Большекударинский казачий караул

Борис Ящук
                Мне  неведомо  какая сила  постоянно возвращает  меня  к истории тех мест, где довелось  служить моему отцу.  В своё время  он был начальником пограничной заставы   в казачьей  станице  Большая  Кудара.   Тогда  рубежи нашей Родины  охранял Троицкосавский   51-ый кавалерийский  погранотряд. Охранял  достойно и самоотверженно.  Об  этом   отлично  сказано  в истории  погранотряда.  Но  захотелось хоть краешком глаза   заглянуть  в прошлое. И невольно  крутился один и тот же  вопрос:  а как  охранялась  граница   в старой, дореволюционной  России…               
                Охрана   границы  государевой  была возложена   на казаков. За  исправную    службу  погранстражи    персональную ответственность   нёс большекударинский атаман.
В  исторических скрижалях  сообщалось   о крепости  в станице. Не знаю, как было на самом деле, но в  просторной  долине  с  разнообразным   разливом  речечек, несущих свои  воды в реку  Чикой   берегли  край отечества  казаки.  Владения  Российской  империи  простирались  южнее  Чикоя  и заканчивались   горными хребтами. Договорная  линия границы   обозначалась по линии  хребта: южные  склоны  принадлежат Монголии, а северные  -  нашенские. На самом деле  местное казачество   горные  хребты  давненько  нарекли монгольскими   горами. В те  далёкие  времена   на  тех рубежах     пограничная стража  была  крепко  привязана  к сложившимся  реалиям:  ну подумаешь  - вторглись на чужие земли.  Соседи из сопредельных земель тоже   жили  по своим законам – свои кочевья привязывали  к условиям   кормовой базы  для скота  в  прибрежных лугах  Чикоя. 
         У   подножия  могучей  горы   разместили свои избы  Большекударинцы.   Воздвигнут православный храм,   небольшая  лекарня,  открыта   приходская   школа.  В  записках  родного  брата  моего прадеда -  Смолёва Я.С.  есть заметки, касающиеся  Большой Кудары. Туда занесены  фамилии  знакомых   упомянутой станицы. Пристав    -   сотник  Иннокентий Прокопович Глазунов, настоятель Троицкой церкви Николай   Виноградов, староста -  приказной Пётр Петрович Козлов, ширетуй (настоятель   дацана) Кудара сомон –Ирдыни Надмитов. Затем следует  хронология. В 1895 году  открывается  народная  библиотека-читальня, 1898  год, сентябрь,-  лёгкое  землетрясение. В том же году открывается двухклассное начальное училище  (казачье и крестьянское). 1899 год  ознаменовался массовым  падёжом крупного рогатого скота  и лошадей   из-за  вспышки  чумки и сибирской язвы.
   Двадцатый  век , первое  десятилетие.  Сотрясающие  Россию   события  и в станице  оставили свой след.  На страницах  газеты «Байкал»  наткнулся  на обличительный  репортаж *.Оказывается  здесь  сплошное пьянство, драки, разбой и  полное неуважение  к  пожилым людям.  Молодые  казаки, смертельно  пъяные, носятся  на конях  по улицам  станицы и творят  безобразия. От  такого  репортажа  волосы  на голове дыбом становятся…  Однако обидная  неправда  вызвала  волну  негодования  у  населения  Большой Кудары.  Сход  и казачий  круг  отправили  возмущённое   письмо в  редакцию, после чего  редакция газеты  поместила   опровержение.    Как  описывал  краевед  и собиратель бурятского эпоса  Смолёв,  ему не раз  приходилось   быть свидетелем     эпизодов  казачьего  самоуправления.  Станичный  атаман  и  старейшины из казаков   вершили  справедливый  суд и наделяли  виновных  казачьей  нагайкой  в соответствии  с «заслугами» . Доставалось и скандальной  бабёнке и мелкому  воришке. А  пришлых  коно- и скотокрадов  плетьми через всю станицу гнали  вон, после чего дорогу сюда  они забывали надолго.
      Не  забывали здесь  и о подготовке  молодых  казачат к взрослой  жизни. Современные  пограничники  знают, что такое  Контрольно Следовая  Полоса.  Как свидетельствуют факты, КСП  родилась во времена  казачьих караулов. А  вспахивали  её  малые казачата. Станичные учебные сборы  посвящались  подготовке станичников  к военной службе. Здесь проверялось, как казак  содержит строевого коня, обмундирование , амуницию и оружие.   Каждая семья   самостоятельно   справляла   это имущество за свой счёт. Сборы   заканчивались  скачками, рубкой лозы,  вольтижировкой и джигитовкой. Особенно  станичники -джигиты  славились  номерами  удивительными:  одна пара, сидя на одном коне друг против друга  на скаку  умудрялись  распить  бутылку водки стаканами, другая пара на скаку  играла в карты  на крупе  коня.
      А  в это  время грянула   война с  Японией, а вслед за ней   революция  1905 года…
Эти события  ещё раз подчеркнули   истинный дух большекударинцев.   Неравнодушные  станичники    в  подписном листе  за №1545   начали сбор  пожертвований   на усиление   военного флота   России.    В  эти же  дни покидал   Большую Кудару старший   врач войсковой больницы, доктор  медицины  Роберт  Владиславович Антоневич. Война  заставила   срочно   организовать в Сретенске   военно-полевой госпиталь.  Его главным врачом  был назначен  Роберт Владиславович. Человек  врачевал в станице  всего год и четыре месяца, однако снискал огромное уважение  не только  станицы, но и ряда прилежащих сёл и сомонов. Станичное общество  отрядило депутацию из уважаемых лиц на проводы  весьма уважаемого человека. Ему  преподнесли  хлеб-соль и  благодарственный адрес.  Конечно  и стар и млад сожалел , что их покидает человек, который  всей душой помогал любому  страждущему  посетителю в любое время суток. Но по-человечески понимали, что именно такой  врач   сейчас позарез нужен  раненым воинам…
         Вдаваясь в  подробности   жизни  Большой Кудары,  убеждаешься, что  во всех успехах и неудачах  станичников    виновны  как  казаки, так  и крестьяне.  Например, судьба  урожаев   зерновых, овощей и  корма  для  скота , находится  в прямой зависимости  от активности   всего  населения. И здесь велико мнение общины.    Для  нормального  существования  немалую  роль имеет  полив  более  сотни десятин  земли, училищного и церковного  плодовых садов   и луговых покосных  угодий.   Источником весной  обычно становятся  тающие снега, которые  по ложкам и по руслу  Кударинки стекаются  в Чикой.  Разумным решением  общины  было  возведение  плотин   в  верхних истоках Кударинки. Коллективным  трудом  построили две плотины, которые накопили достаточное для полива  огородов воды. Однако стихия  распоряжалась по-своему,-  порою воды прибывало столько, что плотины размывало, вода затапливала  подворья, заливала оба сада и вскоре  уносилась к Чикою. Когда   средства на  плотины  предложил кяхтинский  купец Синицын взамен на покосный   луг, станичники  поколебались и от предложений отказались. Хотя потом осознали свой просчёт.
      Затем   станичное  казачество забурлило от  возмущения:  громадная  община бурят-иноверцев   попросила принять их в казачество, обязуясь  выполнять все казачьи наказы, а также подготовке  снаряжения  казаков   за собственный  счёт.  Станица пошумела-пошумела, но всё же  приняла  иноверцев   в  казачье сословие Кудары. Вместе с  бурятской общиной  к  станице отошли и бурятские земледельские наделы.   Последующие  ежегодные  неурожаи в какой-то мере  станичникам  компенсировало купечество Кяхты.  Их пожертвования  поддержали казаков в  лихое, голодное время.
       Бедность  и  отчаяние   поселилось в домах  кударинцев   после   массовой мобилизации  казаков на  восточный  театр  военных действий. Под ружьё  попало самое  крепкое и  жизнеспособное  поколение  кормильцев, а в  станице остались  из мужского населения  только старики и детвора. А в это время  Россию  всколыхнула  революция 1905 года.    По всей стране  прокатилась  волна  экономических  и политических забастовок. Пришли   они и в Забайкалье.   В Кяхте забастовали  работники  телефонно-телеграфной станции.   Под шумок оживились бандиты и  погромщики. Упреждая  их, общественность  приступила к созданию отрядов  самообороны.   Казаки  Кудары  создали свой  станичный  отряд самообороны.   
      Ознакомившись   величайшим  указом Императора Всея Руси от 17 октября, дарующего  свободы  своим гражданам, казаки решили и сами  глотнуть порцию   свободы  и самоуважения. На  станичном  сборе  составили   прошение, адресованное  Иркутскому Губернатору  и   Атаману  Забайкальского   Казачьего  Войска. В нём   община   просила ( на самом деле  несмело требовала)  снизить подати с семей, кормильцы которых находились на воинской службе.  Установить фонд помощи для неимущих  казаков, обязанных  иметь своё оружие, амуницию  , форму и коня для службы.   Последним  пунктом требования   общины  было освобождение  станицы  от содержания  племенного  жеребца, навязанного  приказом Войскового Атамана. Слишком  убыточным и расточительным  было содержание  животного  за счёт большекударинцев. Кормление и уход  обходился   почти в тысячу  рублей  в год.  Самой станице  такая обуза была    не по средствам.     Однако  с верхов  грозно «цыкнули»  на казачью общину  - ишь, свободы  захотели!
             Постепенно в станицу  возвращались  служивые, сполна познавшие  тяжкое бремя  войны  с Японией.   Здесь на  границе  порядок  оставался прежним , как и в старину, границу пересекали  соседи из Монголии. Традиционно вели торговлю  кормами для скота,  топливом на зиму.    Характер  торговли  был меновой, и, казаки  строго  следили  за установленным  торговым  соглашением между государствами.   Казачьи караулы пресекали  деятельность  бандитских групп   и  предотвращали угон скота  у   жителей приграничных   поселений.
           Перешагнув  первое десятилетие  двадцатого века, станица   ещё не знала, что через некоторое время  начнётся первая мировая война, затем  революция, интервенция и гражданская война.    По всякому  восприняли эти события и станичники. Но , привязанные к родной земле, давали отпор всем, кто посягал на   святую верность Родине. Кударинцы  боролись с  бандами беляков,  с радостью  встречали новую власть, создавали  сельхозкомунны,  строили новую жизнь. А   созданные  Страной Советов Погранвойска  в лице  станичников  получила верных  помощников  в охране рубежей Отчизны.   И поныне  в Большой Кударе  живут  казачьи семьи – истинные  патриоты   моей  Забайкальской  Родины. 


    * Относительно данного репортажа моё авторское мнение таково: фактически  газету выпускал один человек и для  оживления  читательской  активности уже тогда  применил журналистский  приём, который называется способ провокации. На публикацию  последовала немедленная реакция   читателей.