Психология. Тренинг личностного роста

Андрей Ворожейкин
УПРАЖНЕНИЯ ТРЕНИНГА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Упражнение I. “Кто я?”
Каждый участник тренинга называет свое имя и три присущих ему качества, начинающихся на ту же букву, что и его имя. Например, Надежда – надежная, наивная, нравственная. Таким образом, происходит стимуляция креативных (творческих) способностей участников группы. Кроме того, преодолеваются робость и застенчивость, трудности в самовыражении, проявляется стремление к признанию, а в некоторых случаях оппозиционность.

Упражнение II. “Мои главные достижения”
Каждый участник тренинга описывает несколько совершенных им в последнее время (например, в течение недели) успешных поступков, решений (не менее 2-х), подчеркивая в каждом случае то, что он приобрел как личность. Остальные участники дают свою оценку этому (в корректной форме). Таким образом, выявляются склонности, мотивация и направления самореализации участников, что можно использовать для организации коллективных творческих дел.

Упражнение III. “Я – друг”
Каждый участник тренинга рассказывает о своем понимании дружбы и о поведении друга – как должен поступать настоящий друг и что другу не простительно делать. Ведущий или один из участников на доске (на листе ватмана), разделенной на три колонки, записывает предлагаемые группой признаки положительного (в первой колонке) и отрицательного (во второй колонке) поведения друга. Далее ведущий задает группе вопрос: “Кто бы мог простить своего друга за то или иное недопустимое поведение? Чем бы вы это могли себе объяснить?” На доску (лист ватмана) выносятся предлагаемые варианты (в третьей колонке). В конце упражнения участникам тренинга задается вопрос: “Что нового вы узнали о дружбе и что нового открыли в себе в ходе дискуссии?”

Упражнение IV. “Мои лучшие способы преодоления стресса”
Каждый участник тренинга рассказывает о нескольких своих лучших способах (не менее 3-х) успокоения в стрессе. Ведущий уточняет алгоритм каждого из них и записывает на доске. Остальные голосуют, если сами используют приведенные способы и с их помощью помогали другим (друзьям, знакомым, родственникам). В результате анализа и обсуждения описанных способов группа делает два вывода:
- каждый человек имеет множество механизмов совладания со стрессами – в сфере переключения деятельности и хобби, коммуникаций, общения с природой, обращения к искусству, в сфере отдыха, питания, внутреннего монолога или диалога и др.;
- люди могут эффективно помогать друг другу в случаях сходства у них применяемых способов совладающего со стрессом поведения.

Это упражнение помогает диагностировать сценарии психологических защит и совладающего поведения.

Упражнение V. “Мои любимые недостатки”
В “щадящей” (юмористической) форме проводится конфронтация между участниками тренинга и их негативным жизненным опытом или субъективно неприемлемыми чертами характера с психологическим принятием личностью своего негативного опыта и на этой основе – принятием себя в целом. Ведущий дает инструкцию и каждый участник тренинга говорит о двух или более любимых недостатках в себе самом и других людях. При желании участники тренинга могут рассказать друг другу, каким образом они прощали себе и другим людям описываемые недостатки.

Данное упражнение позволяет выявлять участников со стойко заниженной самооценкой и с тенденциями к преувеличению своих недостатков.

Упражнение VI. “Я – лидер”
I часть
Участникам тренинга предлагается рассказать о случаях, когда они выполняли различные лидерские роли. Ведущий вводит понятие о множественности лидерских ролей и их изменении в зависимости от ситуации и сферы деятельности. Обсуждается динамическая смена лидеров в группе и семье, необходимость иметь в коллективе и семье для их успешного развития самый широкий набор разных лидеров.

II часть
Участникам тренинга предлагается пройти групповое самотестирование в форме анкеты. Ведущий раздает всем участникам анкету типичных лидерских качеств и ролей в разных сферах жизнедеятельности:
- в управлении и принятии решений: вожак, руководитель;
- в выработке решений (гипотез): генератор идей, компьютер, выдумщик, фантазер;
- в мотивации к деятельности и ее организации: энтузиаст, трудоголик, заводной;
- в коммуникациях между участниками деятельности: специалист по общению (“коммуникатор”), менеджер, дипломат, переговорщик;
- в сфере знаний: кладезь премудрости, банк данных, библиотека, знайка;
- в сфере практических навыков для реализации деятельности: мастер на все руки, рукодельник, умелец;
- в эмоциональной поддержке деятельности и психологической защиты от стрессов: психотерапевт, лучший хвалитель, оптимист, добрый;
- в оценке результатов деятельности: верховный судья, оценщик, поощритель;
- в культуре и досуге участников: затейник, хранитель традиций, культуровед (литературо-, музыко-, киновед), главный театрал, спортсмен, турист.

Последовательно каждый участник тренинга называет лидерские качества и роли, которые он обнаруживает у каждого участника группы (по одному качеству на участника). Остальные записывают распознаваемые у них лидерские качества в свои анкеты. Далее каждый участник подсчитывает, сколько баллов набрало каждое из его лидерских качеств; какова его доля в процентах от общего числа отмеченных лидерских качеств (оно равно числу участников группы, кроме него самого). Затем проводится групповая дискуссия на следующие темы:
1. Множественность лидерских ролей в разных сферах деятельности и общения;
2. Правильное понимание проблемы лидерства, основанного не на способностях “командовать”, а на способностях человека эффективно организовать и осуществить различные по содержанию виды деятельности;
3. Наличие лидерских ролей (в разных видах деятельности) у каждого участника группы;
4. Необходимость наличия в каждой социальной группе (классе) для ее успешного функционирования полного набора различных лидерских ролей.

Данное упражнение диагностирует социально-психологические роли в группе, проявления лидерства в различных сферах жизнедеятельности. Также это упражнение поможет во внеклассной работе для поддержки у учащихся максимально эффективных ролей.

Упражнение VII. “Продавцы и покупатели”
Все участники тренинга делятся на пары; в каждой из них каждый из участников будет выполнять сначала роль “продавца”, а затем – роль “покупателя”. Ведущий дает инструкцию одновременно всем парам: “Сейчас мы поставим в центр класса два стула на небольшом расстоянии друг от друга – это будет у нас входной дверью в магазин. Работаете последовательно по парам, выходя к этой “двери”. В каждой паре один играет роль “продавца”, а другой – роль “покупателя”. Время – две минуты девятого. “Продавец” запирает входную дверь, уходя домой. “Покупатель” подбегает к двери и обращается к “продавцу” с просьбой вновь открыть дверь и продать какое-то количество хлеба. В этой сцене у каждого участника свои цели. У “покупателя” цель – во что бы то ни стало уговорить “продавца” продать хлеб. У “продавца” цель – в первую очередь отстоять график работы магазина и свое право вовремя уйти с работы; правда, во вторую очередь он все-таки должен думать и о выручке, и о сохранении клиентуры. Каждая пара у “двери” играет эту сцену до момента ее завершения – согласия либо отказа “продавца” продать хлеб”.

После того как последовательно все пары сыграют эту сцену с первоначальным распределением ролей, далее они последовательно играют эту же сцену со сменой ролей – тот, кто был “продавцом”, становится “покупателем”, и наоборот. Остальные участники, кто не занят в сцене, наблюдают за развитием событий в каждой паре; их задача – установить, какие стратегии поведения “продавца” и “покупателя” являются наиболее успешными для достижения их целей. В конце упражнения участники обсуждают:
- свое самочувствие в каждой из ролей (уверенность, чувство неудобства, превосходства, униженности);
- наиболее эффективные сценарии поведения в роли “продавца” и “покупателя”.

Данное упражнение диагностирует затруднения в сфере общения, вызванные особенностями характера человека (застенчивость, тревожная мнительность, замкнутость и др.) и недостаточной эмпатией.

Упражнение VIII. “Неуверенное, агрессивное и уверенное поведение”
В данном упражнении участники тренинга разбиваются на пары. Один участник последовательно в каждой конфликтной ситуации играет роль “виновника” конфликта, а другой – роль “пострадавшего”; затем – наоборот. В каждой сцене “виновник” обращается к “пострадавшему” с сообщением о какой-то неприятности. Участник в роли “пострадавшего” должен последовательно продемонстрировать сначала неуверенное, затем агрессивное и, наконец, правильное, уверенное поведение. Затем роли в парах меняются, и все ситуации играются в противоположных ролях. Пример ситуации: Приятель сообщил, что выболтал вашу тайну.

Неуверенное поведение выглядит примерно так: “Ну, так и знал, что же мне теперь делать…”. Неуверенное поведение основано на принятии вами на себя вины за ситуацию, на боязни начать ее решать, на принятии человеком роли “жертвы”. Агрессивное поведение выглядит примерно так: “Черт возьми! Тебе ничего доверить нельзя! А еще друг называется!” Агрессивное поведение построено на перенесении вины на другого участника (тем более, что тот действительно виновен), но при этом вы его еще и унижаете и отказываетесь от дальнейшего взаимодействия с ним для решения проблемы. Уверенное поведение выглядит примерно так: “Да. Вообще-то я не ожидал от тебя. Теперь надо подумать о том, что ты и мы вместе можем сделать в сложившейся ситуации и как дальше вести себя, когда мне опять надо будет сказать тебе что-то важное”. Уверенное поведение построено на вашей более взвешенной позиции по отношению к другому участнику ситуации (“виновному”). Это позволяет вам одновременно и защитить свои интересы, четко, но без унижения, указать другому на его вину, сохранить с ним добрые отношения и взаимодействовать с ним для преодоления ситуации, и при этом основную роль в разрешении ситуации передать именно ему. Уверенное поведение возникает из личного опыта  или может быть “заимствовано” из опыта взрослых, имеющих большое влияние на вас.

Приведем примеры конфликтных ситуаций:
1. Вам в киоске сказали, что у них горячие пирожки, вы купили, но пирожок оказался холодным. Вы возвращаете его продавщице и говорите…
2. Приятель вернул вам магнитофон, взятый на вчерашний вечер, испорченным. Вы ему говорите…
3. Приятель взял у вас взаймы, но не только не собирается отдавать, но и просит у вас еще. Вы ему говорите…
4. Ваш приятель без предупреждения привел к вам в гости незнакомого вам человека и поставил вас в неловкое положение. Вы ему говорите…
5. К вам подходит знакомый и начинает обвинять вас в том, что вы якобы что-то “наговорили” про него общим приятелям.

Уверенное поведение может быть натренировано до автоматизма. Для этого сцены можно проигрывать в разных вариантах и столько раз, пока у “пострадавшего” не возникнет это чувство уверенности в себе. Критерии достижения результата:
- появление у участника в роли “пострадавшего” чувства удовлетворенности собой, активности, впечатления в разрешимости ситуации, тогда как неуверенное и агрессивное поведение порождает напряжение, тревогу, страх за себя;
- появление у участника в роли “виновного” чувства виновности, но без обиды и даже с желанием сотрудничать с тем, кому причинил неприятность.

Затем участники тренинга делятся впечатлениями от упражнения – как себя чувствовали в разных ролях, какими были сценарии уверенного поведения.

Данное упражнение диагностирует степень развития уверенности в себе, зрелости “Я”, зрелости психологической защиты от ситуации неудачи, разные сценарии совладающего поведения в ситуации неудачи.

Упражнение IX. “Черты характера”
У каждого участника тренинга лист бумаги и авторучка. Упражнение выполняется в шесть этапов.

I этап
Ведущий предлагает участникам (не обсуждая с соседями, молча) написать по пять “сильных” и по три “слабых” качества своего характера, затем перевернуть листки бумаги и временно отложить.
      
II этап
Ведущий переключает внимание участников на доску и задает группе вопрос: “Как вы считаете, какими чертами характера обладает человек, который впал в зависимость от курения, алкоголя или наркотиков? Нет секрета в том, что многие дети начинают это делать в очень раннем возрасте. Тема является актуальной для всех нас!”

III этап
Перечисляемые участниками черты ведущий записывает на левую половину доски.

IV этап
Затем ведущий предлагает участникам молча сравнить список своих черт (I этап) со списком черт характера предполагаемого зависимого человека (II этап).

V этап
Найденные сходства обсуждаются. Группа, сравнивая результаты отдельных участников, может вывести и общие закономерности сходств и различий этих списков. Проводится групповая дискуссия; ее цель – достичь участниками осознания того, что у каждого из них есть в характере такие черты, которые объективно предрасполагают к употреблению ПАВ. Далее ведущий задает вопрос участникам: “Являются ли выделенные вами у себя “сильные” черты характера защитой от употребления ПАВ и возникновения зависимости?” Те из участников, кто оценит свои сильные черты характера как защищающие от зависимости, против каждой из них выставляют оценки их эффективности именно как защиты – от 0 до 100%. Эти обнаруженные участниками защитные черты своего характера ведущий заносит на правую часть доски.

VI этап
После этого ведущий спрашивает участников, есть ли, с их точки зрения, еще какие-либо свойства личности, защищающие от возникновения зависимости. После того как участники называют их, ведущий уточняет, есть ли среди них те, что получены в результате данного тренинга – в ходе совместной работы и взаимодействия участников друг с другом. Результаты VI этапа дискуссии ведущий добавляет на доску к результатам V этапа. Таким образом, возникает полный список защит данной группы от ПАВ. В завершение упражнения ведущий предлагает участникам высказать что-либо друг другу в связи с тем, что они участвовали в возникновении и тренировке защит друг друга от употребления ПАВ и зависимости.

Упражнение диагностирует характерологическую защиту от начала употребления ПАВ и потенциального развития зависимости от них, а также способность участников тренинга к самоанализу.

Упражнение X. “Отвечаю за свое “хочу”
Объяснение ведущего: “У каждого из нас есть цели. Цели определяют собой какие-то задачи, позволяющие их достичь. Необходимость решения задач приводит нас к началу действий. Совершаемые нами действия дают результат. Сокращенно эта последовательность выглядит так: Цели – Задачи – Действия – Результат.

Когда человек хочет чего-то достигнуть, он говорит: “Я хочу”. Когда человек думает, какие задачи надо решить, он говорит: “Я думаю”. Когда человек совершает действие, он говорит: “Я делаю”. Когда человек получает результат, он говорит: “Я отвечаю”.    Сокращенно эта последовательность выглядит так: Я хочу – Я думаю – Я делаю – Я отвечаю. Совместим эти две последовательности и получим такую: Цели несут в себе понятие “Я хочу”. Задачи содержат в себе понятие “Я думаю”. Действия подразумевают понятие “Я делаю”. Результат символизируется понятием “Я отвечаю”. В жизни мы отвечаем за каждое возникающее у нас желание и за его реализацию. Например, парень познакомился с девушкой. С этого момента он ответственен за то, что происходит в их паре по его инициативе. И наоборот”.

Затем группа в случайном порядке делится по двое. Один из участников делает другому какое-то предложение: что-то сделать, куда-то пойти и т.п. На этой основе в паре возникает дискуссия. Тот, кто сделал предложение, обосновывает его важность, актуальность, поясняет свои роли и пределы ответственности в предлагаемом им деле. Тот, кому адресовано предложение, вопросами выясняет свои выгоды, интересы, задачи, ответственность. Дискуссия длится до принятия вторым участником решения – согласиться с предложением или нет. Затем роли в парах меняются. После завершения упражнения участники обсуждают чувства, которые они испытали при его выполнении. Ведущий задает следующие вопросы:
- Какие чувства вы испытали в разных ролях?
- Каковы оптимальные стратегии убедить согласиться с предложением и в какой момент возникает это согласие?
- Какова роль чувства доверия в этом процессе и как оно возникает у принимающего предложение?
- Какова роль ответственности, принимаемой на себя предлагающим, в возникновении доверия к нему у принимающего предложение?