Коварство ночной Москвы
О Москве много слов сказано, много песен спето…
В них она «Город чудный, город древний» (Ф.Глинка), «Дорогая моя столица, Золотая моя Москва»( И. Дунаевский, М. Лисянский), «Лучший город Земли» ( М. Магомаев)… И, конечно же, «Кипучая, Могучая, Никем не победимая» (В.Лебедев-Кумач, Дм. и Дан. Покрассы).
Но на фоне всеобщего апофеоза и ликования встречаются о Москве слова, подчеркивающие неоднозначность и сложность города, наличие в нем скрытой таинственной силы.
Еще более века назад В. Брюсов писал о Москве:
«Но изменилось всё! Ты стала, в буйстве злобы,
Всё сокрушать, спеша очиститься от скверн,
На месте флигельков восстали небоскребы,
И всюду запестрел бесстыдный стиль - модерн...»
Ему вторят и современные авторы:
«Город спит или делает вид,
Ночь плывет,
Лишь московское время спешит,
И не ждет, и не ждет» (К.Кавалерян, А.Мисин в исп. А.Пугачевой)
«Она такая, как и ты, такая странная Москва» (Da B.O.M.B.)
В справедливости последних слов я убедился сам, разбираясь в странном происшествии двенадцатилетней давности…
В тот день мы и не помышляли почтить столицу своим присутствием и планировали провести уикенд в гостях в Барыбино.
Но обстоятельства несколько изменились, пришлось заехать и в Москву, из которой выбрались уже далеко за полночь.
Естественно, бензина до дома уже не хватило бы, пришлось немного изменить обычный маршрут и свернуть с Садового кольца на набережную Яузы, где и находилась ближайшая из известных мне автозаправок.
И тут-то все и началось…
Едем после заправки с полным баком вдоль Яузы. Первый поворот на Красноказарменную улицу, по которой можно было уйти вправо до Авиамоторной улицы и далее на шоссе Энтузиастов, откровенно прозевал. Ну ладно, решил проскочить через Измайловское шоссе и Измайловский парк. Дорога тоже известная, в дневное время даже более удобная, чем вечно загруженное шоссе Энтузиастов.
Но это днем. А ехали мы ночью.
И съезд с набережной у Электрозаводского моста на Большую Семеновскую улицу показался мне в ночной темноте тупиком. Там и надо было проехать всего метров сто и круто повернуть влево на Большую Семеновскую… Но стоящие впереди дома создали иллюзию тупика.
Постояв и подумав (? ?? ???), решаю, что съезжать надо было не перед мостом, а за ним, разворачиваюсь (возможно, и через сплошную полосу, сейчас уже и помню точно) и, нырнув под мост, делаю правый поворот.
Естественно, ошибочное это решение выводит нас в обратную сторону, и мы катимся через Электрозаводской мост…
Далее по улице Гастелло доезжаем почти до упора, до Русаковской улицы. Через дорогу, которой виднеется детский кинотеатр «Орленок». Не доезжая перекрестка, разворачиваюсь (вероятно, и здесь через сплошную линию, но отсутствие других машин позволило это совершить без всяких проблем) и обратно по Гастелло через мост выкатываемся на Большую Семеновскую.
Вроде бы, ошибка с выездом исправлена…
Но впереди возникает очередная проблема, на перекрестке с Семеновским валом.
Здесь после перекрестка (слева – Измайловский вал, справа - Семеновский вал) Большая Семеновская переходит в Измайловское шоссе. Стою на перекрестке, на красном светофоре, на красном. Направо поворот на Семеновский вал. Впереди на противоположном углу справа - бывшая двухэтажная «стекляшка» какого-то советского службабытовского здания (Салон красоты?), перестроенная в ресторан «Денисъ Давыдовъ». Вот мимо него и мимо немного смещенного поворота влево на Измайловский вал мне и надо вперед - на Измайловское шоссе и далее до Измайловского парка.
Но ехать дальше этой стекляшки мимо видневшегося за ним какого-то сквера почему-то очень не хочется (? ?? ???) … Ситуация почти как у Сталкера Стругацких: «Место чистейшее, каждую травинку видно, каждую трещинку… Казалось бы, ну что? Кидай гайку, и с богом… но гайку кинуть никак не решусь. Влево пожалуйста… И дорога туда длиннее, и камушки какие-то я там вижу не шибко приятные, но туда я гаечку кинуть берусь, а прямо ни за что».
Почти, потому как в отличие от рыжего Рэда потом меня не прошибло и глаза не залило…
Но, пересекать знакомый перекресток никак не решусь…
Сворачиваю вправо на Семеновский вал и далее по Госпитальному валу мимо Введенского кладбища доезжаю до Госпитальной улице и, свернув направо, снова оказываюсь на набережной Яузы. А ведь мог бы, свернув налево, коротким путем через Солдатскую улицу выехать на Авиамоторную…
По набережной Яузы проскакиваю мимо Электрозаводского моста и, чуть дальше съехав с набережной, добираюсь до Преображенской площади. Здесь, недолго раздумывая, поворачиваю вправо (левые повороты в ту ночь были совершенно не желаемы), и мимо Преображенского кладбища по Преображенскому и Измайловскому валу съезжаю к тому же злополучному перекрестку («Семеновско-Измайловскому треугольнику» как я окрестил позже то место), но уже с севера.
Опять впереди та же «стекляшка» и опять возникает вопрос, куда ехать ? ?? ???
Опять выбираю правый поворот и … снова через мост на улицу Гастелло!
Но в этот раз решаю не ехать до «Орленка» и сворачиваю влево, рассчитывая развернуться на этой улице и вернуться назад. Но улица Матросская тишина (а это была именно она) вскоре плавно заворачивает меня вправо на улицу Жебрунова. Улица больше напоминает какой-то невзрачный, темный переулок рядом с железной дорогой. Гаражи, какие-то склады… Мрачная, тоскливая, абсолютно безлюдная местность. И это в пределах какого-то десятка километром от центра Москвы… Поплутав среди непонятных строений, выбираюсь снова на улицу Гастелло, но уже в обратном направлении, в сторону Большой Семеновской.
Поскольку улицу Гастелло в ту ночь я посещал два с половиной раза (что за половинка – об этом позже), то это обстоятельство позже заставило меня внимательно изучить это район.
Только недавно я узнал, что левее этих мест, за железной дорогой и мельничным комбинатом находится так называемая «Леснорядская аномальная зона» - пустырь образованный железнодорожными путями митьковской ветки, рязанского направления и неэлектрофицированной соединительной ветки. Вот куда меня занесло!
Возвращаясь с улицы Гастелло, во избежание очередного выезда к злополучному «Семеновско-Измайловскому треугольнику» съезжаю с Электрозаводского моста на набережную и снова направляюсь к Преображенской площади.
Но на площади рискую выбрать все-таки левый поворот и по Краснобогатырской улице опять качусь в неизвестном мне направлении. Когда местность становится все более и более неизвестной и пустынной, и справа мелькают за забором деревья Богородского кладбища (что там конкретно находилось, выяснил гораздо позже), разворачиваюсь и через Преображенскую площадь вторично спускаясь по Измайловскому Валу к злополучному перекрестку…
Стоя на красном светофоре перекрестка, включаю правый поворотник и тут с ужасом осознаю, что опять поеду по Большой Семеновской в сторону улицы Гастелло (это и было той половинкой предстоящего очередного свидания с улицей Гастелло).
Секундное раздумье (? ?? ???)… И с включенным правым поворотником буквально заставляю себя повернуть налево, проехать мимо видневшихся в темноте среди деревьев куполов какого-то храма и только тогда повернуть на первую попавшуюся улицу вправо. Каково же было мое облегчение, когда на одном из домов вскоре встретилась знакомая табличка «Проспект Буденного»… По нему-то я и скатился быстренько до шоссе Энтузиастов ! !!! !!!
Ночные приключения на этом практически закончились. Почему почти? Уже свернули на шоссе Энтузиастов в сторону области, когда заверещал мобильник. Сын интересовался, доехали ли мы до дома? Только успел ответить, что мы еще в дороге, как мобильник отключился. Странно, ведь утром, буквально перед самой поездкой полностью его зарядил, и днем был только один короткий разговор по нему.
Свои ночные похождения мне меньше всего хотелось бы объяснить элементами мистики, и на протяжении многих лет я относил их на счет слабого ориентирования на местности (хотя раньше и после этого случая таких недостатков за собой не наблюдал).
Но совсем недавно перечитал вот эту интересную запись в блогах сына:
«5.9.10 22:09
Вчера случился повод и восхититься Навителом, и попинать его. Восхититься - тем, как он проложил дорогу с шоссе Энтузиастов до Малой Семеновской - по каким-то совершенно фантастическим задворкам, вдоль гаражей, а разок чуть ли не по парковке. А вот на обратном пути по ремонтируемым дорогам его стало просто «клинить» - с интервалом в несколько секунд пошли постоянные команды на повороты в самые разные стороны. Вообще, перестроение по широким дорогам и вот такие отклонения от эталонных путей его часто сводят с ума, но обычно ненадолго, так что в знакомых местах это не так противно. Пришлось остановиться и перезагрузить. Это помогло, но дальше он повел уже не столько эффектным путем, как обещал изначально».
Эта информация вкупе с потерявшим заряд мобильником дала импульс по-новому взглянуть на те давние события.
Также добавилась найденная информация о местах моих ночных блужданий по ночной Москве (помимо уже упомянутых кладбищ – Введенского, Богородского и Преображенского).
Купола, что справа на перекрестке Большой Семеновской улицы с Измайловским и Семеновским валами, принадлежат построенному в 1855 году на средства купца М. Н. Мушникова и пожертвования прихожан на Семёновском кладбище. В 1930-е годы храм был закрыт. Богослужения в нем возобновлены в 1998 году.
Само кладбище, возникшее в 1771 году в связи с эпидемией холеры, снесено в 1956 году было снесено, на его месте разбит сквер и расположены некоторые цехи завода «Салют».
Как писал в 2011 году еженедельник «Аргументы и факты» про «Леснорядскую аномальную зону»*), этот участок в несколько гектаров формально относится к Красносельскому району, однако, по сути, ничей. В управе изданию сообщили, что он не используется, и планов по его освоению нет. Тем не менее, пустырь окружен заборами, кое-где с колючей проволокой, и попасть туда можно только по рельсам. Среди бурьяна в человеческий рост попадаются бетонные обломки: все попытки строительства провалились, причем в буквальном смысле.
О пустыре ходят различные легенды: о якобы зарытых здесь дореволюционных серебряных рублях, о неподвластных прогнозам погодных явлениях, кражах детей и необъяснимых исчезновениях. По слухам, «нехорошее» место обходят даже бомжи и самые отпетые вокзальные обитатели.
Исследователь аномальных зон Сергей Лещенко, хорошо знающий Леснорядский пустырь, уверяет, что до революции после одной из кровавых разборок это место было проклято, с тех пор здесь никто не может ничего построить.
С учетом этой информации после создания интерактивной карты ночных блужданий по Москве создалось впечатление, что четыре кладбища, расположенные по дуге с севера на юг – Богородское (вдоль Краснобогатырской улицы), Преображенское (вдоль Преображенского вала), бывшее Семеновское (вдоль Семеновского вала) и Введенское (вдоль Госпитального вала), барьером стояли на нашем пути и как рефлектор зеркального телескопа отталкивали нас, направляя в некий фокус, где находится Леснорядская зона…
Вот такие свои острые коготки продемонстрировала нам Москва, летней ночью 2000-го года…
*) «Лысина» столицы. В московской аномальной зоне не живут даже бомжи» http://www.aif.ru/society/article/42491
© Copyright:
Генадий Леонов, 2012
Свидетельство о публикации №212072000001