Психология. Тренинг эффективного общения

Андрей Ворожейкин
УПРАЖНЕНИЯ ТРЕНИНГА ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-11 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Упражнение I. “Интервью”
У каждого человека по очереди все желающие берут интервью. Могут быть заданы вопросы такого характера:
- Любишь ли ты стихи?
- Твое любимое изречение?
- Любишь ли ты видеть сны?
- Если бы тебе предложили роль в фильме, кого бы ты хотел сыграть?
- Есть ли у тебя хобби?
- Любимое имя?
- Чего ты больше всего боишься?
- Что ты больше всего ценишь в людях?
Каждому задают по 6-7 вопросов. Можно дать участникам установку, что они могут выбирать степень откровенности. Можно с полной откровенностью, можно частично, а можно вообще в “маске”, отвечать будто не за себя, а за другого. Это обязательное условие, которое поможет снять психологический барьер у участников тренинга.

Упражнение II. “Мнения”
У каждого человека по очереди все называют одно, но лучшее с точки зрения каждого в отдельности качество. В сумме получается привлекательная характеристика. Если участников значительно более восьми человек, то упражнение можно выполнять в несколько этапов, чтобы охватить всех. В дальнейшем можно использовать другой вариант этого упражнения – “Метафоры”. О каждом из участников мнения оформляют метафорично. Например, “колючий ежик”, “вечный двигатель”, “головоломка”.

Упражнение III. “Мимика и жесты”
Варианты этого упражнения:
а) Каждый участник тренинга только при помощи рук показывает два противоположных состояния, например, гнев и спокойствие, печаль и радость, усталость и бодрость.
б) То же самое при помощи мимики (без жестов).
в) То же самое при помощи и мимики, и жестов, и позы (участвуют только добровольцы, так как упражнение трудное).
г) Все разбиваются на пары. Каждый из пары получает записку с простым заданием, например, “написать письмо”, “переставить мебель в классе”. Эти задания получивший записку должен передать напарнику жестами и мимикой. Второй должен выполнить понятое им перед всеми. Сравнивают написанное в задании с выполненным.
д) Группа разбивается на две части. Каждая из подгрупп теперь пассажиры автобусов, которые едут в противоположные стороны, но вот автобусы останавливаются друг напротив друга, скоро они продолжат движение. Однако в противоположном автобусе вы увидели друга (подругу), которому не могли дозвониться. Участники из противоположных “автобусов” должны за 2-3 минуты договориться (только с помощью мимики и жестов) о предстоящей встрече. При обсуждении выясняется, кто из партнеров как понял друг друга, что было сложным при передаче и приеме информации без слов.

Упражнение IV. “Видение других”
Это упражнение развивает внимательность друг к другу. Варианты упражнения:
а) Один участник садится спиной к аудитории. Он должен подробно описать внешний вид кого-либо из присутствующих (детали одежды, прически, обуви и т.д.).
б) Вызывается один из участников. Все вместе должны восстановить всю последовательность его поведения, настроения, высказываний с самого начала занятия до данного момента (например, за последние полчаса).

Упражнение V. “Ролевое обсуждение”
Руководитель раздает участникам тренинга листочки с обозначением той роли, в которой должен выступать данный человек в обсуждениях, например, “философ”, “дипломат”, “поэт”, “эрудит”. Участникам тренинга объясняется, что речь идет не о профессиях, а лишь о той внутренней позиции, о том внутреннем отношении к окружающему, которое им следует прочувствовать и продемонстрировать во время дискуссии. Каждый знает только о своей роли и ничего не знает о других. Затем договариваются о предмете обсуждения. Им может быть любое известное художественное произведение или кинофильм (мультфильм). Предмет дискуссии не должен быть слишком сложным, иначе это будет “выбивать” участников из ролей. После 10-15 минут дискуссии окружающие должны определить, кто в какой роли выступал. Тот, чья роль осталась неузнанной, считается не выполнившим задачу.

Упражнение VI. “Групповая дискуссия”
Выбирается тема для обсуждения. Она может быть предложена психологом или участниками тренинга. Она может звучать в общей формулировке: “Что такое дружба?”, “Откуда берутся равнодушные?”, или выдвигается конкретная ситуация для обсуждения. Одной из интересных дискуссионных тем является тема “Качества, важные для общения”. На первом этапе участники самостоятельно составляют список качеств, важных для общения (чем больше качеств, тем лучше). На втором этапе проводится дискуссия, цель которой – выработать общий список качеств, важных для общения. При этом любой участник может высказать свое мнение, аргументируя его, приводя примеры, иллюстрирующие, как и когда эти качества улучшают отношения с окружающими, влияют на эффективность общения. Названные качества включаются в общий список большинством голосов, который оформляется на классной доске. На этом этапе каждый участник тренинга практикуется в отстаивании своей позиции, при этом соблюдая правила культуры дискуссии (доброжелательность, отсутствие личностной критики). На третьем этапе каждый участник тренинга записывает в свой листок общий список качеств, важных для общения, составленный на втором этапе. Он может выглядеть так:
Качество:
1) умение слушать;
2) тактичность;
3) умение убеждать;
4) интуиция;
5) наблюдательность;
6) душевность;
7) энергичность;
8) открытость.
Затем напротив этих качеств каждый должен поставить оценку по 10-балльной шкале. Далее подсчитывается среднее арифметическое по каждому качеству. На классной доске качества ранжируются. В заключение каждому участнику предлагается дать ретроспективный самоанализ своего состояния во время дискуссии: в какой момент дискуссия вызвала наибольший интерес, в какой момент появилось чувство скуки или раздражения, какие мысли-ассоциации вызвали начало и конец упражнения. И последнее: согласны ли участники тренинга с проранжированным списком, какие изменения они могли бы внести?

Упражнение VII. “Конкурс ораторов”
Желательно, чтобы через это упражнение прошло как можно больше участников тренинга. Оно предполагает импровизацию. Вызывается любой участник (можно по жребию). Он должен произнести речь на 3-4 минуты на любую заданную группой тему. Это задание следует обыграть, когда в группе сложится достаточно доброжелательное отношение друг к другу. Тогда можно называть темы, стимулирующие раскрытие личности: “Что мне принесло четырнадцатилетие (пятнадцатилетие, шестнадцатилетие)?”, “Как я понимаю честность?” и т.д.

Упражнение VIII. “Контакты”
Ведущий (психолог). Умение устанавливать контакты позволяет человеку чувствовать себя более уверенно в этом мире. Сейчас мы проведем серию встреч, причем каждый раз с новым человеком. Нужно легко и приятно войти в контакт, поддержать разговор и так же легко и приятно расстаться с ним. Время на установление контакта, приветствие и проведение беседы ограничено (3-4 минуты). Примеры ситуаций.
1. Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой случайной встрече.
2. Перед вами неизвестный человек. Познакомьтесь с ним, узнайте, как его зовут, где он учится или работает.
3. Перед вами совсем маленький ребенок, он чего-то испугался и вот-вот расплачется. Подойдите к нему, начните разговор, успокойте его.
4. Вас сильно толкнули в автобусе. Оглянувшись, вы увидели пожилого человека.
5. Перед вами человек, которого вы видите первый раз, но вам он очень понравился и вызвал желание с ним познакомиться. Некоторое время вы раздумываете, а потом обращаетесь к нему.
6. В вагоне метро вы случайно оказались рядом с довольно известным актером. Вы обожаете его и, конечно, хотели бы с ним поговорить. Ведь это такая большая удача.