль - модерн...» 

             

            Ему вторят и современные авторы: 

            «Город спит или делает вид,
            Ночь плывет, 
            Лишь московское время спешит,
            И не ждет, и не ждет»    (К.Кавалерян, А.Мисин в исп. А.Пугачевой) 

             

            «Она такая, как и ты, такая странная Москва» (Da B.O.M.B.) 

             

            В справедливости последних слов я убедился сам, разбираясь в странном происшествии двенадцатилетней давности… 

            В тот день мы и не помышляли почтить столицу своим присутствием и планировали провести уикенд в гостях в Барыбино.   

            Но обстоятельства несколько изменились, пришлось заехать и в Москву, из которой выбрались уже далеко за полночь. 

            Естественно, бензина до дома уже не хватило бы, пришлось немного изменить обычный маршрут и свернуть  с Садового кольца на набережную Яузы, где и находилась ближайшая из известных мне автозаправок.   

            И тут-то все и началось… 

            Едем после  заправки с полным баком  вдоль Яузы. Первый поворот  на Красноказарменную улицу, по которой можно было уйти вправо до Авиамоторной улицы и далее на шоссе Энтузиастов, откровенно прозевал.   Ну ладно, решил проскочить через  Измайловское шоссе и Измайловский парк. Дорога тоже известная, в дневное время даже более удобная, чем вечно загруженное шоссе Энтузиастов. 

            Но это днем. А ехали мы ночью. 

            И съезд с набережной  у Электрозаводского моста на Большую Семеновскую улицу показался мне в ночной темноте тупиком. Там и надо было проехать всего метров сто и круто повернуть влево на Большую Семеновскую… Но стоящие впереди дома создали иллюзию тупика.   

            Постояв и подумав (?    ??   ???), решаю, что съезжать надо было не перед мостом, а за ним, разворачиваюсь (возможно, и через сплошную полосу, сейчас уже и помню точно) и, нырнув под мост, делаю правый поворот. 

            Естественно, ошибочное это решение выводит нас  в обратную сторону, и мы катимся через Электрозаводской мост… 

            Далее по улице Гастелло доезжаем почти  до упора, до Русаковской улицы. Через дорогу, которой  виднеется детский кинотеатр «Орленок». Не доезжая перекрестка, разворачиваюсь (вероятно, и здесь через сплошную линию, но отсутствие других машин позволило это совершить без всяких проблем) и обратно по Гастелло через мост выкатываемся на Большую Семеновскую. 

            Вроде бы, ошибка с выездом исправлена… 

            Но впереди возникает очередная проблема, на перекрестке с Семеновским валом. 

            Здесь после перекрестка (слева – Измайловский вал, справа  - Семеновский вал) Большая Семеновская переходит в Измайловское шоссе. Стою на перекрестке, на красном светофоре, на красном. Направо поворот на Семеновский вал. Впереди на противоположном углу справа  - бывшая двухэтажная «стекляшка» какого-то советского  службабытовского здания (Салон красоты?), перестроенная в ресторан «Денисъ Давыдовъ». Вот мимо него и мимо немного смещенного поворота влево на Измайловский вал  мне и надо вперед  - на Измайловское шоссе и далее до Измайловского парка. 

            Но ехать дальше этой стекляшки мимо  видневшегося за ним какого-то сквера почему-то очень не хочется (?    ??   ???) … Ситуация почти как у Сталкера Стругацких: «Место чистейшее, каждую травинку видно,  каждую  трещинку… Казалось бы, ну что? Кидай гайку, и с богом… но  гайку  кинуть  никак  не решусь. Влево пожалуйста… И дорога туда длиннее,  и камушки какие-то я там вижу не шибко приятные, но  туда  я  гаечку  кинуть берусь, а прямо ни за что». 

            Почти, потому как в отличие от рыжего Рэда потом меня не прошибло и глаза не залило… 

            Но, пересекать знакомый перекресток никак не решусь… 

            Сворачиваю вправо  на Семеновский вал и далее по Госпитальному валу мимо Введенского кладбища доезжаю до Госпитальной улице и, свернув направо, снова оказываюсь на набережной Яузы. А ведь мог бы, свернув налево, коротким путем  через Солдатскую улицу выехать на Авиамоторную… 

            По набережной Яузы проскакиваю мимо Электрозаводского моста и, чуть дальше съехав с набережной,  добираюсь до Преображенской площади. Здесь, недолго раздумывая, поворачиваю вправо (левые повороты в ту ночь были совершенно не  желаемы), и мимо Преображенского кладбища по Преображенскому и Измайловскому валу съезжаю к тому же злополучному перекрестку («Семеновско-Измайловскому треугольнику» как я окрестил позже то место), но уже с севера.   

            Опять впереди та же «стекляшка» и опять возникает вопрос, куда ехать  ?    ??   ??? 

            Опять выбираю правый поворот и … снова через мост на улицу Гастелло! 

            Но в этот раз решаю не ехать до «Орленка» и сворачиваю влево, рассчитывая развернуться на этой улице и вернуться назад. Но улица Матросская тишина (а это была именно она) вскоре плавно заворачивает меня вправо на улицу Жебрунова. Улица больше напоминает какой-то невзрачный, темный переулок  рядом с железной дорогой. Гаражи, какие-то склады… Мрачная, тоскливая, абсолютно безлюдная местность. И это в пределах какого-то десятка километром от центра Москвы… Поплутав среди непонятных строений, выбираюсь снова на улицу Гастелло, но уже в обратном направлении, в сторону Большой Семеновской. 

            Поскольку улицу Гастелло в ту ночь я посещал  два с половиной раза (что за половинка – об этом позже), то это обстоятельство позже заставило меня внимательно изучить это район. 

            Только недавно я узнал, что левее этих мест, за железной дорогой и мельничным комбинатом находится так  называемая «Леснорядская аномальная зона» - пустырь образованный железнодорожными путями митьковской ветки, рязанского направления и неэлектрофицированной соединительной ветки. Вот куда меня занесло! 

            Возвращаясь с улицы Гастелло, во избежание очередного выезда к злополучному «Семеновско-Измайловскому треугольнику» съезжаю с Электрозаводского моста на набережную и снова направляюсь к Преображенской площади. 

            Но на площади рискую выбрать все-таки левый поворот и по Краснобогатырской улице опять качусь в неизвестном мне направлении. Когда местность становится все более и более неизвестной и пустынной,  и справа мелькают за забором деревья Богородского кладбища (что  там конкретно находилось, выяснил гораздо позже), разворачиваюсь и через Преображенскую площадь вторично спускаясь по Измайловскому Валу к злополучному перекрестку… 

            Стоя на красном светофоре перекрестка, включаю правый поворотник и тут  с ужасом осознаю,  что опять поеду по Большой Семеновской  в сторону улицы Гастелло (это и было той половинкой предстоящего очередного свидания с улицей Гастелло).   

            Секундное раздумье (?    ??   ???)…  И с включенным правым поворотником буквально заставляю себя повернуть налево, проехать мимо видневшихся в темноте среди деревьев куполов какого-то храма и только тогда повернуть на первую попавшуюся улицу вправо. Каково же было мое облегчение, когда на одном из домов вскоре встретилась знакомая табличка «Проспект Буденного»… По нему-то я и скатился быстренько до шоссе Энтузиастов !   !!!   !!! 

            Ночные приключения на этом практически закончились. Почему почти? Уже свернули на шоссе Энтузиастов в сторону области, когда заверещал мобильник. Сын интересовался, доехали ли мы до дома? Только успел ответить, что мы еще в дороге, как мобильник отключился. Странно,  ведь  утром, буквально перед самой поездкой полностью его зарядил, и днем был только один короткий разговор по нему. 

            Свои ночные похождения мне меньше всего хотелось бы объяснить элементами мистики, и на протяжении многих лет я относил  их на счет слабого ориентирования на  местности (хотя раньше и после этого случая таких недостатков за собой не наблюдал). 

            Но совсем недавно перечитал вот эту интересную запись в блогах сына: 

            «5.9.10 22:09 

            Вчера случился повод и восхититься Навителом, и попинать его. Восхититься - тем, как он проложил дорогу с шоссе Энтузиастов до Малой Семеновской - по каким-то совершенно фантастическим задворкам, вдоль гаражей, а разок чуть ли не по парковке. А вот на обратном пути по ремонтируемым дорогам его стало просто  «клинить» - с интервалом в несколько секунд пошли постоянные команды на повороты в самые разные стороны. Вообще, перестроение по широким дорогам и вот такие отклонения от эталонных путей его часто сводят с ума, но обычно ненадолго, так что в знакомых местах это не так противно. Пришлось остановиться и перезагрузить. Это помогло, но дальше он повел уже не столько эффектным путем, как обещал изначально». 

            Эта информация вкупе с потерявшим заряд мобильником дала импульс по-новому взглянуть на те давние события. 

            Также добавилась найденная информация о  местах моих ночных блужданий по ночной Москве (помимо уже упомянутых кладбищ  –  Введенского, Богородского и Преображенского). 

            Купола, что справа на перекрестке Большой Семеновской улицы с  Измайловским и Семеновским валами, принадлежат построенному в 1855 году на средства купца М. Н. Мушникова и пожертвования прихожан на Семёновском кладбище. В 1930-е годы храм был закрыт. Богослужения в нем возобновлены в 1998 году.   

            Само кладбище, возникшее в 1771 году в связи с эпидемией холеры, снесено в 1956 году было снесено, на его месте разбит сквер и расположены некоторые  цехи завода «Салют». 

            Как писал в 2011 году еженедельник «Аргументы и факты» про «Леснорядскую аномальную зону»*),  этот  участок в несколько гектаров формально относится к Красносельскому району, однако, по сути, ничей. В управе изданию сообщили, что он не используется, и планов по его освоению нет. Тем не менее, пустырь окружен заборами, кое-где с  колючей проволокой, и попасть туда можно только по рельсам. Среди бурьяна в человеческий рост попадаются бетонные обломки: все попытки строительства провалились, причем в буквальном смысле. 

            О пустыре ходят различные легенды: о якобы зарытых здесь дореволюционных серебряных рублях, о неподвластных прогнозам погодных явлениях, кражах детей и необъяснимых исчезновениях. По слухам, «нехорошее» место обходят даже бомжи и самые отпетые вокзальные обитатели. 

            Исследователь аномальных зон Сергей Лещенко, хорошо знающий Леснорядский пустырь, уверяет, что до революции после одной из кровавых разборок это место было проклято, с тех пор здесь никто не может ничего построить. 

            С учетом этой информации после создания интерактивной карты ночных блужданий по Москве создалось впечатление, что четыре кладбища, расположенные по дуге с севера на юг – Богородское (вдоль Краснобогатырской улицы), Преображенское (вдоль Преображенского вала),  бывшее    Семеновское (вдоль Семеновского вала) и Введенское (вдоль Госпитального вала), барьером стояли на нашем пути и как рефлектор зеркального телескопа отталкивали нас, направляя в некий фокус, где находится Леснорядская зона… 

            Вот такие свои острые коготки продемонстрировала нам Москва, летней ночью 2000-го года… 

             

             

            *) «Лысина» столицы. В московской аномальной зоне не живут даже бомжи» http://www.aif.ru/society/article/42491