Репризы и короткометражные киносценарии

Михаил Гарцев 2
                Р Е П Р И З Ы

                ЩЕДРАЯ   ПОЧВА

   Появляется Костик и выносит макет растения.
   
   Костик
  -- ЭТО МОЙ ЛЮБИМЫЙ ДОМАШНИЙ ЦВЕТОК. ПУСТЬ ОН ПОЖИВЕТ В ЦИРКЕ. КАЖДЫЙ ВЕЧЕР, КОГДА Я БУДУ УХОДИТЬ ДОМОЙ, ЦВЕТОК БУДЕТ МЕНЯ ПРОВОЖАТЬ, И КАЖДОЕ УТРО Я БУДУ ПРИХОДИТЬ В ЦИРК, А ЦВЕТОК БУДЕТ МЕНЯ ВСТРЕЧАТЬ.
   
   Выходит Эдик. Костик поворачивается к нему, а макет цветка начинает медленно сморщиваться.
   
   Эдик
  -- КОСТИК, ТЫ РЕШИЛ ЗАНЯТЬСЯ САДОВОДСТВОМ?
   
   Костик
  -- РЕШИЛ, НО ВОТ ЗАДАЧА: НИКАК ЭТОТ ЦВЕТОК НЕ ХОЧЕТ В ЦИРКЕ РАСЦВЕТАТЬ. ПЕРВОЕ ВРЕМЯ ВСЕ БЫЛО ХОРОШО, А ВОТ СЕЙЧАС ЧТО-ТО УВЯДАТЬ СТАЛ. СМОТРИ, ЛЮДИ ЗДЕСЬ УЛЫБАЮТСЯ, У ВСЕХ ПРАЗДНИЧНОЕ НАСТРОЕНИЕ, А ОН УВЯДАЕТ.
   
   Эдик.
   - РАСТЕНИЯ КАК ЛЮДИ, КОСТИК. БЫВАЕТ, ПРИЕЗЖАЕТ ЧЕЛОВЕК В КАКОЕ-НИБУДЬ МЕСТО. И ЛЮДИ ТАМ ХОРОШИЕ, И КЛИМАТ ЕМУ НРАВИТСЯ, И ВСЕ, ВРОДЕ, ОТЛИЧНО, А ДУША НЕ ЛЕЖИТ. ТЯНЕТ ЕГО ВСЕ НАЗАД, ТУДА, ГДЕ РОДИЛСЯ, А ЕСЛИ НЕЛЬЗЯ - ГАСНЕТ ОН НЕ ПО ДНЯМ, А ПО ЧАСАМ, И ЧЕРЕЗ НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ ОСТАЕТСЯ ОТ НЕГО ОДНА ТЕНЬ. ТАК ЧТО, ЗАБЕРИ ТЫ СВОЙ ЦВЕТОК ОБРАТНО ДОМОЙ И НЕ ИЩИ ДЛЯ НЕГО ЛУЧШЕГО МЕСТА.


   У человека стареет тело и разум, но чувства, притупляясь или обостряясь, в зависимости от колебаний жизненного тонуса, остаются такими же, как и в молодые годы. Это единственное, что не поддается действию времени, и, наверное, составляет сущность человека.


                Л И Н И Я    Г О Р И З О Н Т А

На арене два клоуна.
Эдик
- КОСТИК,  ТЫ,  ЧТО ТАКОЙ ГРУСТНЫЙ?

Костик
- Я, КАЖЕТСЯ,  ВЛЮБИЛСЯ.

Эдик
- ВЫ СЛЫШАЛИ, ОН ВЛЮБИЛСЯ. В НАШЕ ВРЕМЯ ВЛЮБИЛСЯ. НЕТ НИКАКОЙ ЛЮБВИ, КОСТИК.

                Затемнение

Через арену медленно проходит девушка в скромном, переливающемся серебряными красками костюме (ассоциация с Незнакомкой Блока).

Эдик (тихо, заворожено)
   
- А МОЖЕТ, И БЫВАЕТ, НО ТОЛЬКО С ПЕРВОГО ВЗГЛЯДА…

Девушка  покидает арену.

Эдик (бодро, как бы опомнившись)
- …А СО ВТОРОГО И ТРЕТЬЕГО – УЖЕ НЕТ.  ПРОШЛА КАК НАВОЖДЕНИЕ.

Девушка снова появляется

Эдик (тихо, заворожено)
- ВЕРНУЛАСЬ

Костик
- ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕ БЫВАЕТ?

Девушка оказывается в центре арены и медленно в лучах прожекторов начинает подниматься по канату.  Костик и Эдик смотрят на нее, затаив дыхание.

Эдик
- БЫВАЕТ, КОСТИК, НО КАК ФАНТАСТИЧЕСКАЯ МЕЧТА, КАК ЛИНИЯ ГОРИЗОНТА НИКОГДА НЕДОСЯГАЕМАЯ. НЕКОТОРЫМ ИЗ НАС УДАЕТСЯ НАСТИЧЬ ЕЕ, И МЕЧТА СРАЗУ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В РЕАЛЬНОСТЬ. А ЛЮБОВЬ, ОКУТАННАЯ ДЫМКОЙ ТАЙНЫ И РОМАНТИЧЕСКИМ ОРЕОЛОМ, УВЯДАЕТ ПРИ СОПРИКОСНОВЕНИИ С РЕАЛЬНОЙ, ПРОЗАИЧЕСКОЙ СТОРОНОЙ ЖИЗНИ.

Девушка достигает купола цирка. Раздается взрыв.   Затемнение. Гимнастка стремительно опускается вниз. На арене все краски радуги.
Она берет за руки двух клоунов и выбегает с ними на середину арены.

Девушка.
- ТЫ НЕ ПРАВ, ЭДИК.  ЛЮБОВЬ, СТАЛКИВАЯСЬ С РЕАЛЬНОСТЬЮ,  ВПИТЫВАЕТ ЖИЗНЕННЫЕ СОКИ И ИЗ ЗЫБКОЙ,  ЗАОБЛОЧНОЙ МЕЧТЫ ПРИОБРЕТАЕТ ПРЯНЫЙ И ТЕРПКИЙ ВКУС БЫТИЯ.

Вокруг прыгают,  кувыркаются и смеются, демонстрируя мощь и силу тренированного тела,  артисты цирка.

 
                жизненные  соки
   
   
   На арене два клоуна Эдик и Костик.
   Костик упорно тренируется ходить по проволоке. Подходит Эдик.
   Эдик. ЧТО ТЫ ТАК МУЧАЕШЬСЯ?
   Костик. УЧУСЬ ДЕРЖАТЬ РАВНОВЕСИЕ. В ЖИЗНИ НАДО УМЕТЬ БАЛАНСИРОВАТЬ.
   Эдик начинает кувыркаться: делает сальто, колесо.
   Эдик. ТОГДА УЧИСЬ И ЭТОМУ. В ЖИЗНИ НАДО УМЕТЬ КРУТИТЬСЯ.
   Выбегает девушка-жонглер. Начинает жонглировать и роняет булаву. Появляется ее партнер по номеру. Поднимает булаву и начинает перебрасываться с девушкой булавами.
   Эдик. В ЖИЗНИ НАДО УМЕТЬ ВОВРЕМЯ ПОДХВАТЫВАТЬ.
   Под куполом цирка мы видим квадрат голубой трепещущей материи, имитирующей облако. Переливаясь в лучах прожекторов, это волшебное облако, под звуки лирической мелодии, медленно плывет над ареной.
   Выходят два администратора.
   1-ый администратор. СМОТРИ, КРУТЯТСЯ, ТРЕНИРУЮТСЯ, ВЕРШИН ВСЕ РАВНО НЕ ДОСТИГНУТ, ТАК ХОТЬ КАКОЙ-НИБУДЬ ПРИЗ В ЖИЗНИ ВЫИГРАТЬ. КАК БЫ ОБЛАКО ВОЛШЕБНОЕ НЕ ПРОМОРГАЛИ - ЭТО ДЛЯ НИХ ОЧЕНЬ ВАЖНО.
   Облако проплывает над тренирующимися. Клоуны перестают тренироваться и поднимают головы, заворожено провожая удаляющееся облако.
   2-ой администратор. А ЧТО САМОЕ ВАЖНОЕ, ТЫ ЗНАЕШЬ? ВСПОМНИ, КАК ТЫ КРУТИЛСЯ, КОГДА НАДО БЫЛО ДОСТАТЬ ДЕФИЦИТНОЕ ЛЕКАРСТВО ДЛЯ ДОЧКИ. А ОНИ И ОБЛАКО ЗАМЕТИЛИ, И ТРЕНИРОВАТЬСЯ ПРОДОЛЖАЮТ, МОЛОДЦЫ.
   Администраторы уходят.
   Костик. ЭДИК, ТЫ ВИДЕЛ ОБЛАКО?
   Эдик. ВИДЕЛ И ВСПОМНИЛ ОДНУ СМЕШНУЮ ИСТОРИЮ.
   Рассказывает историю. Зрители смеются. Костик упорно тренируется и не смеется. Один из зрителей (мальчик) подходит к нему.
   Мальчик. ДЯДЯ, ПОЧЕМУ ВЫ НЕ СМЕЕТЕСЬ, ВЕДЬ ВЫ КЛОУН?
   Костик. КОГДА Я ТРЕНИРУЮСЬ - МНЕ ЧТО-ТО НЕ ДО СМЕХА.
   Эдик ( оглядывая удивленно своих коллег, и вдруг решительно говорит). ВСЕ, КОНЧИЛИ. ПОТРЕНИРОВАЛИСЬ НЕМНОГО, И ХВАТИТ. КЛАССНЫМИ ЖОНГЛЕРАМИ И КАНАТОХОДЦАМИ МЫ ВСЕ РАВНО НЕ СТАНЕМ, А ВОТ КЛОУНАМИ БЫТЬ ПЕРЕСТАНЕМ. ОСВОЖДАЙТЕ АРЕНУ, ПУСТЬ ОБЪЯВЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЙ НОМЕР.


                золотой дождь в цирке

   Выходит Костик и начинает кувыркаться. Потом видит различные предметы и пытается жонглировать ими.
   Выходит Эдик.
   Эдик
   - КОСТИК, ТЫ РАСПЫЛЯЕШЬСЯ И НИКОГДА НЕ ДОСТИГНЕШЬ СОВЕРШЕНСТВА В ЧЕМ-НИБУДЬ ОДНОМ. ВОТ СМОТРИ, НАСТОЯЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ.
   
   Выбегают жонглер, акробат, силовой жонглер и демонстрируют свое ремесло. Костик мечется от одного к другому: то подбегает к жонглеру, то к акробату, то к силовому жонглеру.
   
   Эдик
  -- ЕЩЕ КОСТИК ЛЮБИТ ИГРАТЬ В ШАХМАТЫ, ИНТЕРЕСУЕТСЯ МЕЖДУНАРОДНЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ, КОЛЛЕКЦИОНИРУЕТ МОНЕТЫ, ОТКРЫТКИ И НОВЫЕ РЕЦЕПТЫ В ОБЛАСТИ КУЛИНАРИИ. ЗАЧЕМ ОН ТАК ЖАДНО И ВОСТОРЖЕННО ЖИВЕТ, ТРАТЯ СВОЮ ЖИЗНЬ НА РАЗНОРОДНЫЕ ИНТЕРЕСЫ? ЕСТЬ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ЩЕДРО РАСТРАЧИВАЮТ ЗОЛОТЫЕ МИНУТЫ ЖИЗНИ НА ПУСТЫЕ ЗАБАВЫ, ДА И КТО МОЖЕТ ТОЧНО ОПРЕДЕЛИТЬ ГРАНИЦУ МЕЖДУ ЩЕДРОСТЬЮ И МОТОВСТВОМ.
   
   Прожекторы высвечивают трех профессионалов. Площадки, на которых они стоят, приподнимаются над ареной, оставляя Костика внизу.
   
   Эдик
  -- ВОЗМОЖНО, КИПУЧАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УМА И СЕРДЦА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ДОСТИЖЕНИЕ ГОРДОЙ ЦЕЛИ, НЕ ПРОПАДЕТ ДАРОМ, А ПРЕВРАЩАЕТ МИНУТЫ - ЗОЛОТЫЕ КРУПИЦЫ ВРЕМЕНИ - ЯРКОЙ И ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОЙ ЖИЗНИ В ЭНЕРГИЮ, БЛАГОДАРЯ КОТОРОЙ ВОЗРОЖДАЕТСЯ ГАРМОНИЯ В НАШЕМ МИРЕ, ВО ВСЕЙ ВСЕЛЕННОЙ...
   
   Три профессионала образуют правильную геометрическую фигуру. Во всех движениях ощущается красота и гармония. Они как бы застывают, превращаясь в монументы. Костик внизу ускоряет ритм движений. Все прожектора направлены на него. Сверху на Костика падает золотая мишура, и он исчезает в потоке света.
   
   Эдик.
   - ...НО КАК ЗАВОРАЖИВАЕТ КАРТИНА: ЧЕЛОВЕК, РАЗБРАСЫВАЮЩИЙ СВОЮ ЖИЗНЬ ЗОЛОТЫМ ДОЖДЕМ, РАСТВОРЯЮЩИЙСЯ В ЕГО СИЯНИИ.
    АЛЬТЕРНАТИВА


   На арену выходят Костик и Эдик и начинают жонглировать.
   Выбегают настоящие жонглеры - два юноши и девушка. Клоуны отходят в сторону.
   В центре арены устанавливают стеклянный (имитация), в переливающихся блестках, большой шар.
   Девушка жонглер нечаянно задевает шар булавой. Шар разбивается.
   Появляется администратор.
   
   Администратор (обращаясь к одному из жонглеров)
  -- КТО ЭТО СДЕЛАЛ?
   
   Юноша молчит
   
   Администратор (обращаясь к другому жонглеру)
  -- А ВЫ, ЧТО СКАЖЕТЕ?
   
   Жонглер показывает на девушку.
   
   Администратор
  -- ПРЕКРАСНО, ВЫ СВОБОДНЫ.
   
   Жонглер, который выдал девушку, уходит.
   
   Администратор (смотрит на девушку и второго жонглера)
   - А К ВАМ ПРИДЕТСЯ ПРИМЕНИТЬ САНКЦИИ. И К
   ВАМ ТОЖЕ - КАК СОУЧАСТНИКУ.
   
   Все уходят, кроме двух клоунов
   
   Костик
  -- ЭДИК, СКАЖИ, КАКАЯ РАЗНИЦА МЕЖДУ ЧИСТОСЕРДЕЧНЫМ ПРИЗНАНИЕМ И ПРЕДАТЕЛЬСТВОМ?
   
   Эдик
   - Я ДУМАЮ, ЧТО РАЗНИЦА ЕСТЬ, НО НЕТ РЕЦЕПТОВ.
   КАЖДЫЙ РАЗ ЭТО ДОЛЖНЫ РЕШАТЬ САМИ ЛЮДИ.
   
   Выбегают провинившиеся юноша и девушка и начинают жонглировать друг с другом. Выбегает второй жонглер, выдавший девушку, и хочет к ним присоединиться. Он пытается присовокупить к булавам, которыми жонглируют юноша и девушка, свои булавы, но те откидывает их ему обратно, стараясь повернуться так, чтобы он находился у кого-нибудь за спиной из жонглирующих.
   
   Эдик
   - КАК ВИДИШЬ, ЕГО "ЧИСТОСЕРДЕЧНОЕ ПРИЗНАНИЕ" НЕ ПРИНЕСЛО ЕМУ ОСОБОЙ ПОЛЬЗЫ.
   
   Выходит администратор.
   
   Администратор (обращаясь к жонглирующим юноше и девушке)
   
  -- ВЫ УВОЛЕНЫ, А ВЫ (он смотрит на второго юношу) ОСТАВАЙТЕСЬ И ПРОДОЛЖАЙТЕ РАБОТАТЬ.
   
   На арене остаются два клоуна и жонглер, который один, в гордом одиночестве продолжает жонглировать.
   
   Костик
  -- ДА НЕТ, ПОЛЬЗА, КАКАЯ-НИКАКАЯ, А ЕСТЬ. ПРИГЛАСЯТ ДРУГИХ ЖОНГЛЕРОВ, И ОН БУДЕТ В ПОРЯДКЕ, А ТЕ ДВОЕ - УВОЛЕНЫ.
   
   Эдик
  -- ИТАК, ЧИСТОСЕРДЕЧНОЕ ПРИЗНАНИЕ ИЛИ ПРЕДАТЕЛЬСТВО - ОСТАВИМ НА СОВЕСТИ ЭТОГО ЖОНГЛЕРА.
   
   Клоуны подбегают к юноше и начинают жонглировать вместе с ним.
   
   Эдик
  -- В КОНЕЧНОМ СЧЕТЕ, КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН РЕШАТЬ САМ: БЫТЬ ЕМУ ЧЕЛОВЕКОМ ИЛИ...
   
   Объявляется следующий номер: "ДРЕССИРОВАННЫЕ ХИЩНИКИ".

            К О Р О Т К О М Е Т Р А Ж Н Ы Е                К И Н О С Ц Е Н А Р И И
                В О С Х О Ж Д Е Н И Е

   ИЗО Мы видим штангиста, поднимающего тяжести. Бегунов, стремительно рассекающих воздух, приближающихся к финишу. Прыгуна с шестом, штурмующего высоту.
   
   Д.Т. - В НАШЕ ВРЕМЯ, КОГДА ЧЕЛОВЕК ИЗОБРЕЛ МАССУ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН, РАЗНООБРАЗНЫЕ СКОРОСТНЫЕ СРЕДСТВА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ И СОТВОРИЛ РАКЕТЫ, УСТРЕМИВШИЕСЯ К ЗВЕЗДАМ; ЗАЧЕМ ЭТИ АДСКИЕ ПОТУГИ, ЭТО СТРАШНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ МЫШЦ И НЕРВОВ, ЭТА НЕИЗЪЯСНИМАЯ ВОЛЯ К ПОБЕДЕ.
   
   Чествование победителей. Табло с цифрами, констатирующими новые рекорды. Лица спортсменов чемпионов, когда играются гимны и поднимаются вверх флаги их стран. Крупно глаза, в которых блестят слезы.
   
   - РАДИ СПОРТИВНОЙ СЛАВЫ СВОЕЙ СТРАНЫ. РАДИ САМОУТВЕРЖДЕНИЯ
   
   Игровые виды спорта, где спортсмены страхуют друг друга. Мы видим, как они самоотверженно бросаются на помощь товарищу по команде. Корректное, полное уважения отношение к соперникам.
   
  -- В СПОРТИВНЫХ СХВАТКАХ СПОРТСМЕНЫ ИГРОВЫХ ВИДОВ СПОРТА ПРОНИКАЮТСЯ ИСТИННЫМ РЕАЛЬНЫМ ОЩУЩЕНИЕМ МЕСТОИМЕНИЯ "МЫ".
   
   Кадры с падающими спортсменами, совершающими немыслимые кульбиты, испытывающими страшные перегрузки. Крупно их глаза в момент экстремальных ситуаций.
   
  -- НО НЕ ТОЛЬКО ПАТРИОТИЗМ, ОБРЕТЕНИЕ ЧУВСТВА ТОВАРИЩЕСТВА И САМОУТВЕРЖДЕНИЕ ДВИЖЕТ ЧЕЛОВЕКОМ, ОТДАЮЩИМ ВСЕ СВОИ СИЛЫ, НЕРВЫ И ЗДОРОВЬЕ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ КАКОЙ-ТО НЕРЕАЛЬНОЙ ЦЕЛИ. ЭТА ЦЕЛЬ НЕ ПРИНОСИТ КОНКРЕТНЫХ ВИДИМЫХ ПЛОДОВ, А УТВЕРЖДАЕТ, КАК НИ СТРАННО, ПРИ ПОМОЩИ ФИЗИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ, ТОРЖЕСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА.
   
   На экране горы. По ним медленно поднимается вверх цепочка людей. Камера панорамирует по ним, останавливается на вершине горы, и наш взгляд устремляется все выше и выше в небо.
   
  -- ЗДЕСЬ НЕТ НИ ШУМА СТАДИОНА, НИ ОАВЦИЙ ПОБЕДИТЕЛЮ, А РЕКОРДЫ МОЖНО СЧИТАТЬ ОТНОСИТЕЛЬНЫМИ, ИБО НА КОНЕЧНОМ ПУНКТЕ, ДА И НА ВСЕМ ПУТИ - СУДЕЙ НЕТ.
   
   Горные обвалы, лавины. Альпинисты штурмуют отвесную скалу, преодолевают крутой спуск, расщелину, переправляются через пропасть.
   
   - И ВСЕ-ТАКИ ЗДЕСЬ - СХВАТКА. ТАКЖЕ КАК СПОРТСМЕНЫ БОРЮТСЯ С КИЛОГРАММАМИ, СЕКУНДАМИ, МЕТРАМИ, ТАК СПОРТСМЕНЫ-АЛЬПИНИСТЫ БОРЮТСЯ С ГРАДОМ, СНЕГОМ, ОБВАЛАМИ; И, ГЛАВНОЕ, С САМИМИ СОБОЙ, ИБО В ОСНОВЕ ЛЮБОЙ БОРЬБЫ - ПРЕЖДЕ ВСЕГО ПРЕООЛЕНИЕ САМОГО СЕБЯ.
   
   Альпинисты в жесткой связке, друг за другом поднимаются по отвесной скале.
   
  -- А МЕСТОИМЕНИЕ "МЫ" ЗДЕСЬ, МОЖЕТ БЫТЬ, ВЫХОДИТ НА ПЕРВЫЙ ПЛАН.
   
   Завораживающие, феерические выступления артистов цирка. Шуты, акробаты, воздушные гимнасты прыгают, кувыркаются и дурачатся в потоке яркого света и мишуры.
   
   - НЕКОТОРЫЕ СЧИТАЮТ
   ЯРКОЙ МОДЕЛЬЮ ЖИЗНИ -
   ЦИРК!
   ЗОЛОЧЕНЫЕ ЛОШАДИ
   БЕШЕНО МЧАТЬСЯ
   ПО КРУГУ.
   ЛОВКИЕ И СИЛЬНЫЕ
   ГИМНАСТЫ И АКРОБАТЫ
   ПОДБРАСЫВАЮТ
   СВОИ МУСКУЛИСТЫЕ,
   ПЕРЕЛИВАЮЩИЕСЯ
   В СВЕТЕ ЦВЕТНЫХ ОГНЕЙ
   ТОЧЕНЫЕ И ПЛАСТИЧНЫЕ ТЕЛА
   ПОД САМЫЙ КУПОЛ.
   ВСЕ ЗАПОЛНЯЕТ ЛОВКОСТЬ,
   СИЛА И СВЕТ.
   
   Арену сменяет большой цилиндр (наплыв). Мишура исчезает. Цилиндр освещается контрастным светом, подчеркивая драматичность эпизода. Камера въезжает внутрь цилиндра. По вертикальным стенам носятся мотоциклисты.
   На фоне этого номера свои стихи читает А. Межиров.
   
   - "...В ОГРОМНОЙ БОЧКЕ ПО СТЕНЕ,
   НА МОТОЦИКЛАХ, ДРУГ ЗА ДРУГОМ,
   МОЕЙ НАПАРНИЦЕ И МНЕ
   ВЕРТЕТЬСЯ НАДО КРУГ ЗА КРУГОМ.
   
   ОН СТАР, НАШ НОМЕР ЦИРКОВОЙ,
   ЕГО ДАВНО ПРИДУМАЛ КТО-ТО, -
   НО ЭТО ВСЕ-ТАКИ РАБОТА,
   ХОТЯ И КНИЗУ ГОЛОВОЙ.
   
   О ВЕРТИКАЛЬНАЯ СТЕНА,
   КРУГ НОВЫЙ ДАНТОВСКОГО АДА,
   МОЕ СПАСЕНЬЕ Т ОТРАДА,
   ТЫ ВСЕ ВЕРНУЛА МНЕ СПОЛНА.
   
   НАШ НОМЕР ЛОЖНЫЙ?
   НУ, И ЧТО Ж!
   ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНАЯ СИЛА
   МОИХ КОЛЕС НЕ ПОБЕДИЛА -
   ОТ СТЕНКИ ИХ НЕ ОТОРВЕШЬ.
   
   ПО СОВМЕСТИТЕЛЬСТВУ, К НЕСЧАСТЬ,
   Я ЗАМЕЩАЮ ЗАВЛИТЧАСТЬЮ.
   
   
   Колеса циркового мотоцикла сменяются колесами машин начала века.
   На экране трюки с использованием автомашин, придуманные гэгманами немого кино. Крупным планом кинокамера показывает бобины проекционного аппарата. Вспыхивает луч и пронзает тьму зрительного зала. На экране кадры из кинофильма "Огни большого города" Ч. Чаплина. Эпизоды, где слепая девушка дарит главному герою цветок. Заключительные эпизоды кинофильма: девушка, обретшая зрение, прикасаясь к лацкану пиджака главного героя, чтобы вдеть ему цветок в петлицу, узнает своего благодетеля.
   Кадры из кинофильмов Ю. Райзмана "Коммунист" и "Гамлет" Г. Козинцева. Эпизоды смерти главных героев кинофильмов.
   
   - НЕКОТОРЫЕ СЧИТАЮТ
   МОДЕЛЬЮ ЖИЗНИ - КИНО!
   ОНИ ОГЛЯДЫВАЮТСЯ
   НА СВОЮ ЖИЗНЬ
   И,
   КАК КУСКИ КИНОЛЕНТЫ,
   МЕДЛЕННО КРУТЯЩЕЙСЯ
   В БАБИНАХ
   ПРОЕКЦИОННОГО АППАРАТА,
   ЭПИЗОД ЗА ЭПИЗОДОМ
   РАЗВОРАЧИВАЕТСЯ ИХ ЖИЗНЬ.
   ВЫПЛЫВАЮТ ИЗ ЗАТЕМНЕНИЯ -
   ДЕТСТВО, ЮНОСТЬ
   И ЗРЕЛОСТЬ.
   ЭПИЗОДЫ, ГДЕ НАКАЛ СТРАСТЕЙ
   ДОСТИГАЕТ ПРЕДЕЛА,
   ЯВЛЯЮТСЯ КУЛЬМИНАЦИОННЫМИ,
   И ВЕНЧАЕТ ВСЕ ЭТО
   ПЕЧАЛЬНЫЙ
   ИЛИ СЧАСТЛИВЫЙ КОНЕЦ.
   
   Мы видим, как готовят съемочную площадку к проведению съемок. Макетчики и художники кладут последние мазки на почти готовую декорацию. Осветители устанавливают свои приборы. Операторская группа готовит кинокамеру к работе. Гримеры поправляют прически и грим актерам. Выходит режиссер и начинается действо.
   На этом фоне свои стихи читает Ю. Левитанский.
   
   
   "ЭТО ГОРОД. ЕЩЕ РАНО.
   ПОЛУСУМРАК,
   ПОЛУСВЕТ.
   А ПОТОМ НА КРЫШАХ СОЛНЦЕ,
   А НА СТЕНАХ ЕЩЕ НЕТ.
   А ПОТОМ В СТЕНЕ ВНЕЗАПНО
   ЗАГОРАЕТСЯ ОКНО.
   ВОЗНИКАЕТ ЗВУК РОЯЛЯ.
   НАЧИНАЕТСЯ КИНО.
   ......................................................
   ЭТОТ ЛУЧ, ПРЯМОЙ И РЕЗКИЙ,
   ЭТО СВЕТА ПОЛОСА
   ЗАСТАВЛЯЕТ МЕНЯ ПЛАКАТЬ
   И СМЕЯТЬСЯ ДВА ЧАСА.
 
   КЕМ НАПИСАН БЫЛ СЦЕНАРИЙ?
   ЧТО ЗА СТРАННЫЙ ФАНТАЗЕР
   ЭТОТ РАВНО ГЕНИАЬНЫЙ
   И БЕЗУМНЫЙ РЕЖИССЕР?
   КАК СВОБОДНО ОН МОНТИРУЕТ
   РАЗЛИЧНЫЕ КУСКИ
   ЛИКОВАНЬЯ И ОТЧАЯНЬЯ,
   ВЕСЕЛЬЯ И ТОСКИ!
 
   И, УЧАСТВУЯ В СЮЖЕТЕ,
   Я СМОТРЮ СО СТОРОНЫ,
   КАК ТЕКУТ МОИ МГНОВЕНЬЯ,
   МОИ ГОДЫ, МОИ СНЫ,
   КАК СПЛЕТАЕТСЯ С ДРУГИМИ
   ЭТА ТОНЕНЬКАЯ НИТЬ,
   ГДЕ УЖЕ МНЕ, К СОЖАЛЕНЬЮ,
   НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИТЬ...
 
   И НАД СОБСТВЕННОЮ РОЛЬЮ
   ПЛАЧУ Я И ХОХОЧУ.
   ТО, ЧТО ВИЖУ, С ТЕМ, ЧТО ВИДЕЛ,
   Я В ОДНО СЛОЖИТЬ ХОЧУ.
   ТО, ЧТО ВИДЕЛ, С ТЕМ, ЧТО ЗНАЮ,
   ПОМОГИ СВЯЗАТЬ В ОДНО,
   ЖИЗНЬ МОЯ, КИНЕМАТОГРАФ,
   ЧЕРНО-БЕЛОЕ КИНО".
   
   Вновь цепочка людей медленно поднимается на вершину горы. Внизу течет горная река. Камера крупно показывает бурлящие воды горной реки. Кадры морского шторма. Огромные волны ударяются о скалу, разбиваются и вновь набегают. Должно создаваться впечатление, что это та скала, по которой поднимаются альпинисты.
   
   - И ЦИРК И КИНО - ИСКУССТВО,
   НО ЭТО ЛИШЬ ЧАСТЬ ЖИЗНИ,
   А ЖИЗНЬ НЕОБЪЯТНА,
   КАК МОРЕ,
   КАК ОКЕАН,
   ГДЕ ВОЛНЫ,
   НАБРАСЫВАЮТСЯ НА БЕРЕГ.
   ОНИ РАЗБИВАЮТСЯ
   ИСЧЕЗАЮТ
   И СНОВА,
   ВОЗРОЖДАЯСЬ И
   НАБЕГАЯ ОДНА НА ДРУГУЮ,
   УСТЕМЛЯЮТСЯ К БЕРЕГУ...
   
   В горах начинается гроза. Альпинисты продолжают восхождение под приливным ливнем.
   
   
   ...КАК ОБЛАКА,
   ПЛЫВУЩИЕ ПО НЕБУ,
   ПРЕВРАЩАЮЩИЕСЯ В ТУЧИ,
   СТАЛКИВАЮЩИЕСЯ,
   ИСТЕКАЮЩИЕ СВЕТЛОЙ ВЛАГОЙ
   И ВНОВЬ ВОЗНИКАЮЩИЕ
   В СВЕТЛО-ГОЛУБОЙ ПУСТЫНЕ...
   
   Альпинисты штурмуют осыпающийся участок горы. На них сыплется песок, мелкий щебень. Возникают обвалы. Обходя опасные места, где падают крупные камни, спортсмены продолжают восхождение.
   
   ... КАК ПЕСЧИНКИ,
   КОТОРЫЕ
   БЕШЕНО УСТРЕМЛЯЮТСЯ
   НАВСТРЕЧУ
   ДРУГ ДРУГУ.
   ЕДИНЯТСЯ,
   ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ОГРОМНУЮ ГОРУ.
   ДОСТИГНУВ ПРЕДЕЛА,
   РАССЫПАЮТСЯ,
   И ОПЯТЬ
   ЕДИНЯТСЯ.
   ЗНАЧИТ ЖИЗНЬ - ЭТО БОРЬБА,
   А САМОЙ БЛИЗКОЙ
   ЕЕ МОДЕЛЬЮ
   ЯВЛЯЕТСЯ
   СПОРТ.
   
   Эпизоды спортивных схваток различных видов спорта. Накал страстей и, порою, жесткость сливаются с вдохновенной импровизацией и виртуозностью. Альпинисты на вершине горы. Они обнимают друг друга, на их лицах восторг, в этот момент они счастливы.
   
   - ЛОВКИЕ И СИЛЬНЫЕ ТЕЛА
   БРОСАЮТСЯ
   НАВСТРЕЧУ ДРУГ ДРУГУ,
   ГДЕ
   ЭПИЗОД ЗА ЭПИЗОДОМ
   СМЕНЯЮТСЯ СТАДИИ СХВАТКИ
   И ПОБЕДУ
   В ЧЕСТНОЙ БОРЬБЕ
   ВЫРЫВАЕТ СИЛЬНЕЙШИЙ.
   
   Награждение победителей на стадионах, во дворцах спорта, вручение медалей, кубков. Им дарят цветы, сувениры. В честь победителей звучит гимн и поднимается флаг их родины.
   
   - ЯРКИЕ ЦВЕТЫ,
   УЛЫБКИ ДЕВУШЕК,
   ГРОМКИЕ ЛИКУЮЩИЕ ВОЗГЛАСЫ
   ПРИНАДЛЕЖАТ ЕМУ.
   
   Вновь мы видим альпинистов на вершине горы. Их радости нет предела. Горные вершины, покрытые снегом, сменяются горами, покрытыми густыми лесами. Время года - осень. Лучи солнца уже не обжигают, а, смешиваясь с порывами легкого осеннего ветерка, нежно ласкают кожу своим теплом. Желтые листья лежат на холодных камнях горных рек, на аккуратно подстриженных газонах горных парков.
   
   - ПОБЕЖДЕННЫЙ,
   ПОЗДРАВЛЯЮЩИЙ ПОБЕДИТЕЛЯ,
   УЛЫБАЕТСЯ,
   И ЕМУ
   ПРИНАДЛЕЖАТ:
   НЕЖНЫЕ ВЗГЛЯДЫ МАТЕРЕЙ,
   ЗАПАХ ЛЕСНЫХ ЦВЕТОВ
   ЛАНДЫШЕЙ И КУВШИНОК,
   ВСЯ СВЕТЛАЯ ГРУСТЬ МИРА,
   ИБО ЕСЛИ БЫ
   НЕ БЫЛО ПОБЕЖДЕННОГО -
   НЕ БЫЛО БЫ И...
   ПОБЕДИТЕЛЯ.
   
   Ликующие альпинисты на снежной вершине горы. Камера отдаляется от них. На фоне снежной вершины появляется портрет Эрнеста Хемингуэя.
   
   "КИЛИМАНДЖАРО - ПОКРЫТЫЙ ВЕЧНЫМИ СНЕГАМИ ГОРНЫЙ
   МАССИВ ВЫСОТОЙ В 19710 ФУТОВ, КАК ГОВОРЯТ, ВЫСШАЯ ТОЧКА
   АФРИКИ. ПЛЕМЯ МАСАИ НАЗЫВАЕТ ЕГО ЗАПАДНЫЙ ПИК "НГАЙЭ-
   НГАЙЯ", ЧТО ЗНАЧИТ "ДОМ БОГА".
   ПОЧТИ У САМОЙ ВЕРШИНЫ ЗАПАДНОГО ПИКА ЛЕЖИТ ИССОХШИЙ
   МЕРЗЛЫЙ ТРУП ЛЕОПАРДА.
   ЧТО ПОНАДОБИЛОСЬ ЛЕОПАРДУ НА ТАКОЙ ВЫСОТЕ, НИКТО
   ОБЪЯСНИТЬ НЕ МОЖЕТ".


                П Р О Т И В О С Т О Я Н И Е

   Кинокамера панорамирует по лицам спортсменов, готовящихся к старту. Азарт, желание вырвать победу можно прочесть в их глазах.
   
   На экране митинг. Знамена, плакаты с лозунгами националистического толка. Лица выступающих искажены злобой. Неожиданно возникают кадры одной из сессий Госдумы. Депутаты спорят между собой, издавая резкие выкрики, и осыпая оскорблениями друг друга.  Наплывом появляются кадры фондовой биржи. Идет крупная игра. Лица держателей акций отчужденные, жесткие, ничего не замечающие кроме колонки цифр.
   
   Военный фашистский парад. Каменные, жесткие лица солдат. Бескровные, охваченные военной истерией, манией величия лица вождей  Третьего Рейха.

                Затемнение
   
   
   Из затемнения выплывают руки скрипача. Средний план скрипача, вдохновенно исполняющего классические произведения. Руки конструктора с карандашом в руках, скользящие по ватману, закрепленному на кульмане. Ткацкий цех. Работающие агрегаты. Вдоль ряда ткацких станков медленно идет женщина.
   
   Осенний парк. Вдоль аллеи идут юноша и девушка. Мягкие солнечные лучи скользят по юным лицам. Деревья золотистыми листьями осыпают влюбленных, пространство вокруг них. Порывы лёгкого, осеннего ветерка подхватывают эти трепетные подарки парка и плавно кружат в воздухе вместе с мотивами светлой грусти. Поддавшись общему настроению и ритму, пара начинает вальсировать и медленно отдаляется от камеры.
   
   Летний сад. В качалке сидит молодая женщина с ребенком на руках. Она наслаждается своим материнством: целует, подбрасывает ребенка вверх и ловит с радостными, умиляющими нас восклицаниями. Сад наполнен терпкими запахами спелых плодов и распустившихся цветов. Камера панорамирует по пышным купам деревьев, безоблачному голубому небу и останавливается. Постепенно небо темнеет, наползает свинцовая тяжелая туча.
   
   На экране снова спортивная схватка. Лица игроков ожесточены. В пылу борьбы один из спортсменов грубо нарушает правила, ударив соперника. Мы видим, как скорее заиграл скрипач, замелькал карандаш конструктора, заторопилась работница ткацкого цеха.
   
   Один из депутатов плюет в оппонента, начинается драка.
   В среде митингующих вспыхивает скандал, милиция пытается разнять скандалящих.
   На бирже игра достигла кульминации. Кто-то из финансовых магнатов ухмыляется. Лица других искажены гримасой злобы, некоторые начинают судорожно суетиться.
   
   Вальсирующие в парке влюбленные оказываются в полутемной зале и начинают танцевать танго, которое переходит в быстрый фокстрот.
   
   Искаженное, истеричное лицо фюрера. Он судорожно вскидывает руку вверх. Взрывы, огонь, скрежет метала, горящие танки, самолеты... Солдаты в штыковой атаке. В окопе два солдата-врага душат друг друга, взрывы...
   
   Черное, заволоченное тучами небо. Слышны грозовые раскаты. Женщина вскакивает с качалки и бежит к дому, прижимая к себе ребенка и стараясь прикрыть его своим телом.
   
   На экране вновь спортивная схватка. Накал страстей достигает предела. Скрипач играет все быстрее, эмоциональней. Конструктор склоняется над своим чертежом. Чувствуется напряженная работа мысли. Ткачиха самозабвенно следит за потоком нитей на станках, там, где нужно поправляет.
   
   Появляются фигуры спортсменов. Их лица заметно смягчаются.
   Последние аккорды спортивного зрелища. Соперники демонстрируют спортивное высшее мастерство: виртуозность, блестящую технику и вдохновенную импровизацию. Наконец финал. Гром аплодисментов и радостные крики болельщиков, приветствующих обе команды. Проигравшие поздравляют победителей.
   
   Скрипач закончил свое выступление. Гром аплодисментов. Ему преподносят цветы.
   Ткачиха, сдав смену, довольная идет по улице. Место, где проходил митинг, поливальные машины очищают от грязи, на клумбах, обрамляющих площадь, благоухают цветы. Из здания Госдумы выходят улыбающиеся депутаты. Из здания фондовой биржи вываливаются счастливые и веселые брокеры, трейдеры, прочая публика.
   
   Конструктор, отбросив карандаш, улыбаясь, смотрит на чертеж. Сквозь чертеж видна стартующая в космос ракета.
   Ракета продолжает полет.


                И Г Р А

Фильм монтируется на основе документальных материалов видеозаписи Чемпионата мира по футболу, проходившего в Испании в 1982г.
   
   ИЗО
   Первые кадры фильма - красочное открытие Чемпионата мира по футболу.
   Д.Т.
   ЭЙ, ФУТБОЛИСТЫ-ФАВОРИТЫ,
   НЕ ВСЕ ГОЛЫ ЕЩЕ ЗАБИТЫ.
   И СНОВА В БОЙ,
   И СНОВА НЕРВЫ,
   И - В ПЕРВЫХ.
   ...минута матча ФРГ - Франция
   Защитник сборной ФРГ грубо сбивает нападающего сборной Франции.
   
   ...минута матча ФРГ - Франция
   Вратарь сборной ФРГ выбегает вперед и корпусом жестко сбивает нападающего сборной Франции. Нападающего уносят на носилках.
   
   ...минута матча ФРГ - Франция
   Жесткий прессинг по всему полю по отношению к французским нападающим.
   
   С ТЕПЛОМ СЕРДЕЧНЫМ ЗДЕСЬ НЕ ГУСТО.
   ЗДЕСЬ РАЗУМА СТАЛЬНЫЕ ВИЛЫ.
   СТРАСТЬ ЗАРОДИЛАСЬ В КУЛЬТЕ СИЛЫ -
   ГОРЯЧЕЕ,
   НО ЗЛОЕ ЧУВСТВО.
   
   ...минута матча Франция - Ирландия
   Французские футболисты, технично обрабатывая мяч точными и быстрыми
   передачами, приближаются к воротам соперника.
   
   ...минута матча Франция - Ирландия
   Импровизация с мячом французских футболистов в центре поля. Быстрый пас в сторону
   ворот Ирландской сборной и французский нападающий забивает гол.
   
   ...минута матча Бразилия - Шотландия
   Длинные великолепные пасы бразильских футболистов. Мяч попадает к футболисту,
   стоящему у края футбольного поля около ворот сборной Шотландии. Быстрый пас
   в центр штрафной площади ворот и бразильский нападающий с лета пушечным ударом
   вонзает мяч в ворота Шотландии.
   
   ВОТ ЖИЗНЬ ИНОЕ НАМ ЯВИЛА:
   БОРЬБА ДЛЯ НИХ - ОГОНЬ, ИСКУССТВО!
   ПРИРОДА ЩЕДРО ОДАРИЛА
   СЕРДЦА ИХ - ЭТО ТОЖЕ СИЛА.
   ПРЕТИТ ИМ, ЕСЛИ В СЕРДЦЕ ПУСТО.
   
   ...минута матча Италия - Бразилия
   Бразильцы забивают гол в ворота Италии, сравнивая счет за несколько минут до окончания матча. Учитывая соотношение мячей, выход бразильской сборной в финал Чемпионата обеспечен. Трибуны ликуют, ликуют запасные игроки сборной Бразилии,
   Ликуют тренеры.
   ...минута матча Италия - Бразилия
   Итальянские футболисты устремляются вперед. Телекамера показывает крупным
   планом лица итальянских игроков. Видна страстная жажда гола, и победный гол
   забит.
   
   ...минута финального матча Италия - ФРГ
   Защитник сборной ФРГ грубо сбивает нападающего сборной Италии. Футболиста
   уносят с поля.
   
   ... минута финального матча Италия - ФРГ
   Нападающие итальянской сборной, технично передавая друг другу мяч,
   приближаются к воротам сборной ФРГ. Готовится к завершению продуманная и ранее
   отрепетированная комбинация, но вдруг рождается импровизация: нападающий
   сборной Италии отдает мяч игроку, находящемуся в неудобной позиции перед
   воротами. Этой передачи соперники не ожидали и итальянский футболист, технично
   обработав мяч, посылает его в ворота ФРГ.
   
   ...минута финального матча Италия - ФРГ
   Борьба за мяч между итальянским футболистом и футболистом сборной ФРГ.
   Футболист в белой футболке теснит своего соперника, но неимовернейшим
   напряжением сил футболист в синей футболке вырывает мяч и быстро посылает
   вперед своему партнеру. Победный мяч в воротах сборной ФРГ.
   
   
   К ПОБЕДЕ ДЕРЗКОЕ СТРЕМЛЕНЬЕ,
   НО В ЭТОМ СПОРЕ ПОБЕДИЛ,
   ТОТ, КТО В СТРЕМИТЕЛЬНОМ ДВИЖЕНЬЕ
   ОТКРЫЛ, ПОСТИГ И ОЦЕНИЛ
   ВЗАИМНОЕ ПРОНИКНОВЕНИЕ
   ПРОТИВОБОРСТВУЮЩИХ СИЛ.


ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ  РЕКЛАМНЫЙ РОЛИК

   ИЗО
Огромные небоскребы. Кинокамера медленно панорамирует по этажам - от нижних к самым высоким.
   
   Дикторский текст
   ВЗРЫВ ЯДЕРНЫЙ, ГРИБОПОДОБНЫЙ,
   ТВОРЕНЬЕ ГЕНИЯ ЛЮДСКОГО,...
   
   
   Имперская канцелярия Третьего Рейха. Высшие чины что-то обсуждают. Перед ними военные атрибуты: планы, карты и т.д.
   
   ...РАСТЕТ СТРЕМИТЕЛЬНО, ПОДРОБНО,
   В НЕМ ВСЕ, НА РЕДКОСТЬ, ОБРАЗЦОВО.
   
   Военный парад фашистов. Постепенно один войск сменяет другой.
   
   ВСЕ ОТРАБОТАНО ОТМЕННО.
   СМЕНЯЕТСЯ ЗА ФАЗОЙ ФАЗА,...
   
   Жертвы фашистских концлагерей и жертвы бомбардировки американской авиацией японских городов Хиросимы и Нагасаки (документальные и иконографические материалы).
   
   ...И ЛИЧНОСТИ РАСПАД МГНОВЕННЫЙ
   УЖЕ НЕ ОБРАЗНАЯ ФРАЗА.
   
   6 августа 1945г. Американский самолет с атомной бомбой на борту, предназначенной для бомбардировки Хиросимы, взлетает...
   Большие внимательные глаза ребенка, удивленно и вопросительно смотрящие на мир.
   ...Самолет летит, превращаясь в современный сверхзвуковой бомбардировщик. Слышен резкий выстрел - это преодолен сверхзвуковой барьер. Затемнение.
   
   ТАК ВОТ ЗАЧЕМ РАСЦВЕЛ НАШ ГЕНИЙ:
   ЧТОБ В САМОМ БЛЕСКЕ ВСОЕЙ МОЩИ,
   МИР ЧЕРЕЗ БЕЗДНУ ПОКОЛЕНИЙ
   ВНОВЬ ПОГРУЗИТЬ В СТИХИЮ НОЧИ.
   
   Из затемнения выплывает лирическая картина русской природы. Только что прошел дождь. В чистом и резком воздухе обнажилась красота непреходящих ценностей нашего бытия.
   
   Белый Дом. Перед сенаторами выступает Президент США Буш.
   ЭХ, ЧЕОВЕК, ЗАЧЕМ ТЫ ВСУЕ
   ДВИЖЕНЬЕ ЖИЗНИ ГОНИШЬ ВСПЯТЬ?
   
   Извержение вулкана.
   
   ...СМОТРИ, ПРИРОДА ПРОТЕСТУЕТ!
   ОНА НЕ ХОЧЕТ УМИРАТЬ.
   И ЯРОСТНО КЛОКОЧЕТ ВЕТЕР,
   И БЕШЕНЫЙ РАЗЛИВ РЕКИ,...
   
   Документальные кадры наводнений, происходящих в разных странах земного шара, снова сменяют кадры, на которых большие и внимательные
   глаза ребенка удивлено и вопросительно смотрят на мир.
   
   ...И ВСЕ РАВНО ПОДЯТСЯ ДЕТИ
   БЕЗУМСТВАМ ВЕКА ВОПРЕКИ.


    
  Шахматы - Это Наука, Спорт И...Искусство

   
   Толпы народа возле Колонного зала, где проходил матч на звание Чемпиона мира по шахматам 1985г. между Карповым и Каспаровым. Школьники, спорящие, рассматривающие партию на карманных шахматах, пенсионеры, начертившие в парке на прогулочной дорожке диаграмму шахматной партии и громко обсуждающие ее. Кадры из к/фильма Пудовкина "Шахматная горячка".
   
   - ШАХМАТЫ СТАЛИ НЕОТЪЕМЛИМОЙ
   ЧАСТЬЮ НАШЕЙ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ. О НИХ ГОВОРЯТ, СПОРЯТ, ПЫТАЮТСЯ НАЙТИ ИМ ТОЧНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ. НО ТАКЖЕ КАК ЛЮБОВЬ ИЛИ ИСКУССТВО НЕ ПОДДАЮТСЯ ТОЧНОЙ ФОРМУЛИ-РОВКЕ, ТАК И НА ВОПРОС "ЧТО ТАКОЕ ШАХМАТЫ?" НЕЛЬЗЯ ДАТЬ ОДНО-
   ЗНАЧНОГО ОТВЕТА. ПОЭТОМУ МЫ, НЕ ПЫТАЯСЬ ОБЪЯТЬ НЕОБЪЯТНОЕ, ПОПРОБОВАЛИ ПРОСЛЕДИТЬ РАЗНО-ОБРАЗИЕ СТИЛЕВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ШАХМАТНЫХ ТЕМПЕРАМЕНТОВ НА ПРИМЕРЕ ЧЕТЫРЕХ СОВЕТСКИХ ГРОС-
   СМЕЙСТЕРОВ - ЧЕМПИОНОВ МИРА.
   
   Кадры награждения Ботвинника лавровым венком в 1948 г. Его прогулки по городу. Игра в турнирах, матчах.
   
   "ПОДНИМЕМ СТАКАНЫ, СОДВИНЕМ ИХ РАЗОМ!
   ДА ЗДРАВСТВУЮТ МУЗЫ, ДА ЗДРАВСТВУЕТ РАЗУМ!
   ТЫ, СОЛНЦЕ СВЯТОЕ, ГОРИ!
   КАК ЭТА ЛАМПАДА БЛЕДНЕЕТ
   ПРЕД ЯСНЫМ ВОСХОДОМ ЗАРИ,
   ТАК ЛОЖНАЯ МУДРОСТЬ МЕРЦАЕТ И ТЛЕЕТ
   ПРЕД СОЛНЦЕМ БЕССМЕРТНЫМ УМА.
   ДА ЗДРАВСТВУЕТ СОЛНЦЕ, ДА СКРОЕТСЯ ТЬМА!"
   
   Памятник К. Минину и Д. Пожарскому в Москве. Арка здания Главного штаба в Ленинграде. Картины В. Сурикова, И. Репина, Н. Пуссена, Ж. Давида.
   
   - ИГРА БОТВИННИКА ОТЛИЧАЕТСЯ СТРОГОЙ ОРГАНИЗОВАННОСТЬЮ,
   ЯСНОСТЬЮ И ГАРМОНИЕЙ. ЕЙ ПРИСУЩИ ЧЕТКОСТЬ И УРАВНОВЕ-ШЕННОСТЬ, СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ В ЗАЩИТЕ И АТАКЕ, ЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВЕРТЫВАНИЕ СЮЖЕТА ПАРТИИ.
   
   Ботвинник награждается лавровым венком в 1960 г. Гроссмейстер в домашней обстановке, на работе среди коллег, в шахматной школе М. Ботвинника среди учеников.
   
   " СЧАСТЛИВ, КТО ПОСЕТИЛ, СЕЙ МИР
   В ЕГО МИНУТЫ РОКОВЫЕ -
   ЕГО ПРИЗВАЛИ ВСЕБЛАГИЕ,
   КАК СОБЕСЕДНИКА НА ПИР;
   ОН ИХ ВЫСОКИХ ЗРЕЛИЩ ЗРИТЕЛЬ, ОН В ИХ СОВЕТ ДОПУЩЕН БЫЛ
   И ЗАЖИВО, КАК НЕБОЖИТЕЛЬ,
   ИЗ ЧАШИ ИХ БЕССМЕРТЬЕ ПИЛ!"
   
   Награждение Таля лавровым венком. Встречи Таля с соперниками в турнирах, матчах, сеансах одновременной игры с несколькими соперниками.
   
   "...И КАК ОБУГЛЕННЫЕ ГРУШИ,
   С ДЕРЕВЬЕВ ТЫСЯЧИ ГРАЧЕЙ
   СОРВУТСЯ В ЛУЖИ И ОБРУШАТ
   СУХУЮ ГРУСТЬ НА ДНО ОЧЕЙ.
   ПОД НЕЙ ПРОТАЛИНЫ ЧЕРНЕЮТ,
   И ВЕТЕР КРИКАМИ ИЗРЫТ,
   И ЧЕМ СЛУЧАЙНЕЙ, ТЕМ ВЕРНЕЕ
   СЛАГАЮТСЯ СТИХИ НАВЗРЫД ".
   
   Картины Э. Мане, О. Ренуара, Э. Дега, К. Моне, К. Коровина, И. Грабаря. Скульптуры О. Родена.
   
  -- ПАРТИИ ТАЛЯ ПОРАЖАЮТ СВОЕЙ НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬЮ, СВЕЖЕСТЬЮ, ОНИ ОТРАЖАЮТ МГНОВЕННЫЕ, КАК БЫ СЛУЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ НА ШАХМАТНОЙ ДОСКЕ, ОЛИЦЕТВОРЯЮЩЕЙ ДЛЯ МНОГИХ ШАХМАТИСТОВ И ЛЮБИТЕЛЕЙ ШАХМАТ САМОЁ ЖИЗНЬ. ТАЛЬ УМЕЛ МГНОВЕНО РЕАГИРОВАТЬ НА НЕТОЧНОСТЬ ПРОТИВНИКА, ТОНКО ЧУВСТВОВАЛ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НЮАНСЫ СИТУАЦИИ, А ЕСЛИ ОЩУЩАЛАСЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ КОМБИНАЦИИ, НЕ ЗАДУМЫВАЯСЬ, БРОСАЛСЯ В ОГОНЬ И ДОВОДИЛ КАЖУЩУЮСЯ НЕУРАВНОВЕШЕННОСТЬ, ФРАГМЕНТАРНОСТЬ ШАХМАТНОЙ ПОЗИЦИИ ДО ЛОГИЧЕСКОГО КОНЦА - ПОБЕДЫ НАД ПРОТИВНИКОМ.
   
   Таль играет в турнире, беседует с друзьями, учениками. Гроссмейстер сидит за шахматной доской. Крупный план его лица и переход на шахматную доску. Крупно шахматные фигуры. Таль медленно передвигает их.
   
   "...КАКОЙ ИГРУШЕЧНЫЙ УДЕЛ,
   КАКИЕ РОБКИЕ ЗАКОНЫ
   ПРИКАЗЫВАЕТ ТОРС ТОЧЕННЫЙ
   И ХОЛОД ЭТИХ ХРУПКИХ ТЕЛ!
   ИНЫХ БОГОВ НЕ НАДО СЛАВИТЬ:
   ОНИ КАК РАВНЫЕ С ТОБОЙ,
   И, ОСТОРОЖНОЮ РУКОЙ,
   ПОЗВОЛЕНО ИХ ПЕРЕСТАВИТЬ".
   
   Награждение лавровым венком Карпова. Его игра в матчах, турнирах. Выступления перед многочисленными поклонниками его таланта.
   
   "...ТО НИТЬ КАЗАЛАСЬ БЕЛОЙ, ЧИСТОЙ;
   ТО ВДРУГ, ПОД МЕДЛЕННОЙ ЛУНОЙ,
   БЛИСТАЛА ТКАНЬЮ СЕРЕБРИСТОЙ,
   ПОТОМ СЛИЛАСЬ СО МГЛОЙ НОЧНОЙ.
   Я, НАКОНЕЦ, НА ТРЕТЬЕЙ СТРАЖЕ.
   ВОСТОК ОЗНАЧИЛСЯ ГОРЯ,
   И ОБАГРИЛА НИТИ ПРЯЖИ
   КРОВАВЫМ ОТБЛЕСКОМ ЗАРЯ!"
   
   Картины М. Врубеля, М. Чюрлениса, Н. Рериха, К. Петрова-Водкина.
   
   
  -- КАРПОВ КОНСТРУИРУЕТ ПАРТИЮ, СТАРАЯСЬ ПОНЯТЬ И ОТРАЗИТЬ ПОЗИЦИЮ. ОБЛАДАЯ ВИРТУОЗНОЙ ТЕХНИКОЙ, ОН ИСПОЛЬЗУЕТ МИНИМУМ СРЕДСТВ ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПРОСТЫХ, БЕЗ ЛИШНИХ УКРАШЕНИЙ, ОЗАРЕННЫХ ХОЛОДНЫМ КОСМИЧЕСКИМ СВЕТОМ "НЕТЛЕННОЙ КРАСОТЫ", ШАХМАТНЫХ КОНСТРУКЦИЙ. ГЛУБОКО ПРОНИКАЯ В СУТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФИГУР, ИЗЯЩНО МАНИПУЛИРУЯ И ЛАВИРУЯ ИМИ, КАРПОВ ОТРАЖАЕТ УТОНЧЕННЕЙШИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОЛЛИЗИИ, А КАК МЫ УЖЕ ГОВОРИЛИ: ШАХМАТНЫЕ ИДЕИ ПРОЕЦИРУЮТСЯ МНОГИМИ ЛЮДЬМИ И НА "ВНЕШАХМАТНУЮ" ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ.
   
   Карпов гуляет по городу, встречается с друзьями. Гроссмейстер показан в момент занятия одним из своих многочисленных увлечений.
   
   
   " О, ВЕСНА БЕЗ КОНЦА И БЕЗ КРАЮ - БЕЗ КОНЦА И БЕЗ КРАЮ МЕЧТА!
   УЗНАЮ ТЕБЯ ЖИЗНЬ! ПРИНИМАЮ!
   И ПРИВЕТСТВУЮ ЗВОНОМ ЩИТА!
   ПРИНИМАЮ ТЕБЯ, НЕУДАЧА,
   И УДАЧА, ТЕБЕ МОЙ ПРИВЕТ!
   В ЗАКАЛДОВАННОЙ ОБЛАСТИ ПЛАЧА,
   В ТАЙНЕ СМЕХА - ПОЗОРНОГО НЕТ!"
   
   
   Награждение лавровым венком Каспарова. Его игра в матчах и турнирах. Встреча за шахматной доской с почитателями в сеансах одновременной игры.
   
   "... БАГРОВЫЙ И БЕЛЫЙ ОТБРОШЕН И СКОМКАН,
   В ЗЕЛЕНЫЙ БРОСАЛИ ГОРСТЯМИ ДУКАТЫ,
   А ЧЕРНЫМ ЛАДОНЯМ СБЕЖАВШИХСЯ ОКОН
   РАЗДАЛИ ГОРЯЩИЕ ЖЕЛТЫЕ КАРТЫ.
   Я ЧУВСТВУЯ ПЛАТЬЯ ЗОВУЩИЕ ЛАПЫ,
   В ГЛАЗА ИМ УЛЫБКУ ПРОТИСНУЛ; ПУГАЯ
   УДАРАМИ В ЖЕСТЬ, ХОХОТАЛИ АРАПЫ,
   НАД ЛБОМ РАСЦВЕТИВШИ КРЫЛО ПОПУГАЯ".
   
   Картины М. Бекмана, К. Шмидта, Э. Нольде, Ж. Гроса. Картина "Герника" П. Пикассо.
   
  -- ЯРКИЙ ЭКСПРЕССИВНЫЙ ШАХМАТНЫЙ ТЕМПЕРАМЕНТ КАСПАРОВА ПОЗВОЛЯЕТ ЕМУ, ИСПОЛЬЗУЯ СКОРОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ФИГУР И СОЗДАВАЯ ИЗ НИХ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩИЕ СВЯЗКИ, БОМБАРДИРОВАТЬ, РАСКАЛЫВАТЬ ПОЗИЦИЮ СОПЕРНИКА, НАВЯЗЫВАЯ ЕМУ СВОЙ СТИЛЬ ИГРЫ. В РЕЗУЛЬТАТЕ РОЖДАЮТСЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-НАПРЯЖЕННЫЕ, ДРАМАТИЧНЫЕ ШАХМАТНЫЕ ПАРТИИ, ГДЕ ОБА ПАРТНЕРА ХОДЯТ ПО ОСТРИЮ НОЖА, НА ГРАНИ ПОБЕДЫ И ПОРАЖЕНИЯ. В СИЛУ ВЗРЫВНОГО, ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА ЭТИХ ПАРТИЙ, НАГРОМАЖДЕНИЯ, А ПОРОЮ ГРОТЕСКНОЙ ИЗЛОМАННОСТИ СТРУКТУРЫ ШАХМАТНЫХ ФИГУР, КАСПАРОВ, РАСКАЛЫВАЯ ВНЕШНЮЮ ОБОЛОЧКУ, ПРОНИКАЕТ В ГЛУБИННЫЕ СЛОИ ШАХМАТНЫХ ПОЗИЦИЙ, ОТКРЫВАЯ СВОИ, ТОЛЬКО ЕМУ ПОДВЛАСТНЫЕ, ШАХМАТНЫЕ ИДЕИ, СВОИ, НЕ ДОСТУПНЫЕ НИКОМУ, ШАХМАТНЫЕ МИРЫ.
   
   
   Каспаров встречается с друзьями. Его работа в шахматной школе Ботвинника-Каспарова. Занятие гроссмейстера любимыми видами спорта.
   
   "Я СРАЗУ СМАЗАЛ КАРТУ БУДНЯ,
   ПЛЕСНУВШИ КРАСКУ ИЗ СТАКАНА;
   Я ПОКАЗАЛ НА БЛЮДЕ СТУДНЯ
   КОСЫЕ СКУЛЫ ОЕКАНА.
   НА ЧЕШУЕ ЖЕСТЯНОЙ РЫБЫ
   ПРОЧЕЛ Я ЗОВЫ НОВЫХ ГУБ.
   А ВЫ НОКТЮРН СЫГРАТЬ МОГЛИ БЫ
   НА ФЛЕЙТЕ ВОДОСТОЧНЫХ ТРУБ?"
   
   
   Интервью с ленинградским профессором Альтшуллером.
   
  -- ВЫ СЧИТАЕТЕ ШАХМАТЫ ИСКУССТВОМ?
  -- ШАХМАТЫ - ЭТО, ПРЕЖДЕ ВСЕГО СПОРТ, В ОСНОВНОМ - СПОРТ И ГЛАВНОЕ - СПОРТ.
  -- А КАК ЖЕ С КРАСОТОЙ?
  -- КРАСОТА ВЕЗДЕ ЕСТЬ.