Абхазия прощай навеки или снова здравствуйте?

Елена Анатольевна Золотухина
Первый раз увидела эту страну в далеком 1986 году сопливой девчонкой. Да и как увидела — почти проездом. Осталось впечатление о Гагре как о неком райском уголке, Сухум не впечатлил — большой город он и есть большой город. Ну и еще осталось огромное желание вернуться сюда снова.

Вернулась через пару лет — с такими же соплюшками провели целый месяц в Гудауте. Воспоминания мягко сказать не очень. Маленький грязный пляжик, толпы аборигенов с писюнами наизготовку... По возврашению домой материлась как сапожник еще примерно с месяц (а в то время не только я не употребляла «ненормативную» лексику, но и при мне никто ее не употреблял).

Далее было много других (не абхазских) мест, хороших и не очень. Но ощущения сказки — как при первом визите в Гагру — не было ни разу. Потом началась уже совсем взрослая жизнь: командировки — перестройки — перетряски — частые смены работы... И вот в свой 40-й год (очень непростой был годик) поняла что безумно хочу на море и прямо сейчас. Куда именно? Вспомнилось то полудетское ощущение... В Абхазию конечно.

Далее поверхностно порывшись в интернете выбрала пансионат «Сосновая роща». Почему его? Сама не знаю. Судьба-с. Путевка, билеты, дорога, граница... И вот оно опять, ощущение что вернулась домой. Четкое убеждение что нахожусь именно там где и следует находиться.
Пансионат... Край земли. До шоссе пешком минут 40, дальше стоять-ловить машину. В общем почти не выбраться. Октябрь месяц, в пансионате всего 12 человек. Прохладно, дождливо... Полный кайф. Откуда? Не могу объяснить. По кайфу было все: загорать, ездить на рынок, тупо сидеть на балконе и смотреть на звезды... Уезжала с ощущением что душа осталась там.

Ну а дальше пять лет по два раза в год. Санаторий «Москва» в Гагре — это нечто... Здание постройки 30-х годов, сантехника течет, двери не закрываются, еда — куриные кости в разных вариациях, живность в номере... Но: офигенный террасный парк, уникальные растения, в здании все только натурпродукт: дубовые двери и панели, гарнитуры 30-50 х годов (точно не скажу, не специалист). Вид с балкона — это вообще нечто: вся Гагра перед тобой, и звезды... И постоянное ощущение покоя и комфорта. Не смотря ни на что.

Санаторий «Амра», Гагра. Сталинский ампир, причем все также подлинное, не новодел. Дедушка Ленин при входе, звезды и флаги. Столовая с потолками метров 10. Вот только номер мне достался не очень, с видом на парк, за которым проходила основная абхазская трасса. Напрягало, поменяла на другой. Вот тут все ОК, засыпаешь под плеск волн. В целом все отлично, но присутствует ощущение замкнутого пространства. Очень тоненький кусочек суши, зажатый между морем и горами. Но все равно гуд.

Пансионат «Литфонд» на въезде в Пицунду. Сантехника работает, «шведский» стол, анимация, горничная с постоянным вопросом «не надо ли чего?»... Поубивал бы. Не мое. Но прекрасный пляж — даже собственно пансионатский, а отойти немного подальше — вообще супер. Песок, сосны, море и никого вокруг. Рай и полный релакс.

В итоге нашла свое идеальное место — пансионат «Питиус», ближайший сосед «Литфонда». На вид такой же, от одного до другого 5-7 минут пешком, практически одна территория... а все по-другому. Никаких анимаций, навязчивых горничных, шведских столов. Тишина и покой. И любимый пляж еще немного ближе. Сюда и ездила в последнее время.

Само собой я, как разумный человек, не могла не заметить что цены каждый год растут, а сервис не улучшается. Если не сказать обратного. Постоянно тебя пытаются обмануть-обсчитать-облапошить-обмишурить. С каждым годом все чаще. Отношение к русским как к людям второго сорта закреплено законодательно: в Абхазии гражданин России не имеет права официально работать или купить недвижимость. Собственно почему? Любой абхаз в России это может... В воздухе просто витает некая мысль: постройте нам дороги, восстановите здания, привозите деньги — и валите отсюда на фиг. Все это так. Но есть и другое.

Многие со мной не согласятся, но на личном примере убедилась что если у тебя реально серьезная проблема — абхазы помогут. Совершенно посторонние люди. Из общеизвестных фактов: начало войны, расстрел отдыхающих на гагринском пляже. Соответственно они (отдыхающие, те кто уцелел) кто в чем был рванули к границе. И абхазы — обычные жители, никакого отношения к санаториям-домам отдыха не имеющие — вывозили людей на своих машинах. Рискуя жизнью. Подбирали кого могли, довозили до границы и возвращались за следующими. Это сведения не из абхазских источников, от тех самых отдыхающих, коих за 5 прошедших лет встретилось немало.

Вот такие они, абхазы. Совершенно не умеют и не хотят работать, желают все на халяву. И все же, все же...

Каждый раз переходя границу в обратном направлении испытывала ощущение что душа осталась там. Она и сейчас там, на пицундском берегу. Много есть мест дешевле и лучше, это факт, который не признать невозможно. Но Апсны (Страна Души), как называют ее местные жители, все равно зовет назад. И думаю что вернусь. Даже уверена в этом.