Выжженное дупло

Виктор Болгов -Железногорский
ВЫЖЖЕННОЕ ДУПЛО

Историю эту рассказал мне бывший водитель, ныне слесарь  по тепловым сетям Владимир Васильевич Папешко. Как-то возвращался он из гаража после рабочей смены домой. К ближайшей остановке надо было идти  через небольшой сосново-берёзовый  истоптанный ногами и замусоренный лесок. Дело было в сентябре. Смеркалось. Сухая листва, шурша,  перешёптывалась под ногами. Пахло гниющей и  догорающей листвой. Пацаны подожгли – подумалось ему.  Владимир, погружённый в свои мысли не сразу услышал странный шум, точнее гул, исходящий от самой большой в леску сосны. Будто рой рассерженный пчёл гудит, собравшись в одном месте. Что такое? Прошёл в  глубину дымящегося по низу  леска  десятка два метров и – увидел большущую сосну в метра три обхватом, внутри которой закручивался, грозно гудя,  рыкая и подвывая, как живое существо,   огненный клубок.  Пламя, не желая свернуть в сторону, точно искало себе место прохода и, встретив на своё пути препятствие в виде широкого ствола дерева, врезалось, ввернулось в него  огненным буром. – «Пропусти! Уйди с дороги!» – будто бы грозно говорило дереву  взвихрившееся в смерч пламя. Загудело, закрутилось оно внутри дерева, пробивая себе дорогу  и,  вдруг – вырвавшись наружу, разом успокоилось, исчезло, точно его и не было. Только внутри сквозного дупла – проёма ещё горел не успокоенный огонь. Всё это событие прошло перед заворожёнными глазами Папешко в считанные минуты, и в то же время, как в замедленной киносъёмке.
Оторвавшись от увиденного, Владимир Васильевич побежал в гараж за ведром воды. - «Надо затушить, залить огонь, иначе не спасти дерево, сгорит» – ворочалась в голове мысль не у супер героя, а обыкновенного, скромного работяги.
Набрав воды, он так же бегом донёс полное до краёв ведро до дерева и выплеснул воду на огонь.  Пламя как бы обиженно  зашипело, но до конца не погасло. Пришлось принести ещё одно ведро воды. И только тогда удалось окончательно погасить огонь.
Перед глазами Папешко чернело огромное, выжженное бушующим огневоротом, дупло, размером с человеческий рост и шириной более метра, такая жуткая дырища, что через неё можно было свободно пройти или даже проскочить на мотоцикле. Уцелевшие стенки ствола по краям, казалось, чудом поддерживали в стоящем состоянии всю сосну.
В тот же год, Папешко, уволившись из гаража, поступил на другую работу.
Прошло два года.  И вот как-то пришлось Владимиру Васильевичу, в конце лета снова идти через тот лесок. Вспомнил он о той несчастно пострадавшей от огня сосне и подумал: «Засохло, поди, дерево» . Каково же было его удивление, когда огромная сосна предстала перед ним во всём своём зелёном, ещё более роскошном чем прежде наряде увешенном созревшими сосновыми шишками.
Большое дупло, образовавшееся в стволе, уже не было ужасающе-чёрным и совсем не портило общий вид сосны. В небе загремел августовский гром, и сразу же хлынул дождь. Папешко пришлось войти в дупло сосны, чтобы переждать короткий, но сильный ливень.
Просторное дупло оказалось замечательным укрытием от дождя.
Когда дождь так же внезапно стих, как и начался, туча ушла и, засияло солнце, взору Владимира Васильевича открылась поляна, буквально светящаяся  золотистыми грибами – «маслятами».  Точно сосна в знак благодарности за своё спасение эти грибы для Владимира щедро насыпала. Принялся он срезать грибы складным перочинным ножом, давно валявшемся в кармане без дела. Нарезал два больших пластиковых пакета, которые тут же у сосны подобрал, рассуждая про себя:  «Ничего, что лесок  немного замусорен,  грибы помою – отличная жаровня будет!»
И хотя прошло с того времени более двадцати лет, Владимир Васильевич нет-нет да и вспомнит про тот случай, да и расскажет, кому-либо, поделится. Вот и мне рассказал, не переставая удивляться при этом: Почему в тихую безветренную погоду, при полном штиле, пламя набрало такую силу и закрутилось в огнённый бурун, просверливший, прожегший огненным буром огромную сосну насквозь? Бывает молния ударит в дерево сверху и то, как свеча вспыхнув, сгорает с низу до верху, оставляя один обугленный, пугающий своим видом,  скелет, - но чтобы, не молния, а обычный низовой пал, от сжигаемой листвы, прожёг, пробуравил дерево насквозь - такое явление Владимир Васильевич видел впервые и о подобных случаях ни от кого не слышал, ни где не читал. Может  то и не огонь был, а нечто иное, живое, говорящее?.. Какие скрытые вихревые потоки сошлись в одном месте и грозно гудели вставшему  на пути  огня  дереву: «Пропусти! Уйди с дороги!»