Встречи с поляками заключительная часть

Тамара Свинцова
 
                Картинка из интернета.
 "Танцы" продолжение.
 "Польша 64 год" - начало http://www.proza.ru/2012/06/24/1093)

           Незадолго до нашего путешествия в Польшу вышла книга Аджубея" Лицом к лицу с Америкой "Зять Хрущёва, журналист
написал о визите Генсека. В конце её поместили письмо молодой полячки по имени Илона, как отзыв о  событии .
Один из нашей группы, москвич, по адресу, указанному в книге, написал ей письмо. Так они познакомились.
 Вот в эту семью несколько человек из группы были приглашены в гости.
 
Илона - красивая, большеглазая шатенка пришла за нами в гостиницу.
Было так приятно после казённых апартаментов, сухих завтраков с краковской колбасой, выдаваемых в дорогу,
оказаться в простой домашней обстановке. Приветливая хозяйка дома, обстановка - всё, как у нас.
 Особенно запомнились препирательства дочки с матерью в отношении "что надеть". Точно картинка из моего дома.
Мы угощались, отвечали на вопросы, сами о чём - то спрашивали. Мама Илоны попросила нас спеть популярную
 в то время песню: "Перекрёсток" 
 -  На тот большак, на перекрёсток, не надо бо-о-о-льше мне спешить..., - затянули мы
 "Кто в лес, кто по дрова"
 Как назло не нашлось ни одного, не то что знающего слова, но мало - мальски со слухом и голосом. До сих пор
 "за державу обидно" ! Но это ничуть не огорчило ни хозяев, ни гостей...Посмеялись и оставили эту затею.
В группе были две девушки - экскурсоводы из московского музея, парень из операторов кино, умели поддержать
беседу.
            Ещё одна встреча с польской семьёй связала перепиской на долгие годы...

На обратном пути, закругляя наше путешествие, по городам Польши, мы - снова в Варшаве. Послезавтра отъезд на Родину.
Складывая вещи, покупки, нашла записку случайного знакомого поляка из поезда с телефоном. А что если  позвоню?
Ответила  пани Нина, мама парня. Говорит по - русски, очень радостно, взволнованно:
 - Юрек -  в бассейне ! Очень ждал вашего звонка ! Сейчас я ему туда сообщу..
 Не прошло и получаса  , вбегает мой попутчик с мокрой головой и мокрым пятном сзади на брюках... Смущаемся оба ..
Оказывается настолько семья была заинтересована во встрече, что пани Нина связалась с сыном в бассейне по громкой
 связи . Он ведёт меня к ним домой. Завтра наша группа возвращается на родину. Времени для знакомства очень мало.
Встречает нас пани Нина. Я так удивлена! Почти копия моей мамы! И фигура, и даже лицо. Несколько слов, осмотр квартиры. Пани Нина ищет для меня подарок, что - то бормочет, перебирая вещи в комоде. А мы с Юреком собрались в дансинг. Надо же закрепить  навыки танцев.Мне было удивительно, что повсеместно: по телевидению, по месту  учёбы, работы, по месту жительства, в клубах, обучали, как только появятся, новым танцам. В ресторане
 в основном, танцуют. Наблюдала одинокого средних лет мужчину, сидящего за столиком,
где лежала пачка сигарет и стоял бокал с красным вином. Всё! Он постоянно танцевал, очень галантно, сдержанно приглашая дам, девушек, даже если они были не одни. Так же много времени посвящают поляки спорту. Юрек рассказывал, что можно работать, имея несколько "отпусков", ежегодный отпуск разделив на части. Сам он байдарочник,
занимается и другими видами спорта. (Как же, думаю, при таком зрении, очки
такие необычные?)

   Пани Нина нашла что подарить. Протягивает нежносиреневого цвета ажурные перчатки
 ДО ЛОКТЯ. Вот это - ДА! Невиданная роскошь! (Теперь чего только нет на наших прилавках.) Они много лет были ярким аксесуаром моих туалетов, как  на сцене, так
и в жизни, храню их до сих пор.
 
   В этот день многое узнала из истории этой семьи.
 Пани Нина  по матери - русская. В годы сталинских репрессий , её отец, революционер, был по доносу арестован, как польский шпион. Мать бежала в Польшу к родственникам
мужа с двумя малолетними дочками.
Одну потеряла в кутерьме беспорядков. О судьбе своей сестры пани Нина ничего не знала.

    С  Юреком приключилось вот что:
Катались с девушкой на машине. При повороте под колёсами оказался песок и машину  занесло. Авария, машину перевернуло вверх колёсами. Оба остались живы. Юрек,
вытащив подругу из машины, на руках доставил её в больницу.
Травма  её оказалась несерьёзной , хотя крови он испугался . Но сам , без видимых ранений , ослеп . Лечился  в России . Вот откуда знание русского языка . Кроме того для практики , например , в  студенческом общежитии , где мы недолго пребывали , все дни недели были расписаны так , чтобы говорить только на том языке,который закреплён . По-русски говорили в среду . Об этом я на практике узнала на танцах в клубе . Пригласивший парень спросил :
  - Откуда вы ?-
  - С Волги...
 - Но это в России ?! -
 - Так я - русская.
...Закончивалось наше путешествие по Польше . Юрек в последний день с раннего утра повёл меня в  самый большой и красивый  Варшавский Парк . Потрясающее впечатление оставила скульптура Шопена , история памятника в изложении моего гида - Юрека . Фашисты памятник взорвали с тем , чтобы увезти..переплавить ли ? Но голову Шопена , патриоты сумели сохранить .
Когда Варшава была освобождена , народ собрал деньги на восстановление памятника , но уже не в бронзе , только листочки ивы были  " позолочёны ". Каждое воскресенье  вокруг памятника располагаются музыканты , идёт концерт для публики .
На вокзале , когда я уже стояла на подножке медленно трогающегося поезда , Юрек бежал , чтоб поцеловать мне руку , вложил открытку , которую храню до сих пор . На открытке - памятник Шопену ! Мы переписывались несколько лет . Юрек прислал мне в подарок  сумочку с косметикой , а когда через 3 года у меня родилась дочь , красивую одежду для неё . Это была дружеская переписка . Однажды я получила телеграмму от пани Нины . Она назначила мне встречу . Я приехала с подарком для Юрека . Нина возвращалась домой после встречи с найденной сестрой . Прошло 40 лет разлуки , но сёстры моментально узнали друг друга . Но уже не суждено было семье воссоединиться .