Бескозырка белая, в полоску воротник

Константин Семынин
                Помнишь детские сны о походах Великой Армады,
                Абордажи, бои, паруса – и под ложечкой ком ?..
                Всё сбылось: "Становись! Становись!" – раздаются команды,–
                Это требует море – скорей становись моряком!
                В. Высоцкий


     Несмотря на то, что название моего родного города выдаёт его причастность к водной стихии, Озёрск, что в Челябинской области, не был, да и никогда не будет, портом пяти морей или центром кораблестроения. Тем не  менее, День Военно-морского флота, который отмечается в последнее воскресенье июля, является своим праздником для сотен горожан – от двадцатилетних парней до убеленных сединами ветеранов.

     Для меня, как для бывшего воина-североморца, соприкосновение с морем не прошло бесследно. Флотская служба – это настоящая школа жизни и мужества. Совершенно уверен, что с этим согласятся и мои друзья, моряки-тихоокеанцы Александр Кочеряев и Александр Хоженец, североморец Алексей Екимов и все ребята, с которыми мне довелось прибыть в составе команды призывников-новобранцев на Краснознаменный Северный флот в декабре 1993 года… У всех нас, как самые дорогие реликвии, хранятся тельняшки, бескозырки, ремни с якорями на пряжках в память о нелегких днях флотской службы.

     По-разному сложились наши военно-морские биографии, нас развела и разбросала "гражданка". Но раз в год, в наш профессиональный праздник, мы собираемся вместе, чтобы просто пообщаться и вспомнить былые, ставшие уже почти легендарными дни и морские просторы, что навеки породнили нас. И не так важно, где ты служил, на Северном или Тихоокеанском, бороздил просторы Балтики или Чёрного моря. Главное – морское братство, куда закрыта дорога для нытиков и слабаков. Море – это для настоящих мужчин!

     Флот вообще и российский в частности имеет свои особенные традиции и легенды, которыми мне бы хотелось поделиться с читателями национального сервера современной прозы «Проза.ру». Надеюсь, что этот материал будет интересен не только бывшим морякам, но и всем тем, кого волнует русская история.

     О возникновении Дня Военно-морского флота много было написано как в советское, так и в нынешнее время. Однако, акцентируя читательское внимание на том, что впервые праздник стали отмечать в 1939 году, нигде не упоминается предыстория флотских торжеств. А ведь в России День Военно-морского флота отмечали с самого начала ХVIII века. Идея проведения ежегодного торжества принадлежит Петру I. В 1714 году русский флот одержал победу при Гангуте. Произошло это сражение в день святого Пантелеймона. Пётр подписал указ: ежегодно  27 июля отмечать праздник флота торжественными богослужениями, морскими парадами и фейерверками. В октябре 1917 года праздник отменили.

     Однако моряки вышли из положения. По предложению Штаба морских сил Балтийского моря, с 1920 года в ближайший к 18 мая выходной день в Петрограде стали отмечать День Красного флота. Именно в этот день (7 мая по старому стилю) в 1703 году русский регулярный флот одержал первую победу на Балтике: в абордажном бою были захвачены шведский бот "Гедан" и шнява "Астрильд". Впоследствии дату этого боя приняли за день возникновения Балтийского флота.

     Таким образом, День Военно-морского флота возник во времена царствования Петра I и не является творением Сталина.

     Наряду с богатыми флотскими традициями, глубокие корни имеют и многие морские поверья. Например, известное многим, будто женщина на корабле приносит несчастье. Такая неприязнь "морскими волками" прекрасной половины объясняется довольно просто. Издавна моряки давали своим кораблям женские имена, полагая, что бог моря Нептун в этом случае будет относиться к судну благосклоннее. Да и в английском языке слова "корабль" и "судно" женского рода, то есть в третьем лице любое судно, даже названное мужским именем, обозначается местоимением "она". Моряки прошлого, одушевляя свои корабли, верили, что у каждого из них есть свои сердце и душа, и поэтому, почувствовав женщину на борту, корабль – "она" – обязательно станет ревновать к сопернице и не будет слушаться людей. Это поверье ещё на заре мореплавания приобрело роль закона: "Дев на борт не бери!".

     С годами в этом предубеждении наметились послабления, но если на борт и брали женщин, то во все глаза глядели, чтобы при этом не нарушались освящённые годами морские традиции, главные из которых – никогда не слушать женских советов и не допускать представительниц прекрасной половины человечества на капитанский мостик.

     Гораздо проще дело обстоит с предметами неодушевлёнными. Например, с формой одежды. Российская форма считается одной из самых красивых в мире. В том виде, в каком мы её знаем, морская форма существует вот уже целое столетие. Бесспорно, любимым атрибутом моряков всех поколений была и остается тельняшка, появившаяся ещё во времена парусного флота как разновидность нательного белья. Дело в том, что кругосветные плавания с длительным пребыванием в южных широтах потребовали ввести, кроме бушлата, и лёгкую одежду, которой и стала тельняшка. При работе с парусами на реях мачт матросы, одетые в такую рубашку, хорошо просматривались с палубы на фоне неба, моря и самих парусов. Этот вид лёгкой морской одежды не утратил своего значения и по сей день, хотя со времени его появления прошло немало лет и матросам теперь редко приходится лазать по вантам. В немалой степени такая "живучесть" тельняшки объясняется и тем, что сочетание синих и белых полос символизирует синеву неба и белые гребешки волн. Что может быть ближе для моряка!

     В те же времена парусного флота матросы носили брюки особого покроя, имевшие расширявшиеся книзу концы штанин, формой напоминавшие колокол. Этот край по-русски назывался клёшем (от французского cloche – колокол), он имел практическую необходимость: при корабельных уборках, когда палуба заливалась потоками воды, при подъемах на реи по вантам, при приставании шлюпок к отлогому берегу было удобно одним движением руки загнуть концы широких штанин выше колен, чтобы не мочить брюки.  Со временем необходимость в клёше отпала, и в дальнейшем ширина морских брюк больше стала зависеть от моды в гражданской мужской одежде.

     Но самую длинную и интересную эволюцию пережил синий форменный воротник с тремя белыми полосками – неотъемлемая часть одежды старшин и матросов. Воротник пришёл  во флот из армии в царствование Павла I. В ту пору солдаты носили парики с косами, которые приходилось мазать салом и припудривать мукой – этого требовал устав. Такой парик, естественно, загрязнял мундир, и солдаты стали неофициально подкладывать под косу кожаный воротничок, который затем, уже официально, вошёл в форму одежды. После отмены париков и причёсок с косами, на флоте всё равно сохранился квадратный матерчатый воротник, который в холодную ветреную погоду заправлялся под бескозырку и заменял башлык.

     Широко распространено мнение,  будто названные полоски были введены в память о трёх великих победах русского флота. Трудно сейчас установить, когда и как возникла эта, в общем-то, красивая легенда, но совершенно бесспорно, что такое объяснение не имеет под собой реальной основы. Действительно, почему мы должны хранить память только о трёх победах, тогда как в истории русского военно-морского флота их насчитывается куда больше?
На самом деле синий воротник с несколькими белыми полосками появился в 1851 году у гребцов корабельных шлюпок, при этом количество полосок было различным: в зависимости от номера одной из трёх дивизий – соответствующее количество полосок. Долгое время полоски на воротниках носили только гребцы корабельных шлюпок. Лишь спустя тридцать лет три белые полосы на воротниках были введены на всём флоте. При этом возобладала чисто эстетическая сторона дела: такой воротник оказался наиболее красивым и имел законченную форму.

     Помимо обычаев и традиций непосредственно флотских, в гражданской жизни встречается немало обыденных вещей, которые своим появлением во многом обязаны флоту.

     В своё время у моряков на ногах, в результате некоторых поверий, появилась татуировка с изображением свиньи. Это был своеобразный амулет, предохранявший моряка от смерти в бушующем море. С течением времени необходимость делать татуировку стала модой, своего рода стилем среди матросов всех национальностей. Даже теперь наколка рассматривается как доказательство "бывалости, солёности", как право на звание "морского волка". Характер рисунка имеет историю, общую для всего морского братства. От простейших изображений – креста, якоря, сердца, щита и т.п. – он постепенно "дорос" до портрета Иисуса Христа.

     Вторым типом рисунка были русалки и наяды, постепенно трансформировавшиеся в более чем откровенные силуэты обнажённых женщин. Такие татуировки одно время были настолько распространены, что при приёме в американский военный флот установили требование добавочной татуировкой "одевать" дам.

     Но был и чисто русский стиль: комбинация из  перекрещенных Андреевского флага и гюйса, спасательного круга, вёсел, якоря с надписью: "Боже, Царя храни".
 
     Татуировки были распространены не только среди матросов, но и среди офицеров, как знак того, что ими совершено одно или несколько дальних плаваний. Этим символом – татуировкой – наше офицерство хотело выделить себя из среды тех офицеров флота, кои устраивались  на береговые места или "ходили" на судах малого каботажа.

     Иметь на своём теле подобное "документальное" подтверждение своего участия в дальних плаваниях казалось настолько  романтичным, что от этого соблазна не могли удержаться даже отпрыски царской фамилии. Великий князь Алексей Александрович, ставший в 1880 году во главе Российского флота, отдал дань обычаю, причём его татуировка была единственной в своём роде.

     На этом я  заканчиваю экскурс в историю русского флота. И ещё раз хочу поздравить с наступающим праздником всех моряков и их семьи!

     Счастья вам, удачи, здоровья,  успехов и семь  футов под килем!!!