Крещатик. Фотоателье и фотографы. Очерк 1

Влад Каганов
КРЕЩАТИК.НАЧАЛО ФОТОГРАФИИ

«Все в мире существует только для того, чтобы быть зафиксированным на фотографии». Это высказывание принадлежит выдающемуся американскому философу и культурологу; литературному, художественному, театральному и кинокритику; режиссёру театра и кино, лауреату национальных и международных премий Сьюзену Зонтагу (Розенблатт ; 1933-2004)

        Сейчас любой может запечатлеть Киев одним кликом если не на цифровой камере, то уж точно на смартфоне или сделать на фоне исторического здания селфи. А в былые времена  фотографирование было отнюдь не простое дело и фотографов было немного.

          Как известно, официальной датой изобретения фотографии является 1839 год, когда известный французский физик и астроном Доминик Франсуа Араго представил на заседании Парижской академии наук общие принципы, разработанного  французским театральным художником, химиком и изобретателеи ЛУИ ДАГЕРОМ (1787 -1851) способа фотосъемки. Найденный им способ закрепления световых изображений — фотография,  получил название по имени изобретателя - «дагеротипия».

Вскоре фотография достигла берегов Днепра.
Официально считается, что первый в Киеве и, вероятно, один из первых в Украине, фотоснимков, сделал в 1852 году фотограф - англичанин РОДЖЕР ФЕНТОН(Roger Fenton ; 1819-1869).
          История поездки Роджера Фентона в Киев такова. Фентон вместе с британским художником, гравером и фотографом ДЖОНОМ БОРНОМ (John Cooke Bourne) был приглашен в Киев англичанином, инженером Чарльзом Виньола(Charles Vignoles), по проекту которого в Киеве через Днепр был построет Цепной мост, чтобы запечатлеть это замечательное творение.Кстати, длина моста составляла 777 метров, и на то время, он был одним из самых больших в мире.

24 сентября 1852 года Фентон и Борн прибыли в Киев. В Киеве Фентон фотографировал разные этапы строительства цепного моста, а также Андреевкую церковь, виды Подола и пейзажи на берегах Днепра.
В 1852 году, в Англии, Фентон представил свои фотографии, сделанные в Киеве, а в следующем,1953 году продемонстрировал их на выставке в Королевском обществе искусств.
        Сохранился и снимок Цепного моста, который сделал  Джон Борн. Правда датирован он 1855 годом.

        Поначалу делать фотографии могли лишь единицы. Дело в том, что, во-первых, съемочная аппаратура была не только дорогая, но тяжелая и громоздкая и требовала много усилий и труда. Поражали даже размеры фотокамер: те, первые, над одним снимком работали пять или даже семь часов.
        К тому же, каждый «дагерротип» (снимок на металле) стоил несколько рублей, притом что качество не всегда оказывалось удовлетворительным, поскольку выдержка при съемке составляла десятки минут, и портретируемым нужно было сохранять полную неподвижность, что, очевидно, было сложно.

        Появившаяся позже негативная фотография стоила вообще колоссальных денег -
 более 137 руб.При этом львиную долю этой суммы составляла стоимость камеры со штативом, затвором, объективом и кассетами 13х18 см., а сам технический процесс по-прежнему был черезвычайно трудоемким и неудобным. Хотя с одного негатива уже можно было сделать большое количество отпечатков высокого качества.

         С середины 1880-х годов, широко распространилась, так называемая, «фототипия». Благодаря этому, за короткое время можно было напечатать до полутора тысяч оттисков, а фотографии становятся доступными широкому кругу клиентов. Визитные карточки стоили 1 рубль, а кабинетные портреты – 3 рубля за дюжину, а если заказчик заказывал повторное копирование с готовых негативов, то такие снимки стоили еще дешевле.

        По мере того, как совершенствовалось оборудование, упрощался процесс съемки и изготовления изображения, а ядовитые химикаты перестали быть обязательными спутниками фотографа, когда дагеротипия уступила место бумажной фотографии, все больше людей вовлекалось в фотографический бизнес.

          Однако,кроме технической стороны, серьезной помехой увеличению количества фотографии, поначалу была общая атмосфера недоверия к техническим инновациям.
Любое занятие фотосъемкой требовало получения специального разрешения, отсутствие которого могло привести к неприятностям с полицией.
           Все владельцы фототехники, которым все же повезло получить разрешение, состояли на учете инспектора типографий и книжной торговли (в Киеве эта должность была введена в 1886 году). Этот инспектор ежегодно отчитывался о количестве фотокамер в городе и, по крайней мере теоретически, должен был следить за их использованием в пределах предоставленных разрешений. И это при том, что позволить себе потратить на занятие фотоделом сумму, равную годовому заработку квалифицированного рабочего мог, далеко не каждый
         И всё-таки уже в те годы находились энтузиасты.Так, по сведениям из отчета всё того же инспектора известно, что разрешения на владение фотоаппаратами для съемки видов Киева и его окрестностей получили: заведующий Киевским отделом российского технического общества инженер-технолог НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ ИКОННИКОВ; губернский секретарь ДМИТРИЙ ИВАНИЦКИЙ;  врач, профессор Киевского университета(1872-1893) ВИКТОР АНДРЕЕВИЧ СУББОТИН (1844-1898); физик,  инженер-строитель, профессор АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ЭЙХЕНВАЛЬД(1861 – 1944) и другие.
            Стоит особо отметить, отец А.А.Эйхенвальда- Александр Фёдорович Эйхенвальд (1835—1917), уроженец Митавы из еврейской семьи, уже тогда был фотографом-профессионалом, который стремился внести в свои работы элементы искусства, а сам Александр Александрович в 1890—1895 годы в качестве помощника главного инженера принял участие в строительстве и проектировании коллектора Киевской городской канализации.

          Перспективы новой технологии постепенно оценила общественность: в 1866 г. газета «Киевский телеграф» призвала к широчайшей фотосъемке пейзажей Киева.
      
ПЕРВЫЕ КИЕВСКИЕ ФОТООТКРЫТКИ

         Успехи мастеров фотографии привели к тому, что снимки научились помещать не только на бланках, но и на плотной бумаге, с графлением на обороте, наподобие открыток. На такие фото вполне можно было наклеить марку и отправить по почте.
       Основными покупателями открыток с видами киевских достопримечательностей были, как и сегодня, гости города, охотно раскупавшие их на память.

        Первые почтовые открытки с видами Киева появилисьв 1895 году. Вплоть до конца столетия вся задняя сторона почтовых карточек предназначалась только для адреса, а само послание писали на лицевой. На фотооткрытках места для текста на лицевой стороне не оставалось, и его перенесли на заднюю сторону. Туда же с 1902 года начали наклеивать марки, чтобы не портить изображение. Задняя сторона открытки к 1907 году окончательно разделилась на две части: одна – для послания, другая – для адреса.

         Характерной особенностью старых открыток является разнообразие сюжетов. Здесь и общие виды Киева, и широко известные архитектурные и исторические памятники: церкви, монастыри, учебные заведения,театры,а также  городские пейзажи и дальние уголки пригородов, и даже Лукьяновская тюрьма (трудно представить себе такую фотографию в современном комплекте открыток).
        Кроме того, фиксировались события городской жизни: базары,бытовые сценки,  торжественные открытия памятников, парады,проезд царственных гостей.

         Как правило, фотооткрытки украшались художественной виньеткой.
         Всего, с 1895 по 1918 год, ставший в отечественной истории «рубиконом», было издано в общей сложности почти 5 тысяч сюжетов с киевскими мотивами.

Больше всех выпустил почтовых открыток с видами Киева и окрестностей - киевский фотограф и издатель ДМИТРИЙ ТИМОФЕЕВИЧ МАРКОВ.

        Его отец- ТИМОФЕЙ ЕГОРОВИЧ МАРКОВ- один из первых киевских фотографов, в 1865 году открыл фотоателье - на углу Крещатика 58 и Бибиковского бульвара, (дом Коломийцева), а позднее, с мая 1895 года - на Крещатике 6 (дом Кейль).
        Мать- В. В. Маркова, была родственницей украинского ученого, ректора Киевского университета св.Владимира Михаила Александровича Максимовича (1804-1873).
          
        Дмитрий Марков, переняв от отца искусство фотографии, в мае 1895 года открыл фотоателье на Крещатике,41, и, одним из первых в городе, наладил выпуск художественных открыток с портретами артистов, видами города, а также фоторепродукции с картин выдающихся художников. 
         При этом, в начале он печатал пробные фотоокрытки с каким-то изображением, и если сюжет пользовался спросом, то «картинка» шла в типографию для серийной печати, после чего отдельные фотокарточки и наборы появлялись в книжных магазинах и на открытых лотках. Стоили, изданные им черно-белые открытки 5 копеек, цветные — гривенник. Еще в 3 копейки обходилась почтовая марка.
         Таким образом Марков выпускал в год до 30-36 тысяч открыток.
    

КАК ВЫГЛЯДЕЛ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА КИЕВСКИЙ ФОТОСАЛОН? 
   
          Во-первых, яркая вывеска над дверью, съемочный павильон с отоплением и электрическим светом.
        Реквизит на любой вкус - кресло, журнальный столик, трость, веер, книга или альбом, букет цветов, бутылка вина, детские игрушки. Декорации также - в лесу, у озера, в горах.
Когда клиент наконец определялся, как хочет быть сфотографирован, маэстро начинал колдовать возле прямоугольного ящика на треноге.

        Но это лишь парадная сторона дела. На самом деле тогдашнее фотоателье было целой мини-фабрикой. Ее «цеха»: лаборатория обработки и высушивания снимков, склад химических реактивов, помещение для хранения паспарту. Обязательным было и специальное помещение-архив. Фотографы на протяжении многих лет хранили все негативы: вдруг какой-то клиент захочет снова напечатать фотографии.

        Ещё одна комната- кабинет владельца фотосалона или наемного управляющего. Здесь обычно стояли сейф с печатью фирмы и деловой документацией, письменный стол с чернильным прибором, пресс-папье, телефон и шкаф с книгами и журналами о фотоделе.
       В каждом фотоателье также была комната или две для художников-ретушеров. У женщин на снимках они «убирали» морщины, мужчинам «подправляли» взгляд на более мужественный, а детям дорисовываем ангельские улыбки.

      Фотограф открывал ателье и сначала сам обслуживал клиентов. Если дело продвигалось, нанимал двух-трех помощников, и понемногу всю текущую работу перекладывал на них. Количество работников колебалась от трех до 12. Ученики, набравшись опыта, часто отправлялись в «свободное плавание» и открывали собственные студии. И становились конкурентами бывшего шефа.

Для клиентов- посещение фотосалона было значительным событием. Дамы  демонстрировали лучший наряд из своего гардероба, кавалеры- парадные мундиры, украшения, часы и другие атрибуты достатка и успеха. Обычно клиенты приходили в ателье без предварительной договоренности с фотографом.

Те, кто по-богаче, не ездили к фотографу, а приглашали его к себе. Фотосессию заказывали по случаю свадьбы, рождения детей, семейных праздников. Поводом для съемки также  становились: окончание учебного заведения,  получение очередного воинского звания, покупка дома или автомобиля. Известный человек, который приехал в гости к хозяину, - тоже повод пригласить фотомастера.
Иногда фотографа звали на предприятие заказчика. Так делали обычно по случаю юбилея фирмы или для рекламных целей.

         Чаще всего заказывали визитные карточки - 6х10 см, и кабинетные - 11х16. Дюжина (12 штук) - первых, наклеенных на паспарту с логотипом фотоателье, стоила 3 руб., а дюжина следующих - 6. Заметим, что за 2 руб. тогда можно было купить пуд (16 кг) гречки, за 4 - индейку или пару сапог.
Малоимущие заказывали миньоны 3х5 см, по 2 руб. за дюжину. Срок исполнения- неделя. Готовую работу заказчики забирали сами. Богатые присылали курьера.

        Фотомастера соревновались в рекламировании своих услуг на страницах местных газет. Большую часть таких объявлений занимал перечень предлагаемых услуг и наград на выставках, если такие были. А дальше каждый старался подчеркнуть преимущества собственного заведения, указывая поченые звания и награды, полученные владельцем заведения
Так, извесные фотомастера братья АНДРЕЙ и ВЛАДИМИР ЛЮДВИГОВИЧ ГУДШОН и АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ ГУБЧЕВСКИЙ, фотоателье которых располагалось на улице Прорезной 23, были не только совладельцами одного из лучших фотоателье городе, но сообщали, что работают «с шиком»: имеют не один павильон, как у всех, а два. Один для дневной съемки, второй - «электрический для моментальных снимков вечером». Они также привлекали наличием лифта: «сановной публике не придется утруждать себя преодолением лестницы на второй и третий этажи.»

 О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЕТ ФОТОГРАФИЧЕСКИЙ БЛАНК

Разглядывая старинные фотопортреты, мы обращаем внимание на детали одежды, позы, прически людей, изображенных на снимках,но не всегда уделяем внимание оборотной стороне – фотографическому бланку. Между тем фотографический бланк - это особый мир, со своим языком и символикой, где ничего не изображено просто так, для красоты: все подчинено своим строгим правилам.
         Фотобланк – это своеобразный «послужной список» фотографа, где литографическим способом напечатано его имя и/или название мастерской, адрес (с начала XX века указывался и номер телефона), и, наконец, все награды и регалии, полученные владельцем заведения на различных выставках, где и когда  они проводились.
Фотография XIX века – искусство нескольких мастеров: фотографа, художника, литографа. На бланках всевозможных цветов, от нежно-розового до темно-коричневого и даже черного с золотой обрезкой по краю, где затейливый шрифт переплетался с растительным орнаментом. Довольно часто на бланках встречаются изображения мольберта, палитры, кистей для рисования, которые должны были подчеркнуть принадлежность фотографа к миру искусства. Если фотограф был выпускником, например, Московского училища живописи, ваяния и зодчества, то он помещал на бланке слово «художник», а лишь следом следовало обозначение его занятия «фотограф».

ИСПОЛЬЗОВАНА ИНФОРМАЦИЯ

       Геннадій Казакевич  «Аматорська фотографія в Києві на рубежі ХІХ-ХХ ст.»