Жмурки Алексея Балабанова

Бадди Фазуллин
Не без удивления могу признать, что «Жмурки» уже прошли проверку временем, получив закалку десятилетием расцвета напыщенного и тупоголового гламура «а-ля рюсс», очередного кризиса и новой волны передела собственности. Кстати, в том числе и «старыми добрыми средствами» из тех самых лихих 90-х, о которых и говорит Балабанов столь несвойственным для русского менталитета языком черной гангстерской комедии. На этом, впрочем, сходство с титульными флагманами жанра, Тарантино, Родригесом и Гаем Ричи, и заканчивается.

А дальше начинается чисто русская история. Режиссер, как признанный мастер некондового авторского кино с его «Замком» и «Уродами», и "крестный отец" ставших культовыми «Братьев», решил ступить на весьма скользкую тропу, ибо в сознании русского и советского человека есть запретные темы и табу, за которые лучше бы и не заступать вовсе. Но он решился, не побоявшись шквала разносных рецензий и упреков в опрощении, вторичности и популизме в худших традициях советского тюремного шансона. Звездный состав фильма также можно было бы записать Балабанову в минус, мол, стоило ли выкатывать такую тяжелую артиллерию ради стрельбы по воробьям.

Но прошло вот уже скоро 10 лет, а я до сих пор с удовольствием смотрю на совершенно отмороженного олигофрена Саймона, который, тем не менее, с упоением слушает первых ELO и Stray Cats. Будто Дюжев до сих пор не вышел из роли мажора Космоса. Или на его подельника, который отправив на тот свет очередную партию «жмуриков», начинает неистово молиться на православные купола. Или их мелкоуездный малиновопиджачный босс Сергей «Михалыч» с татуировкой «СССР» на груди… это же зеркальный тезка самого главного «папика от кино» Никиты «Сергеича» Михалкова в роли самого себя. История с «офисной» папкой также не может не запомниться.

И вот, гипертрофированные, ходульные, доведенные до абсурда персонажи в плохо сидящих париках из чисто американской среды стендап-шоу и передач Говарда Стерна, попав на русскую разбитную почву, удивительным образом превращается в исконно русское площадное представление. Словно в веселую и разгульную масленичную неделю: с лубочным Петрушкой, попом с вечно отваливающейся бородой, кренделями, самоварами, драками «стенка на стенку», купанием в проруби и матерными частушками.

Бесполезно и бессмысленно сравнивать «Жмурки» с «Братьями» и прочими картинами на эту болезненную для целого поколения русских людей тему полного развала некогда великой Империи. Как трудно сравнить «Lacrimosa» с «Маленькой ночной серенадой» Моцарта. Как трудно сравнить произведения русских художников-авангардистов с Дали или Боттичелли.

И теперь в очередной раз (который уже?) глядя на это «вторичное и пошлое», по меркам середины прошлого десятилетия, творение апологета мрачного постсоветского трэша, вынужден признать, что смотрю его с преогромным удовольствием.

«Смеясь, человечество расстается со своим прошлым»

Baddy Riggo, 09.07.2012

Ссылка на страницу рецензий в Кинопоиске: http://www.kinopoisk.ru/user/595574/comments/list/