Творчество В. Распутина

Уральская Марина Александровна
                Творчество В. Распутина

      Валентин Распутин – один из современных русских писателей, представитель так называемой деревенской прозы.
      Проза В. Распутина прежде всего необычайно драматична («Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни»). Финалом его повестей часто становится смерть героев. В «Последнем сроке» умирает старуха Анна, в «Прощании с Матерой» встречают смерть несколько человек, не пожелавших расстаться с родной землей, в «Живи и помни» - убивает себя, а вернее, топится в реке жена дезертира Настена. И зачастую конец повестей трагичен еще тем, что неожидан и непредсказуем – это бросается в глаза прежде всего, когда вспоминаешь прочитанный двухтомник избранных произведений Валентина Распутина.
     Произведения В. Распутина глубоко психологичны.
     Проза Распутина – это проза о семье, об отношениях между родственниками: между матерью и детьми («Последний срок», «Уроки французского»), между братьями и сестрами («Последний срок»), между мужем и женой («Живи и помни», «Пожар», «Василий и Василиса»). Каждый раз перед нами настоящая мать и настоящая жена, настоящая вторая половина мужа. Она хозяйка, даже «добытчица», она то, на чем держится семья, без чего порою даже не может жить муж и дети. Думается, что проза Распутина – это гимн русской женщине, для которой ребенок («Уроки французского») может быть дороже собственной участи и карьеры; для которой муж – святое, свое, родное, что бы не думали люди и что бы не сотворила с ним судьба («Живи и помни»). Ведь жена – это «больше, чем жена». Вот что пишет В. Распутин в повести «Пожар»: «Не принято ныне хвалить жен, но что делать, если нечего представить Ивану Петровичу даже и для Бога самого об Алене худого. И как вспомнит он: вот она бежит, вот бежит повечеру в дом, нетерпеливая и утолокшаяся, чтоб скорей увидеть мужика, вот на бегу еще выкрикивает что-то виноватое и прерывистое – и сразу мирью растягивается душа»… Еще оттуда же: «И сколько такого случалось, что кто-то ее руками подымал и подымал непосильные тяжели». Это ли не гимн женщине-жене?..

                2

     Сильной женщиной, настоящей женой своему мужу показана Настена в повести «Живи и помни». Никому, кроме нее не открылся дезертир Андрей Гуськов, даже отцу. Это она его кормила и морально поддерживала, готовая разделить его участь. У нее даже не было мысли предать мужа или отвернуться от него. Он по праву называет ее «Богородица ты моя». Только «сломалась» в конце повести эта сильная женщина. Не выдержала стыда…(или устала от непосильного бремени быть женой дезертира и носить от него ребенка?)…и перевалилась в воду из лодки навсегда, утопив с собою тайну мужа, так и не проронив никому ни слова о том, что она знает, где он… Хотя, когда читаешь, не догадываешься о финале – верится, что Настена будет сильной до конца – родит, перенесет стыд перед людьми. Впрочем, как и была надежда, что и Андрей Гуськов в конце повести откроется, выйдет в люди, повинится – и может, его помилуют…Но автор конец повести сделал драматичным, подчеркнув безумную любовь и самоотдачу героини, ее безграничную преданность, ее эмоциональность и способность жить и любить вопреки людскому мнению, вопреки власти и вопреки Богу. Для нее Бог – ее муж: он взял ее, сироту, к себе в дом. С ним ей было хорошо. Она «мужняя жена» и она уносит в могилу его тайну, но не предает, нет.
      Об отношениях матери к детям и детей к матери рассказывается в повести «Последний срок». Вот лежит перед смертью старуха Анна, у которой в живых пять взрослых детей: Варвара, Илья, Люся, Михаил и Татьяна. Все они от одной матери, но такие разные. Самая любимая дочка «Таньчора» так и не приехала проводить мать в последний путь. Интересны рассуждения о характерах детей старухи Анны: «… Таньчора росла последней…Из последней могла получиться всякая. На нее больше заботы, больше сердца, а она тебе за это больше немилости. Мало ли так бывает. Нет, Таньчора, сама по себе была ближе к матери, по своему характеру. Если говорить о характере, то старухин нрав скорее переняла Люся – тоже твердая и гордая, мало кому спустит, только твердости и гордости дома у нее хватало на троих. Еще девчонкой была – как надуется, три дня в сторону смотрит, ничем ее не проймешь. Какой теперь стала Люся, старуха не знала – наверное, пообтерлась среди людей, пообломалась острыми краями об острые края, научилась, что к чему. С тяжелым характером и жить тяжелей –
                3

она грамотная, должна понять, а по ней не похоже, что ей живется плохо. Спрашивать старуха не хотела, спроси – скажет «хорошо» - и понимай как знаешь. Все они так говорят, чтобы отвязаться, только одна Варвара все равно стала бы жаловаться, если бы даже каталась как сыр в масле, без забот и переживаний. Вот ведь родные сестры, а друг до дружки не достать. Варвара уж в девках ходила, а плакала и от Люси и от ребят, и чуть ли не от мухи. Росла размазней, все шишки на нее валятся, а она под каждую готова подставить голову.
     Таньчора не была похожа ни на кого из сестер. Она стояла как бы посередке между ними со своим особым характером – мягким и радостным – людским; она сердилась и тут же отходила, обижалась и сразу забывала об обиде…»
      Не проводили дети старуху в последний путь – уехали, не дождавшись последнего вздоха матери, поторопились домой, словно и не нужна она им больше – ведь у каждого из них своя жизнь. Так и бывает: родители пекутся о детях, а дети о родителях – нет, потому что у них уже своя семья, дети и заботы. Природой устроено…
     И опять трагический финал: «Ночью старуха умерла». Опять немного неожиданный.
      О любви к родной земле, родному краю написана повесть «Прощание с Матерой»: «Вот стоит земля, которая казалась вечной, но выходит, что казалась, - не будет земли. Пахнет травами; пахнет лесом, отдельно с листом и отдельно с иголкой, каждый кустик веет своим дыханием; пахнет деревом постройки, пахнет скотиной, жильем, навозной кучей за стайкой, огуречной ботвой, старым углем от кузницы – из всего дождь вымыл и взнял разные терпкие запахи, всему дал свой дых. Почему, почему при них, кто живет сейчас, ничего не станет на этой земле? Не раньше и не позже. Спроста ли? Хорошо ли? Чем, каким утешением унять душу?»
      И как невозможно простить старожилам Матеры тех, кто разломал старое кладбище, также невозможно им понять и простить «царя природы – человека», который решил затопить Матеру, чтобы была электростанция.
                4

Они тут росли, пахали и сеяли, растили детей и хоронили стариков – это их земля, их край… Трагедией заканчивается повесть – несколько человек, оставшихся на Матере, встретили затопление на острове.
     Распутин пишет с болью в обращении к читателям строки: «Да и что такое «полусонная» деревня, если этот народ жил в беспрестанных трудах, играл свадьбы, рожал детей и воспитывал их, хранил традиции и держался вместе? И когда говорят о природной лени русского человека, уверяют, что он работать способен – только из-под палки, - не к ним, не к клеветникам, хочется обратиться, а к небу, которому они поклоняются: вразуми ты их, бесчестных, - разве знают они русского человека? Кто кормил их, кто защищал от гибели, пока они напитывались ядом?»
     Интересны рассуждения о смерти в «Последнем сроке», интересно ожидание ее как избавления, как подруги: «Старуха много раз думала о смерти и знала ее, как себя. За последние годы они стали подружками, старуха часто разговаривала с ней, а смерть, пристроившись где-нибудь в сторонке, слушала ее рассудительный шепот и понимающе вздыхала. Они договорились, что старуха отойдет ночью: сначала уснет, как все люди, чтобы не пугать смерть открытыми глазами, потом та тихонько прижмется, снимет с нее короткий мирской сон и даст ей вечный покой.
      Это неправда, что на всех людей одна смерть – костлявая, как скелет, злая старуха с косой за плечами. Это кто-то придумал, чтобы пугать ребятишек да дураков. Старуха верила, что у каждого человека своя собственная смерть, созданная по его образу и подобию, точь-в-точь похожая на него. Она как двойняшки, сколько ему лет, столько и ей, они пришли в мир в один и тот же день и в один день отойдут обратно: смерть, дождавшись человека, примет его в себя, и они уже никому не отдадут друг друга. Как человек рождается для одной жизни, так она для одной смерти, как он, не научившись жить раньше, сплошь и рядом живет как попало, не зная впереди себя каждый новый день, так и она, неопытная в своем деле, часто делает его плохо, ненароком обижая человека мучениями и страхом».
     Смерть как судьба, как спутница жизни, как избавление, как сладость, как уход от обычных хлопот – рождения детей, ведения хозяйства, работы. Опять
                5

Распутин выступает как загадочный писатель со своим мировоззрением и пониманием жизни и смерти.
     Помимо сибирского диалекта проза В. Распутина богата фольклорными мотивами и народной мудростью. Интересно и красноречиво выставлена природа родного края.
     В «Прощании с Матерой» борьба с вековым лиственем – это словно сопротивление всего острова затоплению, «человеку – царю природы». Листвень словно хочет сказать, что он, матеровец, что он хозяин, что он тут стоял и будет стоять, и не пила, не топор, не бензин не возьмет его.
     Замечателен и художественно значим момент в «Живи и помни», когда Настена, заблудившись, попадает на место, где захоронены утопленники.
     Загадочен образ хозяина земли в «Прощании с Матерой», - читатель так и не понимает до конца, кто он, но убеждается, что он, этот хозяин, этот дух есть: «А когда настала ночь и уснула Матера, из-под берега на мельничной протоке выскочил маленький, чуть больше кошки, ни на какого другого зверя не похожий зверек – Хозяин острова. Если в избах есть домовые, то на острове должен быть и хозяин. Никто никогда его не видел, не встречал, а он здесь знал всех и знал все, что происходило из конца в конец и из края в край на этой отдельной, водой окруженной и из воды появившейся земле. На то он и был Хозяин, чтобы можно было остаться Хозяином – чтобы никто его не встречал, никто о его существовании не подозревал»… И этот загадочный, уму непостижимый Хозяин появляется с воем в самом конце повести. Кто он? Леший? Домовой? Загадочный Хозяин воспринимается как естественное присутствие души острова в повести.
     Размышление о доме, философия человеческой жизни и счастья приведены в повести «Пожар»: «Чтобы человек чувствовать себя в жизни сносно, нужно быть дома. Вот: дома. Поперед всего – дома, а не на постое, в себе, в своем собственном внутреннем хозяйстве, где все имеет определенное, издавна заведенное место и службу. Затем дома – в избе, на квартире, откуда с одной стороны уходишь на работу и с другой – в себя. И дома – на родной земле».
                6


… «Конкретные ситуации и характеры старой и новой деревни стали поводом для широких размышлений писателя о нравственных проблемах бытия: о любви, ненависти, человеческого счастья, жизни и смерти, верности и предательстве, о благодарности и памяти. Живая конкретность рисунка, чувство времени, верность реальности, обостренность слуха, всегда безошибочно угадывающего подлинную интонацию речи, свойственные письму В. Распутина, исключают какой-либо рационализм и несовместимы с абстракциями». (В. Г. Распутин, Статьи о русской литературе, учебное пособие, МГУ, Москва, 1996, стр. 439).
     Самые высокие общечеловеческие идеи о семье, долге, родном крае и доме выносишь из творчества современного русского писателя Валентина Распутина.
                17 июля 2012 года.
Использованная литература:
1) Валентин Распутин, избранные произведения, Москва, «Современник», Братск, ОАО «Братсккомплексхолдинг», 1997, том 1, то 2;
2) Статьи о русской литературе, учебное пособие для поступающих в МГУ им М. В. Ломоносова, Москва, 1996.