Тайны ордена тамплиеров

Евгений Хацкельсон
   Авторская версия очерка "Средневековые банкиры", опубликованного в журнале "Машины и механизмы" за июль 2012 г.

    История этого рыцарского Ордена, окруженная ореолом романтики и тайны,  вот уже много веков вызывает неподдельный интерес писателей, исследователей и просто интересующихся историей людей. Достаточно того, что согласно преданию его последний Великий магистр, Жак де Моле, уже объятый пламенем костра, проклял своих высокопоставленных мучителей, оклеветавших Орден, и те в муках умерли в течение года после этой знаменитой казни. Династия же главного организатора расправы - французского короля Филиппа IV - в скором времени прервалась. Этот сюжет  лег в основу знаменитого цикла романов Мориса Дрюона «Проклятые короли». Однако самое  интересное в истории Ордена Храма - это не его разгром, о котором хорошо известно, и даже не проклятье Великого магистра, которое, возможно, является всего лишь легендой. Этот монашеско-рыцарский орден опередил свое время, создав новые экономические и финансовые механизмы, в сочетании с военной мощью и твердой дисциплиной позволившие организации в период расцвета достичь невиданного  могущества.

      Орден Тамплиеров был создан в  1119 году в Иерусалиме девятью знатными людьми рыцарского происхождения первоначально для защиты паломников, широким потоком направлявшихся в Святую Землю после ее завоевания крестоносцами. Новый орден получил название «Нищие рыцари», поскольку его основатели намеревались провести остаток жизни в благочестивом аскетизме,  молитвах, послушании, целомудрии и защите странствующих христиан от разбойников. Иерусалимский король отдал рыцарям церковь во дворце неподалеку от развалин Храма Соломона, в которой они собирались на молитву, благодаря чему их прозвали в Святой Земле «храмовниками» или «тамплиерами». Слово «храм» звучит на французском как «тампль». Безупречная репутация первых тамплиеров и поддержка Ордена авторитетными канонниками, в том числе святыми Бернардом Клервосским  и Джоном Солсберийским, обеспечили ему быстрое развитие. Многие знатные люди вступали в него, жертвовали Ордену владения, замки, поместья и даже целые острова. В 1128 г. поместный собор в Труа утвердил устав Ордена Храма, составленный Бернардом Клервосским. Он же предложил тамплиерам носить белую одежду, подобную той, что носили монахи основанного им цистерцианского ордена. Позднее на нее стали нашивать красный крест. Так возникла «униформа» тамплиеров, ставшая их визитной карточкой и символизирующая чистоту их душ и помыслов.  При этом тамплиеры успешно совмещали монашество с военным делом. Духовенство не имело права браться за оружие, но «новые рыцари», как писал тот же св. Бернард, являлись солдатами Христа и могли не бояться греха, убивая кого-то во имя истинной веры или защищая братьев-христиан от посягательств на их собственность и жизнь. Бернард обосновал необходимость сражаться против зла с оружием в руках, не боясь при этом проливать кровь, ни свою, ни чужую. Не все тамплиеры могли носить оружие, среди них были и орденские священники, проводившие религиозные обряды для своих собратьев, и т.н. «братья-сержанты», выполнявшие обязанности оруженосцев, пажей, счетоводов и т.п. Священники же Ордена подчинялись только Великому магистру и высшим сановникам, над ними теряли власть епископы католической церкви и даже сам Папа.

    Орден быстро стал представлять собой могучую религиозную политическую  и военную силу, с которой считались и Папы, и короли.  Принадлежность к Ордену обеспечивала его членам неприкосновенность и физическую защиту их родных и близких, имущества от произвола властей и крупных феодалов, ибо никто не решался оскорбить могущественную организацию. Влияние  тамплиеров постоянно усиливалось, Орден участвовал в ряде  успешных и неудачных крестовых походов, не раз брал штурмом Иерусалим, жестоко расправляясь с иноверцами, покрыл себя ратной славой. В подражание им в 1164-1170 годах были созданы испанские ордена Калатравы, Сантьяго, Алькантары, в 1198 по образцу их устава был составлен устав Тевтонского ордена.

     Хотя изначально Орден создавался как нищенствующий, богатство его постоянно росло. Феодалы разных стран дарили ему поместья, церкви, замки, села, города, налоги и подати от которых стекались в кассу тамплиеров. К примеру, в 1133 году бездетный  король испанской провинции  Арагона Алонсо I, владевший также Наваррой и Кастилией, завещал свои владения орденам тамплиеров и госпитальеров, а  французский король Филипп I Август пожертвовал  в 1222 году Ордену огромную по тем временам сумму в 52 тысячи золотых монет. Но финансовое могущество организации росло не только благодаря пожертвованиям и военным трофеям. Орден тамплиеров активно занимался самой настоящей банковской деятельностью, фактически создав международную финансовую корпорацию.
Репутация храмовников  была такова, что люди охотно доверяли им не только свои жизни, но и деньги. Тамплиерам можно было отдать деньги на хранение в обмен на заемное письмо, по которому можно было получить их обратно (за вычетом, разумеется, не слишком высокого процента) уже в другом городе. Причем никто другой не мог получить по нему у тамплиеров указанной суммы. По сути, этот документ играл роль именного векселя. Он избавлял путешественника от необходимости носить с собой мешки денег, рискуя стать жертвой грабителей. Еще одна статья доходов Ордена – денежные переводы и доставка почты. Причем письма и посылки доставлялись в рекордно короткие сроки, а получатель денежных средств получал их уже в местной валюте. Если вспомнить, в какое время все это происходило, то это звучит фантастично.  Тамплиеры могли оказывать своим клиентам подобные вполне современные услуги благодаря имеющейся в их распоряжении разветвленной сети командорств. Первоначально они создавались как опорные пункты по двум основным паломническим маршрутам в Иерусалим из Европы, ведь Орден изначально создавался для защиты паломников. Командорства, расположенные друг от друга на расстоянии дневного перехода, давали паломникам кров и защиту, а также могли помочь им сохранить свое имущество и ссудить деньгами на путешествие. Таким образом, займы первоначально выдавались Орденом только на богоугодные  дела. При этом храмовникам пришлось решать непростую задачу соблюдения своего коммерческого интереса, ведь церковь не одобряла ростовщичества. Выход был найден простой и элегантный: формально тамплиеры получали обратно ту же сумму, которую выдавали, но при этом должники на время паломничества отдавали им в доверительное управление свое имущество. Во время отсутствия хозяев Орден получал доход с их земель и владений. Таким образом, траст тоже придумали тамплиеры. А как же быть с безземельными клиентами? Храмовники и тут придумали выход: они выдавали заемщику деньги под залог драгоценностей и получали от него долговое обязательство на сумму большую, чем получал заемщик. Таким образом, ссудный процент нигде не фигурировал, и Орден мог не опасаться обвинений в ростовщичестве. Аналог придуманного ими финансового инструмента в настоящее время называется дисконтированным беспроцентным векселем. Правда, вексель тамплиеров, в отличие от современных векселей, нельзя было передавать из рук в руки по индоссаменту (передаточной надписи). Этот механизм, также как механизм опротестования неоплаченных векселей,  тогда еще не был необходим, ведь займы без залога не выдавались, и вексель еще не использовался как средство платежа. Но зато рыцари Храма придумали великолепный способ защитить свои собственные финансовые обязательства от подделок. Каким образом казначей командорства мог убедиться в том, что предъявляемое ему к оплате заемное письмо, выданное в другом командорстве, не является фальшивкой? Решение было очень простым и эффективным: письмо было зашифрованным. Не имея ключа, нельзя было изготовить фальшивку.  Ключ от шифра был только у казначеев, и охранялся он, как великая тайна. Конечно, сам  принцип шифрования придумали не тамплиеры, его использовали еще в Древнем мире, но нет сомнения, что  криптографическую науку они продвинули далеко вперед, ибо расшифровать их документы не удавалось никому. Но ведь и это еще не все! Рыцари-финансисты первыми стали осуществлять безналичные расчеты, производя соответствующие записи в своих книгах по счетам своих клиентов, заключали с ними контракты об оказании услуг по аудиту и надзору за поступлением и расходованием средств. Современные принципы бухгалтерского учета тоже были заложены ими, недаром современники говорили о том, что  «бухгалтерских книг в командорствах больше, чем духовных». Взяв на вооружение весь накопленный ломбардскими банкирами опыт, они существенно развили банковское дело, и, что самое главное, превратили свою сеть командорств, покрывшую почти всю Европу, в транснациональную финансовую корпорацию. Кроме этого, рыцари Храма выдавали финансовые гарантии, субсидировали торговые контракты и различные коммерческие проекты, выдавали займы европейским правителям, участвовали в сборах налогов и даже становились королевскими казначеями, напрямую влияя на финансовую политику европейских государств. На фоне всего этого смехотворными выглядят обвинения тамплиеров в ереси, поклонении каким-то идолам, совершении богомерзких обрядов, надругательстве над христианскими святынями  и т.п. Не до глупостей им было! Парадоксальным образом религиозная организация  способствовала зарождению и развитию капиталистической экономики, развитию товарно-денежных отношений,  новых финансовых инструментов, механизмов и институтов. При этом никто не мог, не кривя душой, упрекнуть их в излишней жадности, ибо Орден возводил за свой счет соборы и храмы, строил дороги,  помогал беднякам выжить во время голода, устраивая бесплатные столовые. Скорее наоборот, алчность власть предержащих возбуждали его богатства, которые считались несметными. Алчность и ненасытность французского короля Филиппа IV Красивого в итоге и погубили тамплиеров, ибо они совершили серьезные ошибки: дважды отказали ему в приеме в Орден и ссудили французскую корону большой суммой денег.  А отдавать долги кредиторам Железный король привычки не имел, вместо этого предпочитая расправляться с ними по надуманным обвинениям и конфискуя оставшееся у них имущество.

     Могущественную организацию погубило отсутствие разведки и излишняя уверенность в своей безопасности. В пятницу 13 октября 1307 года, все храмовники Франции были арестованы. Королевские агенты ворвались и в Тампль, где арестовали самого великого магистра Жака де Моле, великого визитатора Гуго де Пейро, казначея и еще четверых высших сановников Ордена. Акция готовилась давно: еще за два месяца до рокового дня все королевские силовые структуры получили секретные письма с подробными указаниями, а нотариусы заранее провели инвентаризацию собственности Ордена. Именно с тех пор «пятница 13-е» в Европе стал считаться роковым и крайне опасным днем. Что касается самого Великого магистра, то он сломался под пытками, признал все абсурдные обвинения против Ордена и в октябре 1307 года повторил свои показания перед  собранием профессоров Парижского университета. Лишь в марте 1314 года в Париже начался суд над четырьмя высшими руководителями ордена Храма. Всех намеревались приговорить к пожизненному заключению, и тут совершенно неожиданно двое обвиняемых - Жак де Моле и приор  Нормандии Жоффруа де Шарне —  заявили о  невиновности своей и всего Ордена, потребовали справедливого суда Папы. В тот же день, 18 марта 1314 года,  решением короля  отважные рыцари были сожжены на острове реки Сены, между королевским садом и храмом августинцев.  Справедливо ли предание  о проклятии, историкам доподлинно не известно.  Но, зная характер Великого магистра и верования того времени, можно предположить, что он действительно вызвал на суд Божий своих врагов. Так или иначе, король и Папа умерли в течение года после казни. Что касается Гийома де Ногарэ, одного из главных организаторов разгрома Ордена,  которого в романе «Железный король» Жак де Моле также проклинает и предсказывает смерть в течение года, то этого быть не могло, поскольку Хранитель королевской печати умер примерно за год до казни. Вполне возможно, что он проклял другого Гийома – Парижского.

    Так закончилась  двухсотлетняя история одной из  наиболее известных в истории средневековья военно-монашеских организаций эпохи рыцарства и крестовых походов.   После шумного ухода с исторической сцены  тамплиеры оставили после себя множество предположений и легенд. Среди них есть версия о том, что Орден не был разгромлен до конца, а ушел в глубокое подполье и существует до сих пор. Кое-кто из историков всерьез предполагал, что тамплиеры, имевшие свой флот, еще до Колумба открыли  Америку и именно туда переправили свои сокровища. Другие утверждали, что сокровища были отправлены ими в Англию и использованы там для финансирования столетней войны против Франции. Проверить все эти версии уже невозможно. Неоспоримым является  лишь тот факт, что расправа над Орденом не принесла ничего хорошего ни королю, ни Папе, ни католической церкви, в очередной раз показавшей всему миру свою беспринципность, ни ввергнутой в опустошительную войну Франции, спасать которую через сто с лишним лет пришлось  Жанне д’Арк.  Но это уже совсем другая история.

Апрель 2012 года.
***

Уважаемый читатель!
Предлагаю Вашему вниманию книгу  "Русский Гамлет".

Книга написана в жанре художественно-документальной прозы и представляет собой сборник произведений, посвященных знаменитым деятелям и важным событиям в российской и зарубежной истории: Павел Первый и его реформы, Жанна д'Арк и Столетняя война, Максимилиан Робеспьер и Великая французская революция, Жак де Моле и разгром Ордена тамплиеров, Томас Торквемада и испанская инквизиция, папа Александр VI и его сын Чезаре Борджа, неистовый Савонарола и его борьба с Ватиканом, Охота на ведьм в обезумевшей Европе.

Центральным произведением является повесть о русском императоре Павле Первом, выдающемся и благородном человеке с трагической судьбой, которого еще при жизни его современники называли Русским Гамлетом.
 
https://ridero.ru/books/russkii_gamlet/