Город Баталья

Шестакова Евгения
Мы въезжаем в плодородную долину реки Лена, здесь витают ароматы цветущих яблоневых садов, кругом огороды, возделанные поля  и виноградники. Здесь нет больших городов, мы проезжаем через небольшие, ухоженные поселки, в которых все домики – белого цвета.

Даже если у вас в планах по Португалии посещение всего 2-х городов – Лиссабона и Порто, то смею вас заверить, что Баталья стоит отдельной поездки. Мне казалось, что меня поразил городок Алкобаса с его невозможным монастырем и с не менее захватывающей историей. Оказалось – я ошибалась. Баталья – это нечто!

Это город с  фантастическим, нет даже, футуристическим монастырем 14-го века, который называется Санта Мария да Витория. Мне кажется, сам окружающий город гораздо меньше по размерам этого монастыря. Настолько он своими размерами доминирует над всем окружающим пространством. Монастырь считается шедевром поздней португальской готики и колыбелью стиля мануэлино.

Монастырь был построен в память о победе над кастильскими войскам  и14 августа 1385 года и посвящен Деве Марии, потому что именно ее король Португалии Жуан Первый  молил о победе в этом сражении. Битва произошла в 3 км от этого места. И король встал на поле боя, натянул лук, и там, где упала стрела, начали строить  монастырь. Сегодня мы понимаем, что не могла стрела пролететь 3 км, но зато перед нами – настоящая сказка. Монастырь строился до середины 16-го века. И в нем осталась большая и очень красивая незаконченная капелла. А на месте битвы сейчас стоит капелла Сан-Жорже.

Сам же монастырь Жуан Первый  избрал местом своего захоронения, и хотел сделать Пантеоном всей королевской семьи. Но королей здесь хоронили не долго, после смерти  Жуана Второго эта традиция закончилась.

Мне кажется, перед красотой этого монастыря блекнет даже Нотр дам де Пари. Кстати, если в сам монастырь можно попасть бесплатно, то в Недостроенные капеллы придется покупать билет за 6 евро. В 1388 году монастырь был передан Доминиканцам, которые и способствовали развитию города в целом. Монахи жили здесь до 1834 года. В этот год исчезли все монашеские ордена на территории Португалии. Их просто запретили, а имущество и земли отошли королю.

Монастырь в Баталье пришел в запустение и начал разрушаться. И лишь король Фердинанду Второй Португальский пожертвовал деньги на его восстановление, работы продолжались до начала 20-го века.

Главный фасад церкви, мелкие детали которого можно рассматривать часами, строился в 1402-1438 годах, портал полностью высечен из камня. На его колоннах изображены апостолы, ангелы, пророки, короли Израиля и разные Святые. На тимпане – Иисус и авторы 4-х классических Евангелий. Выше идет розетка, а по обе стороны портала удивляют высеченные из камня окна. Такая тонкая резьба, то трудно поверить – что все это вырезано из прочного камня.
Сбоку от церкви находится капелла Основателя, ее легко узнать по восьмигранному своду.

Если монастырь поразил нас с наружи, то внутри нам открывается не менее удивительная картина. Этот монастырь нужно посещать в солнечный день – отблески витражей играют на светлых колоннах нефа самым разнообразными тонами.
Наверное, так же светятся витражи королевской часовни Сен-Шапель на острове Сите в Париже, в солнечный день. Я в этой капелле была в дождливый день и не ощутила всю красоту того места.

Сначала нас поражают размеры центрального нефа – 83 метра длинны и 32 метра ширины. Когда строился монастырь желание короля было таково – в его размерах должно отразиться могущество новой династии монархов.
Сама церковь имеет классическую форму латинского креста с тремя боковыми нефами. Фасад церкви имеет пять часовен, в центре находится Главный алтарь и великолепные витражи 1514 года, выполненные в стиле мануэлино.
Богатая коллекция монастырских реликвий была разграблена и сейчас Сокровищница пуста. Почти все витражи церкви сохранились с начала шестнадцатого века, и тщательно законсервированы.
Перекрытия храма – это крестовые своды, что типично для готики тех времен.

Капелла Основателя.

Она строилась по личному приказу короля, отсюда и ее название. Капелла была задумана, как Пантеон, так как ничего подобного в те времена еще не существовало на территории Португалии. Капелла была закончена через год после смерти короля Жоана Первого. И в центре капеллы находится его могила и могила супруги короля – Филиппы Ланкастерской. В нишах в южной части капеллы находятся захоронения их детей – принца Фернанду, который считается святым, принца Жуана, который был магистром ордена Сантьяго, принца Генриха Мореплавателя, про которого мы не раз слышали в Лиссабоне, который считается начинателем эпохи Великих географических открытий и принца Педру, который был графом Коимбры и регентом Португалии. А в западной части капеллы похоронены короли Афонсу Пятый, Жуан Второй и его сын, принц Афонсу.

Поднимаем голову вверх и нас поражает свод Капеллы Основателя.
Кстати, стиль мануэлино, который нас буквально окружает и поглощает везде в этом монастыре получил свое название во времена, когда Португалией правил король Мануэл Первый Счастливый. Тогда Португалия превратилась в самую богатую монархию в мире, благодаря богатствам заморских стран. Архитектура получила новый мощный импульс за счет влияния восточного искусства. Итак, стиль мануэлино это – сочетания готики, Возрождения и восточных мотивов.
В историю архитектуры Португалии вписан город Баталья, как отправная точка этого восхитительного стиля.

Обязательно нужно попасть в Королевский Клуатр, ведь именно это место, в котором родился стиль мануэлино. И там нужно полюбоваться фонтаном, который является источником воды. Еще в церкви можно попасть в бывшую спальню монахов, которая затем стала погребом, в восточной части есть Зал Капитула, где проходили собрания доминиканского ордена. В западном крыле находится Музей Неизвестного солдата и столовая, в которой сохранилась кафедра, откуда один из монахов читал проповеди, пока все остальные ели. В помещении бывшей кухни сейчас находится сувенирный магазин.

Зал Капитула являлся важным местом в жизни монастыря. В нем потрясающий свод, который является шедевром готической архитектуры. В зале нет никаких центральных опор, и с этим моментом связана одна легенда. Первоначальный архитектор и строитель этого зала ослеп в результате болезни, ему на смену пришел Угет, который никак не мог завершить строительство свода, потому что как только убирали опорные леса, конструкция падала. Тогда решили обратиться к слепому и уже невероятно старому Афонсу Домингешу, который и дал оказания для строительство нового свода. Когда убрали балки, слепой старик сел в центре зала под сводом и просидел так три дня и три ночи. Свод мог стать его могилой, но не стал и эта конструкция держится до сих пор.
На витраже этого зала изображены сцены из Страстей Христовых. Витраж подлинный 1514 года. И среди героев витража можно рассмотреть Мануэла Первого Счастливого и его супругу.  С 1924 года в зале находится Могила Неизвестного солдата и почетный караул.

Часть монастырских построек и галерей были разрушены во время нашествия войск Наполеона на Португалию. Сильно пострадала крытая галерея Жуана Третьего. До сих пор реконструкция не проводилась. В северной части монастыря находилась усадьба- там рос виноград, фруктовые деревья, была пашня и огороды.

А в Незаконченных Капеллах вообще можно ходить часами, разглядывая причудливые колонны, украшенные резьбой. Эти капеллы задумал король Дуарте Первый как свой Пантеон. В 1437 году, ровно за год до своей смерти он приобрел земли, которые находились сразу за фасадом храма. Капеллы начали активно строиться, затем, непонятно почему, все финансирование было перенесено в Монастырь Жеронимуш в Лиссабоне. Это случилось в 1533 году. С тех пор строительство не было закончено.
Капеллы расположены вокруг восьмиугольного дворика. Капелл семь, в одной из них и похоронен король Дуарте Первый и его супруга Леонор Арагонская. Но могилы были перенесены сюда только в середине 20-го века. Только тогда исполнилась воля этого монарха, до этого они покоились у подножия Главного алтаря церкви монастыря.

В этой могиле, исцарапанной войсками Наполеона, первоначально была захоронена 3 года Инеш, после этого я ее вынул из могилы Педро и устроил жуткую свадьбу.

Кроме монастыря, в Баталье есть еще несколько интересных зданий – это церковь Воздвижения Креста Господня, 1514 года. В церкви заслуживает внимание великолепный портал, выполненный в стиле мануэлино. Напротив этой церкви стоит Колонна Правосудия Баталья. Сейчас мы видим копию оригинального монумента. Копия установлена в 2000 году.

В 18 веке в стиле Барокко была построена церковь Милосердия. Так же в городе есть Капелла Богородицы на пути в Вифлеем, виадук 19 века, построенный в стиле Возрождения, хотя мне показалось, что это больше неоготика.
Самая известная статуя Баталья установлена на площади перед монастырем. Конная статуя Нуну Альвареша Перейры. Я точно не помню, кто это, но какой-то важный военный деятель 14-го века в борьбе за независимость Португалии от королевств Кастилии и Леона.

Умер король, не оставил наследников, прервалась прямая Бургундская династия, королева правила от имени малолетней дочери Беатрис, страну сотрясали постоянные войны, в которых и отличился Нуну, который с весьма немногочисленным войском разбил испанскую армию, превышающую раз в пять по численности португальцев. И дальше он неоднократно гонял испанцев от границы Португалии. А у мер он в том самом разрушенном сейчас лиссабонском монастыре Карму, который мы уже видели.
И позже этого знаменитого португальцы причислили к лику Святых. А его статую в Баталье поставили только в 1968 году, но она удачно гармонирует с древним обликом монастыря.

Как только мы выехали из Лиссабона и попали в провинцию – изменился состав машинного парка, так сказать. Все больше попадается «истинных сельских тружеников» - пикапов, а состав старых и новых машин – примерно 50 на 50. И на что я еще обратила внимание и в глубинке Португалии, и на ее севере в Порто – Португалия странно черно-бело-серых машин, машины ярких цветов – одна на тысячу. Все остальное – безликая серая масса, даже новые Ниссан жуки – серые, либо черные. Когда я на выезде из Порто увидела бордовый Жук, как у меня, от радости чуть не закричала.

Вот такие они – португальские водители. Пробки в Лиссабоне есть, особенно вечером на въезде в город, но эти пробки – двигаются, все едут, но португальцы, простояв секунд 30 – уже считают, что они попали в большую пробку. И тут же начинают дико сигналить, это мы были свидетелями в Порто.
Кстати, про Порто и автомобили мне хотелось бы отметить отдельно – если взять Алма-Ату, убрать из нее 99% Тойот, чуть добавить мелких европейских машинешек, и убрать процентов 90 джипов – вот он – Порто. Здравствуйте квадратные (93-96) Паджерики, и прочие квадратно-гнездовые Витары, Самураи, Ленд Роверы.


С зеленым вином мы тоже разобрались – это как черная смородина бывает черная, зеленая, красная и белая. Так и зеленое вино – это самое натуральное Божоле – бывает белым, красным и розовым. Все три вида вина мы испробовали. Говорят, от молодого вина болит голова, тут ничего не болит, видимо свежий морской воздух изгоняет все винные невзгоды.
И почти все зеленое вино с легкой игристостью. В магазинах Лиссабона и Порто оно стоит в 3 раза дешевле, ну это как и везде.


Туристов в Баталье не так много, что радует. И радует глаз поразительная чистота.

фотографии -

http://photo.qip.ru/users/miss-lucky/200641388/

видео - http://video.mail.ru/mail/flinstoun/7824/?page=3