Психология. Тренинг развития мышления и памяти

Андрей Ворожейкин
УПРАЖНЕНИЯ ТРЕНИНГА РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ И ПАМЯТИ ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6-9 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Упражнение I. “Закончи слова”
Участникам тренинга предлагается закончить слова, начинающиеся со слога “зе” (не менее 6 слов), и начать слова, имеющие окончание “мя” (не менее 8 слов).

Упражнение II. “Придумай предложения”
Участникам тренинга даются начальные буквы, каждая из которых представляет собой начало слов в предложении:
1. В – С – Е – П;
2. Я – С – В – С;
3. Б – И – В – П.
Нужно образовать различные предложения.

Упражнение III. “Составь предложения”
Предлагается составить предложения, в которых все слова должны начинаться с одной буквы:
1. с буквы “С”;
2. с буквы “Б”;
3. с буквы “О”.

Упражнение IV. “Бесконечные предложения”
Участникам тренинга даются слова:
1. “солнце”;
2. “учитель”;
3. “мальчик”;
4. “девочка”;
5. “мама”.
К каждому из них надо добавить слово, повторяя целиком предыдущее. При распространении предложения слова могут быть размещены в различных его местах (в начале, конце, середине), но добавлять их необходимо с учетом смыслового содержания.

Упражнение V. “Новое применение”
Придумайте не менее пяти новых применений таким знакомым предметам, как носовой платок, столовая ложка, зубная щетка, книга, кружка, ваза для цветов.

Упражнение VI. “Если бы, да кабы”
Участникам тренинга предлагается закончить начатое предложение:
1. Если бы я был Улицей, то я бы _______________, потому что ___________.
2. Если бы я был Музыкой, то я бы ________________, потому что _____________.
3. Если бы я был Городом, то я бы _______________, потому что _____________.

Упражнение VII. “Кто больше сочинит”
Участникам тренинга предлагается подобрать рифмы к следующим словам (как можно больше):
1. огурец;
2. заяц;
3. очки;
4. цветок;
5. кошка;
6. стакан;
7. конь;
8. кружка;
9. пламя.

Упражнение VIII. “Зачем и почему”
Задается вопрос, а участники тренинга должны на него логично ответить. Вопросы трех типов: на предположение, угадывание; на выяснение причины или смысла происходящих событий; на принятие решения и планирование своих действий.
Вопросы первого типа:
Как ты думаешь, для чего нам нужны книги?
Как ты думаешь, для чего человек спит?
Как ты думаешь, зачем нам нужен телефон?
Вопросы второго типа:
Почему вода в холодильнике замерзает?
Почему предметы падают вниз, а не вверх?
Вопросы третьего типа:
Катя пошла гулять и заблудилась. Что ей делать? Что нужно знать, чтобы никогда больше не теряться?

Упражнение IX. “Я знаю”
Участникам тренинга предлагается закончить предложения:
1. Я знаю пять имен девочек ____________________________.
2. Я знаю пять названий городов _________________________.
3. Я знаю пять названий животных ________________________.
4. Я знаю пять названий улиц своего города ___________________.

Упражнение X. “Веселая история”
Участникам тренинга предлагается сочинить веселую историю:
1. про собаку, которая жила в холодильнике;
2. про березу, которая хотела научиться плавать;
3. про майского жука, который очень боялся высоты.

Упражнение XI. “Хорошо или плохо”
Участникам тренинга предлагается ответить на следующие спорные вопросы:
1. Что хорошего в дожде? А что в нем плохого?
2. Что хорошего в болезни? А что в ней плохого?
3. Что хорошего в огне? А что в нем плохого?

Упражнение XII. “Огородные вопросы”
Участникам тренинга предлагается дать объяснения:
1. Почему помидор красный?
2. Откуда у капусты столько листьев?
3. Почему огурец полосатый?
4. Почему арбуз круглый?

Упражнение XIII. “Рассказ от первого лица” (домашнее задание)
Этот прием является разновидностью эмпатийного рассказывания. Монолог-повествование может идти от лица любого предмета, явления, живого или неживого существа. Предлагаются следующие темы для монологов:
1. История из жизни старого башмака;
2. Жизнь скрипучей двери.

Упражнение XIV. “Праздничная открытка” (домашнее задание)
К празднику вежливые люди посылают друг другу открытки с поздравлениями. При этом они всегда обращают внимание на рисунок на открытке и поздравительные слова. Представьте, что в одном городе решили отмечать сразу несколько новых праздников:
1. День сладкоежки;
2. День чистюли;
3. День весельчаков.
Помогите жителям города, нарисуйте открытки и поздравьте друг друга с этими праздниками.