Что такое Чаймерика, если мы посмотрим на Большой

Алексей Богословский
 Что такое Чаймерика, если мы посмотрим на Большой Китай?

 

            Китай это целый ряд стран и общин, связанных в единую систему. КНР, Сянган, Тайвань, Сингапур, китайские общины в Таиланде, Вьетнаме, Малайзии, Индонезии, на Филиппинах и кое-каких островах Тихого океана. Большой Китай это сетевая структура, связанная традициями и бизнесом. Только в США китайская община на Гавайях относительно независима. Остальные связаны бизнесом и хранят деньги в крупнейших финансовых центрах – Сингапур, Сянган, Тайвань или в банках материкового Китая, термин, обозначающий территорию под прямым партийным контролем КНР. Перед нами большая сетевая структура в бизнесе, которая возникла ещё в 19-ом веке. КНР никогда не желала разрушить данную структуру, да и не может. Когда Сорес в 1997 году попытался подорвать экономику Сянгана (Гонконга), КНР ничуть не пострадала, зато в Таиланде началась волна голодных смертей, курс южнокорейской воны упал в два раза, МВФ пришлось выделить Южной Корее 40 миллиардов долларов срочной помощи, но, что самое интересное, закачалась экономика Бразилии. Отношения с КНР по сути являются отношениями с целой сетью финансовых кланов и гигантских транснациональных компаний. Особенно важны для США отношения с собственно КНР и тайваньскими компаниями, ведущими в целом ряде отраслей электроники.

            Политика США направлена на вовлечение всех крупных игроков в политике и экономики Дальнего Востока и ЮВА в систему взаимоотношений, которую иногда принято называть системой Нового Мирового Порядка, но это не совсем точно – перед нами политика, где США являются основой мира, а не некий абстрактный, наднациональный порядок. Этот порядок на бумаге практически построен. Речь идет о целом ряде договоров и секретных соглашений. Безусловно, между США и КНР имеется тайный договор о ненападении, согласно которому США ещё в 80-ые годы вывели все войска с Тайваня. Ясно, что в ответ КНР взяли на себя обязательство не вторгаться на Тайвань, не устраивать госперевороты и не менять систему госкапитализма и частного предпринимательства, лежащую в основе экономики Тайваня. Судя по тому, как официальный Китай явно занижает количество боеголовок, способных достичь территории США, а США делают вид, будто сомнений в достоверности китайской информации нет, существует договор об избежании действий, способных подорвать мирное существование государств через публикации в СМИ и привести к военной конфронтации. Похожий договор существует между РФ и КНР, точнее, протокол, обязывающий все официальные СМИ воздерживаться от нагнетания напряженности между двумя странами. Существуют договора, обязывающие обе стороны не смешивать экономику с политикой и не ограничивать торговлю. Причем подписаны эти договора были ещё задолго до вступления КНР в ВТО. Чаймерика как система взаимоотношений США и КНР имеет целую юридическую базу, в основе которой лежат официальные двусторонние договора, неофициальные договора и многосторонние договора, в которых США и КНР являются только частью подписантов. Юридически Чаймерика возникла в 80-ых годах, что, однако, потом не помешало некоторому внешнему охлаждению, вызванному провалом попытки Чжао Цзыяна сделать страну проамерикански либеральной и инициировавшему начало событий на Тяньаньмэнь в 1989 году. Протест США в ответ свелся к эмбарго на поставки в КНР современных вооружений. Весь основной массив мирных торговых и политических отношений в целом пересмотру не подлежал.

            Можно сколько угодно рассуждать, что все договора имеют цену только тогда, когда обе стороны хотят их выполнять и имеют силы поддержать статус кво, выраженный в договорах. КНР и США это понимают куда лучше Горбачева и президентов РФ. Но пока нет оснований полагать, будто обе стороны активно нарушают договоренности. Китай достаточно последовательно следует политики невмешательства в разные военные конфликты. Даже конфликты с соседними государствами вокруг островов больше ограничиваются громами и молниями в печати. Недавний инцидент с филиппинскими ВМС в Южно-Китайском море как раз говорит, что китайские военные суда предпочли удалиться, а не ввязываться в перестрелку. То есть, создание прецедента, когда  КНР силой «карает» соседей, красиво звучит в устах местных патриотов, а на деле Китаю подобный прецедент пока не нужен. Китай прореагировал весьма мягко на нарушения американскими военными пространства Пакистана. Слухи об угрозе начать военное противостояние с США на территории Индостана оказались только слухами. Скорее всего, был жесткий разговор между американскими и китайскими политическими лидерами о необходимости соблюдать статус кво Пакистана как территории, где обе стороны имеют право на свой интерес. Даже разговоры о создании в Пакистане на территории Белуджистана базы ВМФ КНР пока окончились ничем.

            В свою очередь США стараются не шуметь о китайских базах наблюдения за космическим и земным пространством в Тихом океане, Йемене, Намибии и на Кубе в Лурдесе. ЦРУ бережет нервы американского обывателя, а Китай соблюдает внешние приличия, в этих местах нет официальных китайских войск в форме, охрану ведут местные военные и лица в гражданском, существует оборудование для наблюдения за космическим пространством, кораблями на море и подводками, но ракеты и танки не завозятся, склады для ВМС и ВВС КНР не устраиваются. Скандалы по поводу китайских баз наблюдения и попыток отдельных СМИ назвать их военными базами тихо спускаются на тормозах. Возможно, кое-какие обязательства на себя взяли США. Например, во Вьетнаме в Камрань, судя по СМИ, уже давно вернулись американцы, однако, вопрос об их возвращении снова обсуждается. То есть, американцы, видимо, связаны некими соглашениями с КНР о недопустимости серьезного военного присутствия США во Вьетнаме и не спешат развернуться там по полной программе. Куда интереснее вопрос об американской, военной базе в Киргизии. Но там столкнулись интересы сразу трех держав – США, КНР и РФ. Если просчитать общую сумму поддержки экономики Киргизии, то возникнет ощущение, что Кремль больше Вашингтона заинтересован в этой базе и вечном дискурсе о её необходимости.

            Как мы видим, КНР вписалась в систему соглашений с США на роль младшего брата и пока соглашается с данной ролью. При всех словесных протестах КНР не стала оказывать помощь Сербии, не стала противодействовать политике разделения Судана на два государства. КНР мгновенно стала выводить своих рабочих и специалистов из Ливии после начала там прозападного восстания. Словесные протесты против вмешательства иностранных держав во внутренние дела Сирии, будьте уверены, не помешают США свергнуть Башира Асада, если они захотят. Серьезный конфликт существует только вокруг Ирана. Оттуда КНР получает нефть дешевле, чем на мировом рынке, много и выгодно продает своих товаров. КНР успешно сотрудничает с иранскими спецслужбами в деле промышленного и военного шпионажа. Тем более, действия США вокруг Ирана часто выглядят как попытка нарушения негласных договоренностей между США и Ираном.

Теперь позволю себе процитировать свою старую статью за 2009 год Чаймерика «Механизм существования Чаймерики крайне прост – экономика КНР стимулирует экономику союзников США, то есть Японии, Южной Кореи и Тайваня. В ответ КНР получает крупную долю американского рынка и заинтересованность в поддержании США как лидера мира. Фактически, США, Япония, КНР, Тайвань и Южная Корея намного сильнее блока европейских государств как экономически, так и финансово. Технологии и военная мощь у США, рабочая сила и промышленность в Азии, при всех противоречиях этот союз более, чем реален.» Как видите, Чаймерика в идеале должна позволить США доминировать в мире как над Европой, так и над союзом Европы и Британии, а это огромный конгломерат государств, чьи ТНК формально богаче американских. Если же учесть, что ряд ТНК в самих штатах ближе к Лондону, чем к своему правительству, то мы получаем очень большую игру, от которой зависит существование США. Поэтому разговоры о крахе отношений между США и КНР тоже являются частью большой игры.

            Вся проблема нашей реакции на вопросы существования Чаймерики как раз основана на сознательном игнорировании СМИ реальной ситуации в мире. Конфликты в мире рассматриваются так, будто монополярный мир на бумаге не выстроен. На самом деле он уже охватывает все крупные государства планеты и существует с момента распада СССР. Другое дело, что Европа борется за пересмотр условий этого мира в свою пользу. Точно также США не спешат сделать тайное явным, поскольку хотят пересмотреть условия отношений с иными странами в свою пользу. Есть свои резоны у всех стран, включая РФ и КНР.

Чаймерика стала известным термином только к концу правления Буша. Китай и Япония фактически спонсировали войну США и расходы на оккупацию в Ираке, сделав это занятие для США весьма высокодоходным бизнесом. Официальные расходы США практически равны расходам КНР на покупку облигаций США плюс США в оплату своих расходов получали нефть от марионеточного правительства за символическую плату в 1 доллар за баррель нефти. Любезность за любезность, США не препятствовали экспорту в КНР многих современных технологий, раскрыли свой внутренний рынок для китайских товаров и отнюдь не против экспорта китайских товаров в Европу. Симбиоз двух экономик стал настолько явным, что термин Чаймерика вошел в обиход журналистов. Точно также американцы порекомендовали правительству РФ не препятствовать китайским инвестициям в нефтяную и газовую отрасли КНР. Правда, они не порекомендовали РФ продавать конкретные, выгодные лицензионные участки, поэтому китайцам в 2006-2010 гг. настойчиво пытались продать старые, истощенные месторождения. Но, полагаю, время более четких рекомендаций не за горами.

Китай с точки зрения объема реального производства это гигант мировой индустрии. Китай много вкладывает в развитие науки и техники. Он является не только союзником, но и конкурентом США со своими планами и амбициями. К недостаткам КНР относится зависимость от импорта сырья и энергоносителей и импорта продуктов сельского хозяйства. При резком росте уровня жизни в КНР существующих пахотных земель явно не хватит для удовлетворение спроса на продукты питания. Относительно слабая зависимость от мирового рынка сельхозпродукции должна возрасти. США, напротив, имеют большие земельные угодья и больше возможностей обеспечить себя энергоносителями. Американские эксперты считают, что именно военное доминирование США в мире позволит сделать зависимость от поставок сырья ключевым фактором, позволяющим контролировать КНР. Именно поэтому западные компании столь легко пошли на сотрудничество с КНР в производстве автомобилей именно для внутреннего рынка КНР. Сейчас КНР с производством 20 млн. автомобилей в год занимает первое место в мире, а зависимость от импорта нефти составляет 55% от общего потребления нефти. Насколько зависимость возрасте в ближайшие годы трудно сказать. Пока она росла медленнее оценок западных экспертов и быстрее китайских планов. По оценкам западных экспертов сейчас зависимость от нефти должна была перевалить за 60%, да и рост импорта продовольствия должен был быть больше. Сами же китайцы ещё в 2009 году считали цифру в 50% импорта нефти от уровня потребностей критической цифрой.

Считается, что производство в КНР куда больше бьет по экономике Европы, чем экономике США. США сильны новыми технологиями, а Европа отстает. Поэтому доход Европы от аутсорсинга ниже, а сокращение рабочих мест от экспорта капитала сильнее бьет по экономике Европы, чем по США. Впрочем, это лейтмотив американской пропаганды в разговорах с европейцами – американцы на порядок более высокотехнологичны, они уже живут в постиндустриальном обществе, а Европа в индустриальном. Им успехи китайцев в производстве не страшны. На самом деле Чаймерика вошла в состояние переформатирования, которое принято называть кризисом. США больше не нуждаются в Китае как в мировой фабрике ширпотреба, если рассматривать Китай с точки зрения противостояния США и Европы. Всевозможные тапочки, кофточки, велосипеды, микроволновки и прочие не слишком сложные изделия вполне можно производить в странах ЮВА и Индии. Китайцы стремятся понять качество своего производства до уровня Южной Кореи и Тайваня, но сделать это в объеме всего Китая крайне сложно и потребует время, зато страна уже может позволить себе богатеть в долларах и повышать цены. Отсюда планы превращения КНР в крупный рынок сбыта товаров для богатых и рынок для работы крупного, спекулятивного капитала. США явно стремятся переформатировать КНР под свои планы, а их планы частично совпадают с китайскими.

Совпадения китайских планов с американскими следующие: 1) Китай не собирается вечно держать своё население в нищете, поэтому повышение уровня доходов населения соответствует планам США 2) Китай не собирается вечно быть нетто-импортером капитала и воздерживаться от активной финансовой политики во всем мире, поэтому увеличение богатства населения в долларах, которое подается как будущая ловушка для экономики КНР, то же частично совпадает с американскими планами 3) Китай не собирается вечно получать основную долю доходов от продажи на внешней рынок мало технологичных видов продукции – кроссовок, готовой одежды и т.д. Другое дело, как это подается населению и промышленникам, когда одни жалуются на рост цен, а другие на рост стоимости рабочей силы. Официально США давят, а несчастный Китай вынужден уступать. На деле вопрос не в факте уступок, а в скорости реализации схожих сценариев. При слишком быстром росте цен США торпедируют развитие китайской экономики, при более медленном Китай успевает перестроить промышленность и сделать шаг вперед. То же самое мы видим в жилищном секторе. При быстром росте цен на жильё Запад может поучаствовать в спекулятивной лихорадке, при медленном такие возможности ограничиваются. Не надо забывать, что крупнейшими спекулянтами на рынке недвижимости в КНР являются крупнейшие китайские государственные и частные компании. Дела внешние и внутренние переплетаются.

Теперь скажем прямо. Чаймерику могут взорвать только два сценария. Первый сценарий это серьезный конфликт КНР с США и всем западным миром. Грубо говоря, Китай начнут бить в порыве всеобщего западного братства. Второй сценарий это переход КНР к союзу к Европой против США. Третий и четвертый сценарии – союз КНР с РФ или союз с Японией против Запада на ближайшие годы я в принципе не рассматриваю, это примитивная агитка завсегдатаев психбольниц, скорее, Китай расширит своё сотрудничество с Индией, как это произошло по вопросу права Китая и Индии покупать нефть в Иране. Честно говоря, второй сценарий для меня тоже выглядит маловероятным. Будет сотрудничество по ряду вопросов, но США для КНР останутся на первом месте – США лидер по научно-техническим разработкам и производству многих видов уникального оборудования. Европа заменить США Китаю не сможет.

Чаймерика пока продолжит своё существование, хотя это существование внешне будет выглядеть конфликтным. Китай практически прекратил спонсирование американского бюджет через покупки американских облигаций. США резко ограничили передачу КНР новых технологий, подключив к процессу многие ТНК. Одновременно Китай «обидел» Запад, захватив рынки сбыта для многих видов продукции альтернативной энергетики. Например, только в США КНР поставляет оборудование для ветровых башен больше, чем на 1 млрд. долларов в год, да на 3 млрд. в год продает панели солнечных электростанций. Спрашивается, зачем Британии борьба с «Глобальным» потеплением, если доходы идут в Китай?  Очень серьезный повод для конфликта это грядущая распродажа природных ресурсов Сибири и грядущий, технический дефолт доллара. США придется реструктуризировать свои долги, а Китай взамен убытков потребует новые технологии и право на выгодные инвестиции в Сибири в ущерб интересам ряда западных корпораций. Очень важной причиной для конфликта является смена общественного настроения в КНР. Общество становится более националистичным.

Именно в данной статье мне не хочется гадать на кофейной гуще и делать долгосрочные прогнозы. Нынешний кризис во многом носит фейковый характер, то есть много шума, истерики, обещаний апокалипсиса. Ничего этого не будет, хотя мы уже сейчас видим спад в ряде западных стран. Третий мир точно продолжит развитие. Точно также не хочется рассуждать о том, что будет в 2015 году и позже, когда противоракетная оборона США, якобы, станет непробиваемой. Главное, что Китай для США вместе со странами Тихоокеанского бассейна останется противовесом Европе. Пока Китай силен, он делает бессмысленными мечтания англичан и европейцев о приручении США, выходе Европы на первый план в мире как мирового арбитра, стоящего над американским полицейским и тем более, грёзам в стиле Панарина о втором издании Великой депрессии, приводящем к распаду США на отдельные штаты. Реальный мир немножко более устойчив, чем фантазии аналитиков. По настоящему навредить США могут только сами руководители и финансовые круги США, аналогично положение в КНР, судьба страны зависит не от внешних аналитиков, а руководства КНР. Китай пока вписывается в мировую систему сдерживаний и противовесов. Гадать лучше после декабря 2012 года.

З.Ы. Данная статья получила следующий отзыв господина Бориса Межуева - "это совершенно не статья в нашем понимании. Это набор интересных фактов, почти никак не связанный между собой в цельную картину. Ни один абзац логически не связан с предыдущим".

Вот в этом проблема нашего чекизма - боязни продешевить, боязни выглядить блекло на чьем-либо фоне. Ясен пень, дело не в фактах, а в выводах. Это описание экономической роли китайцев, совпадение целей Китая с американскими, противовес Европе, противоречия и т.д. Межуев просто валяет дурку, дескать, такие как он это интеллектуалы, остальные просто поставщики фактов. Истина в том, что такие как Межуев ничего подобного сами понять не могут, они могут только воровать чужие мысли и выдавать их за свои.