Не уместная правда?

Дневник Литератора
        12 июля телеканал «Россия» презентовал своим зрителя документальный фильм «Пятая графа. Эмиграция». Как поймет догадливый зритель, речь в этой ленте шла о «репатриации на историческую родину» граждан СССР.
     И зритель был вправе ожидать, что его авторы представят серьезный анализ этой непростой и много аспектной проблемы. Однако вряд ли именно эти цели ставили перед собой его создатели – автор сценария Наталья Стешина и режиссер Наталья Шиверская. И, поскольку обстоятельный анализ проблемы был подменен некими  пустыми идеологическими штампами, попробуем проанализировать некоторые его основополагающие тезисы.
     Так, авторы начинают свое повествование с 24 февраля 1971 г., когда группа лиц, стремящихся выехать на постоянное жительство в Израиль, пришла в Приемную Президиума Верховного Совета СССР, хотя и упоминали о попытке бегства из СССР в июне 1970 г. путем захвата пассажирского самолета.
     Однако вряд ли выбор данной даты начала повествования является оправданным.   Ведь, как известно, история официальных советско-израильских отношений началась в мае 1948 г., когда советский представитель в ООН Андрей Громыко поддержал резолюцию об образовании на бывшей британской подмандатной территории Палестины двух государств – еврейского и палестино-арабского. И оказал новообразованному Израилю политическую, дипломатическую и даже военную и военно-техническую помощь во вспыхнувшем вооруженном конфликте, угрожавшем самому существованию Израиля.
      А завязавшийся в результате  этой первой арабо-израильской войны узел межгосударственных противоречий стал детерминантой развития обстановки на всем Ближнем Востоке на многие десятилетия.
      Израильские политики отдавали себе трезвый отчет в том, что для  развития страны, тем более – в условиях враждебного окружения, необходим постоянный приток иммигрантов («олим» - вернувшихся на историческую родину, по официальной терминологии, установленной законом о гражданстве 1950 года). Для обеспечения подобного притока «репатриантов» из СССР и других восточно-европейских стран народной демократии (Венгрии, Польши, Чехословакии, Румынии), в том же 1952 г. в Израиле была учреждена даже специальная служба – «Натив»(«Тропа») или «Лишкат Ха-Кешер»(«Бюро по связям с евреями в СССР и Восточной Европе»),
призванная действовать, по официальному признанию одного из ее бывших руководителей Якова Кедми, «неконвенциональными методами», то есть методами «рыцарей плаща и кинжала».
      Как Яков Кедми, носивший в Москве фамилию Казаков, рассказывал в 2008 г. в интервью телеканалу  «Израиль плюс», на "Натив" возлагалась задача ведения разведывательной деятельности и сионистской пропаганды в Советском Союзе и в других странах Восточной Европы для усиления иммиграционного потока евреев в Израиль. Высокая эффективность деятельности "Натива" подтвердила, что создание этой спецслужбы для проведения операций в социалистических странах являлось абсолютно оправданным. Аппарат бюро насчитывал всего 50-60 человек. Но на "Натив" работали "оперативники" в посольствах и консульских учреждениях Израиля в СССР и других социалистических странах. В лучшие годы официально в "Нативе" числилось 200 сотрудников. Штаб-квартира расположена в бывшей немецкой колонии Сарон, входящей в городскую черту Тель-Авив.
      Конечно, бессмысленно упрекать тогдашнее поколение израильских руководителей в стремлении отстаивать собственные национальные интересы, а вот отказывать СССР в праве защиты собственных интересов, как минимум, нелогично. Что и демонстрируют нам авторы рассматриваемого «документального» повествования.
      Сделаем здесь одно чрезвычайно важное для нашего повествования отступление, дабы не возвращаться к нему позднее. После первой публикации в России о деятельности «Натив» в СССР в 2000 г., (chekist.ru›article/3675) израильское руководство пошло на беспрецедентный шаг: оно не только признало факт существования и разведывательной деятельности «Натив», но и …открыло в 2004 г. ее русскоязычный сайт, что, понятно, не является характерным для деятельности секретных служб мира. Что ж, израильтяне имели основания гордиться проделанной работой, а потому и разместили на этом сайте рассказ об инспирации «репатриации» в 1953 – 1991 годы.
      И исключение из анализа рассматриваемой проблемы эмиграции из СССР столь важного внешнеполитического фактора, понятно, делает авторский подход однобоким, исторически недостоверным. Заставляет задуматься о том, а нужна ли нашим современникам подлинная историческая правда, и ее ли хотели донести до зрителей создатели этой ленты?
      Октябрьская 1956 г. франко-британо-израильская агрессия против Египта (в ответ на национализацию Суэцкого канала) еще более усугубила всю ситуацию на Ближнем Востоке, в то же время актуализировав проблему пополнения «человеческого потенциала» Израиля, в том числе, необходимого и для его армии обороны (Цахаль).
      Необходимо также подчеркнуть и то обстоятельство, что в 1956 г. устанавливаются союзнические отношения Израиля с США, что означало его присоединение к политике «отбрасывания коммунизма», официально провозглашенной президентом Дуайтом Эйзенхауэром.
      Отметим также, что вследствие грубых провокаций в отношении советских представителей, советско-израильские дипломатические отношения неоднократно приостанавливались в 50-е годы.
     Однако авторы фильма не удосужились сообщить своим зрителям, что советские власти не возражали против эмиграции по гуманитарным мотивам в целях воссоединения семей. Так, согласно Краткой еврейской энциклопедии, только в 1965 – 1971 гг. в Израиль выехало почти 25 тысяч граждан, почти столько же, сколько в 1948 – 1964 гг.
     И немалую роль в инспирации эмиграционных настроений играли оперативные работники «Натив», действовавшие в посольствах Израиля.
     Полный разрыв дипломатических отношений с Израилем после «шестидневной войны» в июне 1967 г. не способствовал нормализации двусторонних отношений, но «развязывал руки» израильским разведчикам и пропагандистам (оперативники «Натив» работали и в составе израильской  консульской группы, действовавшей в посольстве Голландии в Москве в 1967-1991 гг. и занимавшейся оформлением въездных виз для эмигрантов из СССР).
      Тем не менее, 10 июня 1968 г. в ЦК КПСС поступило совместное письмо руководства МИД СССР и КГБ СССР за подписями Громыко и Андропова с предложением разрешить советским евреям эмигрировать из страны.
       Вместе с этим, до начала 70-х годов израильская цензура запрещала публикацию каких-либо материалов, связанных с еврейской репатриацией из СССР.
      На наш взгляд, авторам фильма все же следовало бы отметить, что сионистская пропаганда воспринималась далеко не всеми, о чем свидетельствует известная пресс-конференция 4 марта 1970 г.
      Вполне возможно, что именно своеобразным «ассимитричным ответом» на эту пресс-конференцию и стала подготовка угона пассажирского самолета в Швецию, осуществленная 15 июня 1970 г. в Ленинграде. Исторической правды ради, однако, отметим, что «Натив», осведомленный об этой затее, отнесся к ней крайне отрицательно, не рекомендуя использовать террористические методы для бегства из СССР.
      Вернемся теперь к тому дню, когда группа эмиграционно настроенных граждан пришла в приемную Президиума Верховного Совета СССР….
      Вот как это событие интерпретируют создатели фильма, раскрывая его основную идею:  24 февраля 1971 года в 11 часов утра министр внутренних дел СССР Николай Щелоков получает экстренное сообщение - захвачена приемная Президиума Верховного Совета СССР! Событие неслыханное по тем временам: террористы в самом центре Москвы, почти у Кремля! Поверить в происходящее невозможно. Через 10 минут на стол министра ложится новое донесение: захватчиков 24 человека. Все они - граждане Советского Союза, евреи по национальности. Безоружны. Угрожают бессрочной голодовкой и требуют разрешить им свободный выезд в Израиль. В конце 60-х - начале 1970-х эмиграция из СССР в Израиль - дело неслыханное, практически безнадежное. Разрешения на выезд люди ждали десятилетиями, а получали - единицы. Не отпускали. В основном потому, что большинство были квалифицированными врачами, инженерами, конструкторами и прочими специалистами. Кроме того, многие из тех, кто подавал документы на выезд, имели доступ к секретной информации….
      Абсурдность и нереальность требования НЕМЕДЛЕННОГО разрешения им выезда из страны, похоже, ни у одного здравомыслящего человека, кроме авторов фильма, сомнения не вызывает.
      Однако около 7 часов вечера «террористы» и «захватчики» мирно разошлись по домам, получив заверение, что их заявления «будут рассматриваться в установленном порядке»….
      Знакомясь с этой давней историей невольно закрадывается мысль, что мы имеем дело с срежиссированной, «постановочной» акцией, призванной стать как ныне выражаются, информационным поводом для начала не очень приятно пахнущей пропагандистской кампании.
       С каковой нас и собрались познакомить авторы «документального кино».
       Организаторы этой провокации привлекли к участию в ней известного киносценариста Эфраима Севелу, которому была уготована роль «локомотива» антисоветской провокации.
       Рассказывая далее о судьбе этого человека, авторы почему-то не пожелали упомянуть ни об автобиографической книге Севелы «Остановите самолет – я слезу», рассказывавшей о знакомстве эмигранта из СССР со «свободным миром», ни о том факте, что в 1990 г. он предпочел вернуться из США в СССР.
      В рамках данной рецензии мы не будем останавливаться на вопросе о мотивах выезда из СССР, отметив только, что уже к 1977 г. около половины эмигрантов миновали Израиль, тем самым подрывая идею «алии» - «возвращения на историческую родину предков».
      Постеснялись авторы фильма обнародовать и тот факт, что только менее чем половине процента потенциальных иммигрантов в Израиль было отказано по мотивам из знакомства со сведениями, составляющими государственную тайну. Зато активно педалировали вопрос об «антисемитизме» в политике СССР.
      Вопрос этот достоин внимания в том числе и потому, что и ныне в Израиле проживает «узник Сиона» (официальное звание лиц, осужденных за преступления в СССР), изготовлявший и адресно рассылавший антисемитские пасквили.
      В качестве доказательной «базы» своим выводам, авторы фильма использовали интервью с некоторыми эмигрантами, в том числе приводя в пример «безвинно пострадавшего» Игоря Губермана.
      Даже «свободная электронная энциклопедия» Википедия в биографической статье подчеркивает, что «СО СЛОВ САМОГО ГУБЕРМАНА» он был осужден «за спекуляцию». В другом посвященном ему фильме известный поэт также НЕ НАЗЫВАЛ статьи, по которой он был привлечен к уголовной ответственности.
      Опять-таки, исторической правды ради, отметим, что Губерман был осужден в 1979 г. по статье 144 часть 2 УК РСФСР (Статья 144. Кража
      Тайное хищение чужого имущества (кража) –
наказывается лишением свободы на срок до трех лет, или исправительными работами на срок до двух лет, или штрафом до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
Кража, совершенная повторно, или по предварительному сговору группы лиц, или с проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище, а равно причинившая значительный ущерб потерпевшему, - наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с конфискацией имущества или без таковой.
     Кража, совершенная в крупных размерах, или организованной группой, или особо опасным рецидивистом, - наказывается лишением свободы на срок от четырех до десяти лет с конфискацией имущества).
      А состав преступления образовывало именно создание организованной преступной группы и попытка хищения высоко художественных …. икон XVIII века в одном из подмосковных храмов. Игорь Миронович был задержан на месте попытки хищения с поличным.
        В  марте 1980 г. резолюция американского Сената  потребовал от СССР…освобождения Губермана. Того самого, "диссидента" и "правозащитника". Пикантность ситуации придавало то обстоятельство, что Губерман был осужден в составе группы из 5 человек - о них резолюция Сената США благоразумно умалчивала.
      Конечно, вряд ли найдется много людей, готовых столь искренне  и подробно поведать кинодокументалистам о годах своей «лихой» не первой молодости….
      Безусловно, эмиграция порой оборачивалась трагедиями, вела не к объединению, а к разъединению семей.
      В свое время израильских «олим» взволновала судьба 20 летнего Александра Остронова из Москвы. Через 6 месяцев после приезда юный романтик был призван в армию. И во время наряда с оружием покинул часть и застрелился на одном из пустырей Иерусалима. В кармане его френча была найдена записка на иврите: «Будьте вы все прокляты!»….
      Обстоятельства смерти Остронова не предавались огласке. Зато через 2 недели после его гибели МИД Израиля официально оформил от имени Александра приглашение на имя его младшего брата….
      А каковы итоги операций «Натив» в СССР?
      После упомянутого нами выше интервью 2008 г. Якова Кедми русскоязычные СМИ Израиля запестрели заголовками: «Экс-глава «Натива» признался: Израиль обманывал русскоязычных репатриантов»  (http://izrus.co.il/obshina/article/2011-04-13/13979.html).
      Но, похоже, что такая правда не нужна и не уместна для некоторых отечественных «документалистов».
       - Если бы не эмиграция из СССР, - считает израильский экономист Шломо Маоз, Израиль сейчас был бы гораздо более отсталой в экономическом плане страной.
     Маоз убежден, что «русские спасли Израиль», и без них экономика страны не смогла бы совершить того грандиозного скачка, который произошел в последние 20 лет.

     По подсчетам Маоза, если бы не «большая алия», доля профессионалов с высшим образованием составляла бы не 20.4%, как сейчас, а всего 10%. Объем израильского экспорта равнялся бы не 80, а 50 миллиардам долларов, а доля расходов на оборону в государственном бюджете составляла бы не 15%, а 20%.
     Маоз подчеркивает, что «русские» обеспечили колоссальный приток квалифицированной рабочей силы в израильскую промышленность — не только в «хайтек» в узком смысле слова, но и во все технологически сложные отрасли. «Интел», «Искар», «Тева» и сотни других заводов — «везде в коридорах слышна русская речь».
     Грамотные, тщательные «русские» рабочие с высокой культурой и дисциплиной обеспечили резкое повышение производительности труда, отмечает экономист. По оценкам Маоза, за 20 лет производительность труда в Израиле поднялась на 30% — в основном, благодаря «русским».
     Репатрианты не только сами взялись за работу, засучив рукава, но и вынудили «встряхнуться» израильских старожилов, испугавшихся конкуренции на рынке труда со стороны приезжих, поясняет экономист.
      То же самое произошло и в сфере образования: «израильтянин увидел, что у него появился русский сосед с дипломом, и тоже захотел получить диплом». Именно этим объясняется расцвет колледжей и повышение внимания к сфере образования в Израиле, считает Маоз.
      По его мнению, «мы должны сказать спасибо матушке России за то, что позволила им уехать».
     По мнению Шломо Маоза, все названные плюсы с лихвой  перекрывают все проблемы, которые принесла с собой «большая алия»
(резкое вздорожание жилья, размножение посреднических компаний «коах адам» и другие не слишком приятные явления).
      На вопрос корреспондента относительно нагрузки на экономику,
сопряженной с приездом в Израиль десятков тысяч пенсионеров,
экономист ответил, что расходы на выплачиваемые им пенсии «пренебрежимо малы», и вообще такие жалобы чаще всего можно услышать от «тех, кто сам наживается на труде русских».
(http://news.israelinfo.ru/economy/32092).

      Не вдаваясь в дальнейшую полемику с создателями фильма, позволим себе тем не менее, напомнить мнение известного российского историка Сергея Петровича Мельгунова: "автор тенденциозен тогда, когда он  сознательно отбрасывает материал, не укладывающийся в заранее им установленные, и, следовательно, искусственные схемы; бессознательно он тенденциозен, конечно, и тогда, когда игнорирует материал в силу своего незнакомства с ним".
      Хотелось, чтобы российские документалисты более ответственно относились к своей работе, информации и фактам, которые они намерены использовать при создании сценариев будущих фильмов.