Миниатюра - великая и ужасная

Ящик Инструментов
О причинах появления на свет этой статьи догадаться не сложно. Абсолютное большинство

  конкурсных работ МФ ВСМ на «прозе» пишутся в жанре миниатюры. Но многие писатели,

 критики, филологи и другие, причастные к литературному миру часто задаются вопросом: А

 является ли миниатюра отдельным жанром? Быть может, она всего лишь форма недоразумения,

 возникшая в результате нехватки у авторов времени на творчество, отказов издательств

 принимать большое количество знаков в печать (краска нынче дорогая) и других нелепостей?

 Не волнуйтесь, - это не совсем так. Во-первых, миниатюра – все-таки жанр, да еще какой.

 Сложный, не всем доступный, в силу хотя бы особенностей мировосприятия автора. Давайте

 покопаемся в деталях, дьявол-то, как известно, в мелочах.



 Не берусь судить сам о том, когда же и где зародился жанр миниатюры. На сей счет

 есть множество мнений. Например, ряд исследователей называет первооткрывателем жанра

 лирико-философских миниатюр в русской литературе И.С.Тургенева с его "Стихотворениями в

 прозе". Против этого справедливо возражает К.С.Сахаров, который считает, что "краткость

 тургеневских миниатюр находится в прямой зависимости от избранной им формы", т.е.

 притчи, аллегории, лирической элегии и т.д. Образцом жанра лирико-философской миниатюры

 К.С.Сахаров считает короткий рассказ Бунина, но это не механически сокращенный большой

 рассказ. Характеристическими признаками "краткого" рассказа нужно считать совершенно

 неразвитый сюжет, отсутствие традиционных завязок, развязок и т.п. Данное утверждение

 представляется весьма убедительным: следует разграничивать жанр "стихотворение в прозе"

 как жанр лирический и жанр рассказов-миниатюр как жанр эпический. Не путайте и не

 смешивайте их. И если для лирической миниатюры жанрообразующим фактором является

 чувство, мысль, переживание автора, т.е. лирическое начало или сюжет, то для миниатюры

 эпической - фабула, ряд событий, имеющее пространственно-временную протяженность. При

 этом, как отмечает И.А.Смирин: "хронотоп миниатюры проявляет тенденцию к сужению, к

 сжатию до одномоментности, до масштабов точки, то есть, время и пространство внутреннего

 мира миниатюры становятся в идеале неопределенными, нефиксированными, универсальными".


 Переходя к жанровым признакам миниатюры, я хочу отметить обязательную краткость

 формы, как внешний и необходимый. Тем не менее он не является достаточным. От того, что

 вы написали «малобукав» - ваше написанное еще не стало миниатюрой. Трудность работы в

 этом жанре заключается в искусстве воплотить в малом объеме большой смысл. Автор не

 имеет права вставить в текст ни одной буквы, если она не работает на его сообщение

 человечеству. Каждое слово миниатюры должно доказывать, подчеркивать, усиливать и

 символизировать идею – краеугольный камень любого литературного произведения. Одним из

 стимулирующих моментов развития жанра миниатюры было, как отмечал В.А.Келдыш, тяготение

 к "более обобщенному и концентрированному изображению действительности". Жанр миниатюры

 - это своеобразный показатель мастерства, ибо в выборе этого жанра проявляется

 стремление, желание, умение писателя насытить предельно малый объем значительным

 содержанием, которое, подчиняясь требованиям формы, концентрируется, сгущается,

 уплотняется. Анализируя художественное пространство миниатюры, Д.С.Лихачев писал:

 "Средневековый человек стремится как можно полнее, шире охватить мир, сокращая его в

 своем восприятии, создавая "модель" мира - как бы микромир". Стремясь заключить в тесные

 рамки миниатюры модель своего мира, писатель сталкивается с неразрешимым противоречием -

 кризисом содержания и формы. Уступая содержанию, писатель может или расширить миниатюру,

 тем самым уничтожить её как жанр, или создать цикл миниатюр - парадоксальное и

 уникальное жанровое образование, позволяющее при сохранении формы (иногда чисто внешнем)

 выразить целостность миросозерцания.


 Теперь, когда вы в голове, ну, а я в тексте попытались уложить – что же за зверь

 такой наша миниатюра, перейдем к более практическим моментам. Все это хорошо, малый

 объем, концентрированное содержание и некая мистическая «модель мира», но как же писать

 миниатюру? Чем руководствоваться? Как не наделать кучу обидных типических ошибок,

 свойственных почти всем начинающим авторам. Ответ на последний вопрос – скорее всего

 никак =) Но все же стоит попытаться, правда, обязательно держа в голове мысль о том, что

 ошибки – это нормальный этап становления писателя.


 Для начала структурируем миниатюры по типам изложения:

 1. ОПИСАНИЕ. Посвящена одной – единственной зарисовке. Это либо описание природы, либо

 чувств людей, которые увидели нечто, оставившее неизгладимое впечатление. Фонд часто

 проводит конкурсы именно для таких миниатюр, которые пишутся по картинам различных

 художников.


 2. СИТУАЦИЯ. Чисто фабульная миниатюра. Напомню, у нас есть ряд событий, протяженных во

 времени и имеющих причинно-следственные связи. В этом случае очень важно и весьма

 непросто сохранить трехчастную структуру или композицию: Завязка - Развитие –

 Кульминация + Развязка.


 3. ПРИТЧА. Рождается в тех случаях, когда писатель сводит богатство индивидуального,

 личностного опыта - к общечеловеческому, внеиндивидуальному; мир образов - к системе

 символов. Само по себе – это не плохо, но стоит внимательно следить за тем, чтобы не

 произошла подмена понятий и глобальность содержания не привела к раздутию объема и, как

 следствие, нарушению необходимого жанрового условия.


 Теперь еще раз прокрутите в голове все, что вам стало известно о миниатюре и, садясь

 писать, постарайтесь соблюсти следующие условия:

 1. Определите тип изложения, не стоит пытаться «описывать» некую «ситуацию»,попутно

 выводя из нее мораль «притчи». У вас ограничен запас по объему, – не забывайте.


 2. Определите идею. Для этого нужно ответить на простой вопрос, который повергает

 большинство начинающих писателей в ужас: О чем ваше произведение? Ответ должен быть

 одной короткой фразой. Никаких растеканий по древу.


 3. Продумайте композицию. Совсем по простому. Завязка всегда отвечает на вопросы: кто?

 где? когда? Кульминация всегда выигрышна, если она неожиданная. Развязка всегда отражает

 исход событий, выводы, мораль. Это, так сказать, голый и неинтересный скелет. Схема. Но

 она присутствует всегда. Мастерство же автора  заключается в умении нарастить поверх

 стандартной схемы необычные описания. Чтоб читатель забыл анализировать, а только

 сопереживал.

 4. Отшлифуйте стилистику. В миниатюре особенно важно сделать текст изобразительным, дать

 читателю увидеть, услышать, ощутить написанное. Подробно стилистические приемы будем

 разбирать позже, а пока просто почитайте признанных авторов и старайтесь подражать.


 5. Сделайте редактуру. Уберите все лишнее, все, что не работает на идею и не является

 необходимым. Просто читайте каждое предложение, потом вычеркивайте его целиком или

 частично и задавайте себе вопрос: Можно ли без этого обойтись?


 6. Перечитайте написанное. Идея доказана? Если да – смело посылайте миниатюру на конкурс

 или в издательство и никогда не бойтесь низких конкурсных позиций или отказов в

 публикации – они тоже являются необходимым и неизбежным этапом вашего писательского

 развития.