женский литературный календарь

Агния Майборода
В январе нужно читать Толстого и Гоголя. Гоголь – это, конечно, «Ночь перед рождеством», кузнец Вакула, красавица Оксана, волшебные черевички и черт. Тут же подойдет Нос. Рождественско-языческие перепевы под колядки. Толстой - это для каникулярных будней. В самый раз возле елки читать про ирреальную Наташу Ростову и есть конфеты.

Февраль очень хорош для чтения абсурда. Предвесенние ветра настраивают на Д. Хармса, О. Уайлда, А. Мердок, Ж.-П. Сартра. Неясные веяния интеллектуальной свободы, надежда на творческое решение. Почитайте так же Моэма.

Конец февраля и начало марта мрачные и затяжные, но все же - оттепель. Это странное сочетание отзвучивает у Лескова. Лубочная, русская сентиментальность вприкуску с окровавленными топорами. «Леди Макбет Мценского уезда». Очень славная, интересная женщина - красивая купчиха, четырехкратная убийца, выросшая на перинах.

Конец марта и начало апреля очень хороши для Чехова. Чехов хорош всегда, но в марте в природе появляется что-то окончательно русское, весенне-русское, идут льдины, оживают берега... Все говорит о разрушении старого, замшелого мира и непонятной нежности к нему. О чем и говорит Чехов.

Конец апреля, начало мая - это пролетарская литература. Теодор Драйзер, Стивен Кинг (вариант современного американского интеллектуального пролетариата). Работа, рост, достижения, вспахиваем поля, сеем рожь.

Июнь - это призрак. Франсуаза Саган, "Здравствуй грусть", иллюзия счастья и свободы. Похудеть, загореть, смотреть на море.

В июле все продолжается - загореть, ходить по ночной жаре в босоножках, пить вино и читать в кустах «Даму в очках и в автомобиле» Себастьяна Жапризо, можно Сэлинджера «Над пропастью во ржи», можно Камю, хороши Фицджеральд и Хемингуэй. Абсолютная свобода и море под боком.

В августе все более основательное и даже имперское. Тут можно почитать Историю России Соловьева или Ключевского. Очень кстати монстр Набоков.

В Сентябре тоже Набоков в начале, а в конце, конечно, Тургенев. Нежная бездейственная грусть, вялая и беспомощная. В солнечные дни очень хорош Федор Сологуб и его «Мелкий бес». Тоже грусть, но не беспомощная, а злобная.

В начале октября идет Валентин Распутин. Русское бездорожье размытых дождями сибирских деревень, хорошие, верящие люди, с суровой любовью встречающие вечные невзгоды.

В конце октября хорош Островский. «Бесприданница» очень вяжется с умирающими деревьями и улетающими птицами.

В ноябре читают Достоевского. [                ]


А в декабре лучше ничего не читать! Нужно готовиться к Новому году. В крайнем случае - почитать Диккенса:)