Фрейд и Юнг

Нина Изюмова
Система образования, при которой все идеи, выходящие за рамки вульгарного материализма, отвергаются или замалчиваются, приводит к односторонности мышления,  мешающей человеку постигать мир.

Особенно это проявляется в науках, связанных с человеком – антропологии, биологии, медицине, психологии. Дело доходит до абсурда: психиатр-материалист, по существу, отрицает наличие души. В то же время, при шизофрении не удается обнаружить патологию мозга. Что же будет лечить этот психиатр?

Фрейда, который твердо стоял на материалистических и атеистических позициях, в СССР хоть и поругивали, но так или иначе печатали (а в 20-е годы – большими тиражами), зато такую мощную фигуру, как Карл Густав Юнг, просто обходили молчанием.

Помимо всего прочего, это привело к тому, что  несколько поколений людей видели бессознательное, как в кривом зеркале. Иначе говоря,  было искажено само  понимание природы человека, а ведь от этого понимания зависит наше поведение, образ жизни,  интерпретация происходящего.
 
Простейший пример. Ссорятся невестка и свекровь. С точки зрения фрейдовской антропологии, это полностью соответствует природе человека. «Эдипов комплекс»  сына изначально переводит его взаимоотношения с матерью в сексуальную сферу. В таком случае, мать и жена – естественные соперницы, и нет ничего удивительного, что они начинают «делить» мужчину.  Заметим, что русский язык видит ситуацию иначе. Свекровь для невестки – это своя кровь (по некоторым интерпретациям, даже «святая кровь»).
 
Чтобы понять, насколько научен вывод Фрейда о наличии у мужчины «эдипова комплекса» (у женщины, соответственно, комплекс Электры), нам придется коснуться истории этого «открытия». В семьях «интеллигентов», «освободившихся от религиозных пут»  ядовитыми цветами процветал инцест, что, естественно, приводило  к тяжелым психическим  травмам детей.  Молодой Фрейд сделал публичный доклад  на эту тему, в результате чего потерял большую часть своих пациентов. Тогда он понял, что так дело не пойдёт,  и придумал хитрый трюк. Он начал вещать, что дети вовсе не принуждались своими родителями к сексуальным отношениям,  а, напротив,  тайно о них мечтали (соответствующее тяготение и было названо «эдиповым комплексом»). Однако, поскольку,  в силу добропорядочности  родителей, такие отношения были невозможны, дети, не  получая  желаемого, «фрустрировались».  Тут публика пришла в восторг, а Фрейд стал знаменит и востребован. Эту  крупнейшую  аферу раскрыл его бывший ученик, выдающийся  психолог и в то же время честный и мужественный человек,  Шандор Ференци (Френкель), за что был подвергнут обструкции со стороны Фрейда и его клевретов и рано умер в изгнании.

Однако, к несчастью,  фрейдовские измышления до сих пор многими воспринимаются как несомненные научные выводы,  а его хула на человека – как истина в последней инстанции, что отравляет отношения  родителей и детей вот уже не одно поколение.   Обнаруживаются все новые и новые факты, свидетельствующие об обмане Фреда, которые вновь и вновь замалчиваются. Тем не менее, благодаря интернету,  они все же стали известны (в этой связи желающие могут, например,  ознакомиться с деятельностью Джеффри Мэссона, уволенного с поста директора Фрейдовского архива за объективную оценку  «научных» трудов  Фрейда).

Ференци и Мэссон в этом не одиноки. Такие  видные ученые, как Эрих Фромм, Альберт Эллис, Карл Краус и многие другие подвергли серьезной критике практически каждый из фундаментальных постулатов Фрейда. Питер Медавар назвал фрейдовский психоанализ мошенничеством, а Карл Поппер считал теорию Фрейда псевдонаучной.

 В понимании Фрейда, наше бессознательное есть, по существу, некая свалка нечистот, куда сознание формирующегося человека «сливает» все влечения,  неприемлемые для Сверх-Я,  которое есть «представитель» социума в сознании.  Даже элементарная бытовая культура, по Фрейду, есть всего-навсего вытеснение асоциальных психозов психозами социальными. Фрейд настолько загипнотизировал самого себя уничижением культуры, что  когда  увидел статую Венеры Милосской, с изумлением воскликнул: «Она и правда существует!»

В отличие от Фрейда, Юнг в своем понимании бессознательного близко подошел, с одной стороны, к христианской антропологии, а с другой – к восточным философско-религиозным системам. Прекрасно зная о темной стороне человека, по его терминологии - «Тени», он не считал бессознательное исключительно хранилищем подавленного, инфантильного личного опыта, но видел в нем арену психологической деятельности человека, далеко выходящую за рамки индивидуального. В связи с этим, им было введено понятие «коллективного бессознательного», которое «является итогом жизни рода и содержит в себе всю полноту религиозно-мифологических представлений».
 
Поэтому, если для Фрейда жизнь – это поле борьбы непримиримых противоречий, то для Юнга – обретение утраченного единства. Показательно, что Фрейд назвал систему Юнга «метафизическими мечтаниями», очевидно, полагая, что такое определение сразу же выбросит ее за борт науки.

Ввиду диаметрально противоположных оценок сознательного и бессознательного, подход к пациентам у Фрейда и Юнга также совершенно различен. И если для первого насилие над человеком, включая гипноз и кокаин, было в порядке вещей, то Юнг глубоко уважал свободу пациента.

Вот история пациентки Фрейда, рассказанная им самим. Фрейд лечит женщину от истерии и, кажется, уже близко выздоровление. Но вдруг больная заявляет Фрейду, что она от него беременна. Как это объяснить? Дело в том, что Фрейд с самого начала подходит к пациентке с готовой установкой, что ее истерия имеет сексуальное происхождение, и, естественно, навязывает ей новый психоз.   Грубо говоря, пациентка действительно «забеременела» от Фрейда его установками.

В отличие от Фрейда, Юнг при общении с пациентами никогда не пользуется заранее выработанными схемами, а подходит к каждому человеку индивидуально, с учетом всей возможной информации о нем. Иначе говоря, видит в пациенте личность. У Юнга в молодости лечился выдающийся писатель и мыслитель Г.Гессе. Блестящие результаты этого лечения, максимально способствовавшего раскрытию личности Гессе, можно проследить в его творчестве. 

Юнг исходил из того, что психическая реальность ничем не менее значима, чем реальность физическая. Недооценка психики (т.е. жизни души) ведет к тому, что человек начинает уповать на интеллект и разум, что нередко влечет за собой утрату религиозности и связанной с ней способностью мыслить символически.

Разрыв между Юнгом и Фрейдом в области теории психоанализа был в немалой степени связан с вопросом, что понимать под символом. Для Фрейда символ есть всего-навсего симптом, знак вытеснения бессознательного содержания (чаще всего, понятное дело, подавленной сексуальности)  посредством некоего образа,  тогда как для Юнга символ – интуитивная идея, способная объединить противоположности. Символический процесс начинается с ощущения человеком какого-то тупика, а заканчивается просветлением, видением сути вещей, что позволяет двигаться дальше. Отсюда ясно видно, как по-разному воспринимается Фрейдом и Юнгом вся человеческая культура.

Какую антропологию предпочтем мы? Выбор за нами.