А я, повеса вечно праздный... часть 2 прод

Людмила Криворуцкая
  ( В.П.Горчаков. "Выдержки из дневника о Пушкине. Период ссылки в Кишинёве")
     Что пишет декабрист А.Муханов своему брату -"Нельзя довольно оценить наслаждение быть с ним часо вместе, размышляя о впечатлении, которое возбуждается в нас его необычайными дарованиями. Он стократ занимательнее в мужском обществе нежеле в женском."
   Современники часто отмечали цинизм Пушкина.    Однажды весною 1829 года, за завтраком у Погодина, Пушкин держался так, что Мицкевич два раза принуждён был сказать:"Господа! Порядочные люди и наедине, и сами с собой не говорят о таких вещах!"
   С.Т.Аксаков писал:" Пушкин держал себя ужасно гадко, отвратительно."  Неучи и лентяи боялись его как огня, несмотря на то, что он никому мелочно не мстил. Вместо того, чтобы взывать к смирению, Пушкин мог скривить в усмешке рот, и противники тут же цепенели, растеряв свою наглость.И в то же время он мог быть в эти минуты великодушным человеком".
    Вяземский сообщает своей жене Вере Федоровне:" Ездил с Мицкевичем вечером к Олениным в деревню Приютино, вёрст за 17. Там нашли мы и Пушкина со своими любовными гримасами..."
    Анна Оленина относилась к поэту довольно равнодушно, что видно из её "Дневника". Её характеристика поэта, данная в дневнике, отчасти верная, но очень жёсткая, показывает, что Анета Оленина и не собиралась становиться женой Пушкина. Как человек он был ей неприятен. Повторим ещё раз её слова:" Бог, даровав ему гений единственный, не наградил его привлекательной наружностью. Лицо его было выразительно, конечно, но некоторая злоба и насмешливость затмевали тот ум, который виден был в голубых или, лучше сказать, стеклянных глазах его. Арапский профиль, заимствованный из поколения матери, не украшал лица его. Да и прибавьте к тому ужасные бакенбарды, растрёпанные волосы, ногти, как когти, маленький рост, жеманство в манерах, дерзкий взор на женщин, которых он отмечал своей любовью, странность нрава природного и принуждённого и неограниченное самолюбие - вот все достоинства телесные и душевные, которые свет придавал русскому поэту 19 столетия. Говорили ещё,что он дурной сын, но но в семейных делах невозможно всё знать; что он распутный человек, но, впрочем, вся молодёжь почти такова."   Но в то же время она берегла альбомы с автографами и рисунками Пушкина. Пушкин написал короткое стихотворение,в котором высказал свои истинные любовные взгляды на женское очарование:
           Каков я прежде был,таков и ныне я:
           Беспечный,влюбчивый. Вы знаете,друзья,
           Могу ль на красоту взирать без умиленья,
           Без робкой нежности и тайного волненья.
   "Женщинам Пушкин нравился, - вспоминает брат поэта Лёвушка,- он бывал с ними необыкновенно увлекателен и внушил не одну страсть на веку своём. Когда он кокетничал с женщиной или когда был действительно занят, разговор его становился необыкновенно заманчив." Лев Сергеевич продолжал писать о брате: "Невзирая на обычную весёлость, Пушкин предавался любви со всею её задумчивостью, со всем её унынием. Предметы страсти менялись в пылкой душе его, но сама страсть не оставляла".
    Но поэт был настолько очарователен с женщинами, что многие находили его внешне привлекательным и даже красивым".     Вот так характеризует внешность поэта жена его московского друга В.А.Нащокина.:
    " Пушкин был невысок ростом, шатен, с сильно вьющимися волосами, с голубыми глазами необыкновенной привлекательности. Я видела много его портретов, но с грустью должна сознаться, что ни один из них не передал и сотой доли духовной красоты его облика - особенно его удивительных глаз . Это были особые, поэтические задушевные глаза, в которых отражалась вся бездна дум и ощущений, переживаемых душою великого поэта. Других таких глаз я во всю мою долгую жизнь ни у кого не видела."
  Особенность характера поэта отметила в своих воспоминаниях А.П Керн:"  Трудно было с ним вдруг сблизиться, он был неровен в обращении: то шумно весел, то дерзок , то нескончаемо любезен, то томительно скучен; и нельзя было угадать, в каком он будет расположении духа через минуту.  Вообще же надо сказать, что он не умел скрывать своих  чувств, выражал их всегда искренне и был неописуемо хорош, когда что-либо приятно волновало его. Когда он решался быть любезным, то ничего не могло сравниться с блеском, остротою и увлекательностью его речи. Сам добрый, верный в дружбе, независимый, бескорыстный, живо воспринимая добро, Пушкин, однако, как мне кажется, не увлекался им в женщинах; его гораздо более очаровывало в них остроумие, блеск и внешняя красота. Кокетливое желание ему понравиться не раз привлекало внимание поэта гораздо более, чем истинное чувство им внушённое. Пушкин скорее очаровывался блеском, чем достоинством и простотой в характере женщины."
   Интересные воспоминания оставила актриса Большого театра в Петербурге -соперница Е.Семёновой - в будущем жена известного актёра В.Каратыгина - Александра Михайловна Колосова :" Мы с матушкой, - от души полюбили его. Угрюмый и молчаливый в многочисленном обществе "Саша Пушкин", бывая у нас смешил своей резвостью и ребяческою шаловливостью. Бывало, ни минуты не посидит спокойно на месте; вертится, прыгает, пересаживается, перероет рабочий ящик матушки, спутает клубки гарусу в моём вышивании, разбрасывает карты в гранпасьянсе, раскладываемом матушкою... Да уймёшься ли ты, стрекоза ! - крикнет, бывало, моя Евгения Ивановна, - перестань, наконец!  Как-то матушка пригрозилась наказать неугомонного Сашу:"остричь ему когти,"- так называла она его огромные, отпущенные на руках ногти. "Держи его за руку,- сказала она мне, взяв ножницы, - а я остригу!" Я взяла Пушкина за руку, но он поднял крик на весь дом, начал притворно всхлипывать, стонать, жаловаться, что его обижают, и до слёз рассмешил нас... Одним словом был сущий ребенок, но истинно - благовоспитанный."
    В 1818 году после жестокой "гнилой" горячки ( так в те времена называли францускую болезнь) Пушкина обрили и он носил парик. Это придавало какую-то оригинальность его типичной физиономии и не особенно его красило. Александра Михайловна Колосова в своей книге воспоминаний много места уделяет Пушкину. Вот что она пишет:" Как-то, В Большом театре, он вошёл к нам в ложу Мы усадили его в полной уверенности, что здесь наш проказник будет сидеть смирно .Ничуть не бывало! В самой поэтической сцене Пушкин , жалуясь на жару, снял с себя парик и начал им обмахиваться , как веером. Это рассмешило сидевших в соседних ложах... Мы стали унимать шалуна, он же со стула соскользнул на пол и сел у нас в ногах, прячась за барьер, наконец, кое-как надвинул парик на голову как шапку: нельзя было без смеха глядеть на него!"
   Большой Каменный театр в Петербурге неотьемлемо вошёл в жизнь молодого Пушкина. Поэта влекли не только чудеса этого волшебного края, но и вся атмосфера вольности, царившая там. В антрактах театр был своеобразным политическим клубом, где были левый и правый фланги. В кресле левой части партера всегда сидел Пушкин.    В апреле 1820 года Пушкин в антракте расхаживал по рядам кресел и показывал портрет рабочего Лувеля - убийцы герцога Беррийского - наследника французского престола. Открыто показывать портрет Лувеля с выразительной надписью " Урок царям" - было опасно в то время. Это была скорее не шалость, а выражение политического несогласия с властью, да ещё в императорском театре.  Большой Каменный театр был как-бы своеобразным политическим клубом, где обсуждали все новости политики. рассказывали о нравах светского общества. Пушкин был смел в своих выражениях и ничего не боялся. Он мог во всеуслышание в театре кричать:" Теперь самое  безопасное время - по Неве лёд идёт". В переводе означает - нечего опасаться Петропавловской крепости.  Весной в период ледохода прекращалась сообщение между левым и правым берегом Невы., и Петропавловская крепость была тогда временно отрезана от основной части столицы.  Или другой пример пушкинских выпадов в театре.    Как-то в театре обсуждали происшествие в Царском Селе - там с цепи сорвался медвежонок и едва не напал на царя. Так Пушкин громогласно заявил:" Нашёлся один человек, да и тот медведь".
( продолжение следует)в 3-й части