Основания Библия, как источник знания

Саловал
Библия, как источник знания


Любите книгу - источник знания.
Н.К. Крупская         

        Всем нам стараются с детства привить любовь к книге. Только книги при этом бывают разные. И выросши, мы пытаемся при встрече втолковывать друг другу то наше знание, что вошло в  нас с бесстрастных страниц. И хорошо - что для кожи, что для рожи - если встречаются те, кто не ищет истину в вине или в споре, но все  познает лишь в сравнении. И хорошо тем, для кого "Слова мудрых -...-от единого пастыря. А что сверх всего этого, сын мой, того берегись: составлять много книг - конца не будет, и много читать - утомительно для тела" (Екклесиаст,гл.12,ст.11,12). И в самом  деле - может ли  дитя неразумное любить все книги. Кто, как не учитель его, даст ему в руки ту Книгу, что не станет утомительной ни для души, ни для тела до самой смерти.       
        Библия - слово это в переводе на русский - Книга. Так "любите Библию - источник знания".      
        Слышу насмешку "вульгарного материалиста" - "мол, что же за знание в ней, если с первых строк ее сыплется несуразица: в первый день Бог свет создал, а светила - в четвертый?" Но  спросим насмешника : "А разве, по наисовременнейшей научной  теории о происхождении  Вселенной  не возникло раньше электромагнитное  поле, то есть и свет, а потом уж вещество, то  есть и светила?".      
         Для чего же нужны были тысячеоетия неверия и ядерные вихри над Землею; для чего  миллиардные синхрофазотроны и не менее дешевые симпозиумы; для чего громады книгохранилищ и костры во всех веках из книг? Неужели лишь затем, чтобы человек мог сам сказать: "Да, позавчера я мог верить, мог не верить, но вчера я проверил... и сегодня я знаю, действительно - сначала был свет!".


"Истина - не на языке говорящего, а в ухе слушающего".  Пословица. 
      
        Как мог Бог объяснить Моисею, а тот объяснить пастве суть электромагнитных колебаний, если и слова такого в те добиблейские времена ещё не было. Да и зачем? Многие ли сейчас понимают всю смысловую  нагрузку понятия, озвученного словом "свет" и ее неоднозначность. Во всяком случае, нам необходимо четко представлять, что эта  неоднозначность в своей основе обоснована неоднозначностью самого слова. Само слово, несущее  социологическую многовековую нагрузку, само по себе оценочно. По-видимому, наиболее корректный пастырь должен быть гением филологии. Как же можно было бы разъяснить в современных понятиях непротиворечивую картину  зарождения Вселенной и Жизни Моисею, владевшему лишь теми словами и тем их смыслом, что и весь народ Израилев.       

        Но что мешает нам, познавшим суть слова, прислушаться к тому, что еще непонятно  нашим "материалистам" и перевести на понятный им современный язык неявные понятия творения мира.  Почему только "сделано это в форме понятной и на доступном  для детей языке" в изданиях аналогичных YVCA-PRESS, выпустившего " Закон Божий" - откуда и эта  цитата. Ведь еще Апостол Павел вопрошал: "И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению? Так если и вы языком произносите  невразумительные слова, то, как узнают, что вы говорите? Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения; Но если я не разумею  значения слов, то я для  говорящего чужестранец, и говорящий  для меня чужестранец...  Что же делать?... лучше пять  слов сказать умом моим, чтоб и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке" (Первое послание к Корфинянам  Святого  Апостола  Павла, ст.8-19).
      Так почему бы не попытаться на доступном для взрослых языке и в понятной для них форме изложить то, что в выражениях,  понятных для своих  слушателей, изложил Моисей, если его не исказили переводчики.      

       Например, согласно "Бытию" Бог дважды  сотворял небо: "В начале сотворил бог небо...: день один" (Гл.1, ст.1-5) и попозже  "создал Бог твердь... И назвал  Бог твердь небом... : день второй"(Гл.1, ст.7-8). Вообще-то  идея  множественности небес отражена  даже в приговорках : не зря же после достижения  заветного мы себя ощущаем "на седьмом небе от счастья".  Так сколько же небес во Вселенной? Небес - из которых одно выше другого! Много планет во Вселенной, много и планетарных  небес. Но это небеса одного планетарного уровня.               

"В небе колышется дождь голубой"               
 Из песни.    

        А что такое небо?      

        Можно дать такое простенькое определение:  Небо - атмосфера над планетой. А можно и посложнее:      
Небо - пространство замкнутых потенциальных поверхностей гравитационного поля вокруг какого-либо физического объекта. Определимся сразу с числом этих физических объектов, которые  могут иметь свое небо своего уровня. По астрономическим данным  в нынешней  Вселенной  отмечается  следующая дискретность  космических объектов:
1 - спутники,
2 - планеты,
3 - звездные системы,
4 - галактики,
5 - галактические системы,  гнёзда
6 - скопления галактических систем - галактические слои,
7 - вселенные!    

Итак, "седьмое небо" - это небо Вселенной. Быть на седьмом небе - это значит быть вне Вселенной. Любой физик-теоретик скажет, что все семь небес - от спутниковых  и до вселенского - делятся качественно на две группы. Первая группа - это Небо Вселенной, а вторая - это небо заключенных в ней объектов. Вот именно об образовании именно этих двух небес и понял Моисей из всего того, что ему  поведал  Бог.  Вот уж воистину – «истина не на языке говорящего, а в ухе слушающего» (Пословица).   

 Также, максимальной вероятности нахождения самого Бога вне Вселенной, в четырёхмерном пространстве, соответствует не только сама библейская гипотеза о её создании, но и гипотеза о триединстве трёх божественных ипостасей, которые можно рассматривать как  три трёхмерных проекции четырёхмерной сущности Бога. Естественно, что в нашем трёхмерном пространстве познать четвёртую сущность Бога невозможно. Эта Его сущность запредельна по отношению к к миру в целом, она  противоположна всем иным познаваемым Его сущностям, трансцендентна.

Из полного анализа  корреляционных  связей между текстом первых 17-ти стихов главы первой Бытия и современными воззрениями науки на образование Вселенной и ее структуры можно извлечь много чего интересного. Но не это наша  задача. Мы показали, что на самом высоком уровне философских проблем об образовании  Вселенной, знание, отраженное в Библии не противоречит, а соответствует знанию, добытому гениями  человечества. Или же, возможно, более верно будет сказать, что знание, добытое человеческим  гением, не противоречит библейскому.               

 
 Всяк кулик свое болото хвалит   
   Пословица         

Проблемы  мироздания - это, конечно, очень интересно. Особенно интересно - если это твоя профессия. И совсем великолепно -  если ты эти проблемы можешь обсуждать со своими коллегами на страницах толстых изданий, владельцы которых готовы  выложить немалый гонорар за эти обсуждения. Но большинству из нас за всю жизнь не приходится сталкиваться  с глобальными проблемами мироздания. Но большинству из нас приходиться "В поте лица ...есть хлеб, доколе не возвратишься  в землю" (Бытие, гл.3,ст.19).      

         Чем же многим из нас  близка и интересна  Библия. Нам, большую часть своей жизни проводящим в труде. Да, в частности и тем, что в ней  отражены  проблемы тех профессий, что были на Земле в то время, когда Моисей, будучи еще пастухом у своего  тестя Иофора, наткнулся в пустыни у горы Божней Хориву на то, "что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает." (Исход, гл.3,ст.1,2). Разве не интересно пастухам узнать, что, выросший у "дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына" (Исход, гл.2,ст.10), Моисей, будучи уже зятем священника считал вполне нормальным делом для себя - пасти овец. И только лишь Повеление Сущего принудило бросить его это занятие (Исход, гл.3 и 4).      

         А разве не любопытен факт, не то что допустимости в добиблейские времена, но и необходимости брака между двоюродными братьями и сёстрами?  Обратимся к статьям 6-12 главы 36 Чисел.  «Вот что заповедует Господь о дочерях Салпаадовых: они … должны быть женами в племени колена отца своего, …, чтобы сыны Израилевы наследовали каждый удел отцов своих, … и чтобы не переходил удел из колена в другое колено; ибо каждое из колен сынов Израилевых должно быть привязано к своему уделу. Как повелел Господь Моисею, так и сделали дочери Салпаадовы. И вышли дочери Салпаадовы … в замужество за сыновей дядей своих;…, и остался удел их в колене племени отца их». 
        Настоящее повеление Господа демонстрирует, открытый через многие тысячелетия закон, что в основании общественных отношений находятся отношения собственности. Естественно, что неразумные сыны Израилевы знать этого не могли.

         Но аналогичные изыски  небезынтересны  и филологам.  Например, из статей 28-31 главы 27 Левита следует, что «всякая десятина на земле … принадлежит Господу: это святыня Господня; если же кто захочет выкупить десятину свою, то пусть приложит к цене её пятую долю. Только все заклятое, что под заклятием …, - не продается и не выкупается: все заклятое есть великая святыня Господня».
         В этих примерах  видна немаловажность наполнения, смыслом,  содержанием, сутью, того или иного понятия. Так в наше время уточнение понятия "наемник", на основе того, как, какую и чью военную задачу он выполняет, позволило разделить собственно наемников и миротворцев.       

         Великолепный образчик дедукции демонстрирует нашим логикам  Святой Апостол Павел в своем "Послании к Римлянам" - 6:3 - 7:6 :      
"Неужели вы не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть его крестились?(6:3).
Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть...(6:4).
Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем  с Ним...(6:8).      
Разве вы не знаете, братия, - ибо говорю знающим закон, - что закон имеет власть над человеком, пока он жив? (7:1)      
Так и вы, братия мои, умерли для закона Телом Христовым, чтобы  принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим  плод Богу. (7:4).      
Но, ныне умерши для закона, которым были связаны, мы освободились  от него, чтобы нам служить (Богу) в обновлении духа, а не по ветхой букве. (7:6)".      

        Естественно, что рассмотренная  многоступенчатая дедукция  построена  на неоговоренном условии, что  все отношения, затронутые Апостолом Павлом, имеют чисто духовный характер : - и умерли и воскресли со Христом духом своим; но закон имеет власть не только над духом людским.      

        Несомненно, что для раскрытия  вопроса об источниках государственного права России  необходимо исследовать корреляцию - степень соответствия, между законами Рюриковичей и Библейскими законами. Не для каждого правителя было законом то, что "когда он сядет на престол царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, находящейся у священников левитов" (Второзаконие. глава 17, ст.18), но для княжеств Рюриков так стало.
        Естественно, что современный юрист должен учитывать, что звучание основных терминов, применяемых в  отечественной "теории государства и права", могут отличаеться от звучания терминов того же содержания, применяемых в Библии. Так, например, понятиям "юридические нормы", "социальные нормы", "социальные отклонения" соответствуют понятия "законы", "заповеди", " грех".  С учетом данных соответствий Послание к Римлянам Святого Апостола Павла о том, что он "жил некогда без закона, но когда пришла заповедь, то грех ожил..."(7:9) современный юрист услышит так, что Павел "жил не испытывая потребности в юридических  нормах, но когда возникли социальные нормы, то, соответственно, возникли и социальные отклонения".
        А правовед знает, что для борьбы с социальными отклонениями необходимы также и юридические нормы. Но св.Павел сообщает Римлянам, что как раз "без юридических  норм нет и социальных отклонений".(7:8)-"без закона грех мертв".  И навряд ли все современные  теоретики права  осмелятся  сказать, что св.Павел заблуждался. Проблема эта связана с нерешенной дилеммой о том, что есть государство - нормо или правотворческий  орган, или это одно и тоже.      
        Есть мнение, что чем всеохватнее система существующих юридических норм, чем жестче регламентация, тем большее число возможных социальных  отклонений, тем больше  затрат требуется от общества на их предотвращения и на устранение их последствий.
 
       В Первой строке Евангелия от Иоанна книги Нового Завета сообщается, что «В начале было Слово и Слово было у Бога, и Слово было Бог» . В русской транслитерации «Ен архэ;ь э;н ъо Ло;гос, ка;й ъо Ло;гос э;н про;с то;н Тъео;н, ка;й Тъео;с э;н ъо Ло;гос». 
        Первый перевод этой строки на славянский язык осуществили переводчики Святого Писания  святые Равноапостольные Константин-Кирилл Философ и его брат Мефодий, именно они  понятием Слово переводили греческое понятие Логос. Правильнее всего стоило бы переводить «Логос» как «интеллект», или «разум».
         Это если переводить дословно. Но есть ещё и смысловой перевод. Логос первоначально означает речь или слово не только со стороны внешней формы, но и содержания речи, её смысла или мысли, связывающей отдельные ее части.  философии ;;;;; первоначально означал "рассуждение" как в объективном, так и в субъективном смысле, т. е. как слово о каком-либо предмете, так и способность рассуждения вообще.  Чьё-либо сказанное слово о чём-либо, содержание его речи, воспринимается  слушающим как знание говорящего об этом. Само сказанное слово, в итоге, воспринимается как Знание. Например:

Карл Густав Юнг и последователи Человек и его символы (11)   Мужское знание (Логос) затем встречается с женской привязанностью (Эрос), 
«Архаиос» — «древний». «Логос» — «знание» Термин «археология», состоящий из двух греческих слов: «архаиос», то есть «древний», и «логос» — «слово», «знание»,  Археология – знание о древнем. Соответственно:  геология – знание о земле;  биология – знание о живом;

Следовательно, один из возможных переводов «Ен архэ;ь э;н ъо Ло;гос, ка;й ъо Ло;гос э;н про;с то;н Тъео;н, ка;й Тъео;с э;н ъо Ло;гос» :  «В начале было Знание и Знание было у Бога, и Знание было Бог».

Почему же нам удалось погрузиться в самую пучину животрепещущих  проблем человеческих, знакомясь с текстом, составленным, с позиций классиков  диалектического материализма, в рамках  "Религии - специфической формы  общественного сознания, отличительным признаком которой является фантастическое  отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил, при котором земные силы принимают вид  неземных" (Маркс К.,Энгельс Ф.,т.20,с.328;Философский Словарь,М.,1987).      
А потому удалось, что "Библия" содержит в себе громаднейший материал, который соответствует объективно существующим или существовавшим  явлениям и отношениям в природе и обществе. И сама по себе "Библия" является физическим выражением  Христианской Религии. Причем ее основным, наиглавнейшим выражением. Её словом и делом. Её сутью и телом. Могут исчезнуть  все Церкви и храмы, служители и паства.  Но покуда есть человечество и "Библия", то достаточно открыть главу 35 "Исхода"  живущим "и всякий из вас мудрый  сердцем пусть придет и сделает все, что повелел Господь : 11 Скинию и покров ее и верхнюю покрышку ее, крючки и..." "Что было то и будет; и что делалось, то и будет  делаться, и нет ничего нового под солнцем" (Екклесиаст, гл.1, ст.9).       

Нам удалось погрузиться в пучину животрепещущих  проблем человеческих потому, что если  выше указанные авторы  под земными силами понимают силы, обусловленные взаимодействием (движением) материальных объектов, то под  внеземными силами надо понимать взаимодействие идеальных объектов, в реальность существования  которых они не то что сомневаются, но аксиоматично  отвергают такую возможность. Аксиоматичность, то есть недоказуемость такого утверждения следует из определений Философского словаря, что :
- Объективная реальность - это материальные объекты с их отношениями, то есть движущаяся материя; а так как иной нет, то и просто материя - в целом, или объекты материи в частности.
- Сознание - это форма отражения объективной действительности;
- Действительность - это конкретная объективная реальность;
- Конкретное - это расчлененная целостность; это объективная взаимосвязь сторон конечных вещей и явлений; это объективная взаимосвязь сторон объектов материи;
- Объективное - это существующее  вне и независимо от субъекта ;
- Реальность - это понятие тождественное  объективной реальности; а следовательно и наоборот;
- Субъект - это, как понимается ныне, личность или социальная группа, а а следовательно и общество;
- Объект - это то, на что направлена  деятельность субъекта, то есть это все объекты материи - материальные объекты.         

Таким образом получается, что :
- Общественное  сознание - это форма  отражения  взаимосвязи материальных объектов, что существует и которые существуют вне и независимо от общества. Причем из этого диалектического определения  следует, что это определение относится к любому виду общественного  сознания, то есть и к религиозному, в том   числе.       
Таким образом, анализ позиций диалектических материалистов,  приводит нас к выводу, что Религия, во всяком случае,  ничем  не хуже и ничем не лучше иных  форм отражения. Она им не противостоит, но дополняет арсенал форм отражения взаимосвязи  объектов материи, занимая свое место в системе познания.      
Естественно, что являясь при этом частью системы, она не может, в этом случае, претендовать на роль целостного познания,  но и без этой части само познание также не в состоянии претендовать на свою целостность.      

Также, если сойти с позиций диалектического материализма  и постараться соблюдать законы Господа, то и это не ограничит  возможности  нашего познания. Нет в Библии ни  заповедей таких, ни законов, ни повелений, ни постановлений и определений ( Исход, гл.20-40, Левит, Числа). Господь призывал хранить и исполнять заповеди. А относительно вечности законов, уставов,  постановлений и прочее делались, по необходимости, отдельные  примечания. Например - запрет на поедание тука и крови (Левит, гл.3,ст.17), так же "о Очищении"(гл.16,ст.34), о Пасхе( гл.23,ст.41) - "это  постановления  вечные". Основная же масса  нормативов  была, естественно, не на вечные  времена. А если бы это было бы не так, то и сейчас бы носили бы верующие  Скинию на плечах, а не собирались бы в храмах, построенных  во славу Божью.       

Законы Господь призывал только "соблюдать и исполнять" (Левит, гл.20,ст.37). А так же "не уклоняться ни направо, ни налево" (Второзаконие, гл.5,ст.32). И это понятно, что Господь не призывает хранить законы, но только исполнять их, не уклоняясь. Ведь для идущих одни законы остаются, в конце - концов, сзади, а другие - ждут их впереди.  А для этих законов, передал  Моисей слова Господа своему народу, "Пророка из среды  тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, - Его слушайте".
И ещё говорил Господь:
«Я воздвигну им Пророка из среды братьев их,.., и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему;
А кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу.
И если скажешь в сердце своём : "как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?"
Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, - не бойся его.
Но пророка, который дерзнёт говорить Моим именем то,  чего Я не повелел ему говорить,..., такого пророка предайте смерти». (Второзаконие, гл.18, ст.ст.18-22)

Таким образом, критерий провозглашенной Истины - есть практика (Второзаконие, гл.18, ст.22), как и положено по диалектике. И не установил Господь нигде срока, ограничивающего воздвижение  Им из среды народа пророков.      

Конечно, при рассмотрении связей внутри системы познания, гипотеза о равноценности всех форм отражения может быть отвергнута и, возможно, что какие-то формы отражения окажутся более общими по отношению к другим. Возможно, это будет и религиозная  форма отражения. Возможно, что религиозная - в самом  общем смысле этого понятия. Ведь и аксиомы математики, истинность которых в практике - это тоже категории веры!      

Полное рассмотрение места Религии в структуре системы познания возможно только лишь с учетом категорий исторического  и логического, "соотношением между  логическим  развитием  мысли и реальной историей  предмета",  что весьма обширная тема, далеко  уносящая нас за рамки выше изложенного.      
Оставим это  Пророкам.                --               

Кстати, о Пророках.

Согласно  ст. 22 главы 18  Второзакония  пророчества должны обладать  свойством  проверяемости, что соответствует требованию формальной логики к любой  гипотезе: "Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится,  то не Господь  говорил  сие слово, но говорил  пророк по дерзости своей, - не бойтесь его". Тем самым пастырь, если он пророчествует от имени Бога, становится зависимым от паствы. Его сама жизнь зависит от паствы,  ибо "пророка который  дерзнет говорить Моим  именем то, чего я не  повелел ему говорить..., такого  пророка  предайте смерти"(Вт.,гл.18,ст.20).      
Отсюда следует или же то, что  пророком  должен быть не пастырь, что бы не рисковать своею жизнью, или же особое требование  к уровню знаний пастыря, чтобы говорить от имени Господа.  В этом несомненную помощь ему окажет  знание  пророчеств, что были во все века, и во всех землях, и всех тех законов, что, хотя и  отсутствуют в  Библии, но, пройдя проверку практикой, подтвердили свою истинность, а тем самым и то, что они сказаны  Господом.      
Конечно, на практике преобладание знаний пастыря над знаниями  паствы может быть реализовано двояко. Один - дорогостоящий  путь - это познание пастырем всех тех законов, пророчество которых бережно сохранено памятью человеческой, во славу Бога и Слова (Знания), что было в начале. Второй, более дешевый, - это оглупление паствы. История отношений общества, церкви и государства демонстрирует, что на практике  реализуется, с переменным успехом, то один, то другой путь.  Ну и, естественно, Пророки – не Пастыри.    

Возможно это и от того, что "как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, кого не слышали? Как слышать  без проповедующего?      
И как проповедовать, если не будут посланы? ...      
Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни;      
А кто не разумеет, пусть не разумеет.    
 Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками;      
Только все должно быть благопристойно и чинно."               
(Святой Апостол Павел, Римлянам,10:12; 1-е Корфинянам,14:37-40), и нам всем - живущим ныне, и присно, и во веки веков... Аминь?