Деньги

Элам Харниш
Когда затевал эту писанину, намеревался попросту повеселить читателей всякими хохмами о деньгах, от разных народов и из различных театро-кино-теле сфер...
Получилось то, что получилось...

Деньги... – товарищи и господа, мадам и месье, никто не отменял... – всем известно, что до коммунизма, как до Луны пешком...
Деньги... – это не только фундамент экономики, основа товарно-денежных отношений... - деньги, суть есть, мерило общественной и личной морали большей части населения планеты...

У всех, в общем, к ним отношение практически одинаковое... - и у бедных... - само собой, и у богатых... Денег и тем и другим, всегда не хватает...
Но у каждого индивидума в отдельности есть свои оттенки во взаимотношениях с деньгами...

Отношение к деньгам... - анекдотическое...

Сын спрашивает отца...
- Папа, что такое деньги?...
- Деньги, сынок..., - отвечает отец мечтательно..., - это дорогие авто, французский коньяк и роскошные женщины...
- А когда денег нет?... – продолжает тему чадо...
- А когда их нет..., - папа изрядно погрустнел..., – трамвай, дешёвая водка и твоя мама...

Мультяшное...

Из мультфильма "Приключения капитана Врунгеля"...
Припев к песенке "Мани Мани"...

Эх, мани, мани, мани...,
Мы не просим каши манной...,
Мы достаточно гуманны...
И нежны...
Эх, мани, мани, мани...,
Мы не люди, а карманы...,
А карманам, как известно...,
Денежки нужны...


Песня папаши-ростовщика из фильма "Сватовство гусара"...

Мне внушал папаша с детства, не жалея отчих сил...
Деньги все... - и цель и средства, помни это, сукин сын...
И родному человеку я поверил, гран мерси...,
И папашу под опеку взял я, бог его спаси...

Припев...
Ох вы деньги, деньги, деньги, рублики...,
Франки, фунты стерлинги да тугрики...
Ож, день-день-деньжата... - деньги, денежки...
Слаще пряника, милее девушки...,
Все ищут ответа, загадка жизни в чем...,
А мне плевать на это, я знаю что почем...

Я женился на приданном, я погрелся у казны...,
Ничего не делал даром, сам себе чинил штаны...
Воровать... - себе дороже...
Брать... - конечно же, я брал...,
И родил, надеюсь, тоже, симпатичный капитал...

Припев...
Ох вы деньги, деньги, деньги, рублики...,
Франки, фунты стерлинги да тугрики...
Ож, день-день-деньжата... - деньги, денежки...
Слаще пряника, милее девушки...,
Все ищут ответа... - быть или не быть...
Плевал я на Гамлета, раз не умеет жить...

Кто-бы знал мои мученья, кто хоть раз бы подглядел...
Сколько я в воображении вин шампанских усидел...
Сколько щеголей обидел по лицу и по спине...
Сколько женщин перевидел ночью темную во сне...

Припев...
Ох вы деньги, деньги, деньги, рублики...,
Франки, фунты стерлинги да тугрики...
Ож, день-день-деньжата... - деньги, денежки...
Слаще пряника, милее девушки...,
Все ищут ответа... - где главный идеал...
Пока ответа нету... - копите капитал...

Из студенческой самодеятельности...
Песня на музыку к фильму "Трюкач", а слова такие...

Деньги, везде и всюду они... -
Доллары, франки, стерлинги...
Ты человек, если блеском монет...
Свой озарил ты в жизни след...

Нету деньжат... – не стони, не скули...
Будешь валяться в грязи и в пыли...
Если ж урвал свой жирный кусок...,
То ты, считай, почти что бог...

Золоту с детства я продал себя...
Ах, нет ничего прекрасней тебя!...
Пусть я умру, как последний подлец...,
Но мой кумир... – златой телец!...

Азербайджанское, девичье-песенное...

- Мян севирям о огланы... - онун пулун чох олсун... - Я люблю этого парня, пусть у него будет много денег...
Что важнее для азербайджанских девушек в этой незатейливой песенке???...
Любовь к гипотетическому парню, или его финансовое положение???...
Ответ очевиден...
Хотя, вряд ли девушка любой другой национальности мечтает выйти замуж за бедного...

Недавнее... - журналистское...
Владимир Познер во Флоренции беседовал с немолодым папарацци...
Фраза, услышанная с экрана, зацепила слух...

- Я нашёл себе невесту, мы гуляли, веселились, но через три дня деньги кончились и она меня бросила...

А сколько в фильмах и спектаклях трагических монологов о деньгах... Через десятки лет, рефреном звучит фраза из фильма "Ночи Кабирии"...

- "Всему виной деньги, эти проклятые деньги!!!"...

Разве можно забыть последние кадры, когда обкраденная и обманутая героиня Джульетты Мазины, улыбаясь, молча идёт сквозь веселящуюся толпу...
Слова в этой сцене ни к чему... - взгляд великой актрисы, он сильнее любых слов...

Чтоб не звучало так уж трагично, можно вспомнить монолог жениха героини в исполнении Гарика Сукачёва из фильма "Француз"...

- Денег, денюжек, бабок, бабулечек...
 
Или знаменитые диалоги Блондинчика... - Клинт Иствуд и Туко... - Филин... - Илай Уоллак, из фильма "Хороший, Плохой, Злой"...

Туко...
- Люди делятся на две категории... - те чья шея в петле, и те кто разрезают верёвку... Моя шея в петле... - я должен получать больше...
Блондинчик...
- Я разрезаю верёвку, и если ты уменьшишь мою долю, я ведь могу и промахнуться...

И в финале фильма...
Блондинчик...
- Двести тысяч, Туко, большие деньги... - их заработать надо...
Все люди делятся на две категории... - те, у кого пистолет заряжен, и те, которые копают... Ты будешь копать...
 
Кстати, эта фраза... - суть политической доктрины США...

Резюме...

Мужчины и женщины во все века, на всех континентах думали и думают о деньгах сотни раз за день, а абсолютное большинство мечтает о богатстве...

***

И есть отношение к деньгам... - моё, личное...
На протяжении всей моей жизни оно было разным...

Я был беден... - считал копейки, жил от зарплаты до зарплаты с женой и маленькой дочкой, хватался за любую работу, чтоб принести в дом достаток...

Потом я научился спекулировать... - сначала, как аршинмалчи, таская сумку с товарами по соседским квартирам и толкучкам, затем бросил свою профессию, которой учился пять лет в институте... - уйдя с завода, ударился в бизнес...

Да я рискнул, и не прогадал... Так я думал тогда и так думаю теперь, если отталкиваться от мысли о полученном дочерью образовании...
Лично у меня было всё, что к богатству, относительному конечно, прилагается... - рестораны, понты, эрзац друзья, алчные девки, подлые деловые партнёры и кидалы-клиенты...

Но тот, кто наверху, всё расставил по местам и разложил по полкам... - я был беден, был богат, а остался по нулям...
Теперь нет рядом со мной ни начальства, ни подчинённых, ни партнёров, ни друзей...

Я сижу в своем саду, горит светильник...
Ни подруги, ни прислуги, ни знакомых...
Вместо слабых мира этого и сильных... -
лишь согласное гуденье насекомых...

Теперь я кланяюсь богу за каждую возможность заработать... - и это хорошо...

Тут давеча случилась оказия... - государство стало возвращать населению старые советские вклады, похороненные под обломками Сбербанка СССР...
Вывели чиновники хитрую формулу пересчёта, и согласно этой формуле выходило, что мне полагается аж целых восемнадцать манат...
 
В эти бешеные деньги превратились заработанные потом и кровью в присно памятном 91-м... - сто двадцать советских рублей...
Для сравнения... - в том же году на заводе я зарабатывал рублей четыреста-пятьсот в месяц...

Что можно купить сегодня на восемнадцать манат?... Какой пример привести?...
О, вот, хоть я и не пью... - восемь бутылок местной водки, или три кило копчённой колбасы... - тоже не употребляю, или одни летние джинсы китайского производства, или двенадцать штук мужских трусов, пошитых там же, ну и т.д...

Давеча беседовал с одним из хозяев квартир, которую пытаюсь продать в данный момент...
Его финансовое положение сейчас не шибко важное, а в те времена трудился он ревизором...
 
Так вот, он ремонт в продаваемой квартирке начал... – говорит, мол, с совкового вклада две тысячи теперешних манатиков получил... - на них косметику и затеял... - да ещё восемь на подходе...

Я спросил, а сколько у вас, уважаемый, тогда на сберкнижонке было?...
Отвечает... - сто шестьдесят одна тыща!..., - у простого, небогатого ревизора...

Как же он пережил тогда развал Союза и накрывание медным тазом своих, непосильным трудом, честно заработанных сбережений???...
Ну речь вовсе не о нём...
Как, да что... - не мои проблемы...

Тогда, в начале 90-х, я после дневных смен на нефтеперерабатывающем заводе, ездил на окраину города в цех, производящий сейфовые двери, где со своим школьно-институтским товарищем, Олегом Змитровичем, мы обшивали готовую, стальную продукцию диктом и пластиком...

Олежек в один со мной год закончил школу им А. С. Пушкина, потом АзИнефтехим, кажется энергетический факультет, но давно не работал по специальности, имея основной профессией ту же самую работу обшивщика, но только в другом цеху, а здесь, в Ахмедлах, ещё и подрабатывал...

Именно он привёл меня в этот тяжёлый бизнес, научил всему... - ему нужен был помощник, а заработок мы делили пополам...

Семейное положение у нас с ним было одинаковое... - жёны и дети, так что об усталости мы старались не вспоминать, да и какая может быть усталость у здоровых, двадцатишестилетних семейных мужиков...
 
Хорошо помню, как обработав в цеху дверей восемь-десять, и опустив по карманам рублей по сорок-пятьдесят... - хозяин платил сразу... - в ближайшей пивной, окнами выходящей на Каспийскую бухту, мы пили дешёвое разливное, казавшееся нам самым вкусным пивом в мире, закусывая, посыпанным крупной солью, варёным горохом...

Даже после тяжёлой работы, я находил в себе силы любоваться открывающимся пейзажем... - словно в кайф, несколькими мазками, написанным мастеровитым художником... - солнечные лучи, огненными шипами пронизывающие низко висящие над заливом тёмно-серые, почти чёрные облака, окрашивали зеркало морской глади в нежно-золотистый цвет...
 
- Смотри, какая красота..., - сказал я приятелю, показав кружкой в окно...
- Жизнь удалась..., - смакуя пиво, улыбаясь ответил Олежек...


В цеху мы были нужны дня три-четыре в неделю, поднимая там суммы раза в полтора большие, чем мой заводской оклад...
Но денег всё равно не хватало... - все же помнят то лихое время...

Так откуда же взялись 120 ре на книжке тогдашнего инженера-нефтепереработчика и обшивщика по совместительству?...

В один из воскресных дней хозяин цеха позвонил Олегу и попросил приехать... - собралось много дверей без обшивки, а установщики не могут без этих диктовых щитов выезжать на объекты... - клиенты за дверь не заплатят, если она будет пугать обитателей квартиры торчащими внутрь замками и механизмами...
Олег приехать не мог... - может болел, а может занят был, уже и не вспомню... - я попёрся один...

Когда увидел фронт работ... - аж присвистнул... - девятнадцать дверей ...
Но, глаза боятся... - руки делают... Работа не для слабаков... - перетащить это железо, разложить по цеху, вставить ВАЗовские замки, сделать разметку, высверлить в дикте отверстия под петли, ключные сувальды и щеколду, а затем в ге-образной позе пройти дрелью каждую дверь по периметру сначала сверлом, а затем все отверстия метчиком...

Самое сложное в этом процессе... - каждую дверь, стоящую вертикально у стены нужно начать кантовать, заставляя её идти саму... - как заставляли шагать, удерживая канатами, каменных исполинов на острове Пасхи... Затем приняв её на грудь... - аля штангист, уложить на пол...

И вот... - во время транспортировки я не удержал одну... - она была слишком широкая и тяжёлая... -  и начала падать в противоположную от меня сторону...
Дверь рухнула, а моя нога осталась под ней... - удар пришлся по щиколотке...

Первая и единственная в тот момент мысль, трансформировалась в фразу...
- Ай б%%дь!... П%%дец!...

Но болевой шок прошёл и оказалось, что бог пожалел меня... - спасло то, что перед тем как ударить своей коробкой... - швеллер... - 10 см, по ноге, она подпрыгнула...
Ф-фу!!!... Всего лишь ссадина, мелочи жизни... - не привыкать...
Я продолжил работать...

Когда брат хозяина выдавал мне ВАЗовские замки, то обсчитался... - выдал на один больше...
Лишний я спрятал в свою сумку... - небось не обеднеют, а после продал на толкучке за 60 ре, да ещё и заработал за один день 190, отдав Олегу половину из этой суммы... - он брать не хотел, но я настоял...

Вот из этого заработка, я и решил заначить в сберкассе...
Не от жены, конечно... - книжку принёс домой и отдал ей...

Прошёл двадцать один год... Я отправился в банк, занимающийся возвратом советских вкладов...
Дабы избежать очередей, власти для удобства граждан выделили здание старой мельницы... - сделав там несложный, косметический ремонт...

По наводке дежурного мента зашёл в нужную мне комнату...
Невысокий молодой человек за стойкой, одетый как и положено банковскому клерку... - в белую рубашку и галстук, поинтересовался, видимо в предвкушении очередной наживы, какую сумму я хочу вернуть, но услышав, о чём идёт речь, состроил брезгливую мину...
 
Хотел было спросить... - мол, зачем тебе, мужик, это нужно, но прочтя в моих глазах ответ, осёкся...
Именно в этот момент я вспомнил, как я их заработал... - и падающее на ногу железо, и уведённый ВАЗовский замок, и тот пейзаж, и пиво с горохом...

Знаешь ли ты, банковский грызун, а я ведь тоже держал в руках большие деньги... Только счастья лично мне, как мыслящему человеку они не принесли...
Причины описывать не буду... - вряд ли эти подробности чем-то особенны и оригинальны...

Деньги, как лангольеры сожрали мою жизнь, отняли веру в людей, разрушили семью, выставили счета за любовь согласно прейскуранту...
Чтоб увести себя от новых ударов, предательств, защитить душу от боли, я как в бомбоубежище, спрятался в одиночество...

Если бы двадцать один год назад мне кто-нибудь сказал...
- Не лезь в бизнес... - останешься работать на заводе, будешь бедным, но счастливым..., - прислушался бы?... Не знаю... Не думаю...

А стал бы счастливым?... Тоже не думаю... - кому суждено быть повешенным, никогда не утонет...
А если теперь кто-то спросит...
- Хочу ли я богатства?... Ответ будет однозначным... - нет...
Ещё раз пройти все круги ада, прилагающиеся к нему... - меня увольте...

Теперь мне не с кем пить пиво... - в одиночку не пью, давно не любовался видами, а даже если и выпадет случай, вряд ли свежий ветер эмоций разметает слежалый хлам в моей душе... - мне некого радовать своими локальными удачами, и нет никого, кто бы сопереживал моим проблемам...

И поскольку особых талантов за собой я не наблюдаю, ничем не отличаясь от других людей, желающих иметь адекватный эквивалент своему труду, и револьвера у меня никакого нет, то мне только и остаётся... - копать... Ну, раз надо... - будем копать...
Одно хорошо... - копать или не копать... - моё личное дело...

Так что, маленький чиновный крысёныш, я получу эти восемнадцать манат, куплю восемнадцать упаковок презервативов и использую их по назначению...

А на джинсы и трусы для себя, я уж как-нибудь накопаю...