В нас вносят вирусы с детства

Борис Гендельман 2
 
Хорошее образование – это когда люди получают знания вместе с объяснением, которое они готовы усвоить. Ведь многие факты, которые мы, особенно в детские годы, получаем без объяснений, остаются в нас, подобно вирусам, и избавиться от них уже невозможно. Подсознательно мы используем этот багаж фактов, считая их верными, хотя на самом деле они ложны и часто "ставят нам подножку".

Всё это из-за того, что в детстве и юношестве нас пичкали всевозможными "непреложными" истинами, не объясняя их. С тех пор они отпечатаны внутри, и деться от них некуда. Как ни старайся, ты не властен над тем, что в тебе отпечатано.

А потому всякая вещь должна сопровождаться ясным объяснением. Не надо путать человека витиеватыми построениями, основанными на высшей математике, – он должен получить понятную, доступную трактовку, а иначе знания превращаются в лозунги, в аксиомы и не продвигают его вперед. Развиваться надо посредством здравого смысла, когда человек хорошо усваивает объяснения. А кроме того, надо поддерживать адекватный темп, чтобы избыток информации не блокировал способность к усвоению.

Правильное образование лишено бездоказательных фактов. Ведь люди не смогут верно применять их, а избавить их от этого балласта очень тяжело. Невозможно работать с фактами, если тебе неизвестны их причины и следствия. В таком случае они не позволяют составлять общую картину реальности. Вместо этого человек относится к ним как к незыблемым законам.

А между тем, в реальности вообще нет законов – мы сами создаем их в себе. Рождаясь, я, по необходимости, начинаю формировать картину мира, связывая друг с другом его части. Ведь мы происходим из разбиения, и вся наша действительность состоит в том, чтобы собирать мозаику ее частей – на всех уровнях, на всю глубину, от этого мира до Бесконечности, постоянно добавляя всё новые качественные и количественные штрихи. Ведь картина эта многомерна. Далее...

Так вот, ультимативно диктуя человеку, как складывать те или иные части, я ставлю его на ложный путь, и он продолжает действовать по указке, поскольку не умеет сам проводить анализ и находить связь. Вместо готовых ответов и голых фактов, я должен дать ему учение, методику, руководство к действию.

Вот почему современное образование терпит крах. Ведь мы штампуем "солдат", умелых "работников", а не по-настоящему творческих людей, умеющих собирать кусочки мозаики.

Вопрос: Нельзя ограничиваться одними фактами, даже если они верны?

Ответ: Дело не в фактах. Человеку нужны не просто знания – он должен развивать свой разум, складывать вещи, которые до него еще никто не сложил. Ему нужно привить подход, новую программу, позволяющую самостоятельно, в себе формировать картину реальности.

Ребенок не научится на действиях, к которым его принуждают, – это дает очень ограниченный эффект. Если я что-то говорю ему, то обязан объяснить, почему это так. Иначе я вношу в него еще один "вирус", и он не сможет рационально использовать эту "истину", отчеканенную внутри. До конца его жизни она будет всплывать в подсознании, вызываемая соответствующим контекстом, и только смерть тела положит этому конец.