Мухоморы

Галина Беломестнова
 

Довелось мне как-то летом заменить в аптеке фармацевта. Ненадолго, часика на два. И тут, как  назло, зашла одна из тех редких посетительниц,  которые  всегда всем недовольны.
Зная о невозможности доказать  такому клиенту, что у нас с лекарствами и документами всё в порядке, мы решили не отвечать на гневные реплики подобных посетителей. Улыбка и приветливое отношение стали главным нашим оружием в борьбе с ними.
Покупательница, оглядев беглым взглядом  витрину, приближалась к окошечку с каким-то дьявольским огоньком в глазах. Замерев, я стояла у прилавка. 
–  У вас, наверное,  все лекарства подделанные? А  вместо таблеток мел продаёте, а то, гляди, чего похуже? Вот скажите,  как  нынче лечиться?  По телевизору и в газетах только и говорят, что на человеческом  горе  наживаетесь, – не ожидая ответа, заранее уверенная в своей правоте, произнесла женщина.
Я молчала, не реагируя на оскорбительные вопросы.
– Мне нужно настоящее лекарство, не подделка, что-то подобное у вас есть? – подозрительно глядя на меня, спросила клиентка.
– Если нужны сертификаты, чтобы удостовериться в качестве препаратов, они есть на все лекарства. Вам подать?
–Не нужно! Я всё равно в них ничего не понимаю, – отмахнулась она. – Ноги у меня болят, сил нет.
– Рецепт у доктора выписали?
– Я в больницу не хожу,  ещё пожить хочу. Вон  про них какие страсти  по телевизору кажут! – сердито возразила та. 
– Ни разу не обращались?– удивилась я.
– Ни разу!
– А как же лечитесь?
     – Телевизор смотрю, там очень полезную передачу Малахов ведёт. А ещё  регулярно газету «ЗОЖ» выписываю.
«Если бы люди перестали читать зловредную газетёнку, и смотреть такие передачи, намного здоровее бы стали!» – подумала я.
- Вот, два месяца назад, вычитала совершенно уникальный способ лечения, - произнесла женщина и посмотрела так, что я сразу почувствовала её сомнения в моих способностях оценить уникальность очередного лекарственного шедевра.
Когда она его рассказала, я оценила его... и, чтобы скрыть рвущийся из груди хохот, залезла под прилавок, отыскала среди коробочек «Аскорбиновую кислоту», отсыпала в ладонь штук десять драже и закинула в рот. Выбралась к посетительнице,  когда  лицо приобрело кислое выражение.
- Рубль закатился, никак найти не могу, а вечером кассу снимать, - пояснила я своё долгое отсутствие.
- Понимаю! Ваша хозяйка, наверное, за копейку из-за вас всю кровь выпьет, - сочувственно промолвила она.
Так, как хозяйкой была я, чтобы  не выдать своих чувств к неприятной клиентке, пришлось снова нырнула под прилавок. Когда я выбралась оттуда, уставшая от ожидания женщина,  кинула на стол белую монетку и сказала:
- Да не переживайте вы так,  вот вам рубль, только обслужите меня.
- Спасибо, - пролепетала я, положив монету в  коробочку с мелочью.
- Так вот, о рецепте, - продолжила свой рассказ покупательница, заметив, что продавец больше не делает попыток исчезнуть. – Прямо из Владивостока я выписала  мухоморов на четыре тысячи рублей.
Чтобы не раздражать клиентку, я сдержалась, и не стала спрашивать: «Чем отличаются  мухоморы, растущие полянами в нашем лесу, от приморских?»
 Увлечённая своим рассказом, она не заметила моих усилий и продолжила: 
- Все выписанные препараты….
- Мухоморы? –  уточнила, не сдержавшись.
- Ну, да, мухоморы, - раздражённо ответила она, и продолжила, – я настояла так, как было указано в инструкции.
- И всё употребили?!
- Настойку я выпила за неделю, схема лечения прилагалась к рецепту.
«Во, тётка! Ну и здоровьице! Ядовитую настойку выпила, а выглядит как огурчик», - восхищённо подумала я.
- А у нас-то, что хотели приобрести?
- Говорю же: ноги болят. Мне необходимо что-нибудь закрепляющее.
Почувствовав себя так, словно ни она, а я употребила настойку мухоморов, причём всю в один присест, и у меня начались галлюцинации, вкрадчиво осведомилась:
- Закрепляющее-то зачем?
- Эка ты бестолкова!- Воскликнула покупательница. – Ноги у меня болят, что бы так часто в туалет бегать. Вот и дай мне что-нибудь закрепляющее.
- Уф, - вздохнула я и вытерла взмокший лоб. – А может всё-таки в больницу, там клизму очистительную сделают, желудок промоют….
- Это, что же выходит, я зря четыре тысячи заплатила, чтобы мне весь препарат вычистили? – гневаясь, спросила покупательница.
- Мухоморов-то много было? –  пытаясь выяснить  степень отравления, спросила я.
- Жди, много. Пакетик, грамм на сто пятьдесят.
- Сушёных?
- Ну не свежих же. Таких-то и в нашем лесу насобирать можно, а эти особенным методом были обработаны.
- А диарея давно появилась.
- Это чё такое?
- Понос.
- Настойку вчера допила, так и бегаю  с тех пор. Считай, всю ночь не спала.
Мне стало искренне жаль бедную женщину. Это, до какого же состояния нужно было довести людей, чтоб они у каких-то шарлатанов закупали для лечения мухоморы, потеряв всякое доверие и к медикам и  фармацевтам.
   - Расскажите мне, с чего началась ваша болезнь, - участливо спросила я. 
Почувствовав во мне благожелательного слушателя, она подробно рассказала о своих недугах. Подобрав необходимые препараты, я настоятельно посоветовала ей сходить в больницу. Глядя вслед прихрамывающей женщине,  подумала:
- А ведь на самом деле «клиент всегда прав», просто за повседневной суетой мы не желаем выяснить нужду, заставившую обратиться его за помощью.