Два города - Дананг и Хойан

Дарья Мишукова
Печатная публикация:
Журнал Пегас №42 - Май 2012

Город в центре страны - Дананг
Дананг (Danang) расположен точно в центре страны на пересечении всех железнодорожных, автомобильных, водных и воздушных транспортных линий. В Дананге есть международный аэропорт, морской торговый порт, железнодорожная станция, через город также проходит государственное шоссе №1. Дананг - экономический центр и крупнейший портовый город в центральной части Вьетнама. Горный перевал Хайван, расположенный к северу от Дананга, задерживает холодные воздушные массы с севера и считается климатической границей, которая делит Вьетнам на две части: северную с четырьмя сезонами - зимой, весной, летом и осенью, и южную с жарким и прохладным сезонами. Климат Дананга - тропический, с двумя выраженными дождливым и сухим периодами. Сухой сезон длится с марта до сентября, а сезон дождей - с сентября до декабря. В январе-феврале температура может снижаться до +18 градусов. Средняя температура в году 26-28 градусов. Лучшие месяцы для пляжного отдыха с марта по август.

Именно с Данангом связано начало колониального периода в истории Вьетнама. В начале XIX в. Французские и английские посольства и миссии прибывали в порт Дананг на торговых и военных судах, но императорский двор уклонялся от заключения политических и торговых договоров и отказывал европейцам в разрешении основать во Вьетнаме дипломатические представительства и торговые фактории. Больше всего этим обстоятельством были недовольны французы. В последних числах августа 1858 года в Дананг, который французы называли Тураном, прибыли 14 военных судов под командованием вице-адмирала Риго де Женуйльи. Через пару дней оба туранских форта были взяты, после чего французы направились на юг, где заняли Сайгон. Четыре года спустя, 5 июня 1862 г. был заключен Сайгонский договор, по условиям которого Франции в полную собственность передавались завоеванные южные провинции Бьенхоа, Зядинь, Диньтхыонг, Виньлонг и остров Пулокондор, за французами также признавалось право свободной торговли в портах и плавания по р.Меконг до границы с Камбоджой. Такова история появления на карте Индокитая французской колонии.
Современный Дананг гостеприимно распахивает свои двери иностранным гостям. В окрестностях города построены фешенебельные курорты международных стандартов. Рельеф этой местности разнообразен: высокие горы и глубокие ущелья сменяются плодородными зелеными долинами, плавно спускающимися к морскому побережью. Береговая линия образует причудливой формы полуострова и живописные лагуны с теплой бирюзовой водой и мелким золотистым залитым солнцем песком в обрамлении стройных зеленых пальм.

Мраморные горы
Приблизительно в 11 километрах к югу от Дананга по дороге в Хойан находятся знаменитое пятигорье - Пять священных холмов Нгуханьшон или Мраморные горы. Каждая гора названа по пяти основным элементам мироздания: огонь (Ho;), земля (Th;), вода (Th;y), дерево (M;c) и металл (Kim). Автором этих исполненных философского смысла названий является император Минь Манг, который посетил этот район в 1837 году. На пяти священных холмах есть несколько маленьких действующих пагод и природных пещер с красивыми названиями: пещера Небесного дракона, пещера Богини и пещера Трех святых, пещеры Свежего ветра и Каменной груди. Со смотровых площадок открывается красивый вид на сами Мраморные горы, Китайский пляж и бескрайнее синее море, а также живописный ландшафт, окружающий город в центре Вьетнама - Дананг. Преодолевая каменные ступеньки подъемов и спусков, можно сделать остановку и купить у улыбчивой вьетнамской тетушки кокосовый орех. У подножия Мраморных гор расположились десятки маленьких магазинчиков, предлагающих огромный выбор сувениров из мрамора - от крошечных сахарно-белых лебедей до внушительных размеров каменных львов.

Старинный город Хойан
Старинный город Хойан (Hoian) – город-музей под открытым небом. Хойан был официально признан памятником культурного наследия мирового значения ЮНЕСКО в 1999 году. Хойан находится в 30 км к югу от Дананга, в провинции уангнам на берегах реки Тхубон. Хойан по праву называют древним городом. Керамические фрагменты, недавно обнаруженные учеными в этом районе, относятся к культуре Сахюинь позднего железного века, которая связана с культурой Донгшон в Северном Вьетнаме, и представляют собой самые ранние свидетельства обитания человека в районе Хойана.
Во II-X вв. н.э. этот район являлся экономическим, культурным и религиозным центром государства Тямпа. На территории современной провинции Куангнам находились столица тямов Синхапура (Чакиеу) и священный храмовый комплекс Мишон. Персидские и арабские документы упоминают Хойан как оживленный азиатский морской порт, где торговые суда пополняли свои запасы. В начале XIV века тямпский король женился на дочери вьетнамского императора династии Чан и в качестве свадебного подарка отдал вьетнамцам провинцию Куангнам. После смерти короля его преемник решил вернуть эту местность в состав своего государства и начал войну, которая закончилась в XV в. полным поражением тямов и как следствие исчезновением государства Тямпа с карты мира.

В XV-XVIII вв. китайские, японские, индийские, сиамские, голландские, португальские, испанские, французские и английские суда часто заходили в этот оживленный торговый порт на берегу Южно-Китайского моря за высококачественным шелком и бумагой, фарфором и серебром, чаем и орехами арековой пальмы, специями и лекарственными травами, слоновой костью и перламутром. Хойан стал первым местом во Вьетнаме, где появилось христианство. Среди миссионеров-католиков, посетивших в XVII в. Хойан, был французский священник Александр де Род, создавший систему записи звуков вьетнамского языка буквами латинского алфавита, которая легла в основу современной национальной письменности «куок нгы».
Хойан - город узких улочек и старинных одноэтажных домов под поросшими мхом черепичными крышами. Многие здания были построены в первой половине XIX в. и сохранились до наших дней почти без изменений, что дает посетителям возможность почувствовать атмосферу прошлых столетий. В настоящее время в Хойане имеется 844 официально признанных зданий исторического значения: частные дома и магазины, фамильные храмы, пагоды, мосты, общественные здания. Все эти здания находятся в исторической части города, где можно передвигаться только пешком или на велосипеде. Исторический центр Хойана закрыт для автотранспорта, поскольку шум моторов нарушает очарование старинных улиц. В 14 день каждого лунного месяца в Хойане устраивают праздник Полной луны. Вечером этого дня старинные улочки освещает только свет шелковых фонариков всех цветов радуги, самых разных форм и размеров.

Большинство старинных домов в Хойане имеют два входа с разных параллельных улиц и тянутся от одной входной двери до противоположной узким коридором длиной почти 50 метров. Дома, выходящие к реке - самые длинные, анфилады маленьких комнат в таких домах могут уходить вглубь даже на сто метров. Все старинные дома построены из древесины редких пород. Надежные колонны, поддерживающие крышу, деревянные межкомнатные перегородки покрыты резными орнаментами и украшены лакированными панелями. Исторические здания Хойана восстанавливаются и реставрируются, в том числе и при поддержке иностранных фондов и специалистов из Европы и Японии. Местные органы власти прилагают значительные усилия, чтобы сохранить уникальный облик города.

Пагода-мост на перекрестке улиц Нгуентхиминькхай и Чанфу является официальным символом города Хойана. Именно это оригинальное архитектурное сооружение, построенное японцами в середине XVI века, мы видим на новой полимерной банкноте достоинством 20.000 донгов. В свое время строительство моста-пагоды началось в год Обезьяны, а закончилось в год Собаки, поэтому с одной стороны у входа на мост установлены статуи двух обезьян, а вход с противоположного конца охраняет пара собак. Мост-пагода соединял китайские и японские кварталы этого оживленного торгового порта Юго-Восточной Азии, куда в XVI-XVIII веках приезжали заморские торговцы за диковинными товарами. Свой современный вид Японский мост приобрел после реконструкции в 1986 году.

Печатная публикация:
Журнал Пегас №42 - Май 2012
стр. 24-30