Любовь Евгеньевна 25 лет спустя

Александр Курушин
    На фото 1984 года: Любовь Евгеньевна Белозерская-Булгакова в кв.27 на Б.Пироговской, 35

   Человек думает, говорит с собой, ищет ответы. Живет, тащит с собой груз воспоминаний. И когда Ира задала мне несколько вопросов, то я решил записать ответы письменно. Иначе этот груз уйдет вместе со мной, как ушли уже 120 мешков у Владика с письмами его жен, как сгорела переписка с Энштейном у моего друга Геры, и семнадцать томов рукописи под названием "Моя жизнь" у нашего старого булгаковца Владлена Ильича. Но это преамбула, я не собираюсь окунаться в прорубь, чтобы вынырнув, прогоготать, раскрыв перед удивлеными людьми сухие уши.
    К делу!
    Иру я увидел в первый раз, и пришли мы с ней к дому по адресу Большая Пироговская, 35.   Пришел я заранее, послушал скрежетание пилы, разрезающей асфальт в таком знакомом мне дворе, походил вокруг дома, где я не был уже лет 15, хотя живу в Москве, и каждый день по нескольку раз пользуюсь своим бесплатным пенсионным билетом. И вот появилась дама, как она представилась, сотрудница музея Михаила Афанасьевича Булгакова, Ирина Витальевна. Мы ждали еще двоих (не для выпивки, для дела) и поэтому присели с ней на скамейку во дворе.
   -Вы приготовили вопросы? - спросил я, надеясь увидеть список. Но вопросы были "задуманные", и вытащив записную книжку, я записал несколько фраз, чтобы понять, что от меня хотят. Они касались жизни М.А.Булгакова в Москве, а также подразумевалось, видимо, что я выскажу свое мнение о личности писателя, а также его жены, Любови Евгеньевны, с которой они как раз и жили в этом доме, на Большой Пироговской, 35, кв. 6.
  - Где же тот легендарный дом, в котором Михаил Афанасьевич начал писать роман "Мастер и Маргарита"?
   -Сзади Вас. Вот смотрите, окно на первом этаже, как раз первое с угла. Здесь был его кабинет. Вот так стоял стол, за ним - полка, уставленая книгами, книгами, а перед ним - висела картина Сафроновой "Натюрморт в темных тонах". В углу была печка, в которой он сжег свой роман, точнее часть его первых версий. Но об этой печке, и вообще о многих подробностях я могу говорить только предположительно.
   Дальше от этого большого окна, вдоль улицы Б.Пироговская, идут два маленьких окошка - это была столовая, или гостинная, самая большая комната, в центре которой стоял стол "сорокожка", у которого, на самом деле было, кажется 8 ножек. Я сам сидел за этим столом не один раз, на роскошных булгаковских стульях, которые стояли вокруг стола. Так что - пусть не самое одухотворенные сведения, а больше из материальной жизни этой семьи, вполне могу поведать Вам.
    А вот последнее маленькое окно - это окно спальни Любови Евгеньевны. Девять квадратных метров, на которых находилась канапе и сундук, который совершил с ней то самое путешествие, которое мы знаем из фильма Булгакова "Бег". И героиня этого фильма - Серафима, без сомнения  - это Любовь Евгеньевна. Это можно сказать точно, хотя что касается прототипа Маргариты из "Мастера и Маргариты" - здесь я не буду говорить так твердо.
-А где Любовь Евгеньевна жила после развода с Михаилом Афанасьевичем?
-Да, Ира, расскажу и об этом. Осенью 1932 года М.А. и Л.Е. разошлись. Все прошло довольно быстро. Я этой истории касаться не буду, тем более, что в книгах булгаковедов об этом много написано. Любовь Евгеньевна, надо думать, держалась, но куда ей деваться?
    Известно, что Михаил Афанасьевич даже предложил Елене Сергеевне: "Пусть Люба живет с нами", подразумевалось, что она останется жить в своей комнатке. Елена Сереевна была категорически против, да это и понятно. И тогда М.А., как говорили, "снял ей комнату в том же доме". Вот тут я в небольшом сомнении, где же находилась эта квартира. Я помню один вариант, что был сделан отдельный вход, со стороны подъезда в ту же комнату, где жила Л.Е., а дверь в квартиру М.А. заделали. Другой вариант - что вход был со стороны подъезда, но другая комната была. В общем, что помню сейчас, то и сказал. Но вот, рядом с ныне железной дверью подъезда, справа отдельный вход, и несколько ступенек. Это вход, как можно предположить в квартиру Л.Е., но уже вход извне, который был сделан после перестройки дома. В 1961 году, примерно, всех жильцов выселили, и дом основательно преобразился. Но он был даже не перестроен, а надстроен. Расположение кабинета М.А., и квартиры Булгаковых не изменилось! Были надстроены сверху 4 этажа. А дом при М.А. был двухэтажный (даже можно предположить, что трехэтажный, третий этаж "низенький".
   Стены дома толщиной 1 метр, и они не были переложены. А вот подпол был прочищен. Туда сейчас и ведет дверь, которая находится справа от входа в общий подъезд. И вот в эти же года был построен дом, стоящий сейчас поперек дома на Б.Пироговской, 35, он носит номер 35А. Здесь и поселили Любовь Евгеньевну, на первом этаже, в квартире 27. По прямой эта квартира находится метрах в 20 от её квартирки, где она прожила, выходит, с 1934 по 1961 год.
-А вы не назовете даты жизни Любовь Евгеньевны?
-Да, конечно, Ира, тем более, что даже в "Булгаковской Энциклопедии" Бориса Соколова вкрались ошибки. Любовь Евгеньевна Белозерская родилась  21 сентября 1895 года в городе Екатеринбург, а умерла 27 января 1987 года в Москве, здесь, на Б.Пироговке, 35А, в кв. 27. Так что прожила полных 91 год с лишком.
-Я провожу экскурсии по булгаковским местам Москвы, да и в музее, и люди часто спрашивают о Любови Евгеньевне как о человеке. Как то о Татьяне Николаевне и о Елене Сергеевне они чаще имеют собственное мнение, а вот о Любови Евгеньевне...
-Я понял. Но я не хотел бы говорить банально:какая она была хорошая, какая она была умная. Хотя об уме - да, и ум у нее был не холодный, а весьма теплый и проницательный. Ну не знаю как еще сказать. В общем, выбирая нестандартные ее черты характера, скажу прежде всего, что она была борец, это первое, и была очень честная.
  О борце - это даже не мое определение, а ее племянника, Игоря Владимировича, с которым, фактически, мы и хоронили Любовь Евгеньевну, холодным январем 1987 года. Так вот, в разговоре он сказал: "Моя тетка - борец, а я не борец". Он имел в виду, что Л.Е. не будет ломаться, если заметит лицемерие, нечестность, несправедливость, и вобще вранье, и тут же бросится в бой.
   Ну а честная - это нам понятно, это свойство "честных борцов".
   Когда я раньше думал, как бы описать Л.Е., я еще говорил о её чувстве юмора, и как она ловко вставляла в разговоре неожиданные фразы и шпильки. Я даже говорил, что я не знаю, в ком больше "булгаковского" - в Л.Е. или самом Булгакове. Просто хочется этим еще подчеркнуть, что они были очень близкие по характеру люди, в те 8 лет, когда жили вместе, были очень нужны друг другу.
-А вот если я спрошу: о чувственном аспекте отношений Л.Н. и М.А.
-На этот предмет мы с ней не разговаривали. Признаюсь, я не оценил тогда моего положения, и "лишних вопросов" не задавал. Мне было важно, что Любовь Евгеньевна помогла в нашей булгековской деятельности. Я покопаюсь еще, может найду какие-либо записи о "чувственном аспекте".
-Я видела фильм, как Любовь Евгеньевну везут на коляске по улице, и удивляюсь, как она в 90 лет не потеряла красоту и доброту.
-Это фильм, где она едет в Новодевичий монастырь кормить кошек? Да, поразительно светлый взгляд, и как она общается просто с посторонники людьми, которые и не знают, кто перед ней. Этот фильм "У кошки четыре ноги" был снят еще в 1986 году, когда мы с Л.Е. довольно часто выезжали на прогулки. Поражаюсь ее выдержке. Иногда мне приходилось бегать за продуктами, за молоком, рыбой для кошек. А ведь в то время везде нужно было стоять в очереди. Приду - Л.Е. с кем то мирно беседует, сидя на коляске и укрывшись пледом.
-Вот вопрос, который часто задают на экскурсиях: кто послужил праобразом Маргариты?
-Да не мучайтесь, отвечайте, что конечно же Елена Сергеевна. Так оно и есть. Но многие булгаковеды, да и я в своем рассказе "Любовь Евгеньевна. Краткий очерк большой жизни" пишу, что образ этот собирательный, и конечно образ Любови Евгеньевны в нем отразился. Грустная, одинокая Маргарита, - это ближе к Л.Е. Да и энергии, борцовских качеств ей было не занимать.
-Спрашивают об истории клуба "Феникс", ведь вы были его руководителем...
-Да, об этом клубе уже можно говорить как об истории. Ведь клуб - это люди. Люди были прекрасные. Писатели, художники, актеры, режиссеры, в общем творческий люд. Я был один из самых молодых и с эдакой пружиной, можно сказать, комсомольской. Так и получилось, что "нити объединения", первотолчки к каждому вечеру, семинару, шли от молодых. Мы издали уже пару книжек, где честно, без выдумки, рассказываем о том времени. Это "Голос Булгаковского Феникса" и "Записки Булгаковского Феникса". Одно время мы "семинарили" вместе с ЛИТО, который вел известный поэт Эдмунд Иодковский, поэтому мы, большей частью любители литературы, перемешались с истинно мэтрами, "диссидентами со стажем". Многие из них, сам Эдмунд, поэты Арсений Прохожий, Коля Потапенко, Надежда Семенова, стали и моими друзьями на долгие годы.
 -А вот если вернуться к тому месту, к дому на Большой Пироговской, где мы сидим, я слышала, что были планы здесь создать музей.
-Не просто планы, была разработана Концепция, и принята в Министерстве культуры. Разрабатывали ее крупные булгаковеды: Виктор Лосев, Галина Георгиевна Панфилова, Михаил Шапошников, Елена Андреевна Земская и Варвара Михайловна Светлаева (две племянницы Булгакова), Сергей Шиловский и еще несколько значительных имен - все мы сидели в Министерстве культуры (А.Караганов, тогдашний Председатель комиссии по литнаследию заплутал и не нашел нас), и обсуждали, где должен буть музей Булгакова.
   Но я скажу от себя: на сегодняшний день хорошо, и здорово, что в Москве есть музей Булгакова на Б.Садовой, 10, в кв. 50 и Булгаковский Дом, можно сказать, народный музей, в том же доме, на первом этаже. Сама Любовь Евгеньевна, подписывая очередное письмо Андропову, говорила: "Хоть где, лишь бы был музей!". Но вот поставить памятный знак, установить мемориальную доску на этот дом по улице Большая Пироговская, 35 - это было бы значимо для нашего, уже уходящего поколения любителей литературы, любителей творчества Михаила Афанасьевич Булгакова!