Быть добрым человеком проще

Александра Кук
Между христианином и его добротой слишком много неестественных правил, заветов, традиций, уставов и т.д. Нормальный человек руководствуется следующими правилами, когда решает, как вести себя по отношению к окружающим людям. На первом и самом примитивном уровне это УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС: не хочешь попасть в тюрьму или жить в страхе, не совершай преступлений. Если вам посчастливилось жить в стране, где нет шариата, уголовный кодекс ничего не должен иметь общего с религией. В древние времена, когда не было криминалистики и многие преступления оставались безнаказанными, склонность людей к надежде на небесное правосудие вполне понятна. Теперь необходимость в таком уповании отпадает - хороший пример упразднения религии наукой.

Во-вторых, у хорошего поведения по отношению к окружающим есть неоспоримые и всем очевидные ВЫГОДЫ: так приобретаются друзья, сторонники, помощники, союзники и т.д. Однако в реальной жизни нет никаких четко записанных правил. Есть свобода выбора - удел взрослых людей. Кто-то может решить, что необходимо высказать, то, что думаешь, даже если наживешь этим врага. Начинаешь говорить с человеком, увидишь, что тема ему неприятна, и взвешиваешь ситуацию на месте. Что важнее в данном случае: поддержать отношения или высказать свое мнение? Нормальному человеку ни к чему ломать себе голову над интерпретацией странных фраз типа "возлюби ближнего", "возлюби врага", "не осуди", "поступай с другим, как хочешь, чтобы поступали с тобой." Все люди разные, и то, что одному нравится, обижает другого. Правила тут не помогут, нужно только внимание и жизненный опыт.

Кто-то сказал, что это дурак учится на своих ошибках, а умный - на ошибках других. Христианин может испугаться: анализ чужих ошибок - это ведь можно истолковать как осуждение... В другой ситуации он может подумать: "Я люблю, чтобы меня угощали сладостями (варианты: говорили со мной о здоровье, травили анекдоты, вели философские беседы, подгоняли и т.д. - знание теории Аушры Аугустинавичуте здесь очень помогает). Значит, я должен угощать сладостями своих ближних"... А они такое, скажем, терпеть не могут. Ну, как же, "золотое правило", "сам Господь повелел ВО ВСЕМ поступать с другими, как хочешь, чтобы поступали с тобой"... Бред, бред, страшный бред.

В-третьих, как и у всех социальных существ, у нас развита ЭМПАТИЯ. Интересно, что христиане обычно подчеркивают ее отрицательный аспект: сострадание. Бытовое счастье они вообще не любят. Слова "сорадование" у нас даже и нет, а это важнейший аспект нашего существования. Когда непосредственно общаешься с человеком и говоришь ему что-нибудь для него приятное, интересное, помогаешь, то он радуется, и ты разделяешь эту радость. Просто и естественно. Не нужно никого заставлять любить. Большинство людей терпеть не могут боль. Причиняя боль другому, мы, обычно, причиняем боль и себе. Поэтому, в абсолютном большинстве случаев (вспомните свой обычный день), человек ведет себя по отношению к другому хорошо, т.е. так, как этому другому хотелось бы. У вас незнакомец спросит дорогу - вы ему расскажите. Это нормально. Это естественно. Это правило - ОБЩЕЕ ДЛЯ ВСЕХ. Религия здесь нипричем.

Современные исследования поведения социальных животных показывают, что даже им уже не чужда идея бескорыстной взаимопомощи Когда читаешь или слушаешь про исследования, показывающих, насколько многие животные приближаются к стадии разумности, понимаешь, что скоро на этой планете, скорее всего, будет несколько разумных видов. Религия молчит об этических последствиях подобного. Также, как и нигде в священных книгах не сказанно, кто же сотворил микробов или почему в ходе развития жизни возникали тупиковые ветки, “ошибки эволюции”...

Конечно, бывает и такое, что люди убивают в себе сострадание и совершают жестокости. Обычно, ими властвуют в таких случаях идеи. Очень часто такие жестокости возможны только заочно: читала про одного организатора "лагеря смерти", который прибыв, наконец, на место своего преступления не мог выполнять работу от скрутившего его чувства жалости к заключенным... В Интернете опять же многие более склонны говорить друг другу гадости, чем лицом к лицу - эмпатия не работает.

Ну и, в четвертых, это совесть. Если знаешь, что реально помог кому-то, тебе хорошо (христианин может назвать это гордыней и запретить), если понимаешь, что поступил неправильно, мучаешься раскаянием. Никто не хочет мучиться.

В подавляющем большинстве случаев, человек сам, натуральным образом, ведет себя по-доброму к окружающим. Книжицы (кроме уголовного кодекса), жесткие правила (кроме странных местных обычаев - если путешествуешь) и догмы никому не нужны. В лучшем случае, они просто усложняют жизнь, в худшем - ведут к обидам и отчуждению.