Секреты еврейского воспитания

Петр Скорук
               
 От осины не родятся апельсины.
             - это такое наблюдение

Откуда мы знаем, что Христос был евреем?
1. в тридцать он все еще не был женат
   и все еще жил с матерью;
2. он стал заниматься делом своего отца;
3. он считал свою мать девственницей;
4.  а мать считала его богом.
             - еще одно наблюдение.

 Сын, 14 лет, бушуют крики, ссоры.
Психиатр – У Вашего мальчика Эдипов
комплекс. – Эдипов-шмедипов,
лишь бы он мать любил.
                - просто анекдот?

      «Когда говорят «семья», само собой напрашивается добавить – «еврейская», так же, как при слове «рак» вылетает – «легких» - Герберт Голд, писатель, романист

     Как еврейским родителям удается вылепить из ребенка ТО, ЧТО они хотят??? Ведь даже очень серый, безо всяких способностей еврейский ребенок, становится то артистом, то культурным деятелем, то уж ведущим хоть какой-нибудь передачи. Словом, ТВОРЧЕСКОЙ ЭЛИТОЙ!! И масса таких примеров. Масса!!! Больше всего поражает, что еврейские дети СЛУШАЮТ своих родителей!! Ведь и другие родители «вдалбливают» ребенку правильные мысли! Но дети воспринимают их в штыки. Что это за такой СЕКРЕТ ВОСПИТАНИЯ?!
   
    «Только зная все испытания, которые пришлось пережить, можно всем сердцем полюбить свой народ и испытать сочувствие к другим народам рядом с которыми живешь.
    …Наши дети — совсем новое поколение. Поколение, которому не знаком горький вкус рабства. Поколение, которое с самого рождения знает, в чем Правда и живет этой Правдой. Поколение, в котором генетически, исторически заложено стремление к свободе
      …задача — стремиться к тому, чтобы стать лучше. Усилия, несомненно, принесут плоды, но не сделанного всегда остается больше. Таков удел человека» - Тора
   
      В среде, в которой я вращался всю жизнь, всегда присутствовали евреи. Моя первая и моя последняя Учительницы были еврейками. Мои школьные сотоварищи наполовину принадлежали к этой многоликой древней нации. Среди девушек, с которыми я встречался и даже строил матримониальные планы, добрая треть были еврейки. Кончилось это тем, что я таки женился на одной из них, о чем  ни на мгновение не пожалел. Хотя за почти сорок лет было разное.

     Еврейство было фактом  биографии и никогда не смущало ни моих попутчиков, ни меня. О существовании так называемого «еврейского вопроса» я узнал только во втором институте, (он был юридическим и это понятно). А вот об особом отношении евреев к жизни мне стало известно еще в школе: первая учительница неизвестно зачем выдумывала обо мне различные гадости и озвучивала их отцу, а последняя гордилась мной, невзирая на гадости, которые я действительно вытворял. Именно от нее услышал правило, которое помню до сих пор, хотя далеко не всегда ему следовал – «Если жизнь подложила тебе  свинью,   постарайся  приготовить  из этой свиньи холодец и отбивную!» Уже потом я вычитал у Дейла Карнеги – «Судьба вручает тебе лимон, сделай из него лимонад»
     Теперь понимаю, что это и было основным правилом еврейского воспитания. Правилом выживания нации, которая на протяжении всей своей истории подвергалась унижениям и холокосту во всех его отвратительных бесчеловечных ипостасях. С древнейших времен, когда Моисей просил у египетского фараона – «Отпусти народ мой!», - до новейшей истории, (эта знаменитая фраза была использована легендарным джазменом  Луи Армстронгом для песни «Let my people go!» и с этим же лозунгом евреи выходили на демонстрации во времена советских фараонов)
Контрапункт: Вопрос - «Сколько евреев помещается в немецком «Фольксвагене?» - Ответ – «105! Пять в салоне и сто в пепельнице» Этот анекдот можно было бы отнести к антисемитским, если бы мне его не рассказал ...еврей, родителей которого сожгли в Саласпилсе.

Еврей всегда поет среди дерьма, -
таки есть песен у него, и есть ума!

     Истории, встреченные в Инете, –

      Пожилой еврей – инвалид  рассказывает в компании таких же, как он, ветеранов – Вы представляете, сиделка мне вчера опять купила немецкое мыло! – Ну, и что? – Как, что?! А вдруг это мыло – из моего папы! И они – уму непостижимо – хохочут. А один печально – Да, они тогда много мыла наварили. И вдруг, оживляясь, с лукавой искрой в глазах – О, а вы знаете, почему застрелился Гитлер? - И после того, как сделалась пауза, выдает – Он понял, что разорен, - русские прислали ему такие счета за газ!..

   Известный еврейский музыкант на своих концертах рассказывает,   что   у  его   бабушки  наколото два номера – по одному на каждой руке. Так вышло, побывала поочередно в двух лагерях смерти. И сумела чудом выжить. На вопрос друзей ее внука – юнцов  - Что это у вас за наколки такие? - бабушка отвечает - Я ужасно забывчивая и решила сделать татуировки. Вот здесь – номер моего мобильника. А это – номер кредитной карточки! - Зал неизменно смеется в этом месте, при этом многие утирают глаза.

     В день своего 90-летия старый еврей, узник концлагеря, собрал внуков, поехал в Освенцим, показал им места, где умирал, а потом под песню Глории Гейнор «I will survive! - Я выживу!» сплясал перед печами крематория. Я видел этот ролик в Интернете. На футболке у него написано – «Я выжил!» Мороз по коже! Если вглядеться пристальнее, он танцуя, смеется и плачет одновременно.
     Витальная сила, невероятный юмор, тяга ко всему радостному, умение посмеяться над самыми страшными вещами, даже над горем и над собой в этом горе – они таковы и так воспитывают своих детей.
     Католики считают зародыш полноценным человеком с момента зачатия, а евреи считают зародыш зародышем до тех пор, пока он не получит высшее образование. Даже антисемиты считают евреев плохими и ничтожными, но никогда не называют глупыми.

     Еврей-студент посылает родителям телеграмму – «Отправил вам письмо. Начинайте волноваться»
     Есть шутка, в которой, как всегда, - лишь доля шутки.   Вопрос – Какая разница между арабским террористом и еврейской мамой? Ответ - С террористом МОЖНО договориться!
     Еврейская мама – это легенда. Вот матушка одного моего знакомого. Ему около 50, он был трижды женат, руководит    крупной   фирмой.   Однако   мама  звонит  ему несколько раз на дню, и он послушно отчитывается, хорошо ли спал, как себя чувствует, успел ли позавтракать и не забыл ли взять очки. Однажды прервал для этого, (позвонила мама), на десять минут важные переговоры с осторожными японцами. Когда переводчик сообщил им причину, они немедленно подписали контракт – «Бизнес-партнеру, настолько почитающему своих родителей, можно доверять!» Вот вам результат еврейского воспитания. И маменькиным сынком при этом его никак не назовешь.
   
     Старший брат моей жены однажды крепко поругался со  своей супругой. Она, как водится, собрала его вещички и выставила за дверь чемоданы. С коими он и явился к папе с мамой. РОДИТЕЛИ НЕ ВПУСТИЛИ СЫНА В КВАРТИРУ – «Возвращайся домой, к жене! Решай вопрос» Их уже нет, а его семья в порядке до сих пор, внуки уже есть. Воспитание?!

     В бытность мою молодым адвокатом мне назначили старшего наставника. Врожденная катаракта обеих глаз не позволяла ему читать, писать. Для этих целей он нанимал ассистентку, хотя передвигался  самостоятельно. Собрались мы как-то пообедать, отметить одно из моих первых выигранных дел. На работу в этот день больше не собирались, я взял бутылочку для нас и шампанское для его помощницы, зашли ко мне домой. Наставник отлучился в туалет. Звонок в дверь. Открываю, на пороге – тесть. Шел мимо, заглянул по какой-то надобности. Приглашаю в комнату, заходит…и превращается в соляной столб. Я – тоже, поскольку вижу картину его глазами: жена на работе, стол, закуска, бутылки, а в кресле юная фря в мини, нога на ногу и с сигаретой. Наставник в туалете, его не видно и даже не слышно.
     Наконец тесть возвращается из ступора и, ни слова не говоря, вылетает из квартиры. Объяснить ничего не успеваю, да и бесполезно в такой ситуации. Ну, все, думаю, хана! Полина после работы всегда к родителям сначала заходит, (опять же – воспитание), потом домой. Тесть поделится впечатлениями. Развод и девичья фамилия! Начинаю придумывать версии.
     Однако вечером жена молчит, как ни в чем не бывало. День, второй, третий. Отношения нормальные. Я вздохнул с облегчением, - пронесло. Хотя разумных объяснений ее молчанию не нашел.
     Через неделю-другую в каком-то семейном застолье я решил рассказать об этом казусе, желая похвастаться женой. Вот, мол, какая она у меня: простила, даже не поскандалила! Рассказываю, изображаю в лицах и вдруг понимаю, что жена-то как раз и не в курсе. Тесть ей ничего не рассказал! Плохо о зяте подумал, но дочке своей – ни гу-гу! Хотел поговорить со мной позже, вразумить.
     Скажете - мужская солидарность? Нет! Высшая цель – сохранить семью. Можете себе представить, как я его зауважал после этого. Вразумил. Не сказав ни слова. На тот момент у меня самого уже был сын, его внук, и я сам считался «вразумителем».

     Со времен еще первой волны эмиграции существует народная мудрость – «Еврейская жена не роскошь, а средство передвижения» Лет двадцать тому у меня был товарищ. Жили по соседству, работали в одной конторе, любили книги, (в частности, исторические), потом оба ушли в бизнес, были директорами и собственниками своих предприятий. Хотя он технарь, а я гуманитарий, между нами было много общего. Еще одно не последнее сходство: оба женаты на еврейках!  Благодаря национальности  жены,  он  уже  давно  живет в  Германии, - выехали по программе, когда немцы просили прощения у всех евреев. Он, (украинец), до сих пор учит немецкий,  разносит пиццу и иногда надевает на голову кипу при посещении синагоги. Надо ж соответствовать!
   
     Я живу на Украине, литеОраторствую, т. е. могу себе позволить не работать. По крайней мере, в обиходном понимании. Но назвать себя  с а м о в ы р о д к о м,  selfmademan'ом, - человеком, сделавшим себя самостоятельно, - я тоже не могу, потому что у меня из-за спины тоже выглядывает женщина, которой я в жизни обязан едва ли не всем, кто я и что у меня есть.
     Теперь я понимаю, что между мной и товарищем – одна огромная разница: мы оба женаты на еврейках, т. е. обладаем «средствами передвижения».  Но, какими бы роскошными эти «средства» не были, каждый едет по-своему и к своей цели.

     «Любовь имеет в воспитании б;льшее значение, чем дисциплина. Власть строится только на основе любви» - раби Шимон бен Эльазар. Еврейские родители моделируют для детей здоровое отношение к собственным недостаткам и одновременно, помня о том, что возможности каждого ребенка ограничены, не ставят перед детьми нереальных целей. И, (наверное, это главное), еврейская мать верит сама и всегда внушает своим детям – «Вы евреи – значит вы должны быть лучше всех!»  Установка мощная. На всю жизнь. Порождающая саму себя, целая философия. Объяснить которую они и сами, наверно, не смогут. Просто они ТАК  ЖИВУТ! Просто НЕ УМЕЮТ по-другому. Вот такие секреты еврейского воспитания.
 
     P.S. Из письма читательницы, - «Мои новые? старые? соотечественники Ваших рассуждений уже, к сожалению  не  поймут.  Когда  я  приехала в Израиль  и увидела, как
ребенок, открыв ящик с мороженым, ковыряется в нем, и никто ему не сделал замечания, ни мама, ни продавец, – я была в шоке. Когда я в школе, увидела,  как  ученик приятельски-насмешливо показывает  учительнице  средний  палец, а она при этом не реагирует на него, я была в шоке. Когда мамаша в кругу своих подруг сидит и пьет кофе, а ее детеныш валяется поперек тротуара, (так ему захотелось), и все обходят его стороной, я - в шоке.  Мой сын преподает в школе. Когда я погладила ребенка по голове, был в шоке уже он. Оказывается, это категорически запрещено».

     И тут я вспомнил. Был у нас в гостях бывший соотечественник с сыном, (сын родился уже там, отслужил в израильской армии и теперь приехал поступать в наш мединститут на платное обучение) Папаша не устает гордо повторять, – Я - не воевавший отец воевавшего сына! И еще, – В нашей семье он самый богатый! – имея в виду, конечно же, деньги. Застолье. Сын, брезгливо исследовав кушанья и поборов рвотный спазм, выбрал жаркое и ест, подцепляя на вилку мясо и внимательно осматривая сквозь очки каждый кусочек прежде, чем положить в рот. Некоторые откладывает в сторону. После, покопавшись в вазе с фруктами, достает яблоко, срезает с одной стороны кожуру, и, вырезав фрагмент размером менее 1/4 плода, так же тщательно исследует его и отправляет в рот. Останки кладет ..обратно в вазу.
     Услышав изумленный стук моей, упавшей в тарелку, нижней челюсти, папа воина гордо говорит – Да, он у нас очень брезгливый! Так воспитан. -  Сам при этом усердно очищает от аппетитной корочки запеченную молодую картошку, (пионерско - комсомольская юность, «взвейтесь кострами синие ночи», картошка пополам с золой – остались в прошлом), извлекает ее нежное девственное нутро,   а   румяную   оболочку    отбрасывает.   На   десерт придвигает к себе коробку с рахат-лукумом и ...выковыривает из каждой конфетины орешек. Остальное остается остальным.
   
     Мир настолько многолик, что я невольно усвоил истину, -  примерами в споре можно доказать все, что угодно. В том числе и в споре с самим собой. Пример, приведенный мною, вовсе не опровергает «секреты еврейского воспитания» Скорее наоборот еще раз доказывает, - в еврейских семьях детишки ходят родителям по голове, и раскрашивание папиного паспорта маминой стобаксовой помадой - не повод укоризненно смотреть на ребенка. Любовь еврейских родителей к своим детям не знает границ. Такого культа детей нет, кажется, ни у одного другого народа. Можно говорить как о плюсах, так и о минусах подобного отношения, но в целом, по-моему, для ребёнка лучше переизбыток любви, чем её недостаток. Для родителей-евреев свобода ребенка - не специальное "воспитание", а воздух, которым нельзя не дышать. А вот жесткое воспитание начинается тогда, когда ребенок переступает черту недопустимого. В еврейской семье понятно, что мамины  духи на дворовую кошку вылить можно, а вот маму нах.. посылать нельзя. И бабушку бить по голове - тоже нельзя. И если вдруг ребенок этого не понимает, мягкость кончится и начнется "воспитание". Ребенку объяснят все и сразу. И порядок будет наведен так, чтобы ему было все раз и навсегда понятно.   

     P. Р. S. На международном симпозиуме ученые разных стран обсуждая вопросы воспитания, пришли к выводу, что к детям надо относиться как к обыкновенным людям, что ребенок – не Бог. Поднялся старый еврейский профессор и сказал – «Я не знаю, может другие дети и не боги, но один из наших таки пробился!»